Рабочих становится все меньше

Из-за массовых сокращений в России происходит общее снижение квалификации рабочих кадров. Дело в том, что сильнее всего от кризиса пострадали машиностроение, металлургия и строительство. Сотрудники, уволенные из этих отраслей, вынуждены искать работу по новой специальности. «Специалисты, успевшие заработать себе опыт и имя в строительной сфере, часто возвращаются сегодня на те позиции, с которых начинали, становясь прорабами, инженерами-проектировщиками, электриками и механиками», — объясняет Ольга Смирнова, консультант по поиску и подбору персонала кадрового агентства «Империя кадров».
В городах, где закрываются градообразующие предприятия, многие узкоспециализированные работники уходят на малоквалифицированную работу — в продавцы, грузчики, дворники. «В моногородах статус определяется не по уровню работы, а по факту её наличия, поэтому производственный персонал легко перетекает с завода в грузчики», — объясняет Иван Климов, ведущий специалист фонда «Общественное мнение».
Квалификация работников теряется и из-за того, что часть людей работает лишь формально. На сегодняшний день в простое находится почти 1,6 миллиона человек. Эти люди считаются формально работающими, но на самом деле не заняты из-за остановки работы предприятия.
Уход кадров в сферу услуг
Кризис сильнее всего ударил по производственным отраслям. Каждый месяц ВВП страны падал минимум на 10% к аналогичному периоду прошлого года. «Снижение доли персонала промышленности — общемировая тенденция. В нашей стране она была экстремально высокой. В западных странах доля сферы услуг — в районе 50%», — рассказывает Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН. В России этот процент существенно ниже.
В развитых странах уход в отрасль услуг связан с общим развитием экономики. А в России происходит только горизонтальное перемещение из-за низкой производительности труда и сокращений. В основном это связано с низкой квалификацией управленческих кадров.
Такое перемещение замедлит выход страны из кризиса. «Происходит вымывание уникальных специалистов из своих отраслей на менее квалифицированные должности, — рассказывает Оксана Костина, территориальный менеджер отделений по массовому подбору персонала Kelly Services. — Предприятия долго собирали свои команды и теперь вынуждены с ними расставаться. Далеко не факт, что они смогут их вернуть». По её словам, кто-то из ушедших найдет себя в другой сфере, кто-то потеряет квалификацию, кто-то выйдет на пенсию, кто-то просто обидится на работодателя. К тому же демографическая ситуация ухудшается, и рост промышленности после кризиса может серьезно затормозиться, поскольку молодежь крайне неохотно идет работать в промышленность.
Смена приоритетов у работников
До кризиса строительство и финансы являлись самыми прибыльными для кандидатов сферами. Однако в октябре 2008 года ориентиры изменились. Первой пострадала именно отрасль строительства. «В зависимости от региона сокращения в строительстве составляют от 30 до 50%», — рассказывает Борис Сошенко, председатель Профсоюза строителей России.
Произошел отток активности и из финансового сектора. «Во время сокращений в финансовом секторе многие сотрудники перешли на другую сторону баррикад — ушли в финансовые отделы крупных корпораций, которые раньше кредитовались их банком», — рассказывает Наталья Куркчи, партнер кадрового агентства Antal Russia.
Для кандидатов более привлекательными стали сферы FMCG, логистика, розничная торговля и фармацевтика. В них конкурс — соотношение резюме к вакансиям — составляет максимум семь человек. В строительстве — 12, а в финансах и вовсе 63, по данным кадрового агентства «Империя кадров».
Стабильная госслужба
Формально сокращения в госсекторе были. С начала кризиса несколько региональных администраций провели увольнения. Например, на 25% сократился персонал администрации в Орловской области, на 10% — в Нижнем Новгороде и в Алтайском крае, 20% чиновников уволено в Ульяновске. Увольняли персонал и федеральные власти: 100 человек было сокращено в администрации президента, 158 — в аппарате правительства.
В целом госсектор в кризис живет значительно лучше, чем промышленность. На 1 апреля 2009 года средняя зарплата госслужащего была 31 000 рублей. Это на 65% больше среднемесячной зар-платы по России.
Увеличение расходов на госаппарат отметил и премьер-министр Владимир Путин. «В целом затраты на содержание органов управления в 2009 году вырастут на 4%. По некоторым регионам рост составит и более 25%», — сообщил Путин. Среди особо отличившихся — Магаданская область (38%) и Ингушетия (30%). Пока о крупных сокращениях чиновников не заявлено.