Как студенты видят будущее университетов

11 февраля 2022
 
Доклад ЮНЕСКО о перспективах высшего образования

Опрос показал, чего ждут от университетов к 2050 году.

В рамках приоритетной задачи ЮНЕСКО по изучению будущего образования удалось выявить, каким студенты видят будущее университетов и высшего образования. В ходе опросов более чем 700 респондентов со всего света, проведённых в 2020 – 2021 годах обозначились несколько ключевых направлений, в которых опрошенные ожидают увидеть изменения: технологии, социальное равенство и инклюзия, гибкость и универсальность образовательных программ, рынок труда, изменение климата. Респонденты также отметили негативные последствия пандемии, но обозначили и положительные векторы развития образования и общества.

Все эти тенденции можно описать одним словом — одним главным ожиданием от университета и высшего образования будущего: «связность». Участники проекта считают, что образование как таковое формируется не только учебными заведениями, но и совместным созданием «учебных путей» при непосредственном участии студентов. Помимо этого, глобальные процессы должны быть также взаимосвязаны с местными сообществами. 

Студенты хотят стать лучшими коммуникаторами и сотрудниками, чтобы способствовать процветанию технологически взаимосвязанного мира, в котором образование проходит через всю жизнь человека и требует постоянного повышения квалификации. Специалисты в нём должны не только соответствовать изменчивому рынку труда, но и быть в состоянии служить глобальным и местным сообществам в совместном их развитии и решении возникающих проблем.

 

Основные тенденции

Университетский кампус не претерпит существенных изменений, но будет дополнен технологиями, которые, в свою очередь, окажут положительное влияние на инклюзивность и доступность высшего образования.

Технологии также сыграют важную роль в увеличении «рыночных характеристик» высшего образования, но это приведёт не только к улучшению качества образования, но и к большему расслоению общества по уровню образованности.

Студенческая мобильность в будущем лишь укрепит академические связи между университетами. Будет пересмотрена система степеней. Благодаря виртуальным формам мобильности, студенты будут иметь возможность по-разному взаимодействовать с мировым научным сообществом. Иными словами, технологии и международные степени позволят уравнять страны и университеты между собой.

Студенты хотят видеть расширение взаимоотношений «преподаватель – ученик». Преподаватели должны будут быть не только специалистами в своей области, но и посредниками, тьюторами, мотиваторами, популяризаторами науки. Сами же студенты будут более гибкими и активными в вопросах выбора научного и карьерного пути в зависимости от своих реалий.

Изменение климата – один из основных вопросов, вызывающих всеобщую озабоченность, особенно в связи с тем, что оно не освещается в современных учебных программах высшего образования. На это необходимо будет обратить особенное внимание в будущем.

Роль университетов в повышении социального и экономического статуса (иными словами — в качестве социального лифта) сохранится. Так как безработица является одной из крупнейших угроз миру будущего, особенно в свете увеличения численности населения нашей планеты и последствий четвёртой промышленной революции, роль университета в подготовке молодых людей к рынку труда будет первостепенной. Из-за этого станет активно развиваться и поддерживаться концепция обучения на протяжении всей жизни. Необходимость соответствовать динамически меняющемуся рынку труда поставит перед молодыми людьми задачу гибкого переключения между профессиями и навыками, так что в приоритете окажутся программы пере- и повышения квалификации.

 

Связь с российской действительностью

Идея глубокого исследования развития общественной роли университетов имеет первостепенное значение и для России. Вопрос формирования в нашей стране особенной системы приоритетов в рамках трансформации высшего образования, которая учитывала бы не только локальные, но и глобальные тенденции, сегодня стоит остро. При этом с 2017 года Ассоциация составителей рейтингов (АСР) и рейтинговое агентство RAEX готовят и публикуют ежегодный Московский международный рейтинг университетов «Три миссии университета», в котором впервые в международной практике университеты оцениваются не только по образовательным и научным показателям, но и по качеству взаимодействия с обществом. 

«Основные положения доклада ЮНЕСКО созвучны идеям наших проектов, посвящённых изучению общественной роли университетов. Принцип "укрепления позиций образования как общественного и общего блага" составляет основу идеологии Московского международного рейтинга "Три миссии университета". В рамках дискуссии с участием ректоров ведущих отечественных и зарубежных университетов мы стараемся нащупать подходы к определению общественных целей образования, выработке общих и взаимозависимых перспектив высшей школы с учетом экологических и социальных вызовов, на которых может базироваться новый общественный договор в области образования», — считает генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов, советник президента Российского Союза ректоров Дмитрий Гришанков.

В упомянутой дискуссии приняли участие и лидеры ведущих мировых университетов, чьи комментарии по поводу будущего образования созвучны выводам доклада ЮНЕСКО.

«Нам нужна система высшего образования, которая отвечала бы и на местные, и на глобальные вызовы — система, что может подготовить не только поколения профессионалов, учёных и исследователей к решению насущных проблем и научить их распоряжаться теми знаниями, умениями и академическими ресурсами, которые у нас есть, но и мудрых и этичных лидеров будущего», — отметила в эксклюзивном интервью для «Трёх миссий» вице-канцлер Кейптаунского университета Мамокгети Факенг (совсем скоро полная версия интервью будет опубликована на Rating Review), подчеркнув важность «связности» между образованием, ролью в нём студента и вызовами, стоящими перед глобальным миром и местным сообществом.

Важность повышения уровня вовлечённости студентов и преподавателей в жизнь университета и образования отметил в интервью и почётный президент Мюнхенского технического университета Вольфганг А. Херрманн. Он «всегда воспринимал университет как слугу общества. Для того, чтобы наилучшим образом служить обществу, мы должны создавать и поддерживать в университете научную атмосферу, являющуюся лучшей средой для научных и технологических открытий. Многие ключевые события в науке и технике произошли по воле случая, однако вероятность сделать прорывное открытие выше, когда у вас есть атмосфера и критическая масса науки и инженерии. Просто «создать» открытие в течение года или двух значительно труднее».

 

Методология

Результаты опроса 741 респондента со всего света, участников 55 фокус-групп, состоявшихся в 2020 – 2021 гг. в рамках приоритетной задачи ЮНЕСКО по изучению будущего образования, впервые опубликованы на портале University World News. 502 студента и 239 представителей высшего образования рассказали, что они думают об университете будущего и чего ждут.

Опрос проведён в рамках глобальной инициативы ЮНЕСКО по будущему высшего образования. Проект включает консультации с мировыми экспертами в области высшего образования, результаты которых опубликованы в докладе Thinking Higher and Beyond: Perspectives on the futures of higher education to 2050, а также публичные обсуждения, в которых в течение 2021 года приняли участие более 1200 человек. 

Автор — Ксения Зиновьева

Источник: ООО «РАЭКС-Аналитика», https://raex-rr.com/education/universities/UNESCO_future_education
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы