Моногородов в Карелии станет меньше

01 июля 2014
 
Министерство труда России, кажется, нашло способ, каким образом подвигнуть россиян к трудовой мобильности

Социологи давно зафиксировали такую психологическую закономерность как нежелание россиян менять место жительства. Даже в тех кризисных ситуациях, когда местные предприятия закрываются, создание новых рабочих мест не предвидится, люди всё равно не рискуют страгиваться с насиженных мест. Что, в общем-то, объяснимо. У большинства из них имеется жильё, полученное ещё, как правило, в советские годы. Люди обросли дачами, огородами, гаражами, погребами. Устоявшийся ритм жизни совершенно их устраивает. И потому бросаться в неизвестность, мало кто из семейных людей рискует. Тем более что если переезжать, то на то требуются большие деньги, которых у людей небогатых, живущих обычно от получки до получки, просто не бывает. Потому если и возможна трудовая миграция, то оплачивать её должно государство, заинтересованное в перераспределении трудовых ресурсов по стране. Хотя тут тоже загвоздка существует, государство оно, конечно, заинтересовано в разумном распределении людских ресурсов, но при частнокапиталистическом способе производства сам собственник должен думать о развитии своего дела, соответственно и комплектование кадров для своего производства – это только его инициатива.

Однако в некоторых случаях государство, особо и не желая того, всё же вынужденно и деньги вкладывать, и административный ресурс применять, чтобы снимать социальное напряжение в умирающих населённых пунктах. Речь идёт о промышленных моногородах. Для Карелии тема эта более чем актуальная. Обычно когда речь заходит о моногородах республики, то вспоминаются десять городов и посёлков, в которых проживают почти четверть населения Карелии. Жители этих поселений производят порядка 80 процентов промышленной продукции, внося в общереспубликанскую копилку примерно 20 процентов доходов. То есть цифры свидетельствуют, что десять моногородов являются мощной промышленной основой экономики Карелии (в этом списке не только города, но и посёлки типа Вяртсиля в Сортавальском районе или Пиндуши в Медвежьегорском). Чаще всего, когда речь заходит о проблемных социально-экономических точках Карелии, вспоминается посёлок Надвоицы Сегежского района, где чуть было не закрылся алюминиевый завод. Благодаря усилиям правительства республики, прежде всего настойчивости губернатора Карелии Александра Худилайнена, производство алюминия на Надвоицкого заводе совсем не прекратится, а спутниками его станут ещё два предприятия, которые будут пользоваться производимой на НАЗе продукцией.

В среде специалистов, занимающихся проблемами моногородов, в том числе и в Карелии, нет общей оценки: все ли десять городских и сельских поселений республики называемых моногородами следует включать в это число. Когда список формировался в 2009 г., то в него похоже на всякий случай включили большее число поселений, чем было целесообразно, в том смысле, что как минимум пять моногородов из десяти не попадали в классификацию по заданным федеральным центром параметрам. А тогда условием ставилось, что 25 процентов экономически активного населения моногорода (монопоселения) работают на одном градообразующем предприятии либо на этом предприятии производилась бы половина отгружаемой городом продукции.

Уже в 2011 г. правительство Карелии, пересмотрев прежде наспех свёрстанные планы, вносило коррективы и направляло в Министерство регионального развития России, которое тогда занималось моногородами (до 2013 г.), ходатайство об исключении пяти населённых пунктов республики из федерального перечня моногородов. Это были города Лахденпохья, Пудож, плюс посёлки Пиндуши, Надвоицы и Вяртсиля. Надо заметить, что такое решение возникло на основе федеральных требований соответствия населённых пунктов понятию «моногорода». Однако так случилось, что письменное обращение правительства Карелии по каким-то причинам отклика не нашло и потому в статотчётности продолжали фигурировать с тех пор десять карельских городов и посёлков. Сейчас можно сказать, что для жителей Надвоиц это оказалось благом.

Однако мало кому не понятно, что все 342 российских моногорода, столько их в 2009 г. попало в реестр, не смогут выжить, поскольку здешние предприятия, вокруг которых функционирует социальная жизнь, должны быть закрыты по причине их экономической не востребованности. Чтобы защитить местных жителей сейчас разрабатывается программа переселения к новым местам работы. Предлагается в частности такой способ, когда бы государство оплачивало работодателям сертификаты на привлечение рабочих сил из проблемных территорий. Точной стоимости такого сертификата пока нет, но примерно это будет 225 тысяч рублей. На эти деньги предполагается организовать переезд желающих того граждан к новому месту жительства и работы. По подсчётам Минтруда названная сумма покроет 75 процентов расходов работодателя на переезд, переобучение и обустройство работника на новом месте. Соответственно остающиеся 25 процентов предприятие должно само внести. Но именно государственный бюджет, выходит, берёт на себя львиную долю расходов. Планируется, что в 2015 г. разрабатываемой российским правительством сертификационной программой переезда смогут воспользоваться 15 тысяч человек. Через три года эту цифру предполагают увеличить в десять раз. Это означает, что на некоторых поселениях, признанных государством нежизнеспособными, будет поставлен крест.

К моменту большого переселения авторы его намерены изменить ряд критериев, позволяющих органам региональной власти включать города и посёлки в число моногородов. Претендовать на этот статус смогут впредь те поселения, в которых проживают более трёх тысяч человек, и где обязательно каждый пятый работающий житель в течение последних пяти лет трудился на предприятии одного профиля. Речь идет только о предприятиях производящих или перерабатывающих промышленную продукцию (в это число не попадает газонефтяная отрасль).

В качестве дополнительного фактора позволяющего рассчитывать на поддержку со стороны федерального центра (быть включенным в программу) является уровень безработицы или угроза её роста. Правда, тут правительство России вводит своего рода поправочный коэффициент, в тех случаях когда предприятия уже закрылись, органы власти отказываются включать данные населённые пункты в программы спасения моногородов. Преференции создаются только для работающего бизнеса.

Все моногорода распределят по четырём группам по уровню их социально-экономического положения. В первую очередь помощь станут оказывать тем, кто находится в критической ситуации (здесь предвидится социальный взрыв). Тут либо вообще закрывается градообразующая организация либо число здешних работников сокращается более чем на 10 процентов (уровень безработицы должен фиксироваться вдове выше, чем в целом по стране). Хотя делается существенная оговорка, помощь в любом случае будет оказываться людям тогда, когда их социальное самочувствие близко к гражданским потрясениям. Это уже квалифицируется чрезвычайной ситуацией, и людей никто в беде не бросит.

После того как список прежних 342 моногородов был оценен по новым критериям, то вышло что в него по индикатору занятости попадают 60 моногородов, а остальные по довольно размытому показателю – «по отгрузке» (это когда половина местной продукции производится на одном здешнем предприятии). По мнению экспертов, данный индикатор очень ненадёжный и легко искажается из-за разной стоимости вырабатываемой продукции.

Дискуссии о критериях моногородов (кого в этот список включать) продолжаются и представители регионов, например, настаивают на том, чтобы сюда заносили не только те, где безработица выросла, но и те, где значительна доля градообразующего предприятия в экономике муниципалитета. Высказывается и несогласие с позицией, когда из поля зрения государства выпадают проблемные моногорода, где предприятия уже закрыты. Люди ведь здесь продолжают жить. Одним словом вопрос о классификаторе остаётся открытым.

Пока бесспорным критерием называется лишь общая численность поселения, то есть в тех из них, в которых проживают менее 3 тысяч человек, будут, скорее всего, исключаться из списка моногородов. Сегодня по России таких двадцать насчитывается, хотя к ним могут добавиться ещё и те поселения, где проживают менее 6 тысяч человек (это ещё несколько десятков территорий).

Разные группы моногородов требуют и разных сценариев их спасения. Об этом в частности шла речь на недавнем заседании республиканского отделения Народного фронта России, на котором директор института экономики КНЦ РАН, доктор экономических наук Юрий Савельев, рассуждая на эту тему, сказал, что бессмысленно искать «якорных инвесторов» для небольших поселений, где в принципе нет трудовых ресурсов. В таких поселениях, по его убеждению, нужно опираться на социальную солидарность жителей, стимулируя их экономическую активность, не замахиваясь на масштабные проекты.

Если предлагаемая федеральным центром методика определения статуса моногорода будет принята, то в Карелии их число сократится.

Анатолий Цыганков

Источник: "Центр политических и социальных исследований Республики Карелия", http://politika-karelia.ru/?p=14143
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы