Рынок масс-найма в России: что нужно знать работодателю?
Со сложностями найма работников массовых профессий встречались все работодатели. Но этот процесс можно сделать проще — если знать, как искать. Например, надо понимать, что «синие воротнички» в России не готовы искать новое место больше недели и не поедут на работу в другой конец города.
Дмитрий Пучков выделяет несколько трендов на рынке масс-найма.
— В первую очередь отмечу, что рынок «синих воротничков» все глубже уходит в мобайл. Более 70% соискателей на Авито приходит с мобильных устройств, у приложения более 80 миллионов установок. И для многих «синих воротничков» мобильный телефон — это в принципе единственная возможность для выхода в интернет и поиска работы онлайн. Еще хотел бы отметить, что кандидаты из сегмента массовых профессий не могут долго ждать. Средний срок поиска работы, по нашим исследованиям, составляет примерно 3-5 дней. Он не будет ждать неделю, тем более две, пока его кандидатуру согласуют все службы. У них просто нет для этого финансовой возможности. И здесь соискатель скорее уйдет к конкуренту, который предложит выйти на работу прямо завтра. Поэтому однозначно работодателям необходимо задуматься над оптимизацией всех этапов принятия решения при найме таких сотрудников.
— На что еще обращают внимание работники массовых профессий при поиске нового места?
— «Синие воротнички» — это наименее обеспеченные люди, они учатся считать каждую копейку. Им важно найти работу ближе к дому, ведь если придется ехать на другой конец города, то даже небольшое увеличение зарплаты не сможет покрыть расходы на дорогу.
Еще один тренд, активно обсуждаемый в последнее время, — так называемый рынок «45 плюс», когда работодатели неохотно принимают работника в зрелом возрасте. По нашей аналитике, около четверти соискателей на Авито Работа — это соискатели в возрасте от 45 до 64-65 лет. В реалиях демографической ямы в России, когда и так массовый сегмент находится в дефиците, мы бы рекомендовали работодателям не замыкать себя в таких искусственных ограничениях и пойти против этого стереотипа.
И, пожалуй, могу отметить еще одну вещь: в последнее время мы зафиксировали среди соискателей в массовом сегменте увеличение количества поисковых запросов «работа с ежедневной оплатой», «работа с еженедельной оплатой». Такой запрос стал чаще интересовать соискателей по сравнению с 2018 годом на 25%. «Синие воротнички» уже нуждаются не просто в быстром поиске работы, а вариант занятости, в котором можно получать оплату за каждый отработанный день. Возможно, здесь также кроется рекомендация для смелых работодателей, которые готовы экспериментировать с более частым форматом выплаты оплаты. Это будет явным конкурентным преимуществом.
— «Синие воротнички» сейчас чаще ищут основную работу или же ищут подработку?
— По нашим данным, более 50% людей, имеющих постоянное место работы, работают на втором месте работы, а еще 26% имеют даже третью подработку. Понятно, что эти люди максимально заинтересованы в увеличении своего дохода, и вторая работа является уже нормой. Но и третья работа уже не является редким исключением.
— Мы обсудили российский рынок масс-найма в целом. Есть ли какие-то особенности для Москвы, городов-миллионников и городов поменьше?
— В городах-миллионниках, особенно в Москве и Петербурге, дефицит персонала в массовом сегменте гораздо ярче выражен. В малых городах или в моногородах, зачастую есть просто 1-2 предприятия, и нет других вариантов устроиться куда-либо еще.
По данным эксперта, В Москве и Санкт-Петербурге средняя продолжительность работы на самых массовых профессиях, таких как кассир или водитель, зачастую составляет около 3 месяцев, в малых же городах и моногородах люди могут работать по году или по несколько лет.