Фролова Е.Е.
Успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяются соответствием спроса и предложения рабочей силы. Однако современный республиканский рынок труда, сформированный в условиях социально-экономического кризиса 90-х годов и реформирования экономики, оказался разбалансирован c точки зрения взаимосвязи рабочих мест и трудовых ресурсов.
За 10 лет реформ вследствие массового высвобождения работников, длительных и порой необратимых остановок производства, устаревания производственных технологий и оборудования, свертывания внутрифирменной подготовки и повышения квалификации произошло снижение общего уровня профессионализма рабочих кадров, доли высококвалифицированных рабочих, занятых в производстве. Одновременно с этим шел процесс старения кадров в основных отраслях экономики республики.
Начавшийся в 1999 году подъем экономики республики обозначил одну из самых острых проблем, стоящих на пути дальнейшего экономического роста - дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов.
Республиканский рынок образовательных услуг в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке труда, и на сегодняшний день это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация.
Республика Карелия развивается в соответствии с принятым стратегическим планом «Концепция социально – экономического развития Республики Карелия», разработанным на период до 2010 года. В 2002 г. республика вступила в стабилизационный период становления экономики, рассчитанный до 2006 года. Далее последует инновационный этап (2006 – 2010 гг.), предполагающий комплексное и сбалансированное развитие региона. Инновации будут связаны и с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, и с традиционными для республики производствами, базирующимися на местных ресурсах.
При переходе республики от стадии экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу ключевое значение приобретают хорошо подготовленные кадры, способные успешно решать актуальные задачи экономического и социального развития.
Эти важнейшие задачи могут быть успешно решены только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций, образовательных учреждений, Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия (далее Департамент).
В сфере деятельности Департамента находится только официальная часть открытого рынка труда. Для полной и объективной оценки состояния проблемы возможностей Департамента явно недостаточно. Однако анализ ситуации на регистрируемом рынке труда позволяет выявить ряд тенденций, характеризующих степень интеграции сферы образования в процесс формирования республиканского рынка труда.
В настоящее время спрос в официальном секторе открытого рынка труда представлен достаточно большим количеством вакантных рабочих мест (врм). В то же время предложение рабочей силы со стороны безработных граждан, зарегистрированных в органах СЗ, по своим количественным характеристикам способно удовлетворить потребность работодателей (диаграмма 1). Однако, несмотря на избыточное число безработных претендентов на рабочие места, заявленные в СЗ, спрос работодателей остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме несоответствия спроса и предложения по качественным параметрам.
Диаграмма 1
Традиционно основными партнерами службы занятости населения являются государственные предприятия, от которых поступает более половины всех заявленных вакантных рабочих мест (таблица 2).
Таблица 2
Форма собственности |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Государственная |
59,4% |
63,5% |
56,8% |
49,8% |
Частная |
22,9% |
21,3% |
26,0% |
31,6% |
Смешанная российская без иностранного участия |
15,4% |
11,7% |
13,0% |
12,7% |
Российская в составе смешанной с ин. участием |
0,1% |
0,3% |
0,7% |
0,9% |
Общественных организаций |
1,3% |
2,2% |
1,9% |
2,9% |
Как и все другие, предприятия с государственной (муниципальной, федеральной) формой собственности испытывают в условиях оживления экономики растущую потребность в кадрах. Однако в условиях повышенного спроса на квалифицированные кадры, уступая другим работодателям, прежде всего по уровню предлагаемой заработной платы (более половины вакансий с заработком ниже прожиточного минимума поступает именно из этого сектора), они имеют очень мало шансов на привлечение высококвалифицированной рабочей силы. Не в состоянии самостоятельно решить свои кадровые проблемы, государственные предприятия чаще, чем частные фирмы, прибегают к посредничеству службы занятости (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Положительная динамика спроса от частных фирм объясняется изменением формы собственности ряда предприятий в сторону частного сектора и совершенствованием законодательно–правовой базы, создающей благоприятные условия для развития малого бизнеса.
