В бой идут одни старики

20 марта 2012
 
В ближайшие пять лет более 70% российских инженеров выйдут на пенсию

В ближайшие пять лет более 70% российских инженеров выйдут на пенсию. Острая нехватка квалифицированных специалистов окажется главным препятствием не только для экономического роста, но и для безаварийного функционирования стратегически важных объектов, например, в ВПК или энергетике. Что может спасти ситуацию?

«В 2011 году рынок труда России развивался поступательно, ровно, без скачков и рывков. Уровень безработицы в РФ, согласно прогнозу Минздравсоцразвития, в 2011–2012–2013 годах будет соответствовать 7,4, 7,1 и 6,7%. Численность экономически активного населения РФ в возрасте 15–72 лет в 2011 году составила 75,7 млн человек. По данным Росстата, в 2011 году в РФ в среднем было 5,02 млн безработных, в то время как в 2010 году — 5,63 млн», — рассказывает руководитель департамента промышленности и строительства рекрутингового агентства Penny Lane Personnel Ольга Степанова.

Впрочем, если 2010-й был годом восстановления, то 2011-й стал годом роста для рынка труда. По словам директора кадрового холдинга «АНКОР» Сергея Гадецкого, в 2011 году количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 25% по сравнению с 2010 годом, что символизирует эффект отложенного спроса на персонал после кризиса. Значительный рост показали следующие отрасли: фармацевтика, промышленный сектор, информационные технологии и сфера товаров народного потребления. Осложняет ситуацию на рынке труда дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь инженеров и технологов.

«Наибольший дефицит испытывает индустриальный сектор (химическая промышленность, машиностроение, приборостроение, автомобильное производство). В чуть меньшей степени нехватка инженерных кадров ощущается в производстве товаров народного потребления, где инженерный персонал, прежде всего, необходим с точки зрения поддерживающих функций: обслуживание производственных линий, станков, оборудования. Стоит отметить, что существуют отрасли, в которых инженерно-технический персонал и научные кадры — это основная сила, которая двигает отрасль вперед. Поэтому для таких сфер, как космическая промышленность, самолетостроение, дефицит инженеров может привести к потере конкурентных позиций на рынке», — уточняет Сергей Гадецкий.

В 2008 году, перед кризисом, по данным опросов кадровых служб, дефицит инженеров в России достигал 25% от имеющейся потребности. Несмотря на кризис острота этого дефицита не уменьшилась. К примеру, в пищевой промышленности в России ежегодно требуется 80 тыс. инженеров-технологов, а все профильные кафедры страны выпускают только 10 тыс. человек. В итоге, например, российским производителям приходится перекупать втридорога на Западе какие-то секретные ингредиенты, вместо того чтобы разрабатывать их на своих предприятиях.

Охота за головами

По данным ВЦИОМ, 20% россиян самой престижной считают профессию юриста (среди молодых людей эта доля еще выше), на втором месте идут экономисты и врачи. Рейтинг инженеров и ученых находится в области интереса 1–3% человек. При этом, по данным Росстата, только 35% выпускников-инженеров идут работать по специальности.

В сложившейся ситуации компаниям приходится конкурировать между собой и в борьбе за инженерные кадры. Некоторые из них прибегают к релокации. «Мы, например, плотно работаем с автопроизводителями в Калуге и Санкт-Петербурге, — поясняет Екатерина Горохова, гендиректор KellyServices CIS. — И там и там идут серьезные инвестиции, требуются и рабочие кадры, и инженерные специальности. А внутренний рынок этих регионов фактически выбран по трудовым ресурсам. Поэтому там работают и такие инструменты, как релокация: привозят готовых специалистов из других регионов — Самары, Нижнего Новгорода, предлагают рабочие места молодым специалистам, оканчивающим профильные вузы, в том числе и в Москве. Понятно, что это не носит массовый характер. Дело не только в стоимости процессадля компании, но и в готовности специалистов переехать, в мобильности, мотивации. Это точечные «приобретения» для производств».

Впрочем, каждый новый сотрудник, так или иначе, требует определенных инвестиций на начальном этапе. Причем обучение не всегда означает учить инженера азам профессии. «Если найти квалифицированного технического специалиста еще можно, то вот отыскать специалиста с хорошим знанием иностранного языка — серьезная проблема. Ну не преподают у нас в технических вузах иностранный язык на должном уровне. Между тем открывается много производств зарубежных компаний, да и на отечественных много оборудования иностранного производства, на котором нужно работать, разбираться с технической документацией, обслуживать», — комментирует Екатерина Горохова.

Недовольны подготовкой современных кадров на предприятии ООО «Восточная магистраль»: здесь кадровая служба активно занимается поиском инженеров-пенсионеров, которые готовы вернуться на производство. «Мы предлагаем им зарплату, на которую не могут рассчитывать молодые специалисты. По одной простой причине: уровень подготовки современных вузов «ниже плинтуса», — комментирует гендиректор предприятия Сергей Игнатов.

Другой путь — многие работодатели предпочитают «взращивать» кадры, а не охотиться за кандидатами. Так, ОАО «Томскнефть» уже со школьной скамьи готовит для себя специалистов. «У нас есть такой проект, где наряду с общепринятыми подходами дети могут «погрузиться» в предстоящую деятельность, и на них распространяются те программы, в которых работают молодые специалисты. Специальная учебная программа позволяет ребятам познакомиться с производством, побывать на объектах компании, и 30–40% выпускников школ выбирают профессии, связанные с нефтяным делом», — рассказывает Владимир Пальцев, гендиректор ОАО «Томскнефть».

По опросам наших региональных корреспондентов, большинство компаний, решая проблему дефицита инженеров, привлекают кадры, заключая договоры с профильными вузами. Среди них: краснодарская ОАО АПФ «Фанагория», калининградский ООО «Западтрансстрой», новосибирская дорожно-строительная компания «ФЭЦИТ», инвестиционно-строительная компания «Заельцовская», ООО «Царицынская объединенная мануфактура», ульяновская автомобилестроительная компания «БАУ Мотор Корпорэйшн», Уральский завод гражданской авиации, оренбургское ОАО «ПО «Стрела».

«Мы решили проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров путем создания на базе ЦНИИ «Буревестник» совместно с Нижегородским государственно-техническим университетом имени Алексеева кафедры «Артиллерийское вооружение», — рассказывает Георгий Закаменных, профессор, академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук, гендиректор Центрального НИИ «Буревестник». — Основная цельсоздания кафедры при нашем институте состояла в том, чтобы здесь лекции читали не профессора-теоретики, а лучшие разработчики артиллерийского вооружения. Наше предприятие в отрасли головное, через нас проходят все передовые разработки по артиллерийской тематике, и опыт наших инженеров-конструкторов действительно уникален, о нем ни в одной книжке не прочитаешь».

В компании «ТОР Инжиниринг» (дочернее предприятие ОАО «Красный якорь») совместно с одним из ведущих мировых производителей обрабатывающего оборудования MAG построен уникальный, не имеющий аналогов сервисно-обучающий центр в Нижнем Новгороде. Центр планирует производить обучение по следующим, востребованным на рынке труда, специальностям: сервис-инженер по обслуживанию и ремонту станков с ЧПУ; оператор по работе на станках с ЧПУ; программист станков с ЧПУ.

Расплата

Эксперты отмечают, что статус специальности можно повысить только путем взаимодействия с общественным мнением, увеличивая престиж профессии среди молодого поколения, а главное — оказывая реальную финансовую поддержку предприятиям.

Правительство РФ уже предпринимает некоторые неординарные меры для исправления ситуации. По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, появилась идея сделать цикл социальной рекламы на ТВ в поддержку образования и промышленности, связанной с оборонкой.

Повышать привлекательность профессии инженера стараются во всех регионах. По словам Николая Мурашова, заместителя начальника департамента промышленной политики правительства Калининградской области, большое внимание уделяется отбору участников программы переселения соотечественников в область. Профессионалам предлагают вакансии лучших производственных предприятий региона и оказывают помощь в обустройстве на новой родине.

В Нижегородской области открываются ресурсные центры: в 2010 году начал работу Профессиональный лицей №21 (будет выпускать более 300 специалистов по 14 востребованным промышленными предприятиями Нижегородской области специальностям) для предприятий радиоэлектронной отрасли и Сормовский механический техникум им. Героя Советского Союза П.А. Семенова по подготовке станочников и специалистов металлообработки. Оснащают и готовят к открытию ресурсные центры в Лукоянове и Арзамасе. В стадии проработки вопрос создания аналогичных учебных заведений в Павлове и Дзержинске.

По словам Владимира Нефедова, министра промышленности и инноваций Нижегородской области, общая стоимость инвестиций в создание ресурсных центров в 2010 году составила 113,63 млн руб., из них 60,35 млн — средства федерального бюджета, 29,29 млн — областного, еще 24 млн — средства предприятий — партнеров проекта (НИТЕЛ, завод им. Фрунзе, ННИИРТ, ННИПИ «Кварц», НПП «Салют», завод им. Петровского, НИИИС им. Ю.Е. Седакова, ЗАО НПП «ГИКОМ», ОАО «Богородский машиностроительный завод», ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», ОАО «ОКБМ», «Нижегородский машиностроительный завод», «Стромизмеритель»).

«При этом наша кадровая политика не исчерпывается только подготовкой кадров. Она включает в себя также реализацию социальных и жилищных программ по оказанию помощи молодым специалистам ОПК в приобретении жилья. Сейчас в Нижегородской области такие программы реализуются через фонд «Доступное жилье». К примеру, проект «Яблоневый сад» позволит в этом и следующем годах построить коттеджный поселок из 247 домов для молодых специалистов РФЯЦ — ВНИИЭФ в Сарове», — добавляет Владимир Нефедов.

В Томске университеты еще больше приблизились к решению поставленной государством задачи — выпускать специалистов в интересах экономики и выстраивать связи с предприятиями. «Самый показательный опыт сложился у Томского политехнического университета, который имеет многоэтапную связку с разными промышленными партнерами, что дает востребованность специалистов на выходе. Что касается регулирования численности приема в виде контрольных цифр, это регулируется не регионом, а государством. Так, в последнее время были урезаны контрольные цифры приема по гуманитарным направлениям, социальным, экономическим специальностям, в то же время Томскому университету систем управления и радиоэлектроники дали гораздо большее количество мест, связанных с электронщиками. Это политика, которая проводится через механизм контрольных цифр», — сообщает Владислав Зинченко, советник губернатора, руководитель консорциума томских научных организаций и вузов.

Государство и бизнес-сообщество начинают понимать, что вырастить талантливых инженеров — задача национального масштаба, которую необходимо решать системно и на всех уровнях. Однако стоит отметить, что окончательный результат всех этих усилий зависит от того, сможет ли производственный сектор предложить достойные условия труда специалистам. Пока брокер или торговый представитель будут получать зарплату в десятки раз превышающую оклад инженера, например в энергетике, никакие рекламные кампании делу не помогут. «Невидимая рука рынка» управит все по-своему. Выход из создавшейся ситуации — в создании промышленной политики государства, обеспечении финансовой поддержки приоритетных отраслей экономики, направлении денежных потоков в реальный сектор экономики.

Источник: Журнал "Прямые инвестиции" - 2012 - номер 3,
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы