Т.М. Шумилова
Женская безработица в Карелии составляет серьезную проблему современного рынка труда. Сегодня уровень общей безработицы среди женщин, определяемый по методике МОТ, составляет в среднем по республике 7,2 %.
За 2003 год официально признаны безработными 14676 женщин (мужчин - 12216 чел.). Неспособные самостоятельно решить свои проблемы, женщины чаще, чем мужчины, прибегают к посредничеству службы занятости населения. Их доля в общей численности зарегистрированных в службе занятости населения безработных с учетом состоящих на начало года составляет 56,2%.
Спрос на женскую рабочую силу на контролируемом рынке труда представлен недостаточным количеством вакантных рабочих мест. Потребности в работницах формируются, в основном, предприятиями с государственной формой собственности, хотя есть заявки и от частных фирм и предпринимателей. Частный сектор преимущественно предлагает вакансии по рабочим профессиям. В 2003 году только 14 процентов свободных мест являлись чисто женскими (на долю мужских приходилось 36%) и чуть больше половины - без ограничений по полу. Престижных и высокооплачиваемых рабочих мест для женщин в базе вакансий регистрировалось единицы.
По этой причине не всех женщин, занятых трудоустройством, привлекали условия работы на вакантных местах, заявленных работодателями. Многих учителей, воспитателей детсада, врачей, медицинских сестер, социальных работников не устраивали низкая заработная плата (треть вакансий с заработком ниже прожиточного минимума), отсутствие жилья, социальных гарантий, перспектив служебного роста. В течение последнего времени в обороте женских рабочих мест сохранялась и имела положительную динамику высокая доля неквалифицированного и малоквалифицированного труда: рабочие, сторожа, дворники, санитарки, мойщики посуды, уборщики помещений и территорий и др.
По данным службы занятости населения, в 2003 году предложение превышало спрос на женскую рабочую силу. По таким профессиям, как экономист, менеджер, повар, кондитер, официант, швея, портной, парикмахер, статистика официальной части открытого рынка труда фиксировала избыток женских рабочих рук. Наблюдалось также перенасыщение рынка кадрами продавцов, кассиров, маляров, штукатуров и других специалистов, что было вызвано их текучестью и сезонными колебаниями в потребности рабочей силе. Заметный приток в службу занятости соискательниц, владеющих профессиями юрист, озеленитель, цветовод, художник-оформитель, проводник вагона, контролер сберегательного банка, телефонист, животновод, зверовод, секретарь, машинистка, оператор ПЭВМ, делопроизводитель, горничная и прочие, объяснялся минимальным или вовсе отсутствующим спросом на эти специальности.
При наличии избыточного количества претенденток на свободные рабочие места, спрос на кадры, заявленный в службу занятости населения, не был полностью удовлетворен. В 2003 году постоянная и острая потребность в людях сохранялась по рабочим профессиям (более 2/3) и только на треть - по должностям служащих. Работодатели нуждались в рабочих индустриальных профессий, в специалистах строительного профиля, сферы обслуживания и сельского хозяйства. При этом их интересовали в большей мере опыт и умение работать, чем образование, имеющееся у женщин. Отвечать этим требованиям по своим качественным параметрам могли далеко не все соискательницы. Отсутствие соответствующих разрядов и профессионально-квалификационных навыков, устраивающих работодателя, нередко становились причиной отказа безработным женщинам в трудоустройстве. Невостребованные категории женского населения, особо нуждающиеся в социальной защите, в том числе проживающие в сельской местности, где особенно трудно найти работу, оставались состоять на учете в качестве безработных.
За 2003 год прирост численности женщин, состоящих на учете в службе занятости населения, составил 365 человек. По состоянию на 1.01.2004 г., женщин зарегистрировано в 1,6 раза больше (7449 чел.), чем мужчин (4646 человек).
К концу 2003 года уровень официальной женской безработицы в Карелии достигал 3,8% к экономически активному женскому населению. По сравнению с началом года он увеличился на 0,1 п.п.
В оценке безработицы можно выделить несколько качественных характеристик. Так, среди безработных, уволившихся добровольно, насчитывается больше женщин (58,4%), чем мужчин, их больше и в числе высвобожденных – 72,8%. Безработные женщины по уровню образования превосходят сильный пол. На официальном рынке труда 26% женщин, (мужчин только 14%) имеют высшее и среднее профессиональное образование. В составе безработных выпускников учебных заведений также доминируют девушки (73%). И у них уровень подготовки выше, чем у юношей.
Отличительной чертой женской безработицы является возраст. Молодые девушки чаще обращаются на биржу труда. Среди безработной молодежи женщины в возрасте от 16 до 29 лет составляют 70%.
Женщин больше регистрируется и среди лиц предпенсионного возраста. В общей численности безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию, они по-прежнему в большинстве (78%).
Обращают на себя внимания социально-статусные характеристики женщин. 77% всех безработных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей инвалидов, - женщины. Это обстоятельство сказывается на поведении и активности безработных женщин на рынке труда. По статистике женщины тяжелее и медленнее адаптируются и самоопределяются в рынке, уязвимее и менее приспособлены к самостоятельному поиску работы. На начало 2004 года на учете в службе занятости населения в качестве безработных состояло больше женщин, у которых длительный (более года) перерыв в работе - 59% и не приступавших к трудовой деятельности после окончания учебы в школе и в другом учебном заведении - 73%, а также лиц, не имеющих профессии - 66%.
Значительно больше женщин и среди безработных, повторно обращающихся в службу занятости населения. У таких «искательниц работы» ориентация на получение пособия и других видов материальной поддержки становится нормой поведения на регистрируемом рынке труда.
Характерной особенностью женской безработицы является средняя продолжительность периода незанятости. По состоянию на 1 января 2004 года она составила 4,4 месяца и была выше, чем у мужчин.
В 2003 году всю работу по обеспечению занятости женщин Государственная служба занятости населения организовывала во взаимодействии с социальными партнерами и в соответствии с республиканской и территориальными программами содействия занятости населения на 2002-2003 годы. В рамках этих программ приоритетными были мероприятия по содействию занятости социально слабозащищенных категорий женского населения. Главными стали вопросы обучения безработных женщин и реализации специальных программ активной политики на рынке труда.
Программными мероприятиями в 2003 году обеспечено:
В течение 2003 года проведена 161 ярмарка вакансий учебных и рабочих мест, в которой приняли участие более 7,0 тысяч безработных и ищущих работу граждан, 54,3% участников ярмарок - женщины. Участницами 16-ти специализированных ярмарок вакансий для женщин стал 891 чел. В данных мероприятиях 1056 женщин получили направление на собеседование с работодателями.
Всего при содействии службы занятости населения на постоянную и временную работу трудоустроены 11,6 тысячи ищущих работу женщин, среди них 6,0 тыс. безработных. Несмотря на реализуемые мероприятия, уровень трудоустройства у женщин был ниже (27,8% нашедших работу от общей численности безработных женщин), чем у мужчин (34,1%). В 2003 году разрыв значений показателей объяснялся не только вышеуказанными проблемами безработицы среди женщин, но и общей социально-экономической ситуацией в республике.
С целью оказания более эффективного содействия в трудоустройстве, безусловно, нужна продуманная, взвешенная и целенаправленная политика в области содействия занятости безработным и ищущим работу женщинам. Для осуществления специальных программ и всего комплекса услуг, которые служба занятости населения могла бы предоставить отдельным социально-демографическим категориям женского населения, требуется увеличить объем средств из республиканского и местных бюджетов, включая средства работодателей. В условиях ежегодного сокращения финансирования специальных программ из федерального бюджета (годовые лимиты на 2004 год составляют 92,4% от финансирования 2003 года) это становится особенно актуально.
В 2004 году реализация государственной политики занятости во многом будет связана с эффективностью использования финансовых, организационных, технологических, информационных ресурсов. Департамент ФГСЗН по РК в рамках выполнения мероприятий республиканской программы содействия занятости населения на текущий год будет стремиться к снижению социальной напряженности и стабилизации ситуации на женском рынке труда, развитию социально значимых альтернативных форм занятости среди безработных женщин, а также повышению их мотивации и экономической активности.
ЧИСЛЕННОСТЬ И СОСТАВ ЖЕНЩИН, ОБРАТИВШИХСЯ В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СОДЕЙСТВИЕМ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ В 2003 ГОДУ
|
|
Обратилось в поиске работы женщин |
Трудоустроено женщин |
||||
|
|
всего, чел. |
в % ко всем ищущим работу гражданам |
в % к 2002 году |
всего, чел. |
в % ко всем нашедшим работу гражданам |
в % к 2002 году |
01 |
Численность граждан ищущих работу – всего |
22224 |
50,9 |
100,3 |
11572 |
47,9 |
93,9 |
|
из строки 01 по профессиональной принадлежности: |
|
|
|
|||
02 |
работавшие по рабочей профессии |
11979 |
45,1 |
98,8 |
5570 |
41,3 |
91,7 |
03 |
работавшие на должности служащего |
3726 |
72,9 |
100,3 |
1922 |
70,7 |
98,1 |
04 |
ранее не работавшие, ищущие работу впервые и другие |
6519 |
54,4 |
103,2 |
4080 |
51,1 |
95,1 |
|
из строки 01 по секторам экономики: |
|
|
|
|
||
05 |
ранее занятые в государственном секторе |
8786 |
53,3 |
93,3 |
4463 |
49,7 |
90,4 |
06 |
ранее занятые в негосударственном секторе |
4624 |
44,2 |
104,1 |
2427 |
41,0 |
95,6 |
07 |
другие |
8814 |
52,8 |
106,3 |
4682 |
50,4 |
96,6 |
|
из строки 01 по принадлежности к занятиям: |
|
11572 |
47,9 |
93,9 |
||
08 |
занятые трудовой деятельностью |
199 |
56,5 |
46,3 |
148 |
53,6 |
41,1 |
09 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
2590 |
50,6 |
111,1 |
2465 |
50,4 |
107,2 |
10 |
незанятые трудовой деятельностью |
19435 |
50,9 |
100,2 |
8959 |
47,1 |
92,7 |
|
из строки 01 отдельные категории: |
|
|
|
|
||
11 |
имеющие длительный перерыв в работе |
5332 |
50,4 |
103,1 |
1914 |
46,5 |
88,8 |
12 |
лица, освобожденные из мест лишения свободы |
35 |
8,7 |
94,6 |
12 |
6,6 |
70,6 |
13 |
граждане, уволенные с военной службы |
13 |
2,7 |
50,0 |
9 |
2,8 |
47,4 |
14 |
пенсионеры |
509 |
36,0 |
78,4 |
182 |
36,3 |
77,4 |
15 |
из них по инвалидности |
407 |
32,8 |
95,3 |
135 |
33,1 |
82,8 |
16 |
молодежь в возрасте 16-29 лет |
10762 |
56,6 |
111,9 |
5709 |
53,1 |
111,6 |
17 |
несовершеннолетние в возрасте 14-17 лет |
2755 |
46,5 |
110,7 |
2102 |
46,2 |
102,4 |
18 |
беженцы и вынужденные переселенцы |
10 |
76,9 |
100,0 |
6 |
85,7 |
85,7 |
19 |
высвобожденные работники |
1128 |
65,4 |
113,9 |
423 |
57,3 |
92,6 |
ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В 2003 ГОДУ
|
|
Всего женщин, чел. |
В % ко всем безработным |
В % к 2002 году |
01 |
Состояли на учете на начало отчетного года |
7084 |
60,0 |
107,1 |
02 |
из них лица, которым назначено пособие по безработице |
6575 |
59,8 |
107,4 |
03 |
Признаны безработными в отчетном периоде |
14676 |
54,6 |
100,3 |
04 |
Назначено пособие по безработице в отчетном периоде |
14618 |
54,8 |
102,0 |
05 |
Сняты с учета за отчетный период - всего |
14311 |
53,8 |
101,1 |
06 |
в том числе: нашли работу (доходное занятие) |
6048 |
51,2 |
91,2 |
07 |
направлены на профессиональное обучение |
1921 |
64,7 |
108,0 |
08 |
оформлены на досрочную пенсию |
57 |
78,1 |
82,6 |
09 |
другие причины |
6285 |
53,5 |
110,7 |
10 |
Состоят на учете на конец отчетного года |
7449 |
61,6 |
105,2 |
11 |
из них лица, которым назначено пособие по безработице |
6809 |
61,1 |
103,6 |
ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Зарегистрировано безработных женщин на начало периода |
|||||||
на 1.01.2003 |
на 1.07.2003 |
на 1.01.2004 |
|||||
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
||
01 |
Численность безработных – всего |
7084 |
100,0 |
6037 |
100,0 |
7449 |
100,0 |
|
из строки 01 по продолжительности безработицы: |
|
|
|
|||
02 |
до 1 месяца |
1018 |
14,4 |
535 |
8,9 |
1309 |
17,6 |
03 |
от 1 до 4 месяцев |
3415 |
48,2 |
2053 |
34,0 |
3502 |
47,0 |
04 |
от 4 до 8 месяцев |
1379 |
19,5 |
2112 |
35,0 |
1432 |
19,2 |
05 |
от 8 месяцев до 1 года |
794 |
11,2 |
923 |
15,3 |
699 |
9,4 |
06 |
более 1 года |
478 |
6,7 |
414 |
6,8 |
507 |
6,8 |
ПРОЦЕНТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ЖЕНЩИН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Зарегистрировано безработных женщин на начало периода |
|||||||
на 1.01.2003 |
на 1.07.2003 |
на 1.01.2004 |
|||||
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
всего, чел. |
в % ко всем безработным женщинам |
||
01 |
Численность безработных – всего |
7084 |
100,0 |
6037 |
100,0 |
7449 |
100,0 |
|
из строки 01 по причинам увольнения (отчисления): |
|
|
|
|||
02 |
уволившиеся по собственному желанию |
2528 |
35,7 |
2046 |
33,9 |
2122 |
28,5 |
03 |
уволенные за нарушение трудовой дисциплины |
56 |
0,8 |
75 |
1,2 |
78 |
1,0 |
04 |
высвобожденные работники |
589 |
8,3 |
644 |
10,7 |
788 |
10,6 |
05 |
граждане, уволенные с военной службы |
10 |
0,1 |
6 |
0,1 |
4 |
0,1 |
06 |
лица, освобожденные из мест лишения свободы |
10 |
0,1 |
11 |
0,1 |
11 |
0,1 |
07 |
выпускники общеобразовательных учреждений |
137 |
1,9 |
3 |
0,0 |
206 |
2,8 |
08 |
выпускники учреждений высшего профессионального образования |
48 |
0,7 |
8 |
0,0 |
52 |
0,7 |
09 |
выпускники учреждений среднего профессионального образования |
79 |
1,1 |
26 |
0,4 |
113 |
1,5 |
10 |
выпускники учреждений начального профессионального образования |
152 |
2,1 |
8 |
0,1 |
161 |
2,2 |
11 |
другие причины |
3475 |
49,1 |
3210 |
53,2 |
3914 |
52,5 |
|
из строки 01 по образованию: |
|
|
|
|
|
|
12 |
имеющие высшее профессиональное образование |
513 |
7,2 |
374 |
6,2 |
443 |
5,9 |
13 |
имеющие неполное высшее профессиональное образование |
10 |
0,1 |
7 |
0,1 |
10 |
0,1 |
14 |
имеющие среднее профессиональное образование |
1412 |
19,9 |
1200 |
19,9 |
1515 |
20,3 |
15 |
имеющие начальное профессиональное образование |
2105 |
29,7 |
1781 |
29,5 |
2154 |
28,9 |
16 |
имеющие среднее (полное) общее образование |
1889 |
26,7 |
1599 |
26,5 |
2022 |
27,1 |
17 |
не имеющие среднего (полного) общего образования |
1155 |
16,3 |
1076 |
17,8 |
1305 |
17,5 |
из строки 01 по возрасту: |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
16-17 лет |
164 |
2,3 |
92 |
1,5 |
246 |
3,3 |
19 |
18-24 года |
1676 |
23,7 |
1274 |
21,1 |
1831 |
24,6 |
20 |
25-29 лет |
863 |
12,2 |
760 |
12,6 |
970 |
13,0 |
21 |
предпенсионного возраста |
1332 |
18,8 |
1052 |
17,4 |
1515 |
20,3 |
22 |
других возрастов |
3049 |
43,0 |
2859 |
47,3 |
2887 |
38,8 |
из строки 01 |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, – всего |
3552 |
50,1 |
2881 |
47,7 |
3139 |
42,1 |
|
из них |
|
|
|
|
|
|
24 |
одинокие родители |
304 |
4,3 |
231 |
3,8 |
279 |
3,7 |
25 |
многодетные родители |
219 |
3,1 |
166 |
2,7 |
185 |
2,5 |
26 |
граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
1587 |
22,4 |
1254 |
20,8 |
1687 |
22,6 |
27 |
не приступавшие к трудовой деятельности |
465 |
6,6 |
555 |
9,2 |
600 |
8,1 |
28 |
не имеющие профессии (специальности) |
375 |
5,3 |
282 |
4,7 |
511 |
6,9 |
29 |
инвалиды |
175 |
2,5 |
182 |
3,0 |
179 |
2,4 |
30 |
дети–сироты, лица, оставшиеся без попечительства родителей и др. |
26 |
0,4 |
23 |
0,4 |
36 |
0,5 |
|
из строки 01 |
|
|
|
|
|
|
31 |
граждане, проживающие в сельской местности |
2915 |
41,1 |
2769 |
45,9 |
3211 |
43,1 |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ПОЛУ БЕЗРАБОТНЫХ, СОСТОЯЩИХ НА УЧЕТЕ В ОРГАНАХ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА НАЧАЛО ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА
Распределение по полу безработных на начало периода, в процентах |
|||||||
на 1.01.2003 |
на 1.07.2003 |
на 1.01.2004 |
|||||
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
женщины |
мужчины |
||
01 |
Численность безработных – всего |
60,0 |
40,0 |
56,2 |
43,8 |
61,6 |
38,4 |
|
из строки 01 по причинам увольнения (отчисления): |
|
|
|
|||
02 |
уволившиеся по собственному желанию |
54,6 |
45,4 |
54,0 |
46,0 |
58,4 |
41,6 |
03 |
уволенные за нарушение трудовой дисциплины |
23,5 |
76,5 |
32,2 |
67,8 |
32,1 |
67,9 |
04 |
высвобожденные работники |
66,6 |
33,4 |
65,2 |
34,8 |
72,8 |
27,2 |
05 |
граждане, уволенные с военной службы |
17,5 |
82,5 |
14,0 |
86,0 |
6,8 |
93,2 |
06 |
лица, освобожденные из мест лишения свободы |
16,1 |
83,9 |
14,5 |
85,5 |
14,7 |
85,3 |
07 |
выпускники общеобразовательных учреждений |
72,1 |
27,9 |
42,9 |
57,1 |
67,8 |
32,2 |
08 |
выпускники учреждений высшего профессионального образования |
84,2 |
15,8 |
88,9 |
11,1 |
83,9 |
16,1 |
09 |
выпускники учреждений среднего профессионального образования |
90,8 |
9,2 |
89,7 |
10,3 |
95,0 |
5,0 |
10 |
выпускники учреждений начального профессионального образования |
74,5 |
25,5 |
66,7 |
33,3 |
66,5 |
33,5 |
11 |
другие причины |
64,5 |
35,5 |
57,8 |
42,2 |
62,4 |
37,6 |
из строки 01 по образованию: |
|
|
|
|
|
|
|
12 |
имеющие высшее профессиональное образование |
71,2 |
28,8 |
64,0 |
36,0 |
67,2 |
32,8 |
13 |
имеющие неполное высшее профессиональное образование |
71,4 |
28,6 |
70,0 |
30,0 |
71,4 |
28,6 |
14 |
имеющие среднее профессиональное образование |
74,8 |
25,2 |
73,0 |
27,0 |
77,7 |
22,3 |
15 |
имеющие начальное профессиональное образование |
58,5 |
41,5 |
54,9 |
45,1 |
61,4 |
38,6 |
16 |
имеющие среднее (полное) общее образование |
58,6 |
41,4 |
53,8 |
46,2 |
59,5 |
40,5 |
17 |
не имеющие среднего (полного) общего образования |
49,1 |
50,9 |
47,0 |
53,0 |
50,9 |
49,1 |
из строки 01 по возрасту: |
|
|
|
|
|
|
|
18 |
16-17 лет |
54,3 |
45,7 |
49,7 |
50,3 |
51,4 |
48,6 |
19 |
18-24 года |
74,8 |
25,2 |
71,7 |
28,3 |
74,0 |
26,0 |
20 |
25-29 лет |
65,4 |
34,6 |
63,0 |
37,0 |
70,0 |
30,0 |
21 |
предпенсионного возраста |
65,9 |
34,1 |
66,6 |
33,4 |
67,7 |
32,3 |
22 |
других возрастов |
51,5 |
48,5 |
47,7 |
52,3 |
52,3 |
47,7 |
из строки 01 |
|
|
|
|
|
|
|
23 |
родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов – всего |
72,6 |
27,4 |
71,2 |
28,8 |
76,9 |
23,1 |
|
из них |
|
|
|
|
|
|
24 |
одинокие родители |
99,0 |
1,0 |
98,3 |
1,7 |
100,0 |
0,0 |
25 |
многодетные родители |
81,7 |
18,3 |
74,8 |
25,2 |
84,1 |
15,9 |
26 |
граждане, имеющие длительный (более года) перерыв в работе |
61,8 |
38,2 |
55,9 |
44,1 |
58,8 |
41,2 |
27 |
не приступавшие к трудовой деятельности |
75,5 |
24,5 |
75,0 |
25,0 |
73,0 |
27,0 |
28 |
не имеющие профессии (специальности) |
67,8 |
32,2 |
67,0 |
33,0 |
65,8 |
34,2 |
29 |
инвалиды |
37,2 |
62,8 |
38,9 |
61,1 |
34,8 |
65,2 |
30 |
дети–сироты, лица, оставшиеся без попечительства родителей и др. |
68,4 |
31,6 |
71,9 |
28,1 |
66,7 |
33,3 |
|
из строки 01 |
|
|
|
|
|
|
31 |
граждане, проживающие в сельской местности |
58,6 |
41,4 |
53,9 |
46,1 |
59,5 |
40,5 |