В Петрозаводске состоялась всероссийская конференция по вопросам развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной
деятельности учащихся

С 25 по 27 октября 2017 года в Петрозаводске на базе Петрозаводского государственного университета состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся». Организаторами конференции выступили Министерство образования и науки Российской Федерации, Правительство Республики Карелия и Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета. Конференция проведена в рамках «Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы» в целях интеграции психолого-педагогических знаний, выявления и распространения лучших практик и методов профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций для совершенствования методического обеспечения и повышения эффективности профориентационной работы.

Особую актуальность тематики конференции придает поручение Президента России В.В. Путина Пр-1432 от 25 июня 2017 года по итогам встречи с классными руководителями выпускных классов общеобразовательных организаций, в котором Минобрнауки России поручено подготовить совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии общероссийских объединений работодателей и представить предложения по привлечению работодателей к систематической работе с обучающимися общеобразовательных организаций по их профессиональной ориентации.

В конференции приняли участие 201 человек из 51 субъекта Российской Федерации. В составе участников конференции специалисты по профориентационной работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, труда и занятости; общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций; работодатели, принимающие участие в работе с молодежью.

В рамках пленарного заседания первого дня конференции были обозначены те аспекты профориентационной работы, которые требуют особого внимания стороны как органов власти, так и профконсультантов. Так, Н.С. Пряжниковым было отмечено, что сегодня все большее распространение получают различные формы online-консультирования, на основе которых могут быть развиты новые практики профессионального самоопределения. В своем докладе Г.В. Резапкина обозначила особенности выявления системы критериев оценки готовности учащегося к профессиональному выбору. Юсси Сильвонен поделился зарубежным опытом развития профориентационной работы, раскрыв основные этапы развития данной системы, вопрос баланса интересов экономики и потребностей индивида при выборе профессии, и представив такой подход, как «Концепция «конструирования своей жизни». Способы решения диагностических задач профориентации были представлены в докладах А.Г. Серебрякова и Р.А. Мулжановой.

В ходе конференции состоялась работа секций, мастер-классов и круглых столов конференции. Продуктивный обмен опытом в сфере профориентации прошел в рамках тематических секций и дискуссионных площадок:

  1. Дискуссионная площадка «Профориентация или проектирование карьеры?».
  2. Профориентация школьников на группы профессий: интересы работодателей.
  3. Профориентационные практики: региональный опыт.
  4. Дискуссионная площадка «Интернет-ресурсы и инновационные подходы для профориентации».
  5. Планирование работы и оценка эффективности профориентации.
  6. Профориентационные практики: опыт образовательных организаций.

Для участников конференции специалистами из субъектов Российской Федерации проведены мастер-классы по реализации лучших профориентационных практик:

  1. Республиканский профориентационный урок с использованием Интернет-портала «Моя карьера: живи, учись, работай в Карелии!».
  2. Всероссийская профдиагностика-2017: профориентационное тестирование.
  3. Предпрофильный профориентационный курс «Перспектива».
  4. Инновационный мобильный комплекс профориентации и охраны труда.

Обсуждение отдельных проблемных зон профориентационной работы состоялось также в формате проведенных круглых столов:

– Профориентация детей и молодёжи с инвалидностью: проблемы и пути решения.

– Создание высокопроизводительных рабочих мест – стратегия роста для России.

– Обсуждение методических рекомендаций по содействию будущему трудоустройству выпускников образовательных организаций профессионального образования.

В формате диалога и конструктивных дискуссий участники конференции поделились новыми подходами профориентационной работы; способами повышения заинтересованности молодежи в востребованных в будущем профессий; наиболее эффективными формами участия работодателей в профориентационной работе со школьниками; подходами к оценке эффективности различных форм профориентационной деятельности, нормативного и методического обеспечения.

В рамках конференции на информационной площадке состоялась выставка-презентация 30 региональных практик профориентационной работы из 20 субъектов Российской Федерации. На выставке были представлены методики профориентационной работы с учащимися в формате лагерей, образовательных площадок, лекций, мастер-классов; технологии информирования о профессиях, профориентационной диагностики и консультирования; форматы сетевого взаимодействия в рамках профессионального самоопределения молодежи.

По результатам работы конференции участниками разработана резолюция мероприятия, в которой обозначены проблемные зоны современной системы профориентации и сформулированы рекомендации по ее развитию в адрес федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образовательных организаций и работодателей. Так, участниками конференции рекомендовано проводить систематическую профориентацию среди учащихся с участием работодателей и при их участии развивать у учащихся softskills, общекультурные компетенции с учетом системы «МИЛ: мотивация, интеллектуальные способности, личностные качества». В теоретических и методических разработках профориентации должен учитываться алгоритм профориентации, базирующийся на связи образования и занятости. Также необходимо проработать вопрос межведомственного взаимодействия органов власти в сфере профориентации учащихся, разработать и внедрить программы наставничества, создания учебно-производственных площадок для школьников и студентов. Работодателям и органам власти рекомендовано принять активное участие в разработке единой всероссийской базы профессиограмм.

По итогам конференции также опубликован сборник материалов конференции.

Материалы по итогам проведенной конференции размещены на федеральном Интернет-портале «Рынок труда и рынок образовательных услуг. Регионы России» по адресу: http://labourmarket.ru/i-confs/profconf.

Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы