45 регионов получат субсидии на модернизацию профобразования
Вчера премьер-министр Дмитрий Медведев подписал документ о распределении в 2014 году субсидий на поддержку профессионального образования. Свыше 1 млрд рублей получат 45 регионов — победителей конкурса региональных программ модернизации.
Среди них — Московская, Нижегородская и Вологодская области, Тува, Чечня, Мордовия, Красноярский край и другие. Эти средства пойдут на укрепление материально-технической базы колледжей, подготовку востребованных кадров, трудоустройство выпускников, внедрение новых образовательных программ — в общем, кому чего не хватает. Конечно, оборудование важно. Но есть примеры, когда миллионные станки простаивают в колледжах, потому что на них никто не умеет работать и научить некому. Надо менять систему образования.
— Одна из проблем — отсутствие практики, — рассказывает Лидия Фролова, президент фонда «Образование — обществу», национального оператора WSI в России. — В советское время рабочие кадры готовили для заводов, где они проходили практику. Когда система ПТУ разрушилась вслед за производством, ребят стали выпускать на «вольный воздух». Устроится выпускник на предприятие, ему говорят: забудь все, чему тебя учили, постигай профессию заново. Между тем есть мировая практика. Во многих странах, например в Германии, применяется так называемая дуальная модель образования. Часть недели студент учится в аудиториях, а остальное время — по контракту на предприятии, за что получает деньги.
Благодаря Агентству стратегических инициатив и Минобрнауки с этого года новая модель внедряется в 10 российских регионах. В Калужской области, где создан автомобильный кластер, она уже заработала. Предприятия сами полностью переоснастили местный колледж, который отвечает всем современным требованиям. Тут даже роботы-сварщики такие же, как на заводе. В результате студенты осваивают именно те технологии, которые используются на предприятии. Преподают им специалисты из этих же компаний. Практикуются учащиеся непосредственно на будущем рабочем месте.
Есть и другой пример — Первоуральский металлургический колледж. Его опекает Челябинский трубопрокатный завод, который поставил сюда такое же оборудование, как у себя.
Ребята тоже и учатся, и практикуются на заводе. Тут даже решили проблему призыва в армию: все юноши служат в части, которая находится в 10 км от колледжа, там тоже организована производственная практика. По словам Лидии Фроловой, третьекурсники Первоуральского металлургического колледжа стали лидерами по итогам II открытого чемпионата Москвы WorldSkills Russia — 2013 в компетенции «мехатроника». Между прочим, обошли соперников из вузов.
Но это образцово-показательные колледжи. А в целом система профобразования отстает от аналогичных систем в развитых странах. «Наш парнишка-каменщик после конкурса в Лейпциге рассказывал: мы до сих пор топором кирпич колем, а они — лазером», — говорит Фролова.
Что сегодня представляет собой наша система профобразования? Это 3,5 млн учащихся — такую цифру называет министр образования Дмитрий Ливанов. Для сравнения: в вузах страны учатся 7,5 млн студентов. Но спрос на выпускников профтех-училищ и колледжей выше, чем на выпускников вузов. Около половины российских промышленных предприятий остро нуждаются в рабочих кадрах, а по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, даже до 80%. Экономисты убеждены: именно это сдерживает развитие целых отраслей и регионов.
У нас рабочих вакансий — тьма. Самая дефицитная профессия, по данным Минздравсоцразвития, — электросварщик, далее следуют токари, оптики-механики, слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, бурильщики скважин. «Хороший сварщик, — говорит Фролова, — получает в среднем около 80 тысяч рублей по стране. А как швы делают? На международном конкурсе иностранцы сварят шов — его не заметишь, а наши по старинке — будто борозда после аппендицита. А все потому, что нет практики, опытных мастеров». Но потребность в кадрах исчисляется миллионами. Тем более что президент поставил задачу — создать в ближайшие годы 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.
В чем проблема? Надо поднимать престиж работы «синих воротничков». Мало переименовать ПТУ в колледжи, как случилось в 1990-х, нужно учить по-другому, перенимать зарубежный опыт, участвовать в международных конкурсах, внедрять новые технологии, компьютерные программы. В такие современные колледжи и сейчас идут охотно. В московских колледжах конкурс — до 15 человек на место, в зависимости от специальности. То, что появился конкурс на место, — хорошая примета для профобразования.