Постоянная и острая потребность в работниках в течение последних лет сохраняется в следующих отраслях (таблица 3):
Таблица 3
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Всего заявлено рабочих мест (100 %) |
18203 |
38307 |
35163 |
36347 |
Промышленность |
15,5 % |
15,1 % |
19,5 % |
22,4 % |
Строительство |
10,5 % |
7,8 % |
7,2 % |
8,4 % |
Торговля и общественное питание |
11,8 % |
8,2 % |
10,2 % |
10,1% |
Сельское хозяйство |
10,8 % |
10,8 % |
8,5 % |
8,1 % |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
8,2 % |
8,1 % |
9,7 % |
12,2 % |
Транспорт и связь |
5,1 % |
3,9 % |
4,0 % |
4,8 % |
Народное образование |
9,2 % |
14,8 % |
9,2 % |
7,3 % |
Здравоохранение |
6,3 % |
7,1 % |
5,8 % |
5,6 % |
Минимально заявлены или отсутствуют в банке данных службы занятости вакантные рабочие места таких отраслей экономики, как железнодорожный транспорт, финансы, кредит, пенсионное обеспечение, управление, материально-техническое снабжение, информационно-вычислительное обслуживание.
Это вовсе не свидетельствует об отсутствии движения рабочей силы в данных отраслях, а говорит о том, что профессионалы, востребованные в указанных сферах деятельности, успешно трудоустраиваются, минуя службу занятости. В свою очередь, вакансии, наиболее привлекательные для соискателей, быстро заполняются без посредничества службы занятости.
Таким образом, служба занятости остается в стороне от движения рабочей силы на «элитарном» рынке труда, где вращаются высокопрофессиональные кадры и престижные, высокооплачиваемые вакансии.
Вакантные рабочие места, поступившие в центры занятости населения для заполнения в 2003 г. (заявлено 36347 врм), имели следующие качественные характеристики:
В общем обороте* вакансий, поступающих в органы службы занятости для их замещения, сохраняется высокая доля неквалифицированного или малоквалифицированного труда (в 2000 г. – 48,3%, в 2002 г. - 53,8%, в 2003 г. - 45%). Это разного рода рабочие, сторожа, дворники, санитары, мойщики посуды, уборщики помещений и территорий и т.д.
Тем не менее, существует перечень профессий и специальностей, потребность в которых становится в республике все более ощутимой и возрастает при экономическом росте, однако, не может быть удовлетворена в силу отсутствия на рынке труда достаточного количества работников, владеющих востребованными профессионально-квалификационными навыками.
По данным Департамента, в республике продолжает сохраняться высокая потребность в специалистах рабочих профессий индустриального типа, строительного производства, сферы обслуживания, сельского хозяйства.
На протяжении трех исследуемых лет зарегистрирован устойчивый рост спроса в следующих специалистах:
Не ослабевает спрос на специалистов сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения (учителя, воспитатели д/сада, врачи, медицинские сестры, социальные работники). Сохраняется достаточно высокая потребность в бухгалтерах, инженерах (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Сравнительный анализ наличия свободных рабочих мест и состава безработных граждан, проведенный Департаментом, показывает, что по большинству из перечисленных выше профессий предложение в несколько раз превышает спрос.
Такое несоответствие обусловлено рядом причин. В одних случаях безработные претенденты, обладающие востребованными профессиями, не устраивают работодателей по квалификационным характеристикам, в частности, из-за отсутствия требуемого разряда или опыта работы (бухгалтеры, экономисты, инженеры, водители автомобиля, плотники, вальщики леса).
В других - предлагаемые в вакансиях условия (низкая заработная плата, отсутствие жилья, социальных гарантий, перспектив служебного роста) не привлекают ищущих работу граждан, что является основной причиной отказов от данных вакансий и ведет к неудовлетворенному спросу при наличии достаточного предложения (учителя, воспитатели д/сада, социальные работники).
Кроме того, можно выделить ряд профессий, спрос по которым не требует такого количества претендентов, которым в избытке представлено предложение (экономисты, менеджеры, повара, кондитеры, официанты, швеи, портные, парикмахеры).
Помимо того, что рынок труда перенасыщен некоторыми специалистами, их движение характеризуется сезонностью и высокой текучестью (продавцы, кассиры, маляры, штукатуры, машинисты (операторы) котельной установки, монтеры пути).
В то же время в центрах занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан, владеющих профессиями, спрос по которым минимальный или вовсе отсутствует (юрист, озеленитель, цветовод, проводник вагона, матрос, художник-оформитель, киномеханик, контролер сберегательного банка, телеграфист (телефонист), оператор связи, техник, животновод, зверовод, секретарь, машинистка, оператор ПЭВМ, делопроизводитель, горничная).
Одновременно с этим, предприятия республики остро нуждаются и не могут удовлетворить потребность в таких специалистах, как слесарь-сантехник, токарь, фрезеровщик, облицовщик-плиточник, электрогазосварщик, каменщик, водитель автобуса, тракторист на трелевке и вывозке леса (диаграмма 4).
Диаграмма 4
В условиях существенного изменения спроса на республиканском рынке труда в последние годы профессиональные учебные заведения республики оперативно не корректируют перечень профессий обучения и количество выпускаемых специалистов в соответствии с потребностями экономики и продолжают готовить специалистов и рабочих, востребованность которых на рынке труда ограничена, одновременно сокращая объемы подготовки по дефицитным специальностям.
Как показывает анализ данных по объему выпуска рабочих и специалистов в 2000–2003 гг. учреждениями профессионального образования Республики Карелия, доля выпуска рабочих в общих объемах снизилась на 9 %, доля выпуска специалистов с высшим образованием возросла на 8 %. Доля выпуска специалистов со средним профессиональным образованием при увеличении общих объемов подготовки на 19,5% по сравнению с 2000 г. практически не изменилась (диаграмма 5).
Диаграмма 5
Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов учреждениями профессионального образования в 2000- 2003 годах
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов никак не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников с начальным профессиональным образованием происходит на фоне возрастающей потребности экономики региона именно в этих специалистах (диаграмма 6).
Диаграмма 6
Динамика заявленных в службу занятости вакантных рабочих мест по уровню требуемого образования
Данные Департамента
ФГСЗН по РК о выпускниках учебных заведений профессионального образования,
обратившихся в службу занятости населения в 2000 – 2003 гг. приведены в таблице
5.
За 3 года число обращений выпускников учреждений профессионального образования в центры занятости населения с целью поиска работы возросло по учреждениям начального профессионального образования (далее НПО) – в 1,7 раза, среднего профессионального образования (СПО) – в 2 раза, высшего профессионального образования (ВПО) – в 3,5 раза.
Наибольший рост обращений из учреждений НПО зарегистрирован среди выпускников, получивших профессии промышленной сферы деятельности, строительства. Одна из главных причин сложности с их трудоустройством заключается в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров.
Значительную долю (24 %) от общего числа обращений выпускников НПО составляет молодежь, получившая профессии и специальности, которые по классификации категорий должностей относятся к «другим служащим». Это, например, агент страховой, контролер сбербанка, секретарь-машинистка, секретарь суда и др.
Таблица 5
Среди выпускников СПО за 3 года наибольший рост числа обращений в центры занятости населения отмечен среди специалистов отрасли управления и экономики - в 3,8 раза, социальной сферы - в 2,1 раза, промышленности - в 2 раза. По многим отраслям значительно число обращений специалистов по бухучету и экономистов, выпуск которых в учреждениях СПО ведется в узкой отраслевой специализации.
Среди выпускников ВПО за 3 года выросло число обращений в центры занятости населения по специальностям социальной сферы - в 5,4 раза, управления и экономики - в 4,3 раза, промышленности - в 4 раза.
Диаграммы 7,8,9 демонстрируют динамику обращений выпускников учреждений профессионального образования в центры занятости населения с целью поиска работы.
Диаграмма 7
Диаграмма 8
Диаграмма 9
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что подготовка специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования для отраслей социальной сферы, экономики и управления ведется без учета спроса этих специальностей на рынке труда, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и средств граждан через платное обучение. Следует также иметь в виду, что значительная часть молодежи трудоустраивается не по приобретенной специальности. В 2003 г. лишь 16,1% выпускников, обратившихся в службу занятости, удалось найти работу в соответствии с полученными в процессе обучения профессиональными навыками (2000 г. – 9,7%, 2001 г. – 15,7%, 2002 г. – 14,0% соответственно).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) непосредственно безработных граждан являются одними из самых эффективных средств содействия их трудоустройству и могут рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос.
Численность лиц, направленных Департаментом на профессиональное обучение, возросло с 5,1 % в 2000 году до 7,7 % в 2003 году от общего числа безработных граждан, состоявших на учете. Ежегодно обучение осуществляется от 50 до 60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение трех лет обучение велось 85 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80 % – это рабочие профессии.
Динамика изменений объемов профессионального обучения безработных граждан отражена на диаграмме 10.
Диаграмма 10
В 2,3 раза возросли объемы профессионального обучения специальностям, которые по категориям должностей относятся к «служащим». При этом появились новые направления обучения, такие, как «менеджер по туризму», «менеджер по управлению кадрами», «менеджер по маркетингу и сбыту». Возросли объемы обучения специальностям, связанным с бухгалтерским учетом, хотя доля их в объемах обучения специальностям, отнесенным к отрасли «другие» снизилась с 41,5 % в 2000 году до 11,8 % в 2003 году. При этом обучение данным специальностям велось по направлениям деятельности малых предприятий, бюджетных организаций и повышения квалификации. Почти в 3 раза возросли объемы обучения безработных граждан по курсу повышения квалификации «пользователь ПЭВМ». В 2 раза за три года возросли объемы профессионального обучения по отрасли «торговля и организация питания».
Таким образом, профессиональное обучение безработных граждан частично восполняет недостаток подготовки рабочих и специалистов по некоторым профессиям и специальностям в учебных заведениях, расширяет возможности применения ими имеющихся профессий и специальностей.
Подводя итог, можно констатировать, что работодатели испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих, однако сложившаяся в республике система подготовки и переподготовки кадров все в большей степени не соответствует формирующемуся спросу.
В результате, рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстает от спроса. Республика Карелия располагает достаточно развитой сетью учреждений профобразования. Однако, структура и качество подготовки специалистов, в основном, подчинены интересам исключительно образовательных учреждений, не всегда отвечающим потребностям рынка труда.
Проблема совершенствования системы профессионального образования в Республики Карелия неоднократно обсуждалась на различных уровнях. Вырисовываются следующие основные подходы к решению указанной проблемы:
Одной из наиболее важных задач развития образовательной системы является ее регионализация, т.е. соответствие уровня и качества подготовки специалистов профессиональным требованиям, выдвигаемым сообществом работодателей республики. Это требует организации системы социального партнерства между учебными заведениями и работодателями, которые будут трудоустраивать выпускников. Только такой механизм взаимодействия позволит преодолеть изоляцию подготовки кадров от их последующего использования по специальности.
Заинтересовать работодателей в сотрудничестве с учебными заведениями, особенно в создании современной учебной базы (без нее невозможна подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям), можно, установив законодательным путем систему льгот и гарантий для предприятий, предоставляющих оборудование и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям.
Департамент считает, что первым стратегическим шагом напути интеграции системы образования и занятости населения в Республике Карелия должна стать разработка долгосрочного прогноза потребности ведущих отраслей экономики республики в кадрах рабочих и специалистов, который могут подготовить соответствующие научные центры по заказу Правительства Республики Карелия. Под эту потребность необходимо сформировать государственный заказ учебным заведениям, расположенным как в республике, так и за ее пределами.
Параллельно с этим в республике необходимо создать систему оценки качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений профессионального звена с точки зрения востребованности выпускников на региональном рынке труда. На базе этой системы следует провести анализ кадрового потенциала учреждений профессионального образования и создать с участием ВУЗов целевую региональную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для профессиональных учебных заведений. Необходимо провести инвентаризацию учебно-производственной базы, в первую очередь учреждений начального профессионального образования, и на ее основе совместно с ведущими предприятиями разработать и реализовать программу модернизации существующей учебно-производственной базы.
Реализация указанных выше направлений работы займет сравнительно длительное время и потребует значительных затрат, но без решения этих ключевых вопросов республика будет нести все возрастающие экономические, технические и финансовые потери, связанные с низким качеством профессионального образования и, как следствие, низким уровнем квалификации кадрового потенциала, не способного обеспечить формирование и функционирование современной экономики республики.
По мнению Департамента, необходимо ввести механизм согласования планов набора студентов и учащихся образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования (независимо от их ведомственной принадлежности и форм финансирования) со специально определенным для этой цели республиканским министерством или ведомством. Департамент готов участвовать в указанной работе и предоставлять для этих целей 2 раза в год соответствующие мониторинги открытого рынка труда.