Плохо учимся, много получаем

08 ноября 2010
 
В рейтинге развития человеческого потенциала ООН Россия заняла 65-ю строчку — между Албанией и Казахстаном

Наша страна расположилась в конце рейтинга развитости рынка труда. Этот отчет подготовлен Организацией Объединенных Наций. В качестве измерителя выступает так называемый индекс развития человеческого потенциала — синтетических показателей, составленных из различных индикаторов. Среди них и уровень дохода населения и качество образования. Он должен характеризовать возможность человека самореализоваться в своей стране.

За последние пять лет (рейтинг составляется с 1980 года) наша страна по этому показателю поднялась на три места и теперь занимает 65-ю позицию. Наши ближайшие географически соседи Украина и Белоруссия занимают 69-е и 61-е места соответственно.

Этот рейтинг фактически является рейтингом развитости рынка труда и возможности реализовать себя в работе и построении карьеры.

Плохо учат, хорошо платят

Одна из основных причин отставания нашей страны на рынке труда — уровень образования. По этому показателю мы находимся на одной ступени с Азербайджаном, немного отстаем от Белоруссии и значительно — от Казахстана.

А вот предметом гордости для нашей страны может служить уровень доходов. По нему мы серьезно опережаем соседей по рейтингу и находимся на уровне Венгрии, занимающей 33-е место, а Израиль, расположившийся на 15-м месте, даже опережаем.

Из показателей, полученных ООН, следует, что средний работник нашей страны малообразован, но при этом получает больше, чем заслуживает.

«Одна из главных трудностей в подборе персонала — именно недостаточный уровень квалификации соискателей», — подтверждает Татьяна Акимкина, руководитель группы консультантов холдинга «Империя Кадров».

Подобная ситуация нам досталась в наследство от периода экономического роста 2006–2008 годов, когда компании активно расширялись, а сотрудников из-за демографического провала не хватало.

«Заработная плата зачастую не соответствовала профессиональному уровню специалистов. Деньги у предприятий были, их тратили не скупясь», — вспоминает Наталья Ефимова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства FG Agency.

Еще одна причина наших бед на рынке труда — система образования, почти не реформированная с советских времен. Число вузов, по разным оценкам, превышает необходимое в три раза. Студенты зачастую выходят из вуза с дефицитом практических знаний или полным их отсутствием. Из-за этого диплом о высшем образовании обесценивается.

Как забраться выше

Для улучшения рейтингового места нашей страны нужно изменить производительность труда и подход к образованию.

Во-первых, работникам необходимо смириться с тем, что докризисный уровень зарплат вряд ли достижим.

Александр работал в одной из строительных московских компаний. Сейчас он даже затрудняется назвать свою должность. На деле он занимался перекладыванием бумажек из стопки в стопку и получал за это 50 тысяч рублей. Естественно, с приходом кризиса это удовольствие прекратилось. Сначала зарплату в два раза урезали, а потом Александра и вовсе сократили. Таких должностей и несоответствия зарплаты выполняемым задачам быть не должно, и в частных компаниях их становится все меньше. Зато в государственных — хоть отбавляй.

Во-вторых, необходимо разрушить существующий стереотип о ценности высшего образования как такового. Сама по себе «корочка» ничего не значит. Если вы не сможете подтвердить свою квалификацию на деле, красный диплом будет стоить не больше, чем чернила, потраченные на его изготовление.

Работодатели отмечают чрезмерную любовь российских работников к обучению. В западном менеджменте даже существует такой термин — over-educated, что дословно можно перевести как «переученный».

Источник: "Труд", http://www.trud.ru/article/08-11-2010/253573_oon_nazvala_problemy_rabotnikov_v_rossii_kotorye_meshajut_im_realizovat_sebja.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы