Пострадавшим от кризиса вход разрешен
"Труд" первым рассказал о том, что служба занятости населения Москвы может сейчас предложить неплохие вакансии с окладом около 100 000 рублей и выше. Наш корреспондент решил своими глазами посмотреть, ходят ли вчерашние офисные работники на биржу труда и что они там ищут.
С ЯЗЫКОМ - НА БИРЖУ
Офис центра занятости на Новослободской, 46. Подсаживаюсь к молодому человеку, заполняющему анкету. Он прилично одет, совсем не так, как в моем представлении должен выглядеть типичный безработный. В анкете помимо паспортных данных и компаний, в которых вы выполняли свой трудовой долг, нужно указать, какая работа вам нужна, что вы умеете, какими языками владеете. На последнем пункте мой сосед и забеспокоился.
- Извините, я не знаю, что здесь писать. Я свободно владею английским, а французским - только со словарем. А тут получается, что нужно указывать либо то, либо другое? - обратился он к сотрудницам центра.
Парню советуют вписать все языки, с которыми он не на "вы". Человек, свободно владеющий английским, пришедший в центр занятости, вызывает любопытство у окружающих.
- А вы кем работали раньше? - спросил я.
- Менеджером по работе с клиентами в страховой компании. Уволили в начале октября, сказали, что я сотрудник хороший, но еще молодой, а им теперь нужны только опытные специалисты. Кроме меня под сокращение попали еще 15 человек.
- А сюда-то что привело?
- Желание найти работу. Я и на сайтах свое резюме разместил, и друзьям сказал, что ищу место, решил и сюда заглянуть. Мне это нетрудно - живу рядом, лишний километр пройти - не проблема, а знакомые мне сказали, что через службу можно нормальную работу найти.
- Нормальную - это с какой зарплатой?
- Ну, в страховой компании я получал 40 000 рублей в месяц, - продолжает молодой человек. - Это при том, что я только окончил вуз. Надеюсь найти что-то похожее или даже лучше, причем по своей специальности - я экономический оканчивал.
КАЖДЫЙ ТРЕТИЙ - ИЗ ОФИСА
Центр занятости занимает несколько комнат на первом этаже жилого 12-этажного здания. Вход - через тяжеленные металлические двери. Внутри зал для заполнения документов, комната для персонала и еще одна - с несколькими компьютерами, подключенными к интернету, чтобы проще было искать вакансии и рассылать резюме. Тем, кто не умеет пользоваться Сетью, начальные навыки дают сотрудники центра.
- А кто в основном к вам приходит? - спрашиваю у старшего инспектора Лидии.
- Раньше шли бывшие сотрудники госпредприятий, много было продавцов, людей без специальности и образования, учителя заглядывали, приезжие.
- А сейчас что-то изменилось? - интересуюсь я.
- Да, молодежь пошла, кто только после вуза или ПТУ хочет место себе найти, кто вообще без диплома приходит - сразу после школы. Заходят и взрослые уже люди, недавно получившие российское гражданство.
- Бывшие офисные работники - частые гости? - задаю самый главный вопрос.
- Да, и из крупных, и из мелких компаний идут. Говорят, что разослали резюме, но ответа нет, вот и пришли к нам. Многим, кстати, не отвечали просто потому, что они неправильно его составляли. Помогаем. Кого и трудоустраиваем. Хорошие специалисты везде нужны, а у нас большая база вакансий. Если человек подходит под требования работодателя, договариваемся о времени собеседования, а дальше все уже зависит от того, как поведет себя соискатель.
Спрашиваю, стало ли больше "белых воротничков" с началом кризиса. "Пока это не очень заметно", - говорит Лидия, но добавляет, что заглядывают теперь и те, кто работал менеджером с хорошей зарплатой. По ее подсчетам, двое-трое из десяти обратившихся в центр занятости - как раз из этой когорты. Причем, продолжает сотрудница центра, обращаются менеджеры по продажам, страховые и рекламные агенты, операционистки из банков, секретари, бухгалтеры. "Бывает, что и руководители бывшие приходят, - подчеркивает Лидия. - Ну не высшего звена, конечно, но среднего уровня точно".
- Из-за кризиса работы прибавилось? - продолжаю допытываться, забыв уже о своей не до конца заполненной анкете.
- Пока нет. Второй месяц уже все только о кризисе и говорят, но какого-то вала сокращенных в последние недели нет. Тем более что их сразу заметно: приходят обиженные на своих работодателей. Делятся своими бедами, бывает, что и жалуются на бывшие компании. Кстати, хотя их и немного, но это специалисты совершенно другого уровня, чем наши обычные клиенты.
"По два-три языка люди знают, опыт работы колоссальный, зарплаты получали высокие, но оказались на улице, - рассказывает Лидия. - Некоторым компаниям ведь проще оставить у себя молодых да ранних, которым платить можно меньше, а тех, кто что-то умеет и, скажем, в возрасте, легче выставить за дверь".
Тем временем к инспектору с заполненными анкетами подходит девушка лет 24-25. Ищет работу секретаря-референта или офис-менеджера. Без работы осталась в августе - ушла по собственному желанию из одной столичной торговой компании.
- Нет ничего странного или зазорного в том, чтобы прийти в центр занятости, - отвечает она на мой вопрос, можно ли здесь найти достойную работу. - Когда рассылаешь резюме через сайты, могут не ответить, но причину не скажут. А здесь и с резюме помогают, и вакансии подбирают под тебя, а не тебя - под вакансии.
цифры
КОГО ЖДУТ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ
45 000 свободных рабочих мест в офисном сегменте рынка труда в Москве
28 000 вакансий для специалистов (водителей, программистов, инженеров)
13 000 свободных вакансий для руководителей разного уровня
6500 вакансий менеджеров