Положение на рынке труда сельских населенных пунктов Республики Карелия за период 2001-2003 годов

Е.Е.Фролова, Л.И. Арефьева

Исторически сложилось так, что ситуация на селе никогда не была простой. С началом реформ и преобразований форм собственности жизнь сельчан в Республике Карелия резко ухудшилась. Произошла явная утрата положительного экономического и социально-культурного наследия советского периода. В сельской местности заметно упал объем услуг социальной инфраструктуры. Снизился уровень электрификации, газификации, дорожно-транспортного сообщения, информационного обслуживания, телекоммуникации и т.д. Прекращение работы основных работодателей, вызванное банкротством предприятий лесопромышленного комплекса, закрытием сельскохозяйственных предприятий и социальных учреждений, в том числе детских садов, школ, домов быта, клубов, фельдшерско-акушерских пунктов, оставили без работы сотни и тысячи работников.

Кризис экономики и последующий дефолт 1998 года, который на селе переживался болезненней, чем в городе, сказался на качестве сельского населения. В отличие от городского, оно имеет более низкую продолжительность жизни и высокую естественную убыль за счет падения уровня рождаемости и роста смертности, а также значительную миграцию населения в трудоспособном возрасте (таблица 1). Вследствие оттока молодежи в город и за пределы республики в сельских населенных пунктах идет активное старение населения.

Таблица 1

Показатели демографической статистики на селе

 

2001

2002

2003

город

село

город

село

город

село

Численность сельского населения на начало года, тыс. чел.

 

562,9

 

197,7

 

562,0

 

194,4

 

560,9

 

191,2

в том числе в трудоспособном возрасте

357,8

118,0

360,8

117,6

364,4

117,8

Ожидаемая продолжительность жизни, число лет

 

64,0

 

60,3

 

63,6

 

58,6

 

н/д

 

н/д

Естественная убыль на 1000 жителей

6,3

11,4

6,4

13,3

н/д

н/д


Заметно вырос процент молодых людей, не имеющих общего полного образования. Ограниченные возможности получения профессиональных знаний и повышения квалификации снизили образовательный уровень населения. Тревогу вызывает тот факт, что оставшиеся в поселках и деревнях жители стремительными темпами деградируют, спивается молодежь, растет процент безграмотности.

На рынке труда сельских населенных пунктов проблемы безработицы и занятости вызывают неменьшую озабоченность.

Уровень общей безработицы на селе превышает общереспубликанский показатель. На конец 2003 г. он составил 10,9% (по республике – 8,2%). В ряде населенных пунктов данный показатель достигает 30%. Уровень регистрируемой безработицы здесь по сравнению с общереспубликанским также выше. На начало 2004 г. официальная безработица составила 5,5% (по республике – 3,0%).

Государственная служба занятости населения (ГСЗН) реализует мероприятия по содействию занятости сельской рабочей силы. Однако в условиях массового спада производства, закрытия основных предприятий-работодателей, отсутствия рабочих мест на селе ее усилия не могут кардинально изменить положение на рынке труда. По статистике, подавляющее большинство лиц (почти 70%), обращающихся к услугам ГСЗН, получают статус безработного, и с каждым годом их доля растет. Сельские жители пребывают в официальном статусе безработного более длительные сроки. Средняя продолжительность незанятости на селе выше, чем по республике в целом (2003 г. - 4,34 мес., по республике – 3,48 мес.).

Избыточное предложение сельской рабочей силы на фоне ничтожно малого количества вакантных рабочих мест (далее – врм), заявленных на биржу труда, делает трудоустройство на селе весьма проблематичным. Низкий спрос оборачивается возрастающим числом претендентов на одну вакансию. Соотношение коэффициентов напряженности [1] в сельской местности и в целом по республике свидетельствует об увеличении разрыва в уровне этих показателей. К концу 2003 г. на селе и по республике они составили 12,4 чел./вак. и 2,9 чел./вак. соответственно.

В 2001-2003 гг. в сельской местности шло устойчивое сокращение спроса на рабочую силу. Так, если на конец 2001 г. фиксировалось 511 врм (14,5% от республиканской потребности – 3514 врм), то на 31.12.2003 г. – 446 врм (10,3% от 4347 врм) соответственно.

По состоянию на 01.04.2004 г., доля предприятий, расположенных в сельской местности, формирующих базу данных республиканской службы занятости, составила 11,3% (840 из 7554 хозяйствующих субъектов) (далее – хс). В последние годы в среднем около 100 сельских работодателей впервые обращались в центры занятости населения за помощью при подборе кадров.

Основными партнерами службы занятости на селе являются учреждения образования, управления, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения, а также предприятия промышленности (в основном, лесопромышленного комплекса), сельского хозяйства, торговли и общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и др. (таблица 2).

Таблица 2

Предприятия сельской местности, зарегистрированные в банке данных службы занятости населения Республики Карелия по состоянию на 1.04.2004 г., в разрезе отраслей

Отрасль

Количество (хс)

%

Всего

841

100%

из них:

 

 

Образование

118

14%

Управление

116

13,8%

Торговля и общественное питание

110

13,1%

Промышленность

92

10,9%

Сельское хозяйство

89

10,6%

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

67

8%

Жилищно-коммунальное хозяйство

49

5,8%

Лесное хозяйство

21

2,5%

Строительство

21

2,5%

Анализ банка сельских вакансий показывает, что примерно треть их поступает в службу занятости населения из сельскохозяйственной отрасли. На протяжении периода 2001-2003 годов произошло увеличение заявленной потребности от предприятий промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, лесного хозяйства, торговли и общественного питания. Наряду с этим, учреждения управления, образования, здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения значительно сократили объемы спроса на специалистов (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Распределение вакансий, заявленных в службу занятости населения Республики Карелия в 2001-2003 гг. предприятиями сельской местности по отраслям хозяйства (в %)

Государственные предприятия чаще других форм собственности прибегают к услугам службы занятости при подборе персонала. Удельный вес их вакансий в банке данных республиканской службы занятости[2] занимает, в среднем, около 70%. При этом с каждым годом растет доля заявленной потребности от частных фирм, а также предприятий смешанной российской собственности и собственности общественных организаций (диаграмма 2).

Увеличение заявок от частных фирм обусловлено перерегистрацией предприятий и переходом государственной собственности в частную. В первую очередь, это касается предприятий лесозаготовительного, лесоперерабатывающего, сельскохозяйственного и агропромышленного комплексов, ряд которых перешли в частные руки. Данные изменения не отразились на характеристике регистрируемого сельского спроса на рабочую силу.

Всего в органы республиканской службы занятости населения от предприятий, расположенных в сельской местности, поступило в 2003 г. 5291 врм. В структуре потребности преобладали вакансии временного и сезонного характера. В то же время наблюдалась динамика роста доли постоянных рабочих мест (таблица 3).

Диаграмма 2

Распределение вакансий, заявленных работодателями сельской местности в органы службы занятости населения Республики Карелия в 2001-2003 гг., по формам собственности (в %)

  

Таблица 3

Распределение вакансий, заявленных сельскими работодателями в органы службы занятости населения Республики Карелия в 2001-2003 гг. (по характеру работы) в процентах

Характер работы

2001

2002

2003

Временный

65,6

67,0

61,9

Сезонный

11,4

2,4

2,7

Постоянный

14,8

24,5

32,7

На селе при крайне ограниченном количестве вакантных рабочих мест это вакансии невысокого качества.

В 2003 году по каждой второй сельской вакансии (54,5%), заявленной в органы республиканской службы занятости населения, не была оговорена заработная плата. 29,0% вакансий содержали условия с заработком ниже прожиточного минимума (2649 руб. в IV кв. 2003г.). Только в 2,6% заявках предлагалась зарплата выше средней по республике (5868 руб.).72,1% вакантных рабочих мест были представлены без ограничений по полу. В 22,1% случаев требовались работники из числа мужчин, в 5,8% - женщин.

Подавляющее большинство вакансий содержали требования по рабочим профессиям (86,6%), в том числе квалифицированные рабочие (4-6 разряда) были востребованы в 4,1% вакансий. Спрос на служащих и специалистов практически отсутствовал (4,8%).

Требования наличия профессионального образования выдвигались работодателями только в 10% заявок. Наибольшим спросом пользовались профессионалы начального звена (72,3%), менее востребованы были работники со средним и высшим профессиональным образованием (15,1% и 12,6% соответственно).

На протяжении последних трех лет в структуре регистрируемой сельской потребности в рабочей силе наблюдалась положительная динамика спроса на дипломированных учителей, бухгалтеров.

Росла потребность в квалифицированных специалистах начального и среднего уровня, таких, как электромонтер, электрик, слесарь-сантехник, рамщик, столяр, электрогазосварщик, машинист котельной, водитель автомобиля, швея.

В сельскохозяйственной отрасли отмечался рост спроса на животноводов, слесарей по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.

Не снижается спрос на инженеров, слесарей-ремонтников (по ремонту автомобилей), станочников деревообрабатывающих станков, каменщиков, машинистов крана (экскаватора, бульдозера), водителей грузовых автомобилей, трактористов, дояров, кузнецов, продавцов продовольственных товаров, поваров, официантов.

Сохраняется рост потребности в специалистах лесозаготовительной отрасли (трактористах на трелевке и вывозке леса, вальщиках леса, обрубщиках сучьев, раскряжевщиках, чокеровщиках, сортировщиках древесины, транспортировщиках, навальщиках-свальщиках лесоматериалов).

Наряду с этим, меньше требуется монтеров путей, токарей, некоторых работников социальной сферы: медицинских сестер, воспитателей, парикмахеров (диаграмма 3).

Несмотря на наличие спроса в вышеперечисленных специалистах, его величина ничтожно мала по сравнению с массой неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, востребованного сельскими работодателями.

Рынок труда в сельской местности в части согласования рабочих мест и трудовых ресурсов имеет свою специфику, отличную от региона в целом. Если в республике остро ощущается дефицит квалифицированных кадров рабочих и специалистов, необходимых для решения задач экономического развития, то в условиях стагнации сельской экономики, когда мизерный спрос представлен исключительно неквалифицированным трудом, явно обостряется проблема переизбытка рабочей силы, превышения предложения над ее спросом.

Диаграмма 3

Оборот [3] сельских вакансий в разрезе востребованных профессий в 2001-2003 гг. (врм)

 

На селе квалификация многих граждан, ищущих работу, оказывается просто невостребованной. Это подтверждают результаты сравнительного анализа данных о наличии свободных рабочих мест и состава безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения. По состоянию на 01.01.2004г. безработные в сельской местности, которые имели навыки и опыт, владели профессией по перечню, включающему в себя около 120 наименований, не могли рассчитывать на вакантное рабочее место. Среди этих профессий - библиотекарь, учитель начальных классов, воспитатель, социальный работник, электромеханик, монтер кабельного производства, маляр, машинист по стирке белья, ремонту спецодежды, контролер, монтер пути, киномеханик, контролер сбербанка, телефонист (телеграфист), оператор связи, животновод, зверовод, секретарь, оператор ПЭВМ, продавец непродовольственных товаров и продавец широкого профиля, швея, портной, парикмахер и др.

Невостребованность рабочей силы объясняется различными причинами. В частности, безработица на селе среди учителей, социальных работников, воспитателей, методистов, медицинских сестер, операторов связи, телеграфистов и т.д. связана с сокращением социальной инфраструктуры, оптимизацией затрат на ее содержание.

Избыточное предложение бухгалтеров, экономистов, менеджеров, токарей, рамщиков, плотников, машинистов крана, водителей автомобиля, инженеров (общего профиля) и работников других профессий вызвано низким в послекризисный период спросом на кадры в традиционных отраслях и хозяйствах сельской экономики.

Незанятость многочисленных офисных работников (секретари -машинистки, - делопроизводители, операторы ПЭВМ), юристы (-правоведы, юрисконсульты) объясняется неразвитостью рынка на селе, ограниченными возможностями для привлечения на работу молодых специалистов.

В то же время из-за высокой текучести и/или сезонности работ специалисты ряда профессий пользуются повышенным спросом. Если в течение года вакансии работников лесопромышленного комплекса по таким профессиям, как тракторист на трелевке и вывозке леса, навальщик-свальщик лесоматериалов, укладчик пиломатериалов, лесоруб, сортировщик древесины и т.д., в банке сельских вакансий службы занятости представлены достаточно широко, то к концу года они замещаются полностью. В отношении монтеров пути, машинистов котельной, продавцов, животноводов, доярок, швей, поваров и т.д. картина аналогичная. На конец года спрос на эти профессии со стороны работодателей либо отсутствует, либо исчисляется единицами.

Работодателей, заявляющих о своих потребностях, порой не устраивают личностные (морально-психологические) характеристики претендентов на вакантные рабочие места или некоторых категорий занятого населения. Не секрет, что многие представители рабочего класса, особенно малоквалифицированная его часть - жители отдаленных районов республики (так называемой глубинки), злоупотребляющие спиртными напитками, занимают пассивную, иждивенческую позицию. Нежелание повышать квалификацию, собственная инфантильность толкают граждан на путь маргинализации. Работники, способные проработать в трезвом состоянии только до получения аванса, ни одному работодателю не нужны. Они рискуют быть уволенными в первую очередь и при приеме на работу оказываются вне конкуренции.

Нередко безработные - “профессионалы” отказываются от направлений на работу, выдаваемых службой занятости населения. Для них состояние безделья уже стало привычным. В результате, центры занятости вынуждены выдавать разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, тогда как большинство мужского населения лесных поселков, владеющее нужной профессией, скажем, вальщик леса, оказывается незанятым.

Проблема дисбаланса спроса и предложения рабочей силы, актуальная для республики в целом, не менее остро стоит и в сельской местности. Одной из ее причин является подготовка кадров в учреждениях профессионального образования без учета реальных потребностей экономики и упразднение системы распределения выпускников. Это оборачивается разрывом цепи (прямой и обратной связи) между рынком профессионально-квалификационных услуг и запросами работодателей. Сегодня молодые дипломированные специалисты не стремятся пополнить ряды квалифицированных кадров в сельской местности. Об этом красноречиво свидетельствуют итоги ярмарок вакансий “Карьера”, организованных ГСЗН для выпускников учреждений профессионального образования. Предложения со стороны сельских работодателей не привлекают молодых претендентов, которые любой ценой стремятся остаться в городе, с которым связывают свои перспективы и профессиональный рост. Так может случиться, что на селе в скором времени некем будет заменить стареющие кадры. Предприятия лесопромышленного и лесоперерабатывающего комплекса рискуют остаться без квалифицированных лесоинженеров, мастеров, технологов, сельхозпредприятия – без агрономов, ветеринаров, школы – без грамотных учителей и т.д.

Вызывает тревогу нынешний уровень квалификации сельской рабочей силы. Анализ профессионального состава незанятых граждан, зарегистрированных в сельской местности по состоянию на 01.01.2004 г., свидетельствует о том, что практически каждый третий из них (1811 из 5401 чел.) до обращения в территориальные органы службы занятости населения выполнял работу, не требующую квалификации. Это разного рода рабочие, сторожа, дворники, уборщики, мойщики (посуды), грузчики, скотники, санитары, банщики и т.д. 394 чел. (7,3%) вообще не владели никакой профессией (специальностью).

Низкие конкурентоспособные характеристики безработных сельчан вынуждают их обращаться к услугам службы занятости населения. Главную цель, которую они преследуют, - это получение социального пособия. В условиях застойной сельской безработицы основная опасность заключается в том, что работники с квалификацией, потеряв работу и не имея перспектив найти ее вновь, теряют уверенность в себе, утрачивают привычку к труду, активную жизненную позицию, поддаются иждивенческим настроениям, многие деградируют.

Наиболее уязвимыми оказываются женщины. В составе безработных сельчан они, в среднем, составляют около 2/3. Удельный вес сельской молодежи в составе регистрируемой безработицы ниже общереспубликанского показателя. Тенденция старения сельского населения сказывается на росте численности безработных граждан предпенсионного возраста, доля которых к 2004 г. превысила общий показатель по региону (на 01.01.2004 г. – 19,7%, по республике -18,5%).

Образовательный уровень сельских безработных значительно ниже, чем в целом по республике. Удельный вес имеющих профессиональное образование на 01.01.2004 г. составил 43,6% (по республике - 50,5%). Особенно велик разрыв между долей безработных граждан с высшим образованием в сельской местности и по республике в целом. Соотношение этих показателями составило на 01.01.2004 г. – 2,3% и 5,4% соответственно. Если в целом по республике перевес был в пользу лиц, владеющих профессией, то на селе доля незанятых граждан со средним общим образованием или вовсе не имеющих такового, доминировала. Опасение вызывает сравнительно высокий процент необразованных (без среднего общего образования) безработных (на 01.01.2004 г. – 26,4%, по республике - 21,2%).

Как отмечалось выше, молодые специалисты после окончания профессионального учебного заведения не стремятся работать на селе. Поэтому в составе сельских безработных доля выпускников профессионального звена, особенно выпускников ВУЗов, ниже республиканского показателя: на 1.01.2004 г. – 2,0% (3,5% соответственно). Профессиональные навыки тех, кто все-таки вернулся в село, остаются без применения, что отчасти ведет к безработице среди выпускников.

Обращает на себя внимание тот факт, что доля сельчан, оставивших работу по собственному желанию, значительно ниже данного показателя по республике: на 01.01.2004 г. – 24,6% (30,1% соответственно). Подобная ситуация объясняется менталитетом сельских жителей. На селе по-прежнему труд воспринимается и как источник существования, и как обязательный атрибут жизненного уклада. Это заставляет людей работать и до последнего мириться со скудной зарплатой, выплачиваемой зачастую нерегулярно и с задержками. Кроме того, люди, не имея выбора, не спешат оставлять свои рабочие места.

Снижение удельного веса уволившихся по собственному желанию происходит на фоне сравнительно высокой доли граждан, не приступавших к трудовой деятельности, а также не имеющих профессии (специальности). Достаточно велик процент безработных сельчан, длительно (более года) не работавших: на 01.01.2004 г. – 26,6% (23,7% - по республике).

Социально уязвимые категории безработных граждан на селе представлены, в основном, родителями, воспитывающими несовершеннолетних детей. Причем, доля многодетных родителей здесь выше, чем в целом по республике, а доля одиноких родителей – ниже. Показательно, что удельный вес граждан, воспитывающих несовершеннолетних детей (том числе одиноких, многодетных родителей) с каждым годом уменьшается. Понятно, что пособие по безработице не может служит достаточной материальной поддержкой для воспитания детей. Изменения в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» отменяют привилегии для лиц, имеющих иждивенцев (доплаты к пособию по безработице в виде материальной помощи на каждого иждивенца, предусмотренные в старой редакции закона). Эти и другие факторы заставляют людей выбирать между существованием на социальное пособие и жизнью на заработанное трудом денежное вознаграждение. Факт уменьшения доли безработных родителей говорит в пользу выбора трудовой деятельности как средства к существованию.

В целом, анализ сельской безработицы дает неутешительные выводы. Незанятость на селе является, безусловно, социальной проблемой. В деревнях и сельских населенных пунктах граждане, оставшиеся без работы, смирившиеся с нищетой, бездельем, зачастую страдающие алкоголизмом, утрачивают свои экономические возможности, теряют квалификацию и конкурентоспособность. Основным источником существования для многих становится не труд, а социальное пособие, пенсия родителей, случайные заработки, сбор грибов и ягод, ловля рыбы. Для такой категории населения даже ведение натурального хозяйства затруднительно, так как требует начального капитала для закупки молодняка скота, семенного материала, удобрений, кормов и прочее. В условиях спада сельской экономики, дефицита свободных рабочих мест предоставить работу таким людям крайне сложно.

Коэффициент трудоустройства [4] ищущих работу граждан на селе ниже, чем по республике в целом (2003 г. – 32,2% и 43,0% соответственно). Еще ниже процент трудоустройства официально зарегистрированных сельских безработных (2003 г. – 23,1% и 30,5% - по республике).

Оценивая итоги трудоустройства ищущих работу граждан в сельской местности, можно отметить, что половина устроившихся на работу в 2003г. вынуждена была заняться неквалифицированным трудом (53,1%, или 3232 из 6085 чел.). Профессии, по которым трудоустраивались граждане, расположились в порядке убывания следующим образом: продавец продовольственных товаров, водитель автомобиля, машинист котельной, монтер пути, слесарь (ремонтник), тракторист, плотник, социальный работник, бухгалтер, повар, электромонтер, охранник, электрик, электрогазосварщик, пекарь, швея, воспитатель. В число рейтинговых попали профессии лесопромышленного комплекса: вальщик леса, лесоруб, лесник, обрубщик сучьев, сортировщик древесины, навальщик-свальщик лесоматериалов, укладчик пиломатериалов, штабелевщик древесины, станочник деревообрабатывающих станков. Трудоустройство по остальным профессиям исчисляется единицами.

Клиенты службы занятости на селе чаще находят работу на государственных предприятиях (54,9% в 2003 г.). Большая часть (56% в 2003 г.) устраивается на временные (сезонные) рабочие места.

Основные отрасли трудоустройства – промышленность (22,7% в 2003 г.), жилищно-коммунальное хозяйство (12,9%), сельское хозяйство (12,1%), торговля и общественное питание (9,2%), управление (7,3%), здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (6,5%), образование (6%), лесное хозяйство (4,8%), транспорт и связь (4,2%), строительство (3,1%) и др.

В среднем, около половины всех безработных граждан, состоящих на учете в центрах занятости населения республики, получают направления на собеседование с работодателями. В сельской местности этот показатель значительно ниже (2003 г. – 25,4% от признанных безработными и 47,5% - по республике). Тем не менее, на селе отмечается более высокая эффективность работы с направлениями. Процент отказов от предложенной работы со стороны безработных сельчан не так высок, как в целом по республике (2003 г. – 23,7% от получивших направления и 34,4% - по республике).

Отрицательный результат посещения гражданином предприятия (отказ со стороны работодателя) встречается на селе значительно реже (2003 г. – 24,9% и 34,7% - по республике). В результате, процент трудоустройства безработных граждан по направлениям службы занятости населения в сельской местности выше, чем по региону в целом (2003 г. - 59,7% от получивших направления и 39,2% соответственно).

Высокая эффективность работы по направлениям в сельской местности объясняется прежде всего тем, что она протекает в рамках функционирования специальных программ содействия занятости (далее – спецпрограмм). Ищущие работу граждане в основном получают направления на общественные работы, по программам “Трудовая адаптация” (трудоустройство несовершеннолетних граждан), “Трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите”. В 2003 г. в числе сельчан, нашедших работу, 33,8% (2054 из 6085 чел.) трудоустроились именно в рамках проведения спецпрограмм (таблица 4).

Таблица 4

Содействие трудоустройству на селе в рамках спецпрограмм в 2001-2003 годах

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

всего

село

%

всего

село

%

всего

село

%

Трудоустроено, в том числе:

                 

несовершеннолетних граждан («Трудовая адаптация»)

8319

2774

33,3

4168

1720

41,3

4214

1490

35,4

граждан, особо нуждающихся в соцзащите

1213

216

17,8

544

182

33,5

567

168

29,6

Участвовало в общественных работах

4433

2308

52,1

3086

1594

51,7

2667

1226

46,0

Направлено на профобучение

1906

417

21,9

2440

501

20,5

2968

719

24,2


Мероприятия активной политики на рынке труда представляются одними из приоритетных направлений деятельности ГСЗН на селе. К сожалению, динамика трех последних лет демонстрирует снижение численности жителей-участников спецпрограмм. Кроме того, из-за отсутствия финансирования свернута такая хорошо зарекомендовавшая себя программа, как содействие самозанятости на селе. Единственное направление, где отмечается положительная динамика, - профессиональное обучение безработных граждан (диаграмма 4).

Таким образом, сегодня карельское село переживает не самые лучшие времена. Ситуация с сельской занятостью становится критической. И хотя служба занятости имеет самое непосредственное отношение к проблемам занятости и безработицы на селе, решить их в одиночку ей не под силу.

Мероприятия активной политики занятости (общественные работы, трудоустройство особо нуждающихся в соцзащите), проведение которых необходимо в условиях роста сельской безработицы, призваны скорее возродить воспоминания о труде, нежели обеспечить сельским жителям стабильный заработок, гарантирующий достойное существование семьям.

Диаграмма 4

Результаты проведения активных программ содействия занятости населения (человек)

 

Содействие самозанятости будет эффективно только при условии платежеспособного спроса среди сельчан на товары и услуги, производимые частными предпринимателями. Обучение безработных граждан профессиональным навыкам теряет смысл при отсутствии на селе рабочих мест, куда бы они могли трудоустроиться после прохождения профессионального обучения (переобучения, повышения квалификации).

Решение проблемы занятости на селе требует комплексного подхода. Первоначальным импульсом должно стать оживление сельской экономики, невозможное без инвестиций, дифференцированных в зависимости от перспективных направлений экономического развития районов (сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, лесозаготовительная, лесоперерабатывающая, горнодобывающая отрасли, туристический бизнес и др.).

Параллельно с этим нужно решать вопросы обеспечения производства молодыми квалифицированными кадрами. Для этого должен быть выработан механизм резервирования рабочих мест на устойчиво работающих предприятиях для устройства выпускников учреждений профессионального образования с оказанием им социальной поддержки.

Кроме того, важно заинтересовать молодых специалистов в реализации трудовой карьеры на селе, необходимо пропагандировать сельский образ жизни среди молодежи, ориентировать ее на получение профессий (специальностей), востребованных в сельской экономике.

Без решения этих сложнейших задач карельское село в скором времени может стать инкубатором безграмотной молодежи, хронических безработных, маргинальных элементов и, в конечном счете, будет обречено, в лучшем случае, на существование в рамках натурального подсобного хозяйства для обеспечения минимальных физиологических потребностей, в худшем, – на вымирание.

 


[1] Нагрузка ищущих работу граждан на одно вакантное рабочее место

[2] Здесь и далее речь идет о вакансиях, заявленных работодателями в сельской местности

[3] Вакансии, зарегистрированные на начало периода, плюс поступившие в периоде

[4] Отношения числа трудоустроенных к общему числу граждан, состоящих на учете с нарастающим итогом