Чтоб им жить на одну зарплату!

13 марта 2015
 
Глава Минтруда Максим Топилин призвал не платить пенсии работающим пенсионерам, которые получают в месяц больше 83 тысяч рублей

Министерство труда хочет лишить обеспеченных граждан трудовых доходов. Глава ведомства Максим Топилин призвал не платить пенсии работающим пенсионерам, которые получают в месяц больше 83 тысяч рублей. Предложение прозвучало в парламенте и, судя по отсутствию возражений, это дело уже решенное.

Старики дорого обходятся федеральной казне. В прошлом месяце пришлось корректировать размеры страховых пенсий исходя из инфляции в 11,4% за 2014 год. А в бюджете Пенсионного фонда было предусмотрено всего 7,5%. К тому же из-за кризиса фонд недополучит страховых взносов, в связи с чем Госдуме уже предложено госрасходы на выплату пенсий увеличить на 188 млрд рублей.

С выплатой пенсий сам Пенсионный фонд не справляется, поскольку имеет в бюджете почти триллионную дыру. Попытки реформировать пенсионную систему залатать ее не смогли. И вот теперь Минтруд предлагает фактически экспроприировать кровно заработанные пенсионные счета граждан, чтобы уменьшить дефицит пенсионного бюджета и сократить расходы федеральной казны. Для чего с 2016 года отменить выплату пенсий работающим пенсионерам, чей ежегодный доход выше 1 млн рублей, то есть зарплата — 83 тысячи рублей в месяц.

Конечно, это не самые бедные люди. Высокие зарплаты есть в торговле, ТЭК, банковской сфере. Но в Москве, к примеру, немало квалифицированных преподавателей и врачей получают примерно столько. По данным Минтруда, таких «пенсионеров-миллионеров» 220 тысяч. Министр Максим Топилин предложил способ облегчить им карманы: «Если человек за год имеет заработок в 1 млн рублей, через два месяца Пенсионный фонд будет принимать решение о приостановке выплаты пенсии. Если за следующий годовой период заработок будет меньше 1 млн, то пенсия будет выплачиваться».

По подсчетам чиновников, эта мера даст в бюджет ПФР около 145 млрд рублей за три года. Из них порядка 100 млрд пойдет на повышение пенсий, а 45 млрд — чистая экономия.

Сложнее определить выгоду от другого предложения Минтруда: отменить наследование накопительной части пенсии. В пенсионной реформе 2002 года, когда вводился обязательный накопительный элемент, именно это «наследование» звучало привлекательно.

Возможность оставить пенсионные накопления детям и внукам считалась большим плюсом. А что теперь?

Как выяснилось, в «копилке» кот наплакал. Среднегодовой доход от инвестирования накопительной части неизменно оказывается ниже среднегодовой инфляции. К тому же наследникам эти деньги достанутся только в одном случае — если человек умер до начисления ему пенсии. Это гипотетическое право напоминает ироничную рекламу торговой сети: «Если вы в полнолуние третьего числа окажетесь третьим на кассе, то получите...» Так что от этой новации ПФР получит навар в виде бульона из-под яиц.

Возможно, у большинства населения не вызовет особого возмущения отмена выплаты пенсий высокооплачиваемым работникам. Как, впрочем, и лишение потенциальных наследников накопительной части пенсии. А вот многочисленные учителя, врачи и культработники, которым Минтруд хочет отказать в досрочном выходе на пенсию, способны поднять бучу. Сейчас учителям для досрочного выхода на пенсию достаточно 25 лет стажа, как и сельским врачам, а городским немного больше — 30 лет. Эти льготы были предоставлены еще на заре советской власти, в 1925 году, и объяснялось это «моральным выгоранием» — достаточно прочитать «Педагогическую поэму» Макаренко. Может, чиновники считают, что сейчас педагоги не «выгорают», поэтому им нужно повышать пенсионный возраст?

Эта инициатива, по данным Минтруда, затронет около 20 тысяч человек в год. Сколько можно сэкономить на отмене им досрочных пенсий — ведомство не указало. В целом же расходы фонда на досрочные пенсии составляют 10% ПФР, то есть около 400 млрд рублей.

Голос

Оксана Дмитриева, первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам

— Предложения Минтруда могут дать ПФР экономию примерно в 30 млрд рублей. Но может быть и обратный эффект. Скажем, хорошо зарабатывающие пенсионеры, которые были самыми законопослушными, теперь постараются скрыть часть легальных доходов. Тем более что если до сих пор они зарабатывали себе на пенсию в зависимости от суммы уплаченных взносов, то с этого года ситуация изменилась. Для пересчета пенсий учитывается не весь заработок, а только до 27 тысяч рублей.

Пострадает категория квалифицированных специалистов, научных работников, профессоров, у которых случаются гонорары за лекции, научные статьи. По сути это носители инновационного потенциала. Эти люди нередко получают гранты, но сегодня они есть, а завтра нет. Или, допустим, зарабатывает человек 80 тысяч, а завтра ему присылают гонорар. И что же, прощай, пенсия?

Все это дает грошовую экономию, которая не стоит социального напряжения в обществе. А выход есть. Я сторонник полной отмены накопительной части пенсии. Это сразу прибавит в бюджет 400-500 млрд рублей в год. И второй серьезный резерв для пополнения ПФР — платить социальные взносы в фонд по прогрессивной шкале. Ведь сейчас только с первых 60 тысяч рублей заработка платятся 22%, а со всей остальной суммы — 10%. Допустим, топ-менеджер получает полмиллиона в месяц и только из-за пониженной ставки недоплачивает фонду 53 тысячи рублей. В ПФР не идут поступления с миллиардных доходов, например, с вознаграждения членов советов директоров, бонусов, так называемых золотых парашютов. Мы говорим о прогрессивной шкале налогообложения, но почти не обсуждаем, что у нас социальный взнос в ПФР регрессивный. Но почему бедные и средние должны нести большую долю затрат?

Наиболее высокооплачиваемые специалисты составляют 10% работников, но на них приходится 36,8% начисленной зарплаты. Если бы весь фонд зарплаты облагался по ставке в 22%, то ПФР дополнительно получал бы по 500-600 млрд рублей ежегодно. И дыры бы не было.

Источник: "Труд", http://www.trud.ru/article/13-03-2015/1323051_chtob_im_zhit_na_odnu_zarplatu.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы