Официальная информация Конференц-зал Доклады Список докладчиков Помощь

Питухина Мария Александровна, "Понимание термина «компетенции» с общетеоретических и исторических позиций в отечественной и зарубежной теории и методологии"

Сообщение Оргкомитет » 13 окт 2011, 14:04

Изображение
    Питухина Мария Александровна
    Город: Петрозаводск
    Организация: Центр бюджетного мониторинга ПетрГУ
    Должность: старший научный сотрудник, канд. полит. наук
    E-mail: pitukhina@petrsu.ru

Загрузить текст доклада: http://labourmarket.ru/conf8/reports/pituhina.doc
Оргкомитет
 

Сообщение Руководители секции № 4 » 26 окт 2011, 14:37

Уважаемая Мария Александровна!

Благодарим Вас за интересный доклад.

Надеемся на Ваше активное участие в дискуссиях по вопросам формирования профессиональных компетенций выпускников и разработки рекомендаций по корректировке образовательных программ подготовки специалистов в системе профессионального образования.

Открытие конференции - в 10.30 утра по московскому времени.

Ваше участие очень важно для нас.

С уважением,
руководители секции №4
С.В. Сигова,
Н.Ю. Гарифуллина.
Руководители секции № 4
 

Сообщение Кемпи Надежда Васильевна » 26 окт 2011, 16:35

Добрый день, Мария Александровна!

У Вас получился интересный экскурс в историю :)

Разъясните, пожалуйста, насколько значимым, на Ваш взгляд, является расхождение между позицией S. Whiddett и S.Hollyforde, которые утверждают, что "competency - намного шире понятие, т.к. может применяться в различных ситуациях, в то время как competence соотносится строго с определенным местом работы, со стандартом работы" и позицией И. Зимней, которая пишет о том, что "понятие компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире".

Какой точки зрения придерживаетесь Вы лично?

С уважением, Н.В.Кемпи
Кемпи Надежда Васильевна
 

Сообщение М.А.Питухина, к.полит.н., руководитель секции №4 » 27 окт 2011, 11:38

Кемпи Надежда Васильевна писал(а):Добрый день, Мария Александровна!

У Вас получился интересный экскурс в историю :)

Разъясните, пожалуйста, насколько значимым, на Ваш взгляд, является расхождение между позицией S. Whiddett и S.Hollyforde, которые утверждают, что "competency - намного шире понятие, т.к. может применяться в различных ситуациях, в то время как competence соотносится строго с определенным местом работы, со стандартом работы" и позицией И. Зимней, которая пишет о том, что "понятие компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире".

Какой точки зрения придерживаетесь Вы лично?

С уважением, Н.В.Кемпи



Уважаемая Надежда Васильевна,

Благодарю Вас за вопрос, который является подтверждением того, что Вы прочитали мой доклад :) .
Зарубежные исследователи, в частности, S. Whiddett и S.Hollyforde, в основу компетентностного подхода закладывают компетенции, в то время, как отечественные ученые, в частности, И.Зимняя за основу принимают компетентность.
Это может быть обусловлено рядом факторов:
- сложностями перевода,
- личной авторской позицией.

Данные вопросы, безусловно, требуют дальнейшего глубокого исследования.

Что касается меня, то я придерживаюсь мнения, что нашим студентам/выпускникам необходимо формировать именно компетенции, как это прописано во ФГОСах ВПО, причем компетенции должны быть не только профессиональными, но и социально-личностными и даже "инновационными", как это зафиксировано в Стратегии «Инновационная Россия - 2020».

С уважением,
М.А.Питухина
М.А.Питухина, к.полит.н., руководитель секции №4
 

Сообщение Перова В.И. » 27 окт 2011, 12:06

Уважаемая Мария Александровна,

с Вашей точки зрения, каковы перспективы применения компетентностного подхода в России?

С уважением,
В.И. Перова, к.ист.н.
Перова В.И.
 

Сообщение М.А.Питухина, к.полит.н., руководитель секции №4 » 27 окт 2011, 12:53

Перова В.И. писал(а):Уважаемая Мария Александровна,

с Вашей точки зрения, каковы перспективы применения компетентностного подхода в России?

С уважением,
В.И. Перова, к.ист.н.



Уважаемая коллега,

благодарю Вас за интересный и очень актуальный вопрос.

Полагаю, что компетентностный подход в современной России является очень востребованным и, соответственно, перспективным.
Это, в свою очередь, доказывают и Поручения Президента РФ за апрель, май, октябрь текущего года, и ФГОС ВПО 3 поколения, и наша секция, впервые открывшаяся в рамках интернет-конференции "Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России". Чтобы быть востребованным, выпускник должен обладать и профессиональными, и социально-личностными компетенциями, например, менеджерскими способностями, творческим подходом, знанием англ.яз, безусловно. Особенно отмечу в контексте Вашего вопроса Инновационную Стратегию России 2020, где прописаны основные компетенции "инновационного человека". Считаю, что данный концептуальный Документ является основополагающим при осмыслении компететнтностного подхода в РФ.

С уважением,
М.А.Питухина
М.А.Питухина, к.полит.н., руководитель секции №4
 

Сообщение Гость » 27 окт 2011, 15:22

М.А.Питухина, к.полит.н., руководитель секции №4 писал(а):Уважаемая коллега,

благодарю Вас за интересный и очень актуальный вопрос.

Полагаю, что компетентностный подход в современной России является очень востребованным и, соответственно, перспективным.
Это, в свою очередь, доказывают и Поручения Президента РФ за апрель, май, октябрь текущего года, и ФГОС ВПО 3 поколения, и наша секция, впервые открывшаяся в рамках интернет-конференции "Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России". Чтобы быть востребованным, выпускник должен обладать и профессиональными, и социально-личностными компетенциями, например, менеджерскими способностями, творческим подходом, знанием англ.яз, безусловно. Особенно отмечу в контексте Вашего вопроса Инновационную Стратегию России 2020, где прописаны основные компетенции "инновационного человека". Считаю, что данный концептуальный Документ является основополагающим при осмыслении компететнтностного подхода в РФ.

С уважением,
М.А.Питухина



Уважаемая Мария Александровна,
благодарю Вас за такой чудесный развернутый ответ!
Гость
 

Сообщение гость » 27 окт 2011, 19:25

Мария Александровна,

вы пишете, что в России компетентностный подход применяется уже в течение нескольких десятилетий. Уточните, пожалуйста, период времени.

Какого мнения придерживаетесь лично вы в определении компетенций: статического подхода или динамического?

Спасибо!

В.
гость
 

Сообщение Питухина М.А. » 27 окт 2011, 23:02

Мария Александровна,

вы пишете, что в России компетентностный подход применяется уже в течение нескольких десятилетий. Уточните, пожалуйста, период времени.

Какого мнения придерживаетесь лично вы в определении компетенций: статического подхода или динамического?

Спасибо!

В.



Уважаемый (ая) В.,

с удовольствием подключаюсь к вечерней дискуссии.

1. В течение ряда десятилетий, в том числе, и в советское время, компетентностный подход уже активно применялся. В литературе советского времени, в основном, в учебных пособиях по психологии, начиная с 1970ых годов, можно было встретить аббревиатуру "ЗУН", которая ложится в основу современного понимания формулы компетенций.

2. Как вы правильно отметили, сегодня компетенции трактуются государством (исходя из анализа Макета ФГОС ВПО 2007 года и Концепции модернизации российского образования 2002 года) двояко. Можно вычленить и статический, и динамический подходы. Как мне кажется, более перспективным является относительно современный подход 2007 года, зафиксированный в Макете ФГОС ВПО. Именно "способность применять знания, умения и личностные качества" отражают активную жизненную позицию субъекта. Также, полагаю, что в 21 веке социально-личностные/общекультурные/универсальные компетенции (в разных научных источниках фигурируют разные упоминания) приобретают все большее значение, акцентируя внимание на характеристиках, связанных с развитием человеческого потенциала.

С уважением,
М.А.Питухина
Питухина М.А.
 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2