Рейтинг лучших вузов России RAEX-100, 2021 год

29 сентября 2021
 
Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ.

 

Резюме

Десятый ежегодный рейтинг лучших вузов России RAEX-100 зафиксировал «пробуксовку» показателей международной интеграции и снижение заработка вузов от дополнительных программ. Впрочем, падение могло бы быть и большим, но на выручку вузам пришли онлайн-технологии. Из всех типов вузов наилучшую динамику в рейтинге 2021 года продемонстрировали медицинские и педагогические университеты, развитие которых провозглашено одним из ключевых приоритетов российского образования.

 

Рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) выпустило юбилейный, десятый рейтинг вузов России. Пять лидеров рейтинга сохранили свои позиции: как и годом ранее, возглавил список МГУ им. М.В. Ломоносова, далее следуют МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбГУ и НИУ ВШЭ. МГУ показал высший результат по всем трем группам критериев рейтинга (качество образования, востребованность выпускников работодателями и научная деятельность). У ближайших преследователей Московского университета разные драйверы успеха. НИЯУ МИФИ наиболее высокую оценку получил за научно-исследовательскую деятельность, СПбГУ – за качество образования, НИУ ВШЭ – за востребованность выпускников работодателями. А успех МФТИ базируется сразу на двух факторах – по качеству образования и научной деятельности Физтех опередил все вузы России, кроме МГУ. В топ-10 рейтинга два изменения: МГТУ им. Н.Э. Баумана опередил МГИМО, и занял шестую позицию, а на восьмое место поднялся Томский политехнический университет, обошедший СПбПУ Петра Великого. Рост Бауманки объясняется повышением уровня зачисленных абитуриентов, а также интенсификацией сотрудничества вуза с работодателями. Что же касается Томского Политеха, то он продемонстрировал более динамичный рост статистических показателей образовательной деятельности, чем его визави из Санкт-Петербурга.
Всего в рейтинг RAEX-100 вошли университеты из 31 региона России. Явным лидером по количеству участников рейтинга является Москва: 32 вуза из первой сотни находятся в столице (31 годом ранее). Широко представлены Санкт-Петербург (11 учреждений), Московская и Томская области (по 5 вузов) и Татарстан (4 вуза). По три университета из числа лучших расположены в Воронежской, Курской, Ростовской, Самарской и Тюменской областях.

Рост доступности

За прошедший год доступность высшего образования в целом по стране повысилась. Доля первокурсников в вузах из рейтинга RAEX-100, зачисленных на бюджетной основе, выросла: в 2020/21 году она составила в среднем 58,4%, тогда как годом ранее – 56,8%. Что же касается платного обучения, то впервые за всё время составления рейтингов RAEX средняя стоимость учебы на первом курсе в вузах-участниках рейтинга не выросла.
Доступность образования зависит не только от уровня вуза и региона его расположения, но и от интересующей абитуриента сферы. Если посмотреть на соотношение бюджетного и платного приема у участников рейтинга RAEX, то очевиден огромный дисбаланс между возможностями абитуриентов, выбирающих техническую стезю, и молодых людей, стремящихся изучать социальные и гуманитарные науки. Так, в технических вузах из рейтинга RAEX доля бюджетного приема за год выросла с 67,0% до 71,7%. В свою очередь, в экономических и гуманитарных вузах доля первокурсников, зачисленных на бюджетной основе, напротив, сократилась с 33,7% до 31,3%. Спрос абитуриентов на направления, связанные с экономикой и управлением, продолжает оставаться очень высоким. Это наглядно иллюстрируется и тем фактом, что социогуманитарные вузы во главе с МГИМО доминируют в топ-10 вузов по стоимости платного обучения. При этом в десятке самых «дорогих» вузов нет ни одного технического университета.
Высокий платежеспособный спрос наблюдается также на медицинское образование: ведущие медицинские вузы – Сеченовский университет, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова – входят в топ лидеров по стоимости платного обучения. Что же касается бюджетного обучения по медицинским специальностям, то в ближайшие годы ожидается резкий рост студентов-целевиков. В прошлом году президент Владимир Путин объявил о существенном изменении порядка приёма в медвузы, в результате которого целевыми станут 70% бюджетных мест по специальности «лечебное дело» и 75% мест по специальности «педиатрия». Надо сказать, целевой прием на медицинские направления и до заявления президента явно выделялся на фоне других специальностей. По результатам приемной кампании 2019/2020 года доля целевиков среди будущих медиков составляла 25,5%, в то время как по всем другим вузам рейтинга RAEX доля целевого приема в среднем находилась на уровне 7,5%.
Медицинские вузы нарастили присутствие в рейтинге RAEX-100. В публикуемый список вошли сразу 15 медуниверситетов, тогда как год назад в сотне лучших их насчитывалось 13. К традиционным преимуществам медицинского образования, высокой обеспеченности студентов штатными преподавателями и популярности среди иностранных студентов, в прошлом году добавились и другие факторы успеха. Среди них – рост бюджета в расчете на студента (в среднем на 20% за год), увеличение объема привлеченных средств от программ дополнительного профессионального образования (рост свыше 70%).

Социальный вектор

Один из главных выводов рейтинга 2021 года – укрепление позиций вузов, готовящих специалистов для социально значимых сфер – это медицина, педагогика и сельское хозяйство. Интересно, что если медицинские вузы и ранее демонстрировали высокую конкурентоспособность, то синхронное улучшение позиций педагогических и аграрных вузов в рейтинге RAEX-100 наблюдается впервые. Роста в рейтинге 2021 года добились оба вуза сельскохозяйственного профиля, представленные в рейтинге RAEX: РГАУ – МСХА имени К. А. Тимирязева поднялся на 56-е место с 62-го, а Ставропольский ГАУ переместился на 59-ю позицию с 60-й.
Но главным бенефициаром нового выпуска рейтинга следует признать педагогические университеты: в 2021 году позиции в рейтинге улучшили все семь вузов, специализирующихся на подготовке учителей. Этому сопутствует благоприятный информационный фон, который в последние годы стал складываться для данной сферы. Российскому правительству предписано «уделить самое пристальное внимание современной подготовке будущих учителей». В этом году количество бюджетных мест по педагогическим специальностям рекордно увеличится, превысив прошлогодний показатель более чем на четверть (38,4 тыс. мест очной формы обучения против 30,5 тыс. мест годом ранее). Кроме того, государство объявило о выделении 10 млрд. рублей на капремонт зданий и техническое переоснащение педагогических университетов.
Наблюдаемый рост вузов педагогического профиля в рейтинге RAEX 2021 года связан с целым рядом причин. Во-первых, финансирование большинства из них увеличилось – как в расчете на студента, так и в абсолютных цифрах (важную роль сыграло увеличение объема грантов по линии научных фондов). Во-вторых, почти во всех рассматриваемых вузах повысилось качество приёма – и на бюджетные, и на платные места поступили абитуриенты с более высокими результатами ЕГЭ, чем в ходе приемной кампании 2019 года. Третий фактор – повышение оценки педагогических вузов по группе критериев «сотрудничество с работодателями».

Публикации превыше всего

Данные рейтингов RAEX последних лет свидетельствуют: наибольшего прогресса российские вузы достигли в области научных публикаций, индексируемых в зарубежных наукометрических базах. За пять лет количество публикаций на одного научно-педагогического работника в среднем по топ-100 вузов России выросло в 3,5 раза. Еще более стремительная динамика наблюдается в области цитирования научных работ: среднегодовое количество цитирований на одного НПР по топ-100 за последние пять лет выросло примерно в семь раз. К слову, такого взрывного роста, как по цитированию, у вузов из топ-100 рейтинга RAEX не наблюдается более ни по одному измерению.
Пандемия коронавируса не оказала заметного негативного эффекта на публикационную активность вузов. Даже напротив, в условиях, когда была остановлена работа многих лабораторий по всему миру, у ученых высвободилось время на подготовку публикаций на основе ранее полученных данных, отмечает руководитель лаборатории гибридной нанофотоники и оптоэлектроники Университета ИТМО Сергей Макаров. «Научное сообщество стало больше использовать всевозможные онлайн-платформы для подготовки совместных научных публикаций, проведения обсуждений, вычислений, и многих других процессов, которые ранее привычнее было проводить офлайн», - поясняет Макаров.

Международная интеграция сбавила обороты

Еще один показатель, демонстрировавший уверенный рост все последние годы, – доля иностранных студентов. Как известно, этот параметр прочно зашит в систему показателей популярных глобальных рейтингов, и стремление вузов нарастить иностранный контингент не в последнюю очередь продиктовано мотивами улучшения позиций в международных табелях о рангах. За пять лет, с 2014 по 2019 год, среднее значение по топ-100 увеличилось более чем на треть – с 8,1% до 11,7%, при том что наращивание доли было свойственно не только лидерам, но и середнякам рейтинга. В 2020 году из-за эпидемических ограничений рост показателя значительно замедлился: средний результат составил 11,9%. Вместе с тем, год назад участники рейтинга давали более печальный прогноз и даже ожидали радикального снижения показателя. Однако этого не произошло – сохранить международную интеграцию помогли дистанционные образовательные технологии и онлайн-форматы. Так, Северо-Кавказский федеральный университет дистанционно привлек 130 иностранных преподавателей и экспертов для чтения лекций, проведения летних/зимних школ, мастер-классов и семинаров для сотрудников и студентов, реализации совместных образовательных программ, участия в конференциях, рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. НИУ ВШЭ, несмотря на пандемию, увеличил набор иностранных студентов на 12%, переведя все процессы по привлечению в цифровой формат. «Мы подписали около 20 новых международных соглашений, запустили программы международной студенческой онлайн-мобильности, провели в онлайн-формате международную олимпиаду для школьников на 4 тысячи участников, ведем переговоры по заключению новых программ двух дипломов и ежемесячно проводим научные конференции с участием зарубежных ученых», – сообщил проектор НИУ ВШЭ Иван Простаков. А в Университете ИТМО отмечают, что интерес иностранных абитуриентов к поступлению в университет и обучению в России не уменьшился, но вопрос в формате обучения. «Большинство абитуриентов ориентируются на приезд в Россию и обучение в оффлайн-формате. В это же время, отмечается тенденция активного развития сетевых программ. В частности, в Китае отмечаются интерес к тому, чтобы по иностранным программам учиться внутри Китая, никуда не выезжая», – говорит Марина Серова, директор Центра обучения иностранных студентов Университета ИТМО.
Несмотря на то, что вузы компенсировали негативное влияние пандемии за счет дистанционных технологий, из-за закрытия границ ощутимо сократилась средняя доля студентов, проходящих стажировки за рубежом - с 0,78% до 0,66%. Стажировки в каждом случае – это индивидуальный проект конкретного кандидата и принимающей стороны, и возникали организационные сложности, поясняет Екатерина Тулугурова, начальник управления международных образовательных программ Университета ИТМО. При этом в Университете ИТМО продолжают реализовываться программы двойного диплома, которые были созданы до 2020 года.

Что в минусе: болевые точки

Главная проблема в развитии высшей школы в России – кадровые сокращения. Исторически советские (и затем российские) вузы выгодно отличались от зарубежных конкурентов тем, что были лучше обеспечены кадровыми ресурсами – в России на одного преподавателя вуза приходилось меньше студентов, чем в большинстве зарубежных университетов. По обеспеченности студентов научно-педагогическими кадрами российские вузы не уступают немецким и китайским университетам и превосходят по этому показателю Великобританию, сообщалось в аналитических материалах рейтинга «Три миссии университета» 2020 года. Однако российские вузы имеют риск потерять это конкурентное преимущество. Снижение соотношения численности профессорско-преподавательского состава (ППС) в расчете на 100 студентов – длительный долгосрочный тренд, затронувший всю высшую школу России. Если взять за точку отсчета 2013 год – период, сопряженный со стартом проекта 5-100, – то тогда на 100 студентов российских вузов в среднем приходилось 8,33 преподавателя. Впоследствии показатель участников рейтинга RAEX ежегодно ухудшался, и к 2020 году данное соотношение снизилось до 6,94.
Объяснений данной тенденции можно найти множество, но почти все они так или иначе связаны с деньгами. Это и новые правила подушевого финансирования вузов, и «майские указы», требовавшие повышения доходов преподавателей. Не последнюю роль в негативной тенденции сыграли и зарубежные рейтинги, на которые ориентировались университеты. Чтобы получить лучшую оценку по удельным показателям, вузам было выгодно иметь низкую численность НПР.
Данные RAEX фиксируют устойчивое падение количества штатных преподавателей в расчете на 100 студентов, и есть основания полагать, что предел еще не достигнут. В частности, проректор РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Штыхно считает, что оптимизация кадрового состава продолжится: «С учетом использования IT-технологий, которое было резко стимулировано пандемией COVID-19, российские вузы постепенно увеличивают соотношение числа студентов и преподавателей, соответственно, сокращая обратное соотношение – число преподавателей на одного студента. Это естественный процесс, который будет продолжаться еще несколько лет».

Еще одна негативная тенденция – на этот раз краткосрочная – снижение в 2020 году объема средств, полученных вузами от программ дополнительного профессионального образования. Этот показатель войдет в число критериев Минобрнауки для оценки успешности участия вузов в широко обсуждаемой сейчас программе «Приоритет-2030». По данным RAEX, выручка от реализации программ ДПО в среднем по топ-100 вузов за год сократилась с 142,7 до 130,7 млн рублей. Интересно, что сегодня наиболее востребованы программы экономических вузов – один вуз за счет программ ДПО в среднем зарабатывает около 700 млн рублей, тогда средняя цифра для технических вузов составляет всего около 100 млн рублей.
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, говорит, что падение объема дохода от ДПО можно объяснить как минимум двумя факторами. «Основные заказчики ДПО – это компании, организующие переобучение или повышение квалификации своих сотрудников. В 2020 году у многих компаний вследствие влияния пандемии был ограничен бюджет, и компании выбирали расходы на обеспечение эпидемиологической безопасности, а не на дополнительное образование сотрудников», – говорит Рудской. Второй фактор – ограниченность ресурсов: весной 2020 года все силы преподавателей СПбПУ были брошены на удержание качества образования по основным программам при переводе их в дистанционный формат, что оттянуло их внимание и время от традиционных курсов ДПО. «В 2020 г. многие дополнительные программы готовились к полноценному переводу в онлайн. Полагаем, что в этом году они выйдут на рынок и сбалансируют потери прошлого года», – заключает Рудской.
Сейчас рынок ДПО постепенно восстанавливается, в целом ожидания от 2021 года находятся примерно на уровне 2019 года, отмечает Дмитрий Штыхно. Дмитрий Волков, первый заместитель декана Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, также считает, что рынок будет расти, но при этом мы никогда не вернёмся к той ситуации, которая была до ковида: «Рынок очистится от многих неэффективных игроков. Исключительно очного формата обучения больше не будет, а многие работали в этом формате».

Государство меняет приоритеты

Выход десятого, юбилейного выпуска рейтинга вузов RAEX совпал с изменением приоритетов развития высшей школы России – как ожидается, 2020-е годы будут сильно отличаться от прошедшего десятилетия. 2010-е годы прошли под девизом форсированного развития научных исследований и углубления международной интеграции. Правда, полноценно участвовать в предложенной инициативе смогли далеко не все вузы – когорта вузов, вовлеченных в программу повышения конкурентоспособности и получавших дополнительное финансирование от государства, была ограничена 21 вузом, участвовавшим в проекте «5-100» с совокупным бюджетом свыше 80 млрд. рублей. Рейтинг RAEX свидетельствует, что участники проекта закрепились на ведущих позициях по части развития научных исследований – в топ-10 субрейтинга по научно-исследовательской деятельности вошли сразу 8 фигурантов проекта «5-100» (а также МГУ и СПбГУ, которые в проекте не участвовали). В целом, вузы из проекта «5-100» достигли значительного отрыва от основной массы российских вузов. По количеству научных публикаций в расчете на НПР участники программы повышения конкурентоспособности в 4,3 раза превосходят остальные вузы России. Значительным выглядит превосходство и по средней численности аспирантов в расчете на 100 студентов – у вузов, участвовавших в программе «5-100», показатель составил 4,93, тогда как по остальным университетам значение этого параметра ниже в 1,7 раза – 2,82.
Теперь, похоже, практика раздачи привилегий для узкого круга избранных уходит в прошлое. В этом году стартует программа «Приоритет 2030», которую Минобрнауки называет самой масштабной программой по поддержке вузов в истории России. В «Приоритете» будет намного больше участников, чем в проекте «5-100». Так, по условиям программы не менее чем 100 образовательных организаций будут получать гранты в размере не менее 100 млн. рублей в год (и это только базовая часть гранта). К участию допускаются не только классические, но и отраслевые вузы – транспортные, медицинские, аграрные, педагогические и др. На сегодняшний день подробные детали реализации новой инициативы еще не известны. Но уже сейчас официально объявлено, что фокус внимания будет направлен на поддержку региональных вузов, чтобы дать возможность развиваться тем, кто ранее не участвовал в государственных программах. Впрочем, ответить на вопрос, в какой степени это поможет сократить разрыв между вузами, возможно будет ближе к 2030 году – сроку, на который рассчитана программа.

Таблица 1. Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 (2021 год)

 
Место, 2021 год Место, 2020 год Название Рейтинговый функционал (балл) Условия для получения качественного образования, ранг Уровень востребованности выпускников работодателями, ранг Уровень научно-исследовательской деятельности, ранг
1 1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова 4,6645 1 1 1
2 2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) 4,6108 2 9 2
3 3 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" 4,5793 5 5 4
4 4 Санкт-Петербургский государственный университет 4,4828 3 11 9
5 5 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" 4,4764 6 4 12
6 7 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) 4,4089 8 2 13
7 6 МГИМО МИД России 4,2847 4 7 34
8 9 Национальный исследовательский Томский политехнический университет 4,2022 7 14 11
9 8 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 4,1415 12 12 8
10 10 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 3,9531 14 6 25
11 11 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет 3,9409 11 20 7
12 12 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 3,9364 18 10 14
13 14 Финансовый университет при Правительстве РФ 3,9169 15 3 35
14 13 Университет ИТМО 3,9006 9 42 5
15 16 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова 3,8957 13 8 36
16 17 Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС" 3,8636 21 13 10
17 15 Национальный исследовательский Томский государственный университет 3,7947 10 53 3
18 20 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России 3,7295 17 19 15
19 19 Российский университет дружбы народов 3,6739 16 24 17
20 18 Казанский (Приволжский) федеральный университет 3,6520 20 28 6
21 23 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) 3,4946 23 15 27
22 26 Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова Минздрава России 3,4081 22 21 28
23 21 Сибирский федеральный университет 3,3912 28 18 19
24 24 Национальный исследовательский университет "МЭИ" 3,3680 29 17 20
25 25 Дальневосточный федеральный университет 3,3185 27 22 22
26 22 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина 3,1530 31 16 48
27 28 Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России 3,1135 25 40 38
28 27 Южный федеральный университет 3,1120 37 29 16
29 29 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ 2,9962 24 32 100
30 32 Московский государственный лингвистический университет 2,9664 19 52 89
31 30 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского 2,9631 35 70 18
32 37 Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 2,9616 36 25 52
33 36 Санкт-Петербургский горный университет 2,9610 26 61 33
34 34 Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет 2,9164 41 33 24
35 38 Московский педагогический государственный университет 2,9088 34 31 60
36 31 Санкт-Петербургский государственный экономический университет 2,8731 33 36 63
37 42 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена 2,8585 30 46 54
38 40 Белгородский государственный национальный исследовательский университет 2,8215 51 39 21
39 35 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" имени В.И. Ульянова (Ленина) 2,7669 32 79 41
40 33 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 2,6342 44 38 65
41 - Казанский государственный медицинский университет Минздрава России 2,6059 55 23 77
42 39 Новосибирский государственный технический университет 2,5948 53 51 31
43 47 Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н. Туполева-КАИ 2,5943 39 81 40
44 - Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова Минздрава России 2,5942 38 49 80
45 43 Воронежский государственный университет 2,5926 40 58 49
46 41 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва 2,5879 73 41 23
47 50 Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева 2,5105 46 92 37
48 45 Российский государственный гуманитарный университет 2,4587 42 60 85
49 44 Алтайский государственный университет 2,4574 56 66 43
50 46 Самарский государственный медицинский университет Минздрава России 2,4550 43 74 73
51 54 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 2,4542 67 26 76
52 56 МИРЭА - Российский технологический университет 2,4507 94 37 29
53 48 Пермский национальный исследовательский политехнический университет 2,4480 72 48 32
54 58 Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" 2,4433 47 99 45
55 49 Уфимский государственный нефтяной технический университет 2,4273 65 27 87
56 62 Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева 2,4215 49 80 61
57 51 Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России 2,4022 48 62 88
58 52 Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова 2,3679 62 57 50
59 60 Ставропольский государственный аграрный университет 2,3630 102 34 44
60 53 Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники 2,3576 86 68 26
61 57 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 2,3347 64 77 39
62 55 Государственный университет "Дубна" 2,3120 54 101 53
63 64 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова 2,3085 90 30 81
64 - Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова Минздрава России 2,2637 50 95 91
65 69 Московский государственный областной университет 2,2327 61 82 69
66 76 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России 2,2131 52 90 108
67 59 Самарский государственный технический университет 2,1895 121 43 47
68 65 Курский государственный медицинский университет Минздрава России 2,1813 70 50 109
69 73 Московский городской педагогический университет 2,1806 45 142 90
70 63 Национальный исследовательский университет "МИЭТ" 2,1723 57 153 42
71 72 Технологический университет (г. Королёв) 2,1698 83 72 62
72 75 Петрозаводский государственный университет 2,1690 76 88 57
73 78 Донской государственный технический университет 2,1677 66 63 96
74 81 Северо-Кавказский федеральный университет 2,1664 95 47 74
75 66 Тюменский государственный университет 2,1507 75 78 71
76 67 Волгоградский государственный университет 2,1480 81 87 59
77 77 Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта 2,1461 68 113 51
78 79 Томский государственный архитектурно-строительный университет 2,1100 59 106 113
79 87 Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Минздрава России 2,1095 85 44 132
80 68 Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко Минздрава России 2,1093 77 56 118
81 74 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского 2,1088 98 117 30
82 70 Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева 2,0781 87 76 83
83 83 Казанский национальный исследовательский технологический университет 2,0741 82 126 46
84 89 Уральский государственный медицинский университет Минздрава России 2,0575 74 86 102
85 80 Государственный университет управления 2,0541 60 94 152
86 95 Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 2,0374 58 124 124
87 - Курский государственный университет 2,0353 130 35 114
88 92 Государственный гуманитарно-технологический университет 2,0276 84 67 123
89 71 Тюменский индустриальный университет 2,0191 118 45 101
90 88 Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова 2,0185 101 85 70
91 84 Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России 2,0181 63 91 148
92 99 Государственный социально-гуманитарный университет 2,0121 92 55 140
93 96 Волгоградский государственный технический университет 2,0055 127 59 68
94 82 Воронежский государственный технический университет 2,0010 122 69 66
95 90 Тюменский государственный медицинский университет Минздрава России 1,9864 93 83 98
96 93 Тихоокеанский государственный университет 1,9805 71 100 129
97 91 Российский новый университет (РосНОУ) 1,9690 69 118 105
98 85 Юго-Западный государственный университет 1,9497 119 105 55
99 - Московский политехнический университет 1,9356 79 104 138
100 86 Алтайский государственный технический университет имени И.И. Ползунова 1,9248 117 65 110

Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Таблица 2. Лучшие вузы по условиям для получения качественного образования*

Ранг Название
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова  
1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3 Санкт-Петербургский государственный университет
4 МГИМО МИД России
5 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
6 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
7 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
8 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
9 Университет ИТМО
10 Национальный исследовательский Томский государственный университет
11 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
13 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
14 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
15 Финансовый университет при Правительстве РФ
16 Российский университет дружбы народов
17 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России
18 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
19 Московский государственный лингвистический университет
20 Казанский (Приволжский) федеральный университет

* * - основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: "уровень преподавания", "международная интеграция", "ресурсная обеспеченность", "востребованность среди абитуриентов".
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Таблица 3. Лучшие вузы по уровню востребованности выпускников работодателями*

Ранг Название
  Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
3 Финансовый университет при Правительстве РФ
4 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
5 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
6 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
7 МГИМО МИД России
8 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
9 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
10 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
11 Санкт-Петербургский государственный университет
12 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
13 Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"
14 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
15 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
16 Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина
17 Национальный исследовательский университет "МЭИ"
18 Сибирский федеральный университет
19 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России
20 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

* - основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей "сотрудничество с работодателями" и "качество карьеры выпускников".
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Таблица 4. Лучшие вузы по уровню научно-исследовательской деятельности*

Ранг Название
  Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
2 Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
3 Национальный исследовательский Томский государственный университет
4 Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"
5 Университет ИТМО
6 Казанский (Приволжский) федеральный университет
7 Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
8 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
9 Санкт-Петербургский государственный университет
10 Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"
11 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
12 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
13 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
14 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
15 Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России
16 Южный федеральный университет
17 Российский университет дружбы народов
18 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
19 Сибирский федеральный университет
20 Национальный исследовательский университет "МЭИ"

* - основанием для ранжирования служат результаты вузов при оценке по группам показателей: "научные достижения", "научно-исследовательский потенциал" и "исследовательская инфраструктура".
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Топ-5 негосударственных вузов России, 2021 г.*

Место, 2021 год Место, 2020 год Название Рейтинговый функционал (балл)
1 1 Российский новый университет (РосНОУ) 100,0
2 2 Белгородский университет кооперации, экономики и права 97,3
3 3 Московский социально-педагогический институт 91,4
4 5 Московский университет имени С.Ю. Витте 77,3
5 4 Медицинский университет «Реавиз» 76,9

* - рассматривались вузы, реализующие программы бакалавриата или специалитета не менее чем по трём направлениям подготовки.
Источник: рейтинговое агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика).

Методологические подходы к составлению рейтинга

Цель составления рейтинга вузов – оценка способности вузов обеспечивать выпускникам высокое качество знаний, навыков и умений, исходя из условий для их получения и результатов применения.
Рейтинг лучших вузов России RAEX-100 – интегральная оценка качества подготовки выпускников вуза, определяемая количественными параметрами их образовательной и научно-исследовательской деятельности и качественными характеристиками, отражающими мнение ключевых референтных групп: работодателей, представителей академических и научных кругов, а также студентов и выпускников. В качестве статистической информации используются данные анкетирования вузов, наукометрические показатели и сведения из открытых источников. В рейтинге не могут участвовать вузы творческой и спортивной направленности, а также силовых ведомств. Оценке подлежат только головные вузы, их филиалы не рассматриваются составителями рейтинга.
Для справки: в 2021 г. в анкетировании приняли участие 180 вузов, в 2020 г. – 164 вуза, в 2019 г. – 158 вузов, в 2018 г. – 145 вузов. В опросах 2021 года приняли участие 70 тыс. респондентов.

Определение рейтингового функционала происходит на базе анализа следующих интегральных факторов:

  1. Условия для получения качественного образования (вес = 0,5).
  2. Уровень востребованности выпускников работодателями (вес = 0,3).
  3. Уровень научно-исследовательской деятельности (вес = 0,2).

Значение каждого из интегральных факторов определяется группами показателей, которые в свою очередь объединяют показатели, характеризующие важнейшие аспекты деятельности вуза. Веса групп в рамках рейтингового фактора «условия для получения качественного образования» составляют 0,25. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень востребованности выпускников работодателями» составляют 0,5. Веса групп в рамках рейтингового фактора «уровень научно-исследовательской деятельности» распределены следующим образом: «научные достижения» – 0,5, «научно-исследовательский потенциал» – 0,3, «исследовательская инфраструктура» – 0,2. Веса каждого из показателей представлены в таблице №1.
По каждому показателю производится расчет индекса, характеризующего позицию вуза относительно других участников рейтинга. Расчет индексов по каждому показателю производится путем сравнения количественного показателя вуза со средним значением данного показателя по всем вузам, участвующим в рейтинге. Экстремально высокие значения количественных показателей, выявляемые экспертным путем, исключаются при расчете среднего показателя.
Индексы показателей рассчитываются по шкале от 1,0 балла (минимальная оценка) до 5,0 балла (максимальная оценка). При расчете индексов по итогам опросов целевых аудиторий используется аналогичная шкала.
Методика рейтинга регулярно обсуждается с представителями ведущих вузов России и дорабатывается с учетом высказанных мнений. В 2020-2021 годах рейтинговое агентство RAEX провело серию экспертных обсуждений методологии ежегодного рейтинга лучших вузов России RAEX-100, в том числе в заочном формате. 28 января 2021 года состоялось онлайн-совещание экспертного совета рейтингов вузов RAEX. В рабочей встрече приняли участие свыше 40 авторитетных экспертов в области высшего образования, среди них представители Министерства науки и высшего образования РФ, а также представители более чем 20 ведущих российских университетов – МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, НИЯУ МИФИ, СПбПУ Петра Великого, ИТМО, РУДН, РНИМУ им Н. И. Пирогова, К(П)ФУ, УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, МГТУ им. Баумана, НИТУ «МИСиС», РАНХиГС, РЭУ им. Г. В. Плеханова, МАИ, СКФУ и других.

С учетом мнений участников экспертных обсуждений были приняты следующие решения:

  1. Объединить критерии «Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе» и «Средний балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами». Новое название критерия – «Средневзвешенный балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе, а также с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами».
  2. Добавить в систему критериев следующие показатели:
    • «Доля ППС с учеными степенями в общем количестве ППС» (вес 1%) в группу «Уровень преподавания»;
    • «Количество защит кандидатских диссертаций в диссертационных советах в отчетном году в расчете на 100 обучающихся программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки»;
    • «Отношение численности обучающихся по программам аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки к численности студентов» (вес 0,8%) в группу «Научно-исследовательский потенциал».
  3. Исключить из системы критериев следующие показатели:
    • «Объем безвозмездной материальной помощи вузу от физических и юридических лиц в календарном году».
    • «Оценка студентами и выпускниками потенциала научного творчества учащихся»
  4. Перераспределить веса оставшихся критериев с учетом добавления и исключения показателей.

Рейтинг вузов России RAEX успешно прошел международный аудит IREG Observatory on Academic Ranking and Excellence. Агентство RAEX (РАЭКС-Аналитика) получило право использовать знак «Одобрено IREG» (IREG Approved), подтверждающий, что методология рейтинга вузов России, процедуры его подготовки и представление результатов отвечают высоким стандартам качества.

Критерии

Источник

Вес, %*

 

1. УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (50%)

 Группа: уровень преподавания (12,5%)

1

Численность штатных ППС на 100 студентов

Анкеты вузов

2,50

2

Процент штатных преподавателей – членов государственных академий наук национального уровня

Анкеты вузов

1,50

3

Доля ППС с учеными степенями в общем количестве ППС

 Анкеты вузов

1,00

4

Количество побед студентов вуза в международных студенческих олимпиадах**

 Данные сайтов международных олимпиад

2,50

5

Оценка представителями академических кругов уровня преподавания в университетах

Данные опроса академических кругов

5,00

 Группа: международная интеграция (12,5%)

6

Оценка представителями академических кругов уровня международной интеграции университетов

Данные опроса академических кругов

3,13

7

Доля иностранных студентов-очников, %

Анкеты вузов

3,13

8

Доля студентов-очников, обучающихся по программам с зарубежными вузами, ведущим к получению двух дипломов, в текущем учебном году, %

Анкеты вузов

3,13

9

Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, прошедших обучение за рубежом не менее семестра (триместра), в общей численности студентов, обучающихся по очной форме обучения, %

Анкеты вузов

3,13

 Группа: ресурсная обеспеченность (12,5%)

10

Объем финансовых средств в расчете на одного студента, тыс. рублей

Анкеты вузов

5,00

11

Индекс эндаумент-фонда (рассчитывается на основании объема целевого (эндаумент) фонда вуза и количества жертвователей средств для эндаумент-фонда с момента основания)

Анкеты вузов

2,50

12

Оценка представителями академических кругов уровня ресурсного обеспечения образовательного процесса

Данные опроса академических кругов

5,00

 Группа: востребованность среди абитуриентов (12,5%) 

13

Средняя базовая стоимость обучения на первом курсе по очным программам бакалавриата и специалитета, тыс. рублей в год

Анкеты вузов

3,13

14

Доля студентов, принятых на основании участия / победы в олимпиаде, без других вступительных испытаний, %

Анкеты вузов

3,13

15

Средневзвешенный балл ЕГЭ студентов, зачисленных по общему конкурсу на очную форму обучения в вуз по программам бакалавриата и специалитета на бюджетной основе, а также с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами

Анкеты вузов

6,25

2. УРОВЕНЬ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (30%)

 Группа: качество карьеры выпускников (15,0%)

16

Оценка студентами и выпускниками качества прикладных знаний и навыков выпускников

Сведения из опросного листа для студентов и выпускников

1,67

17

Оценка студентами и выпускниками способности выпускников университета приобретать новые знания и навыки

Сведения из опросного листа для студентов и выпускников

1,67

18

Число выпускников, занимающих руководящие должности в крупнейших компаниях России (список RAEX-600)

Отчетность эмитентов и информация, предоставленная компаниями

1,67

19

Средний уровень дохода выпускников вуза, тыс. рублей

Данные мониторинга трудоустройства выпускников Минобрнауки РФ

1,67

20

Оценка работодателями качества прикладных знаний и навыков выпускников

Данные опроса компаний-работодателей

1,67

21

Оценка работодателями способности выпускников университета эффективно работать на управленческих и административных позициях

Данные опроса компаний-работодателей

1,67

22

Оценка работодателями возможностей выпускников вуза для карьерного роста

Данные опроса компаний-работодателей

1,67

23

Оценка студентами и выпускниками уровня преференций выпускников университета на рынке труда

Сведения из опросного листа для студентов и выпускников

1,67

24

Оценка студентами и выпускниками конкурентоспособности вуза

Сведения из опросного листа для студентов и выпускников

1,67

 Группа: сотрудничество с работодателями (15,0%)

25

Доля студентов, проходивших в завершенном учебном году подготовку на базовых кафедрах, организованных при вузе, %

Анкеты вузов

3,75

26

Объем средств, привлеченных вузом за счет реализации дополнительных профессиональных программ в отчетном году, млн рублей

Анкеты вузов

3,75

27

Оценка работодателями интенсивности сотрудничества вуза с работодателями

Данные опроса компаний-работодателей

3,75

28

Оценка студентами и выпускниками интенсивности сотрудничества вуза с работодателями

Сведения из опросного листа для студентов и выпускников

3,75

 

3. УРОВЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (20%)

 Группа: научно-исследовательский потенциал (6,0%)

29

Объем бюджета, привлеченного на НИОКР за год, млн рублей

Анкеты вузов

2,00

30

Объем финансирования по грантам, выделенным вузу РФФИ и РНФ начиная с 2017 года, млн рублей

Анкеты вузов

0,80

31

Индекс вовлеченности обучающихся в НИОКР (рассчитывается на основе доли занятых в НИОКР обучающихся, а также среднего размера оплаты труда обучающихся по проектам НИОКР за год)

Анкеты вузов

0,80

32

Количество защит кандидатских диссертаций в диссертационных советах в отчетном году в расчете на 100 обучающихся программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки

Анкеты вузов

0,80

33

Отношение численности обучающихся по программам аспирантуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки к численности студентов

Анкеты вузов

0,80

34

Оценка академическим, научным и инновационным сообществами общего уровня научно-исследовательской активности вузов

Данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества

0,80

 Группа: научные достижения (10,0%)

35

Количество публикаций за последние пять лет в научных журналах, индексируемых в зарубежных базах данных, на одного НПР

Расчеты RAEX на основании наукометрических показателей

1,82

36

Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, в среднем на одну статью, согласно зарубежным базам данных

Расчеты RAEX на основании наукометрических показателей

1,82

37

Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно зарубежным базам данных

Расчеты RAEX на основании наукометрических показателей

1,82

38

Количество цитирований статей, изданных за последние пять лет, на одного НПР, согласно РИНЦ

Расчеты RAEX на основании наукометрических показателей

0,91

39

Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ популярности научных публикаций сотрудников университета

Данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества

1,82

40

Оценка представителями академического, научного и инновационного сообществ успешности коммерциализации разработок университетов

Данные опроса академических кругов, данные опроса научного сообщества

1,82

 Группа: исследовательская инфраструктура (4,0%)

41

Оценка представителями научного и инновационного сообществ инфраструктуры для научных исследований

Данные опроса научного сообщества

1,33

42

Количество работающих при вузе лабораторий, конструкторских и проектно-конструкторских подразделений

Анкеты вузов

1,33

43

Количество инновационных подразделений вуза

Анкеты вузов

1,33

* - веса указаны с округлением до сотой доли процента.
** - список олимпиад:

  1. ACM International Collegiate Programming Contest.
  2. International Mathematics Competition for University Students.
  3. SIAM Student Paper Competition & SIAM Student Paper Prizes.
  4. The Mathematical Contest in Modeling.
  5. The University Physics Competition.
  6. Green Brain of the Year Contest.
  7. The World Universities Debating Championships.
  8. Belgrade Business International Case Competition.
  9. John Molson Undergraduate Case Competition.
  10. McGill Management International Case Competition.
  11. Network of International Business Schools Worldwide Case & Business Plan Competitions.
  12. The Philip C. Jessup International Law Moot Court Competition.
  13. Northern Eurasia Programming Contest (полуфинал ACM International Collegiate Programming Contest).
  14. Международная студенческая олимпиада по криптографии NSUCRYPTO.
  15. Международный инженерный чемпионат Case-in.
  16. Международный студенческий турнир естественных наук.
  17. Global Investment Banking Valuation Olympiad
  18. LafargeHolcim Awards
Источник: ООО «РАЭКС-Аналитика», https://raex-a.ru/rankings/vuz/vuz_best_2021
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы