На региональном уровне:
Методика прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах и формирования контрольных цифры приема была апробирована на уровне субъектов Федерации в следующих регионах: в Республике Карелия (2004–2009), Республике Саха Якутия (2005), Томской области (2005), Пермском крае (2006), Республике Башкортостан (2007), в Сибирском федеральном округе (2007).

На федеральном уровне:
По заданию Минобрнауки России в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005 года № Пр-2065 на базе разработанной методики прогнозирования авторским коллективом был сформирован научно обоснованный прогноз потребностей в специалистах на период до 2015 года (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики на период до 2015 года. Разработанные значения прогнозной потребности экономики в кадрах, согласованные с Минэкономразвития России (письмо № 19300-АП/Д04 от 10 декабря 2007 года), Минздравсоцразвития России (письмо № 9379-ВС от 19 декабря 2007 года), Российским союзом промышленников и предпринимателей (письмо № 48/16-р от 25 декабря 2007 года) и органами исполнительной власти субъектов Федерации, были использованы Минобрнауки России при формировании контрольных цифр приема для всех уровней системы профессионального образования на 2008, 2009 и 2010 годы (решения Коллегии от 25 декабря 2007 года, от 24 декабря 2008 года, от 23 декабря 2009 года). Эти результаты являются подтверждением научных достижений авторского коллектива.

Публикации
Научно-практические результаты, полученные в ходе исследований, были опубликованы в научных изданиях и монографиях. Число опубликованных в печати работ за период с 2002 по 2007 годы, практически применяемых в образовательной деятельности не менее трех лет, составляют более 60 наименований, в том числе 4 монографии, 15 статей в рецензируемых научных журналах, свыше 40 статей в трудах научных конференций. Наиболее значимые из них представлены в перечне публикаций, приведенном в конце данного документа. Продолжая совершенствование методики прогнозирования, с 2008 года по настоящее время опубликовано 3 монографии, 12 статей в рецензируемых научных журналах и более 10 статей в трудах научных конференций. Наиболее значимые из них представлены в дополнительных материалах.

Основные публикации >>

 

Конференции и семинары

Результаты работ представлены и обсуждены в период с 2002 по 2007 гг. более чем на 35 международных и всероссийских конференциях. В том числе на следующих:

  • IIX, IX, Х международные научные конференции по проблемам развития экономики и общества (Москва, ГУ–ВШЭ, 2007);
  • 1, 2, 3, 4, 5, 6-я всероссийские научно-практические Интернет–конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России» (Петрозаводск, 2004, 2005,2006, 2007);
  • VI Сибирский форум образования (Томск, 2007);
  • IV, V, VI, VII всероссийские симпозиумы по прикладной и промышленной математике (Петрозаводск, 2003, весенняя сессия; Сочи, 2003, 2004, 2005, осенняя сессия; Кисловодск, 2006, весенняя сессия; Сочи, 2007);
  • 1-я и 2-я международные конференции «Математическое моделирование социальной и экономической динамики» (MMSED, Москва, 2004, 2007);
  • научные семинары в Департаменте государственной политики в сфере образования Минобрнауки РФ (2006, 2007), в Институте макроэкономических исследований при Минэкономразвития РФ (2007), в Департаменте трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ (2007), в НИИ высшего образования (Москва, 2002).

Важную роль при разработке методики прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах и формировании на этой основе контрольных цифр приема для системы профессионального образования сыграли Всероссийские Интернет-конференции «Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России», проводимые с 2004 года в Петрозаводске на базе ПетрГУ на федеральном Web-портале «Рынок труда и рынок образовательных услуг в регионах России» (http://labourmarket.ru).

Дипломы
На Всероссийских выставках и конкурсах в 2005 – 2007 годы разработка методики прогнозирования была отмечена рядом дипломов, наиболее значимыми из которых являются:

  1. Диплом за участие во Всероссийском конкурсе научно-технических разработок Всероссийского форума «Образовательная среда-2005» за разработку «Информационно-аналитическая система “Рынок труда и система образования в регионах России: мониторинг и прогноз до 2015 года”»;
  2. Диплом ГРАН-ПРИ Международной конгресс-выставки «Образование без границ» за разработку программно-технологических средств и информационных ресурсов для системы образования Республики Карелия (Москва, МВЦ «Крокус-Экспо», 25–28.03.2007);
  3. Благодарность от руководителя Федеральной службы по труду и занятости М. А. Топилина за большой вклад в организацию и развитие информационной системы государственной службы занятости населения и активное содействие в формировании цивилизованного рынка труда Центру бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета (25 ноября 2006 года).

Публикации в СМИ
Результаты разработки активно освещались в федеральных и региональных печатных и электронных средствах массовой информации. Среди них:

  1. Агранович М. Тайны госзаказа // Российская газета. 2007. № 242. 30 октября. С. 13.
  2. Шаталова Н. По потребностям: Рецензия на книгу «Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации» // Поиск. 2007. № 15 (933). 13 апреля.
  3. Шабиев Н.Р. Рабочие – на вес золота // Курьер Карелии, №202, 27 октября 2006 года.
  4. Фарутин А. Каждому – по труду или больше // Карелия, №122 1 ноября 2005 года.

По результатам разработки защищены в 2006 году 1 докторская диссертация, в 2006 – 2007 гг. 2 кандидатские диссертации.

Основные используемые определения в методике
Для облегчения задачи достижения сбалансированности на рынке труда структурируем совокупный спрос и совокупное предложение.
В составе совокупного спроса выделим такую составную часть, как «дополнительный спрос» («дополнительную потребность») в наемной рабочей силе, которая выполняет следующие функции:

  1. Компенсирует ежегодное выбытие рабочей силы (естественная убыль, увольнения и проч.);
  2. Обеспечивает новые рабочие места подготовленными кадрами;
  3. В совокупности пп. 1 и 2 обеспечивают развитие экономики заданными темпами.

Таким образом, дополнительный спрос (дополнительная потребность) на рынке труда — это ежегодное необходимое приращение к имеющемуся числу наемной рабочей силы до ее оптимального количества или ежегодный спрос, требуемый параметрами развития экономики.

Оптимальное количество работников — это совокупность работников требуемой квалификации, необходимых и достаточных для обеспечения развития экономики по выбранному сценарию с учетом существующей и перспективной производительностью труда.

С точки зрения макроэкономической теории удовлетворение дополнительного спроса будет способствовать «наиболее эффективному использованию труда в народном хозяйстве», что, в то же время, не будет соответствовать полной занятости населения, оставляя место естественной безработице.

Как уже отмечалось, синонимом «дополнительного спроса» является «дополнительная потребность» рынка труда. Дополнительная потребность – это нужда в рабочей силе, необходимой для поддержания функционирования рынка труда для достижения целей экономики (для осуществления общественного производства).

Данная потребность будет являться насыщаемой, имеющей четкий предел. Как любая потребность, она носит объективный, динамический характер, так как складывается под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняется в зависимости от конкретного исторического этапа.

Это можно увидеть через современную реализацию потребностей рынка труда: первыми задачами, которые ставились при решении вопросов регулирования рынка труда – было заполнение вакансий работниками, уменьшение безработицы, теперь одним из главных вопросов является соответствие профессионально-квалификационного состава (возникает некая аналогия с пирамидой Маслоу, когда потребности удовлетворяются от низших к высшим).

Аналогично дополнительному спросу определяем «дополнительное предложение». Оно представляет собой ежегодный входящий поток на рынок труда, включающий выпускников образовательных учреждений дневного отделения (выпускники заочного отделения, как правило, уже работают и могут повлиять только на размер структурной безработицы), прибывающих мигрантов и безработных, прошедших переподготовку.

В последние годы мера несбалансированности рынка труда возрастает. Так, достигнутый уровень образования вследствие его доступности и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях современного состояния экономики; низкие значения трудоустройства по специальности при значительном числе вакансий; отсутствие специалистов для создаваемых новых рабочих мест и проч. В связи с этим объектом государственного регулирования должно становиться именно дополнительное предложение на рынке труда. При условии его соответствия дополнительному спросу рынок труда будет сбалансирован.

Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы