Новый министр образования намерен сокращать число студентов-бюджетников

23 мая 2012
 
В России произошла долгожданная смена министра образования

Вместо Андрея Фурсенко, работа которого вызывала огромное количество нареканий, на эту должность назначен бывший ректор МИСиСа Дмитрий Ливанов. Накануне своего назначения, беседуя с журналистами, Ливанов общих чертах обрисовал свою позицию по отношению к происходящему сегодня в российском образовании. Возглавляемый им с 2007 года МИСиС – Московский институт стали и сплавов – является одним из ведущих технических вузов России. Поэтому разговор шел в первую очередь о преподавании точных дисциплин, подготовке квалифицированных инженеров и технических специалистов.

Троечникам здесь не место

Прежде всего новый министр выразил недовольство тем, что в этом году, по прогнозам, в негуманитарные вузы собирается большое количество абитуриентов с невысокими баллами, – проще говоря, троечников. «Троечнику нечего делать в инженерном вузе, – заявил Дмитрий Ливанов. – Это однозначно. А если его куда-то и возьмут, то он будет плохим инженером».

По его словам, качество приема в вузы является очень важным и непростым вопросом, и решать его нужно комплексно. Разумеется, уровень знания студентом основных предметов зависит не только от вуза, но и от школы, где он учился прежде. Поэтому, если страна хочет иметь квалифицированных инженеров, конструкторов и технических специалистов, необходимо в первую очередь повышать уровень преподавания математики, физики, химии в школах.

Хорошо бы подумать и о том, как мотивировать перспективных выпускников идти именно в технические университеты. Самый простой способ – увеличить там стипендию, скажем, в бакалавриате до 10 тысяч рублей. А к выплате стипендий и премий активнее привлекать бизнес-структуры и руководство промышленных предприятий. В конце концов, именно они являются для этих молодых людей будущими работодателями.

Сокращать не вузы, а число студентов

После введения ЕГЭ руководители многих университетов и академий стали жаловаться, что студенты-высокобалльники часто не подтверждают своих оценок. Уже на первом курсе «отсеивается» до 10% поступивших. А до выпуска, по свидетельству того же Дмитрия Ливанова, и вовсе доходит лишь половина студентов.

В связи с этим чиновники от образования в последнее время предлагают сократить количество вузов в стране. Новый же глава министерства убежден: сокращать нужно не вузы, а число студентов, обучающихся за счет государства.

«Я думаю, эта цифра может быть уменьшена в два раза с одновременным повышением финансирования для оставшихся мест», – заявил Дмитрий Ливанов. А вот стоимость обучения одного студента при этом следует сделать значительно выше. Если сейчас она составляет около 60 тысяч, то в будущем хорошо бы довести ее до 200-250 тысяч, – считает министр. «Как только мы уйдем от всеобщего бесплатного высшего образования, появятся механизмы, которые помогут привлечь на предприятия ценные кадры. Например, образовательный кредит. Если хорошее образование будет стоить дорого и человек вынужден за него платить, он сможет взять кредит, а будущий работодатель в обмен на обязательства погасит его», – считает Ливанов.

Было и стало

До недавнего времени Министерство образования и науки возглавлял Андрей Фурсенко. Он стоял у руля ведомства в течение восьми лет. Именно с его именем связывают нескончаемые реформы образования, введение процедуры Единого госэкзамена для выпускников, нормативно-подушевого финансирования для учителей и новых образовательных стандартов.

Пришедший на смену Фурсенко Дмитрий Ливанов – доктор физико-математических наук, сам в 1990 году окончил МИСиС по специальности «Физика металлов». В 2000 году он удостоился Золотой медали РАН для молодых ученых; с 2007 года – утвержден в должности ректора МИСиСа, а в 2009 году вошел в «первую сотню» резерва управленческих кадров под патронажем Дмитрия Медведева.

Источник: "Труд", http://www.trud.ru/article/23-05-2012/276512_novyj_ministr_obrazovanija_nameren_sokraschat_chislo_studentov-bjudzhetnikov.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы