Кадровая стратегия

14 декабря 2011
 
В Петербурге будут делать прогноз рынка труда на пять лет вперед

Прогноз необходим для того, чтобы помочь молодежи выбрать востребованную профессию и в перспективе добиться баланса трудовых ресурсов, утверждает председатель комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Павел Панкратов.

Российская газета: Павел Борисович, завершилась традиционная ярмарка вакансий "Труд и занятость", которую можно расценивать как подведение итогов года. Какие тенденции выявила нынешняя ярмарка?

Павел Панкратов: На рынке труда Санкт-Петербурга сложилась нетипичная ситуация: впервые за 10 лет не наблюдается осеннего роста официальной безработицы. Посетителями ярмарки стали как безработные, так и люди трудоустроенные, но желающие сориентироваться на рынке труда. Отмечу, что на ярмарке "Труд и занятость" свои вакансии предложили 250 предприятий и организаций различных отраслей, а количество посетителей превысило 20 тысяч человек.

Сейчас уровень регистрируемой безработицы в Петербурге составляет 0,48 процента. Достаточно высокий уровень занятости - из всего населения, проживающего в Петербурге, официально на работе занято 72 процента горожан в возрасте от 15 до 72 лет - столько же, сколько в таких европейских городах, как Гамбург или Амстердам. При этом банк вакансий службы занятости насчитывает около 65 тысяч заявок, 70 процентов которых - по рабочим профессиям.

С одной стороны, это связано с тем, что экономика уже оправилась от кризиса. С другой - в текущем году мы реализуем беспрецедентное количество целевых программ для населения.

РГ: Какие программы оказались наиболее востребованными?

Панкратов: Пожалуй, это программы по временному трудоустройству несовершеннолетних и возможности переобучения для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Кроме этого, у нас есть программы, помогающие трудоустроиться инвалидам, лицам предпенсионного возраста, желающим работать в малом и среднем бизнесе, стажировки для выпускников вузов. Хотя если говорить о последней программе, то там предложение пока превышает спрос - петербургские студенты в основном сами находят себе работу.

И конечно, одним из самых востребованных механизмов являются ярмарки вакансий. Только в январе - октябре службой занятости было организовано и проведено более 450 общегородских ярмарок вакансий, многие из которых были специализированными.

РГ: В то же время очевидно, что сами петербуржцы не могут полностью удовлетворить потребность города в кадрах. Как решается вопрос с цивилизованным привлечением рабочей силы в мегаполис?

Панкратов: Решение этой проблемы мы видим в реализации проекта "Работа в Санкт-Петербурге". Комитет по труду и занятости населения накопил опыт привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других субъектов РФ. Среди постоянных участников выездных ярмарок вакансий предприятия, имеющие дефицит кадров. В этом году ярмарки вакансий прошли в городах Северо-Запада и Центрального федерального округа. А в следующем году мы шагнем на Урал - уже подписано соглашение о сотрудничестве с агентством занятости населения Пермского края.

Работу в других городах мы начинаем с масштабной информационной кампании, в ходе которой рассказываем об условиях жизни в Петербурге. И только после этого приезжаем с ярмаркой вакансий, на которой работодатели могут непосредственно общаться с потенциальными сотрудниками. Надо сказать, на предложение отправиться работать в Северную столицу люди откликаются с энтузиазмом. Нам удалось привлечь в город большое количество специалистов не только с Северо-Запада, но и из Смоленска, Ярославля, Иванова. Бывали случаи, когда молодые люди сразу после ярмарки покупали билет и уезжали в Петербург.

РГ: Население малых городов, с одной стороны, должно быть больше заинтересовано в таких ярмарках вакансий, но с другой, наверное, квалификация кадров там ниже?

Панкратов: Не обязательно. Есть города, где высоко развита промышленность, особенно если это моногород. Там распространена ситуация, когда рабочие высокой квалификации не могут найти достойного применения своим знаниям и умениям в рамках родного города. Эти процессы мы отслеживаем и стараемся использовать на благо Петербурга. Выездные ярмарки решают две задачи: восполняют постоянно растущую потребность мегаполиса в квалифицированных трудовых ресурсах и одновременно помогают замещать трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья российскими гражданами.

РГ: Будет ли это одновременно стимулироваться уменьшением миграционной квоты, которая для Петербурга, как известно, самая высокая в России?

Панкратов: В этом нет ничего плохого. Квота - инструмент, который должен вывести миграционные процессы из тени на свет и трансформировать нелегальную часть миграции в легальную. Я считаю, что Санкт-Петербург наиболее эффективно работает в этом направлении. Мы принимаем заявки от всех работодателей, проверяем их через Рострудинспекцию, Федеральную миграционную службу, прокуратуру и только после этого формируем квоту и отправляем в Москву на утверждение. Пусть петербургская миграционная квота самая большая в стране, зато она честная, она реально отражает происходящие процессы и говорит о цивилизованных трудовых отношениях. Нам удалось объяснить работодателям, что подавать квоту - лучше и выгоднее, чем заниматься нелегальным ввозом рабочей силы.

Принудительное занижение планки не означает автоматического снижения количества мигрантов - они просто станут нелегалами. Этот процесс должен происходить естественным путем: не выставлением преград, а замещением иностранцев российскими рабочими и, самое главное, путем модернизации производств.

Производительность труда в России почти в три раза ниже, чем в развитых европейских странах. И до тех пор, пока она не повысится, будет ощущаться острая потребность в трудовых мигрантах. Затыкать дыры сотней гастарбайтеров там, где может стоять современный станок с одним высококвалифицированным рабочим, - бессмысленно. Если, например, в Китае необходимо дать работу и возможность выжить как можно большему количеству людей, то у нас ситуация обратная: собственных трудовых ресурсов не хватает. А значит, путь только один - автоматизировать процессы и повышать производительность труда в разы. Это должно быть элементом отдельной экономической стратегии, с плановой реализацией и поэтапными путями решения.

Если говорить о положительных примерах такой модернизации в Петербурге, то я бы отметил Завод по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды", ОАО "Звезда", ООО "Моби Дик", ОАО "Армалит-1", Металлургический завод "Петросталь".

РГ: Иностранцы, работающие в Петербурге, - это не только узбекские строители, но и европейцы с высокой квалификацией...

Панкратов: Да, с каждым годом в Петербург приезжает все больше европейцев, и в основном это высококвалифицированные специалисты. Возможно, второй глобальной задачей городских властей можно назвать создание комфортных условий для привлечения ценных кадров из других стран. Ведь обычно это типичные представители среднего класса, которым необходим минимальный набор европейских стандартов жизни: чистые улицы, достойное медицинское обслуживание, высокая зарплата, комфортный быт и безопасность - чтобы, привезя близких в чужую страну, можно было не бояться за их жизнь. Город идет к созданию такой среды, но для того чтобы добиться европейских стандартов, требуется еще немало усилий.

РГ: Вы любите говорить, что "непрофессионализм - бич нашей жизни". Однако сейчас иметь высшее образование, а то и несколько модно как никогда. Парадокс?

Панкратов: Проблема в том, что по ряду направлений общий уровень образования понизился. Очень плохо, когда непрофильные вузы занимаются подготовкой специалистов. Особенно это актуально для гуманитарных направлений. Будущее - за узкой специализацией. Технические вузы сплошь и рядом берутся выпускать юристов, почему-то считая, что в этом нет ничего сложного. Это же неправильно! В результате такие специалисты имеют низкую квалификацию и на рынке труда оказываются невостребованными.

К счастью, у нас нет больших сложностей с трудоустройством выпускников, но есть другая проблема: очень многие молодые люди работают не по специальности. Несмотря на наши усилия, из года в год в вузах не ослабевает конкурс на невостребованные специальности экономиста, юриста и менеджера.

РГ: Возможно ли скорректировать баланс спроса и предложения на рынке труда?

Панкратов: Необходимо делать прогноз баланса трудовых ресурсов, чтобы задать системе образования ориентиры. Без решения этого вопроса развивать стратегию на рынке труда невозможно. Минимальный срок такого прогноза - пять лет, то есть период обучения в вузе. Идея многократно озвучивалась на федеральном уровне, но, к сожалению, пока никто не приступил к ее практической реализации. Санкт-Петербург в этом отношении будет одним из первых.

Прогноз баланса трудовых ресурсов - это серьезная научно-исследовательская работа, предполагающая изучение различных сценариев развития экономики и долгосрочное прогнозирование потребности в кадрах. Мы уже начали подготовительный процесс, и, я надеюсь, первый прогноз будет готов к середине 2012 года. Сказать, что сразу все изменится, конечно, нельзя. Эффект появится через пять-десять лет, но начать работу надо сейчас, иначе дальше будет хуже, и мы снова можем попасть в "кадровую яму", когда образование с большим опозданием реагирует на потребности рынка труда.

Тем временем

В том, что ярмарки вакансий - реальный способ найти работу, сотрудники "РГ" убедились лично. На недавнюю ярмарку "Труд и занятость" мы пришли с безработной петербурженкой, у которой, казалось бы, не так много шансов на достойное трудоустройство: 43 года, высшего образования нет, опыт работы был связан с развалившимся семейным бизнесом - на резюме с такими данными работодатель вряд ли отреагирует положительно. На ярмарке вакансий женщина вначале прошла профориентацию, затем, обойдя несколько стендов, обратила внимание на вакансию администратора в мини-отеле. Заполнила анкету, поговорила с директором службы персонала и получила предложение уже через три дня выходить на работу. Зарплата около 15 тысяч рублей, зато режим - сутки через трое. Большое количество свободного времени вполне позволяет найти еще одну работу. Петербурженка с 25-летним водительским стажем остановила выбор на работе водителя и тут же получила в банке вакансий службы занятости около 25 предложений с зарплатой от 25 тысяч рублей. На все это в общей сложности ушло около двух часов.

Источник: "Российская газета", http://rg.ru/2011/12/14/reg-szfo/trud.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы