Не на своем месте
Как уверяют во властных структурах, с начала 2009 года "существенных изменений на рынке труда не произошло, ситуация под контролем, разрабатываются и принимаются меры по ее оздоровлению".
Однако в конце 2008-го, когда руководители промпредприятий под различными предлогами отправили в неоплачиваемые отпуска "лишних" рабочих. Справедливости ради отметим, что с помощью административного и прокурорского воздействия этот лавинообразный процесс удалось остановить.
Возвращение "тамбовских волков"
Губернаторские планерки теперь начинаются с заседания антикризисного штаба. На последнем глава региона Олег Бетин заявил: вопреки пессимистичным прогнозам "свежие" экономические показатели соответствуют цифрам аналогичного периода 2008-го. Количество безработных, как сообщил начальник управления занятости населения Михаил Филимонов, даже уменьшилось на 19 человек. Тем не менее глава региона настаивает на организации общественных работ. Они позволят занять людей на уборке территорий, озеленении, разбивке садов, строительстве, ремонте жилья и дорог. При этом "временщики" сохранят статус безработных.
Впрочем, в официальную статистику попадают только те, кто обратился в службу занятости. Так, с начала октября по всей стране уволено немногим более 38 тысяч, еще 207 тысяч работают с неполной занятостью. Однако, по экспертным оценкам, озвученным депутатами Госдумы, с начала кризиса работу потеряли не менее 433,5 тысячи человек, при этом четверть из них сокращены необоснованно.
В той же Тамбовской области работников нередко вынуждают уходить "по собственному желанию", поэтому они могут рассчитывать лишь на минимальное пособие. Да и получить статус безработного им сложнее. Поэтому многие не спешат вставать на биржи - овчинка выделки не стоит.
Солидную долю рынка труда уже составляют "возвращенцы" - в основном строители, вернувшиеся из столицы. Там они имели доходы, совершенно не сопоставимые с теми, на которые могут рассчитывать дома. Например, квалифицированный прораб ежемесячно зарабатывает не менее ста тысяч. Да и 25-30 тысяч, которые получают рядовые рабочие, - совсем неплохо по тамбовским меркам. Однако столичный строительный комплекс начинает ужиматься. И "тамбовские волки" (так когда-то называли местных крестьян, занимавшихся зимой отхожим промыслом) потянулись домой.
- В конце года к нам пришли три человека - прораб и два каменщика, - рассказали корреспондентам "РГ" в одном из кадровых агентств. - Еще недавно они работали в Москве. Рабочих мы сразу трудоустроили, но у их бывшего начальника запросы оказались завышенными. До сих пор ищет вакансию…
А их становится все меньше. В подтверждение этого тезиса в агентстве показали местную газету, в которой печатаются объявления: "Раньше перечень вакансий занимал несколько разворотов, теперь - половину странички".
К разбитому корыту
В кадровые агентства обращается лишь ничтожная доля "возвращенцев". Большинство рассчитывает устроиться на работу по рекомендации знакомых, так надежнее. Тем не менее "хедхантеры" считают: в обозримом будущем количество таких клиентов вырастет. Полезные связи в Тамбове есть далеко не у всех, да и конкуренция на рынке труда растет.
Серьезные проблемы возникнут у "возвращенцев" и с получением пособий по безработице, точнее, с их размером.
- Те, кто официально оформлял свои трудовые отношения, получают у нас до 4900 рублей в месяц. Но многие тамбовчане трудятся в Москве нелегально: их не включают в штат, с ними не заключают договора. Государство при этом не получает ни копейки налогов. Мы можем предложить им лишь минимальное пособие, а это всего 850 рублей, - говорит директор Центра занятости населения Тамбова Валентин Павлов. Он также сообщил, что к ним обратилось уже несколько сотен сокращенных работников местных заводов.
Тем временем готовы "лопнуть" еще два московских рынка - финансов и рекламы. В свое время немало провинциалок отправились покорять столицу в роли рекламных менеджеров и агентов. Специального образования такая работа не требует, а внешних данных и бойкости тамбовчанкам не занимать.
Корреспонденты "РГ" связались с некоторыми из них, и они подтвердили: доходы резко упали. Поэтому те, кто арендуют квартиры за большие деньги, уже задумались о возвращении. Но чем они займутся в Тамбове и райцентрах области? Найдут себя в секторе общественных работ, где платят гроши, или сядут на шеи родителям?
Объявили передислокацию
Региональные власти надеются, что недостатки экономики региона - ее многостороннее развитие и отсутствие доходных градообразующих предприятий - теперь станут преимуществами. Львиная доля тамбовской продукции идет на внутренний рынок. В условиях падения курса рубля отечественные производители вздохнут свободнее. Большие надежды возлагаются на инвестиции в сельское хозяйство, гарантированные российским правительством, на масштабное финансирование инфраструктурных программ. Из федерального бюджета на поддержку перспективных проектов должны поступить 889 миллионов рублей. Еще 221 миллион в минувшем году выделен из областной казны. Другое дело, сумеет ли аграрный сектор нажиться на кризисе, переучив рекламных менеджеров на операторов машинного доения?
Приняв во втором чтении поправки в законодательство о занятости, Госдума РФ усилит миграционные процессы внутри страны. Людям дадут возможность переехать в те регионы, в которых есть вакансии, реализуются федеральные программы и крупные инвестиционные проекты. Условия передислокации привлекательны. Им оплатят из бюджета проезд к новому месту работы, суточные, помогут первые три месяца арендовать жилье. В среднем на каждого мигранта предполагается затратить 56 тысяч рублей. В российском правительстве и Госдуме полагают, что с насиженных мест снимется порядка 80 тысяч человек. Не исключено, что изменится экономическая карта страны, и регионам, производящим "простой продукт", удастся поймать ветер в паруса.
Комментарий
Любовь Федорова, начальник управления экономической политики обладминистрации: