Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

28 декабря 2018
 
Пособие по безработице, программа повышения мобильности трудовых ресурсов...

Итоги года: занятость населения и трудовая миграция

По итогам выборочного обследования рабочей силы, проведенного Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше в ноябре 2018 года составила 76,2 млн человек, из них 72,6 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн человек – как безработные с применением критериев МОТ. Уровень общей безработицы в ноябре 2018 года составил 4,8 %.

В конце ноября 2018 года в органах службы занятости состояло на учете в качестве безработных 661 тыс. человек, что на 9,7 % меньше по сравнению с ноябрем 2017 года. По состоянию на 1 декабря 2018 года уровень регистрируемой безработицы в среднем по Российской Федерации, по оперативным данным, составил 0,9 % от численности экономически активного населения (на 1 декабря 2017 года – 1 %).

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учете в органах службы занятости, в расчете на 100 вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости) в целом по Российской Федерации снизился с 60 человек на 100 вакансий в конце ноября 2017 года до 51 человека на 100 вакансий в конце ноября 2018 года. 

Пособие по безработице

Минтрудом России подготовлено Постановление Правительства России от 15 ноября 2018 года № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год».

С 1 января 2019 года размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице для граждан, признанных в установленном порядке безработными, повышаются с 850 до 1500 рублей и с 4900 до 8000 рублей соответственно.

С 2019 впервые вводится пособие по безработице для граждан предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). Для них минимальное пособие составит 1500 рублей, максимальное – 11280 рублей, то есть 100 % от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал 2018 года. 

Программа повышения мобильности трудовых ресурсов

С целью совершенствования механизма реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов и принятия мер по увеличению темпов их реализации был принят федеральный закон от 3 июля 2018 года №190-ФЗ, подготовленный Минтрудом России. При разработке закона учтены предложения субъектов Российской Федерации, основанные на правоприменительной практике.

Для упрощения механизма реализации региональных программ предложено отказаться от включения в региональные программы инвестиционных проектов и перейти на непосредственный отбор работодателей, испытывающих потребность в работниках, которая не может быть удовлетворена за счет привлечения работников, проживающих в данном субъекте Российской Федерации. Это позволит работодателям привлекать работников в рамках региональных программ не только на вновь создаваемое производство или новый проект, но и на уже имеющиеся рабочие места, которые не могут быть замещены за счет привлечения местных трудовых ресурсов.

С целью оптимизации реализации региональной программы субъектам Российской Федерации предоставлено право вносить изменения в региональную программу в части корректировки перечня работодателей, участвующих в реализации региональной программы, и (или) профессий (должностей, специальностей), на которые предполагается привлечение работников, в пределах ранее согласованной численности привлекаемых работников без согласования на федеральном уровне.

Согласование на федеральном уровне не утвержденной региональной программы, а проекта региональной программы позволит сократить период согласования региональной программы.

Кроме того, предложено отказаться от проверок работодателя на этапе выдачи ему сертификата – работодатель будет проверяться один раз на этапе отбора и включения в региональную программу. Также предложено отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом. Проверка наличия задолженности у работодателя по уплате страховых взносов, уплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, будет осуществляться не в момент выдачи ему сертификата, по итогам года.

Также предусмотрены дополнительные преференции для отдельных работодателей – юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Дальневосточного федерального округа, в части предоставления права привлекать работников в рамках региональных программ из субъектов Российской Федерации, включенных в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Постановлением Правительства России от 19 декабря 2018 года № 1593 утверждена новая редакция Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения.

Новой редакцией правил установлена возможность участия в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов всех работодателей, испытывающих потребность в трудовых ресурсах (ранее предусматривалось участие в региональных программах только работодателей, реализующих инвестиционные проекты). 

Помимо этого, для работодателей, участвующих в региональных программах повышения трудовой мобильности на территории Дальневосточного федерального округа, предусмотрено увеличение размера финансовой поддержки на каждого привлеченного работника с 225 тыс. рублей до 1 млн рублей по решению руководителя субъекта РФ.

В федеральном бюджете на 2019 год на софинансирование региональных программ предусмотрены средства в объеме 500 млн рублей.

Принятые решения позволят в следующем году оказать поддержку по переезду для трудоустройства в другой местности более 900 человек.

Также Минтруд России подготовил проект постановления Правительства России «Об утверждении Порядка включения субъектов Российской Федерации в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным».

Проектом постановления предлагается включать в этот перечень регионы, соответствующие не менее, чем двум из следующих условий:

  • субъект Российской Федерации имеет границы с иностранным государством;
  • субъект Российской Федерации входит в состав Дальневосточного федерального округа, Байкальского региона;
  • территория субъекта Российской Федерации полностью или частично отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, территориям Арктической зоны Российской Федерации;
  • по состоянию на конец года, предшествовавшего году обращения о включении в Перечень, уровень безработицы (в соответствии с методологией Международной организации труда) и уровень регистрируемой безработицы на территории субъекта Российской Федерации меньше или равен среднему по Российской Федерации;
  • реализация экономических и (или) инвестиционных проектов, требующих привлечения трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации;
  • необходимость замещения имеющихся, вновь создаваемых или модернизируемых рабочих мест путем привлечения трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации.

В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России»

Определение потребности в привлечении иностранных работников и установление допустимой доли иностранных работников в отдельных видах экономической деятельности на 2019 год

Минтрудом России подготовлено Постановление Правительства России от 6 декабря 2018 года № 1494 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год».

Потребность на 2019 год определена на основании предложений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и сформирована с учетом сложившегося положения на рынке труда, демографической ситуации и принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов.

В соответствии с постановлением потребность на следующий год определена в размере 144 583 человека, что составляет 81 % от потребности на 2018 год.

Распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам соответствует увеличению в целом на рынке труда спроса на квалифицированную рабочую силу: 95,1 % потребности, определенной на 2019 год, составляют квалифицированные иностранные работники.

Потребность и соответствующие объемы квоты позволят удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты.

Минтруд России также подготовил постановление Правительства России от 14 ноября 2018 года №1365, которое установило на 2018 год допустимую долю иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в отдельных видах деятельности на территории Российской Федерации.

В некоторых сферах экономической деятельности подписанным постановлением на 2019 год сохранена установленная на 2018 год допустимая доля иностранных работников, за исключением сферы прочего сухопутного пассажирского транспорта и автомобильного грузового транспорта, где доля иностранных работников снижена с 28 % до 26 % общей численности работников.

На 2019 год сохранена установленная на 2018 год допустимая доля в сфере выращивания овощей в размере 50 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Эта норма не распространяется на территории Приморского края и Астраханской области.

В соответствии с документом установлена допустимая доля в сфере строительства в размере 80 % общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами, за исключением Хабаровского края, Амурской области и г. Москвы.

Виды экономической деятельности Допустимая доля в 2018 году Допустимая доля в 2019 году
выращивание овощей (код 01.13.1) 50 % (за исключением нескольких регионов) 50 % (за исключением нескольких регионов)
строительство (раздел F) нет ограничений 80% (за исключением нескольких регионов)
торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах(код 47.25.1) 15 % 15 %
торговля розничная табачными изделиями в специализированных магазинах (код 47.26) 15 % 15 %
торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) (код 47.73) 0 % 0 %
торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках(код 47.8) 0 % 0 %
торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (код 47.99) 0 % 0 %
деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) 28 % 26 %
деятельность автомобильного грузового транспорта (код 49.41) 28 % 26 %
деятельность в области спорта прочая (код 93.19) 25 % 25 %
Источник: Минтруд России, https://rosmintrud.ru/employment/employment/718
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы