Наниматели и нанимаемые

30 июня 2010
 
Все активнее идут разговоры о том, что кризис если не закончился, то отступил
Все активнее идут разговоры о том, что кризис если не закончился, то отступил. Финансы возвращаются, проекты активизируются, инвесторы действую увереннее. Из всех рынков, подвергшихся воздействию кризиса, рынок труда был одним из самых инертных — он медленнее падал и медленнее восстанавливается. Хотя для соискателей радостно уже то, что он хотя бы начал расти — совсем недавно это казалось призрачной мечтой.

Рынок труда начинает восстанавливаться — эта тенденция выражается в реальном увеличении количества заказов, и этот рост устойчив, отмечает руководитель группы по подбору персонала компании АНКОР в Санкт-Петербурге Александра Майорова. При этом она отмечает, что сейчас нельзя однозначно ответить на вопрос "чей рынок сегодня — кандидата или работодателя?". Здесь все зависит от отрасли, вида деятельности компании и специализации конкретного кандидата. С марта-апреля 2009 года наблюдается медленный, но стабильный рост числа размещаемых вакансий, но конкуренция на рынке труда по-прежнему высока, подчеркивает директор петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова.

О "взрывных" тенденциях пока говорить не приходится, констатирует директор агентства "1000 кадров" Мария Маргулис. По ее словам, можно отметить только оживление рынка по сравнению со стагнацией, длившейся с конца 2008 года до конца 2009-го. "Оживление начинается на рынке потребительских товаров, поэтому наблюдается рост спроса на специалистов по продажам в разных сферах, специалистов разных уровней для производства и обслуживающих его отделов, а также специалистов по бухгалтерскому учету, административных сотрудников", — отмечает она. При этом, по мнению эксперта, на рынке по-прежнему превалирует работодатель. Впрочем, это не касается очень специфических или высоких позиций, при найме на которые обычно ведутся индивидуальные переговоры с финальным кандидатом.

С такой оценкой рынка согласна Юлия Сахарова. Она отмечает, что уверенность некоторых работодателей в том, что действительно хорошего специалиста легко можно сейчас найти и нанять за небольшие деньги, — миф. Как и прежде, такие кадры редки на рынке. Для привлечения таких специалистов приходится задействовать весь "докризисный" инструментарий, включая хорошее предложение по зарплате, соцпакет и другие факторы мотивации.

Отсутствие кардинальных изменений отмечает и консультант компании Transearch International Наталия Андрусова. По ее словам, на рынке сохраняется ситуация, при которой отдельные кандидаты сохраняют за собой право выбора — по большей части это top-management и специалисты самого высокого уровня. При этом Андрусова подчеркивает, что одним из последствий мирового финансового кризиса стало внесение многими крупными компаниями коррективов в кадровую политику — избавление от "балласта" в кадровом составе и пересмотр подхода к подбору персонала. Поэтому сейчас профессии HR-сегмента стали очень востребованными на рынке, отмечает она.

После осознания глубины экономического кризиса первой реакцией компаний стало "урезание костов", от чего в первую очередь пострадали пиарщики и маркетологи. Впрочем, многие компании быстро поняли, что без этой категории сотрудников об эффективной деятельности других членов команды никто все равно ничего не узнает.

По оценке компании HeadHunter, вакансии в маркетинге, рекламе и PR сейчас занимают шестое место по спросу со стороны работодателей, который достиг сейчас примерно 90-95% от докризисных показателей. Для этой категории специалистов сейчас размещается около 6% от общего числа вакансий на рынке. Медленное восстановление спроса в этом сегменте началось с весны прошлого года, а с февраля 2010-го наблюдается резкое увеличение числа вакансий для маркетологов, рекламистов и пиарщиков. Юлия Сахарова рассказывает, что на оживающем рынке основную потребность в них ощущают компании, предоставляющие рекламные и маркетинговые услуги, занимающиеся полиграфическим и издательским бизнесом и работающие в сфере IT. Чуть меньшее число вакансий размещается компаниями, производящими продукты питания, занятыми в сфере строительства, ремонта и недвижимости и оказывающими информационные услуги и услуги связи. Тем не менее соискателям приходится вступать в достаточно жесткую конкуренцию за данные рабочие места, а количество ежемесячно размещаемых резюме в 1,5 раза выше, чем до кризиса.

При этом средний уровень заработных плат, предлагаемых по новым вакансиям, растет не столь динамично. В основном зарплатные предложения остались на тех же уровнях, к которым они пришли в результате кризисных явлений. Средняя заработная плата по вакансиям маркетолога в Петербурге составляет 30 тыс. руб., бренд-менеджера — 39-40 тыс. руб., PR- или ивент-менеджера — 25-26 тыс. руб., а продакт-менеджер может рассчитывать на 40 тыс. руб. Наибольшие оклады предлагаются производителями компьютерной техники, поставщиками средств охраны и личной безопасности, а также компаниями из сферы строительства и недвижимости.

Сотрудники из сегмента PR и маркетинг пока остаются на своих местах и ждут лучших времен, которые, как правило, для многих специальностей начинаются в Первопрестольной, отмечает Мария Маргулис. Еще одна тенденция — те маркетологи, пиарщики и дизайнеры, которые могли работать сами на себя, стали "фрилансить" или работать по индивидуальным проектам.

Для компании АНКОР конец 2009 года был богат на позиции в сфере маркетинга/трейд-маркетинга, где основным покупателем является отрасль FMCG, которая ставит под сомнение кризис как таковой, отмечает Александра Майорова. "В этом нет ничего удивительного, поскольку вне зависимости от рецессии люди не перестанут готовить и покупать еду и ухаживать за собой", — комментирует она. По данным компании, в конце первого квартала 2010 года количество запросов из сферы маркетинга увеличилось в среднем на 15% по отношению к концу 2009 года. Не единичными стали позиции из сферы маркетинговых исследований, бренд-маркетинга. Соискатели тоже активизировались, поскольку менять работу сейчас уже не так рискованно, как в прошлом году. Сотрудники, которые выжидали и держались за свои рабочие места, сегодня готовы рассматривать более выгодные предложения.

Иногда свидетельством развития рыка кадров становится приход в город крупной компании, которая начинает здесь свою работу или перевозит сюда офис. Мария Маргулис отмечает, что в Петербурге скорее можно говорить о разворачивании свернутых в предыдущие периоды планах компаний. Так, активный набор уже есть или вот-вот планируется у автомобилестроителей и производителей комплектующих — как уже имеющих производственные мощности, так и тех, кто их еще достраивает. Компании рынка FMCG/ ТНП также размораживают планы по набору персонала, активно нанимая сотрудников и на производственные площадки, и в региональные отделы продаж. Благоприятная ситуация сохраняется на фармрынке, одном из немногих, где сотрудников искали в течение всего 2009 года. В сфере обслуживания (гостиницы, рестораны) численность состава увеличивается на летний сезон.

Среди клиентов портала HeadHunter много компаний, имеющих несколько десятков и даже сотен открытых вакансий. В этом списке лидируют IT-компании, финансисты, строительные компании, а также компании из сферы розничной торговли.

Эксперты отмечают несколько любопытных изменений кадрового рынка, проявившихся в последний год. Так, по словам Марии Маргулис, в последние год-полтора возросла активность поиска работы через интернет кандидатов всех уровней, включая "синих воротничков". Она объясняет это тем, что компании-работодатели всячески сокращали свои расходы и сделали основным источником привлечения кандидатов интернет-сайты.

Юлия Сахарова подчеркивает, что большинство руководителей стали лучше считать деньги, пересмотрели или оптимизировали структуру компаний, отказались от непрофильных активов и направлений, сосредоточившись на наиболее прибыльных и эффективных из них. При этом изменился и подход к поиску персонала: компании стараются заполучить более квалифицированных (в идеале — полифункциональных) специалистов и готовы к более длительным срокам закрытия вакансий. Они отказались от зарплатной гонки, поменяли системы мотивации, сместив акценты на переменную часть оклада, а также урезали или видоизменили компенсационные пакеты. По данным портала HeadHunter, часто сокращаются затраты на внешнее обучение и делается упор на внутреннее — систему внутренних тренеров, наставничество. При этом и соискатели несколько скорректировали свои пожелания по зарплате и теперь уделяют особое внимание стабильности компании и ее репутации как работодателя.

По данным АНКОРа, в данный момент на рынке наиболее востребованы финансисты, кандидаты с рынков FMCG и фармация. Они чаще всего отказываются от конкретных предложений работодателей, как правило, в пользу текущего работодателя, который предлагает улучшенные финансовые условия или новые задачи. При этом кандидаты, находящиеся в поиске работы, хотя и умерили финансовые ожидания, но опускаться более чем на 10-15% от ранее имеющегося дохода более половины из них не готовы. Работодатель, в свою очередь, воспользовавшись тем, что прошло время, когда кандидаты "выкручивали руки", устанавливает свою цену.

По данным портала HeadHunter, работодатели Петербурга по-прежнему больше всего заинтересованы в привлечении продажников. Вакансии в профобласти "Продажи" составляют более 21% от общего числа, что вдвое больше, чем в профобласти "Информационные технологии/ интернет/ телеком", которая находится на втором месте по спросу. Вдвое меньше, но тоже велик спрос в профобластях "Бухгалтерия/ управленческий учет/ финансы предприятия", "Маркетинг/ реклама/ PR". Наблюдается рост потребности в специалистах транспортной и логистической сферы, а также в административном персонале.

Вероника Павлова



Источник: Приложение к газете "Коммерсант С-Петербург" № 115 (4415), http://www.kommersant.ru/doc.aspx?fromsearch=c5b838a4-2a4d-44b4-af41-9c4cb7211584&docsid=1400284
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы