Кадры в стиле модерн
15 июня 2010
О модернизации в России говорят много, и это логично. Все помнят о том, что из кризиса страна должна выйти более сильной, продвинутой, целеустремленной, чем вошла в него, а значит, модернизация из абстрактной далекой цели превращается в комплекс вполне краткосрочных задач. Одна из них — оптимизация рынка труда.
Существует несколько подходов к решению вопроса. Министр финансов РФ Алексей Кудрин недавно заявил, что для экономического роста и выхода предприятий на путь модернизации в ближайшее время им еще только предстоит сокращать кадры. При этом президент России Дмитрий Медведев не раз напоминал, что одной из важнейших задач властей является сдерживание роста безработицы. Оба подхода логичны, хотя и противоречат друг другу: Кудрин говорит о повышении эффективности деятельности предприятий через избавление от неэффективных сотрудников и реструктуризацию, а Медведев — о снижении социальной напряженности.
До и после найма
Если представители власти не могут прийти к единому мнению, то предприниматели вроде бы определились. "Инновации или рабочие места?", — именно такой вопрос поставили на голосование среди участников Петербургского международного инновационного форума прошлой осенью. По итогам голосования из 1000 участников 87% были за инновации, остальные 13% — за рабочие места. В том же духе недавно выступил бизнесмен Михаил Прохоров, который от лица РСПП заявил недавно, что одна из помех для инновационного развития страны — трудовое законодательство, устанавливающее неконкурентные для работодателей условия по срокам увольнения работников. Федерация независимых профсоюзов и "Единая Россия" с ним категорически не согласны. Профсоюзы уверены, что законодательство, напротив, необходимо ужесточить, поскольку уволить сотрудника сейчас слишком легко. Глава комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев считает, что решать повышать производительность труда исключительно за счет упрощения процедуры увольнения сотрудников недопустимо.
Впрочем, не менее важными (и нерешенными) остаются вопросы о тех сотрудниках, которых еще требуется привлечь. Министерство экономического развития недавно предложило для обеспечения модернизации страны привлекать квалифицированных иностранных специалистов, а вместе с ними и инвесторов, для чего следует упростить миграционный режим. Чтобы организовать "приток мозгов", предлагается отменить квоты на выдачу разрешений на работу и выдачу приглашений на въезд, отказаться от разрешения на привлечение и использование иностранных работников и даже перестать согласовывать их наем с органами занятости. Эти меры должны существенно ускорить процесс оформления документов и позволить иностранцам работать по всей стране, а не только в конкретном согласованном регионе, как это происходит сейчас.
Законные проблемы
Эксперты рынка согласны, что миграционное законодательство создает проблемы в кадровой политике. Директор петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова отмечает, что основная проблема, возникающая в случае привлечения иностранцев, связана с существующей системой квотирования и контроля, которая значительно осложняет жизнь работодателю как во временном, так и в финансовом отношении.
Для получения разрешения на привлечение иностранных работников работодатель должен доказать, что в России нет специалистов такой квалификации, напоминает исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты в России (AmCham) Мария Чернобровкина. "Разумеется, проблемы в этой области есть, и палата тесно взаимодействует с органами занятости и ФМС в поиске путей их решения. Проблемы, скорее, кроются в пресловутых административных барьерах и, частично, в некотором несовершенстве законодательства. Впрочем, справедливости ради следует заметить, что российские власти прилагают значительные усилия по преодолению этих проблем", — отмечает она.
Госпожа Чернобровкина считает, что миграция из стран ближнего зарубежья в России компенсирует низкий уровень внутренней миграции в стране. "Запросы этих мигрантов ниже, они готовы жить в худших условиях, без семьи, работать за меньшие деньги, что повышает их конкурентоспособность. В таких условиях россияне работать не готовы, поэтому для замещения внешней миграции внутренней придется создать достаточно привлекательные условия. Пока это обсуждается лишь на уровне отдельных региональных инициатив", — отмечает она. При этом она подчеркивает: "Нехватка квалифицированных специалистов, прежде всего так называемых "синих воротничков", внешней миграцией не восполняется. Очевидно, именно поэтому создающееся в Ленинградской области промышленное предприятие заявило, что готово принять всех сокращенных специалистов с АвтоВАЗа, обеспечить их работой и жильем и даже материально поддержать при переезде и улучшении жилищных условий. По похожему пути пошел завод "Нокиан Шина" во Всеволожске, построивший для своих сотрудников целый жилой городок".
Рабочее расслоение
Специалисты делят рынок иностранных работников на несколько сегментов. "Исторически в России трудовые мигранты представлены двумя категориями сотрудников. Это топ-менеджеры и высококлассные специалисты, которых либо приглашают российские компании с целью перенять западный опыт, получить возможность выхода на иностранные рынки. К ним также можно отнести релокированных в Россию сотрудников, которых приглашают с целью возглавить представительство, внедрять и контролировать стандарты и практики в филиалах иностранных компаний в нашей стране. Вторая категория трудовых мигрантов — персонал, выполняющий низкоквалифицированные или мало престижные работы", — отмечает Николай Шалаев, руководитель макрорегиона "Северо-Запад" кадрового холдинга АНКОР.
Господин Шалаев подчеркивает, что привлечение первой категории иностранных сотрудников необходимо для модернизации. "Возможность перенять иностранный опыт всегда была очень востребована в России. Важно, чтобы специалист был высококлассный и помимо опыта и знаний, полученных за границей, умел бы "примирять" их с российской действительностью", — отмечает он.
Директор агентства "1000 Кадров" Мария Маргулис выделяет три сегмента. Во-первых, неквалифицированные работники: "Какие бы экономические сложности ни сотрясали наш рынок труда, улицы наши убирают в основном работники иностранного происхождения. Очевидно, что и в период роста на рынке эти и аналогичные позиции (подсобные рабочие, грузчики, уборщики, рабочие на стройках и т. п.) будут привлекательны в основном для приезжих, — отмечает она. — Во-вторых, есть необходимость в привлечении сотрудников узкой специализации, где квалифицированных людей у нас или мало или вовсе нет — в основном это технические и инженерные позиции. Третья категория — топ-менеджеры. Тенденция сложилась еще в 2007 году, когда российские компании обнаружили, что привозить опытных руководителей высшего звена из Европы и эффективнее, и дешевле, чем искать за большие деньги наших соотечественников".
Рост изнутри
Три группы выделяет и госпожа Чернобровкина: "Предприниматели, открывающие в России свое дело; специалисты, которых в России быть не может вообще или пока слишком мало (например, преподаватели — носители языка или повара высочайшей квалификации), и топ-менеджеры крупных западных компаний, возглавляющие российские представительства, филиалы или производства". При этом она отмечает, что "постепенно российские специалисты становятся все более конкурентоспособными и на этом рынке, в результате чего доля иностранных специалистов высшей категории неуклонно сокращается".
Исполнительный директор AmCham подчеркивает, что именно профессиональная миграция оказывает важнейшее влияние на модернизацию страны. "Иностранные специалисты приносят с собой и передают российским коллегам самые современные знания, навыки и технологии, теории и практики. Не секрет, например, что на петербургских автозаводах (и не только на них) ведущие позиции занимают выходцы со старейшего предприятия — иностранного инвестора в регионе, завода "Форд Всеволожск". Так, "взращенные" иностранными компаниями специалисты несут полученные там знания и опыт российскому бизнесу, чем значительно обогащают его и способствуют модернизации российской экономики", — рассказывает она.
Николай Шалаев, в свою очередь, подчеркивает, что "часть работ вообще не востребована среди россиян, да и условия, которые готовы предложить работодатели, часто значительно ниже ожиданий российских граждан, особенно в крупных городах. При этом потребность российских компаний в такого рода работах колоссальна, что отчасти связано с отсталостью предприятий, отчасти — с активным ростом предыдущих лет. То есть высокая доля трудовых мигрантов этой категории — скорее следствие и результат низкой модернизации и развития экономики".
С этим соглашается Мария Чернобровкина, считающая, что наличие достаточных дешевых неквалифицированных трудовых ресурсов тормозит модернизацию, поскольку не создает у компаний потребности в повышении эффективности используемой рабочей силы. "В ситуации, когда вместо покупки одного высокотехнологичного и энергоэффективного станка оказывается дешевле нелегально нанять сотню мигрантов, а, если что и случится с ними, заменить их другой сотней, столпившейся у порога, заботящемуся лишь о своей прибыли предприятию нет никакого резона модернизироваться. Учитывая же и более низкую стоимость мигрантов по сравнению с местными кадрами, возникает опасность создания предпосылок для безработицы", — предупреждает она.
Неизбежный спрос
При этом важно понимать, считает Шалаев, что без трудовых мигрантов крупные города просто не будут способны поддерживать свою жизнедеятельность, а выполнение работ, которые не предполагают принципиально иного "модернизированного" подхода и не востребованы среди россиян, в любом случае остается уделом трудовых мигрантов".
Мария Маргулис констатирует, что количество необходимых иностранных сотрудников определить сложно. Например, по Петербургу примерный дефицит рабочей силы еще два года назад оценивался в 300-400 тысяч человек. Понятно, что вряд ли вся эта потребность может быть удовлетворена за счет мигрантов из других российских регионов. Скорее всего, порядка 70%, а может и 80% может быть покрыто за счет приезжих из других стран.
Юлия Сахарова утверждает: "Пока основной поток трудовой миграции носит хаотичный характер, обе стороны процесса (российские работодатели и иностранные государства) не знают о реальных потребностях и возможностях друг друга. Организация такого процесса приглашения и предварительной оценки количества и качества необходимой рабочей силы, которая бы учитывала реальные потребности экономики, а также была способно быстро реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, способствовала бы и модернизации".
Она отмечает, что "спрос на инженерно-технических работников с опытом и высшим образованием был и остается высок, как и спрос на высококвалифицированных "синих воротничков", подготовкой которых последнее десятилетие практически никто не занимался. Тем не менее, именно модернизация должна усилить спрос на разнорабочих с невысокой заработной платой — то есть спрос в той самой нише, которую заполняют трудовые мигранты из стран СНГ".
Локализация труда
Американская торговая палата в России одной из первых подняла вопрос о нехватке квалифицированных кадров — еще в конце 2005 года, отмечает госпожа Чернобровкина. Предприятия нашего региона уже тогда столкнулись с проблемами поиска целого ряда специалистов, прежде всего "синих воротничков" высокой квалификации, потребовавшихся создающимся промышленным предприятиям с иностранным капиталом, а также IT-специалистов, востребованных ведущими разработчиками программного обеспечения, привлеченными высоким образовательным и интеллектуальным потенциалом региона. Сейчас ситуация мало изменилась, даже с кризисом. При этом у рынка появляются новые потребности: становятся востребованными специалисты по экологии, энергоэффективности и энергосбережению, логистике.
Бизнес осознает, что готовых специалистов на рынке либо очень мало, либо нет вообще, и готов сообща, во взаимодействии с образовательными учреждениями, решать эту проблему, отмечает исполнительный директор палаты. Есть целый ряд примеров, когда компании-члены палаты не только обращаются в ссузы и вузы за нужными кадрами, а участвуют в оснащении лабораторий, разработке учебных программ и непосредственно в преподавании. Впрочем, пока это не совсем массовое явление, и в общем подготовка специалистов нашей средней специальной и высшей школой отстает от потребностей рынка на десятилетия, а в высокотехнологичных современных отраслях она вообще не в состоянии угнаться за прогрессом. Современные технологии меняются ежемесячно, а "горизонт планирования" у учебных заведений — несколько лет. Поэтому практически все компании сейчас занимаются развитием и обучением своего персонала. IT-комитет палаты разработал проект "IT-академии", где в кооперации между всеми членами сообщества можно будет достичь синергетического эффекта за счет использования компетенций друг друга в обучении своих сотрудников. Проект поддержан городским комитетом экономического развития и палата надеется, что он станет пилотным.
В целом эксперты сходятся в том, что модернизация не произойдет сама по себе, если ею не заниматься. И кадры в этом процессе будут играть ключевую роль.
Мнение. Инновации против работников
АЛЕКСАНДР ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
Нет конфликта между рабочими местами и инновациями. Рабочие места должны быть инновационными. Как, модернизируя экономику и переходя на инновационный путь, обеспечить достойные рабочие места и достойный уровень занятости? Инновации должны внедряться не за счет высвобождения людей на улицу, а за счет вовлечения высвобождаемых кадров в проекты инфраструктурного толка, переподготовки и направления их в другие производства.
АЛЕКСАНДР ПОПОВСКИЙ, директор "МТС Россия"
В России есть две проблемы — производительность труда и демографическая проблема. Выход — повышение эффективности использования людских ресурсов за счет инноваций. Поддерживать неэффективность — это непродуктивно.
Мнение. Дешевые дороги
ЮЛИЯ КРИЖЕВИЧ, директор Morgan Hunt в Санкт-Петербурге:
Экономике нужны и дешевая рабочая сила, и высококвалифицированные специалисты. Другое дело, где именно они нужны и как их готовить. Уже давно понятно, что модернизация экономики требует модернизации системы образования, причем не только высшей школы, но и системы школьного и среднеспециального образования.
Популярность высшего образования в последнее время привела к тому, что подавляющее большинство выпускников школ стремится получить диплом вуза. В результате мы получили огромное количество потенциальных "белых воротничков", не готовых к работе в реальных условиях, но при этом не желающих рассматривать другие варианты трудоустройства. Людей на рынке много, но не всех можно отнести к категории настоящих профессионалов.
Оборотная сторона медали — нехватка дешевой рабочей силы, которая нужна даже самым высокотехнологичным экономикам мира. Всегда были, есть и будут позиции, на которые не нужны люди с высшим образованием, но если таких людей нет, рынок труда страны вынужден черпать их из-за рубежа, что ведет к миграционным проблемам и бросает вызов готовности общества принимать другие культуры и традиции.
Источник: Приложение к газете "Коммерсант С-Петербург" № 104/В (4404), http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=01cabad4-bab4-4838-98b2-bb02723a05e5&docsid=1386090