Методика позволяет определять прогнозы потребностей экономики в квалифицированных кадрах по уровням, направлениям и объемам подготовки и формировать на этой основе государственное задание (контрольные цифры приема) на подготовку специалистов для системы профессионального образования Российской Федерации, что способствует созданию сбалансированного рынка труда по профессионально-квалификационному составу.

Основу макроэкономической методики прогнозирования потребности составляет унифицированный для всех регионов Российской Федерации нормативный подход, базирующийся на прогнозах макроэкономических показателей, заложенных в программы и стратегии социально-экономического развития субъектов Федерации.

Макроэкономическая методика формализована в виде комплексной математической динамической модели, которая учитывает более 100 параметров и различные факторы. Модель описывает движение трудовых ресурсов во времени в социально-экономической системе «образование – рынок труда — экономика».

Разработчик - Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета.

Полный перечень публикаций (и их электронные версии) по тематике прогнозирования потребностей экономики в кадрах можно найти на сайте ЦБМ ПетрГУ

Буклет «Макроэкономическая методика прогнозирования потребностей экономики в кадрах с профессиональным образованием»

Данная схема содержит четыре поля:

  • система общего (начального) образования;
  • система профессионального образования;
  • рынок труда;
  • экономика.

Согласно схеме в систему трудовые ресурсы входят в виде вектора рождаемости, проходят через систему образования, откуда попадают на рынок труда, из которого вливаются в экономику, помогая создавать материальный ресурс – валовой региональный продукт. Все элементы системы, находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом, каждый из которых реагирует на изменения объема трудовых ресурсов в зависимости от сложившейся ситуации в системе.

Кроме прямой задачи – анализа и прогноза развития такой системы, необходимо рассматривать и обратные задачи – оптимизацию выпусков из образовательных учреждений (ОУ), управление приемами в ОУ по требуемым специальностям. Для реализации принятых темпов роста ВРП некоторого региона требуются кадры. При этом возникает проблема соответствия потребностей экономики в специалистах с возможностями системы образования по подготовке нужного объема квалифицированных кадров для каждой отрасли к требуемому сроку. Наиболее эффективное решение данной проблемы – повлиять на численность приема (выделено пунктиром на рисунке) в ОУ с учетом специальностей и уровней образования. Инструментом воздействия при принятии такого решения может быть государственное задание на размещение контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования.

Структурная схема динамической системы «Экономика – рынок труда – профессиональное образование», приведенная на рисунке, позволяет на своей основе разработать комплексную макроэкономическую модель, что представлено авторами методики в публикациях.

 

Основные допущения и свойства модели:

  • При расчете численности требуемых экономике трудовых ресурсов возможны различные подходы и сценарии: сценарии управления - учитываются заданные темпы роста экономики, производительности труда и инвестиций по видам экономической деятельности; сценарий сохранения существующих тенденций в распределении работников по видам деятельности, определяемых статистически.
  • Модель адекватно оценивает изменения, связанные с массовым сокращением численности работников в связи с влиянием мирового финансово экономического кризиса и их восстановлением рабочих в посткризисный период.
  • Расчетная потребность состоит их двух составляющих: 1 — «на замену», связанную с уходом работников по естественно-возрастным причинам (пенсия, смерть, инвалидность); 2 — «на рост», связанную с ростом/упадком производства с соответствующим открытием/закрытием рабочих мест.
  • Потребность детализируется по трем уровням профессионального образования (высшему, среднему и начальному), базовым разделам экономической деятельности, основным группам занятий, 28 укрупненным группам специальностей и направлений подготовки.
  • Оценка коэффициентов модели осуществляется согласно моделям, так и задается экспертно. Так, для оценки некоторых параметров и коэффициентов модели прогнозирования, например доли отдельной укрупненной группы специальностей, представленных в учреждениях профессионального образования субъекта РФ, среди общего числа мест соответствующей укрупненной группы специальностей применяются опросные методы работодателей и экспертов.
  • Методика позволяет оценить потребности полного круга предприятий, а также отдельно потребности малого бизнеса в кадрах, учитывая специфику найма на работу на малых предприятий.
  • Модели обладают обратной связью: ситуация на рынке труда, спрогнозированная моделью, воздействует на поведение самой же модели в будущем.

 

Входные данные моделирования:

Макроэкономические показатели по видам экономической деятельности:
  • Валовая добавленная стоимость в абсолютных и относительных единицах;
  • Инвестиции в основной капитал в абсолютных и относительных единицах.

Источник — Прогноз социально-экономического развития региона по форме Минэкономразвития России «2П».

Показатели по рынку труда:
  • Среднесписочная численность работников по видам экономической деятельности (источник - форма статотчетности Росстата «1-Т Среднесписочная численность работников и заработная плата по видам экономической деятельности»);
  • Занятые в экономике по уровням образования (источник - статсборники Росстата по труду);
  • Трудовая миграция по уровням образования и различным причинам выбытия/прибытия (источник - формы отчетности Росстата по миграции «МО3» и «МР1»).
Показатели по демографии:
  • Общее население;
  • Рождаемость;
  • Население в трудоспособном возрасте;
  • образования (источник - статсборники Росстата).
Показатели по системе образования
  • Численность выпускников 9-11 классов (источник - форма отчетности Росстата «76 РИК», статсборники Росстата);
  • Распределение численности выпускников по приемам системы профессионального образования (источник - формы статотчетности Росстата «3-НК», «2-НК», «3-Профтех»);
  • Приемы, выпуски, контингент учащихся и студентов системы профессионального образования в разрезе укрупненных групп специальностей, форм обучения и видов финансирования (источник - формы отчетности для ВПО – «3-НК», для СПО- «2-НК», для НПО – «1-5 Профтех).

 

Результаты моделирования:

  • Прогноз численности работников по 28 видам экономической деятельности;
  • Прогноз объема ежегодной потребности в кадрах по 28 видам экономической деятельности в разрезе 28 укрупненных групп специальностей;
  • Прогноз объема ежегодного выпуска из системы профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей;
  • Баланс кадровых потребностей видов экономической деятельности и возможностями их удовлетворения выпускниками системы профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей;
  • формирование проекта оптимизированных цифр приема, явяляющихся решением управленческой задачи: сколько и каких специалистов следует заблаговременно готовить, чтобы со временем устранить дисбаланс в кадровом вопросе, а также контрольных цифр приема, которые учитывают ограничения на задачу.

На следующем рисунке приведена общая концептуальная схема разработанной на основе макроэкономической методики информационно-аналитической системы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

События
Наши web-ресурсы