Университеты 2020 года. Требования к вузам будущего

01 февраля 2010
 
В ближайшее время научное сообщество может осознать: лучше сделать более жесткий отбор и принять активное участие в подготовке будущих студентов, чем потом маяться с неучами.

В ближайшее время научное сообщество может осознать: лучше сделать более жесткий отбор и принять активное участие в подготовке будущих студентов, чем потом маяться с неучами.
Большинство вузов решат заключить договор сразу с несколькими школами, куда будут приходить и читать лекции и проводить мастер-классы университетские преподаватели. Благодаря этим тесным связям высшие учебные заведения смогут планировать, кто придет к ним учиться, заранее. Вузы будут предлагать самым талантливым школьникам бесплатное образование, а также повышенную стипендию или даже гранты от потенциальных работодателей. Ведь только так талантливые ребята, избалованные предложениями вузов, выберут именно этот университет.

«Это верный путь развития: надо общими усилиями заниматься повышением качества образования, — считает ректор РГГУ Ефим Пивовар. — В вузе уже есть несколько лицейских классов, которые находятся в пяти столичных школах; там некоторые уроки ведут вузовские преподаватели. Получается двустороннее движение: и вуз влияет на качество выпускников школ, и учащиеся заранее знают все о вузе. Параллельно проходит и профориентационная работа: школьники узнают о специальностях в университете. И они не будут веером рассылать свои результаты ЕГЭ и на экономику, и на социологию, и на культорологию, а выберут что-то одно».

«Акцент на связи школ и вузов в этом сценарии прямо противоречит конституционной гарантии доступности образования», — уверена завкафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина. Она считает, что поиск талантов возможен не столько через прямые договоры вузов со школами, сколько через систему олимпиад, творческих конкурсов, конкурсов инновационных молодежных проектов.
«Работа со школами — это оптимальное и правильное решение. Но с чего мы взяли, что школьникам это будет интересно? Школьников и студентов надо заинтересовать наукой, только тогда они придут», — сомневается Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНоУ).

Чтобы привлечь абитуриентов, которых в ближайшие годы станет еще меньше, вузы будут готовы на все.

Возможный вариант развития событий — высшие учебные заведения будут стараться перещеголять друг друга в «крутости». Именно качество образования станет основным пряником для поступающих.

«Качественное высшее образование необходимо стране и обществу, но в данной ситуации это не соответствует менеджменту вузов. Пока они не могут хорошо учить — для этого нужны современные преподаватели и современные технологии. Но развиваться нет стимула: бюджетные места и так выделяются, финансирование и так есть», — уверен Владимир Зернов.
Если гонка за качество все же начнется, выживут те вузы, которым удастся привлечь к преподаванию лучшие умы, в том числе практиков, известных менеджеров и бизнесменов. Скорее всего, это будут крупнейшие региональные и столичные вузы. Отбор в них тоже будет куда более суровым, требования к поступающим ужесточатся — освоить программу станет сложнее.

«Вузы уже сегодня оказались в ситуации жесткой конкуренции за абитуриента, но насколько в этой конкурентной борьбе качество образования станет основным пряником для поступающих — еще вопрос», — уверена Елена Брызгалина из МГУ. С практиками тоже надо быть осторожнее: сообщества работодателей по конкретным специальностям не имеют общего понимания требующихся от выпускника вуза компетенций, а их вмешательство может быть чревато принижением, вплоть до полного игнорирования роли общекультурной, методологической, мировоззренческой подготовки.

Повышение качества образования может привести к тому, что повысятся и цены на образовательные услуги: лучшие отечественные и иностранные преподаватели, новейшее оборудование — это все стоит немалых денег.

«Социально-экономическая ситуация в стране делает качественное платное образование недоступным для подавляющего большинства граждан», — комментирует Елена Брызгалина.
«Что касается увеличения числа платников, то пока вузы, конечно, могут менять число внебюджетных мест, но не сильно. Например, у нас на 1000 бюджетных мест 300 платных. В некоторых вузах их около половины, не более», — успокаивает ректор РГГУ Ефим Пивовар.
Однако платников пока меньше, чем бюджетников, не потому, что вузам кто-то жестко запрещает повышать их количество, а потому, что у высших учебных заведений пока нет возможности содержать так много студентов, нет такого количества преподавателей. В будущем все может измениться.

Учеба в вузах будущего будет организована по-другому. Если вузы пойдут по пути улучшения качества образования, то абитуриентам и студентам тоже придется меняться.
Безусловно, важнейшим требованием будет знание английского языка, а лучше — нескольких языков.

Эти требования будут актуальны не только для поступающих и учащихся МГИМО или языковых факультетов, но и для технарей, потому что все будут активно участвовать в международном обмене: готовить выступления перед студентами других стран на конференциях, писать статьи в научные журналы, делать презентации.

Не исключено, что учебный процесс в технических вузах будет сильно отличаться от процесса обучения в гуманитарных. Студенты инженерных и естественно-научных учебных заведений будут учиться 5–7 лет. Обучение в магистратуре и порой даже в аспирантуре для них будет неизбежным, так как именно там будут проходить все основные практические занятия. Некоторые вузы введут систему распределения по предприятиям-партнерам.

А студенты гуманитарных факультетов будут уходить из вузов после бакалавриата: многие из них сочтут, что вовсе не обязательно получать узкую специализацию, и предпочтут выйти на рынок труда.

«Именно так и было в СССР. Гуманитарии учились 4 года, технари — 5,5–6 лет. За меньшее время материал не освоить. В ряде технических вузов в аспирантуру шла треть или даже половина выпускников. Тогда это было понятно: инженер получал неплохие деньги, был уважаем обществом», — говорит Владимир Зернов из РосНоУ. Но полагает, что сейчас такое возможно, только если повысить престиж технического образования.
Ефим Пивовар из РГГУ уверен, что то, сколько студент будет учиться в вузе, не зависит от его специальности. «Если школа перейдет на 12-летнее образование, то четырехлетнее образование (бакалавриат) будет более массовым. А в магистратуру пойдут далеко не все», — отмечает он.

Отношение к гуманитарному образованию как к более легкому и менее важному чревато печальными последствиями.

«Отказ от глубокого гуманитарного образования, перевод его в поле личного дела человека обернется для страны снижением духовного, творческого потенциала. Образование призвано обеспечить не только формирование кадрового потенциала экономики, но и социализацию новых поколений, должно способствовать стабильности государственной системы и предотвращению острого протекания социальных конфликтов», — заключает Елена Брызгалина из МГУ.

Топ-вузы 2020
• 1. МГУ
• 2. СПбГУ
• 3. Московский физико-технический университет
• 4. Высшая школа экономики
• 5. Российский университет дружбы народов
• 6. Финансовая академия при правительстве РФ
• 7. Московский физико-инженерный институт
• 8. МГТУ им. Н. Э. Баумана
• 9. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
• 10. Уральский государственный университет им. А. М. Горького
• 11. Новосибирский государственный университет
• 12. Томский государственный университет
• 13. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
• 14. Казанский государственный университет
Источник: "MNL.RU", http://news.mnl.ru/education/?news_id=4535
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы