Наше предложение – опережающее обучение

30 января 2009
 
Мировой финансовый кризис уже оказал сильное влияние на экономику России

Наше предложение – опережающее обучение

Мировой финансовый кризис уже оказал сильное влияние на экономику России. По данным на конец ноября 2008 года в наибольшей степени пострадали отрасли химического комплекса – спад на 25,8%; металлургия – спад на 13,3%; обработка древесины – спад на 18,6% и т.д. В 1 и 2 квартале 2009 года Минэкономразвития России прогнозирует дальнейший спад промышленного производства и рост численности зарегистрированных безработных граждан от 1,5 до 2,8 млн. человек.

Таким образом, вопрос урегулирования ситуации на рынке труда – один из наиболее острых в ближайшее время. Состоялось заседание правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики под председательством первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И.Шувалова с обсуждением вопроса «O первоочередных мерах по урегулированию ситуации на рынке труда, содействию занятости населения и переподготовке кадров». По результатам работы комиссии были даны поручения федеральным министерствам. Определены мероприятия, которые должны реализовываться в регионах: опережающее обучение; поддержка самозанятости; общественные работы; переселение в другую местность.

Для выполнения поручения Минобрнауки РФ 20 января 2009 г. в г. Москве министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко провел совещание с представителями объединений работодателей по вопросу «О механизмах участия работодателей в разработке образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различной направленности и продолжительности с учетом востребованности отдельных видов профессий». От Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ в этом совещании участвовали проф. В.А. Гуртов, д.т.н. Е.А. Питухин, к.э.н. С.В. Сигова и А.Л. Ночовнова.

Обсуждались два вопроса:

1. Методика формирования возможных направлений дополнительного опережающего профессионального обучения работников с учетом имеющегося прогноза кадровой потребности экономики, направленной на стабилизацию положения на рынке труда.

2. Механизмы участия работодателей в разработке образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников различной направленности и продолжительности с учетом востребованности отдельных видов профессий.

Открывая совещание, А.А. Фурсенко отметил, что он помнит конструктивное обсуждение двухлетней давности проблем диспропорций на рынке труда (во время приезда А.А.Фурсенко в ПетрГУ – прим. автора). Как сказал министр, «прогнозы потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием, которые делались Центром бюджетного мониторинга, показали свою адекватность, они действительно работают, это реальные прогнозы, они соответствуют действительности».

По первому вопросу с докладом выступил В.А. Гуртов, директор Центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета; по второму вопросу – А.Н. Лейбович, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций РСПП.

В докладе профессора В.А. Гуртова была представлена методика формирования направлений опережающего профессионального обучения1 работников и результаты расчетов по ней. Эта методика предполагает как формирование перечня «стагнирующих» отраслей экономики, так и формирование перечня «перспективных» для дополнительного опережающего обучения укрупненных групп специальностей ВПО, СПО и НПО и позволяет провести количественные расчеты, связанные с определением числа высвобождающихся работников для обучения по перспективным специальностям.

Необходимость разработки указанной методики вызвана следующими причинами. Текущее и предстоящее в 2009 году значительное высвобождение работников вследствие сокращения производства станет «давить» на рынок труда и способствовать повышению социальной напряженности в обществе. В это же время в 2009 году прогнозируется максимальный выпуск в системе высшего образования – 1,4 млн. человек. Организация опережающего обучения высвобождаемых работников по востребованным профессиям, создание дополнительных мест в магистратуре и аспирантуре могут стабилизировать ситуацию.

С другой стороны, экономика в послекризисный период с 2011 года будет развиваться по инновационному сценарию, согласно программе социально-экономического развития России до 2020 года. При правильном построении «кризисного» прогноза потребностей рынка труда на 2009-2011 годы и внимании со стороны системы высшего образования можно осуществить переобучение высвобождающихся работников и в определенной мере избавиться от диспропорций на рынке труда, «вернув» квалифицированные кадры – в нужном количестве и нужного качества.

Позиция профессора В.А. Гуртова и представленные расчеты вызвали оживленную дискуссию, в ходе которой работодатели высказали ценные замечания и предложения. По итогам совещания принято решение о доработке предложенной методики с детализацией расчетов до уровня каждого субъекта Федерации.

Общую оценку докладу В.А. Гуртова и его обсуждению дал министр А.А. Фурсенко: «Я считаю, что мы можем базироваться на этом прогнозе. Конечно, к предложенному варианту «кризисного» прогноза потребностей в кадрах есть определенные вопросы (хотя и не только к нему, если вспомнить все прогнозы экономики, причем не только российские). Валерий Алексеевич представил самую продвинутую системную работу, и то, что она не до конца удовлетворяет нас, говорит лишь о сложности проблемы. Лучшего у нас точно нет, это я могу сказать достаточно ответственно».

 1Опережающее профессиональное обучение – процесс обучения, направленный на смягчение социальной напряженности на рынке труда в связи с предполагаемым массовым высвобождением до наступления срока расторжения договоров с работниками организаций в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников

С. СИГОВА,
к.э.н., ведущий научный сотрудник
Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ

Источник: Газета "Петрозаводский университет", http://petrsu.ru/Structure/NewsPaper/2009/0130/?8.htm
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы