«Свой вузовский диплом мне хочется сжечь...»

13 апреля 2018
 
Какие профессии окажутся актуальными через 5-10 лет, кто будет востребован завтра на рынке труда, с каким образованием?

Не промахнуться в выборе профессии — такая непростая и судьбоносная задача стоит сегодня перед 730 тысячами выпускников российских школ, которые через пару месяцев получат аттестат зрелости. Какие профессии окажутся актуальными через 5-10 лет, кто будет востребован завтра на рынке труда, с каким образованием? Прогнозы разные, но уже понятны нынешние тенденции: они свидетельствуют о серьезных структурных и качественных подвижках в сфере трудовых ресурсов. Новые данные приведены в свежем сборнике Росстата «Итоги обследования рабочей силы в 2017 году».

Здесь немало интересного для нынешних одиннадцатиклассников. К примеру, сложившаяся в последние годы ситуация с трудоустройством молодежи после окончания вузов. Острая проблема! В социальных сетях, в СМИ идут дискуссии вообще о высшем образовании: есть ли смысл стремиться к нему? Нередко нужных, востребованных знаний получить в полном объеме не удается, а пять лет потеряно.

Эта тема была затронута и в исследовании, проведенном кадровым агентством Hays среди специалистов международных и отечественных компаний. На вопрос «Какое образование будет цениться в России через 10 лет?» 42% опрошенных заявили, что учеба в вузе не будет играть существенной роли при оценке кандидатов, подавших заявление о приеме на работу. Круто. Впрочем, не секрет, что дипломы многих вузов и сегодня быстро обесцениваются. Еще четверть респондентов подчерк-нули, что готовить востребованные кадры будут не просто вузы, а корпоративные университеты, глубоко знающие требования профессии. По мнению же остальных опрошенных, надежными будут считаться дипломы лишь топ-100 высокорейтинговых международных вузов, а также ведущих российских из нашей первой десятки.

Но пока в России — более тысячи высших учебных заведений и филиалов (несколько лет назад их было еще больше — 2268). Получить диплом во многих институтах совсем не сложно. Вопрос лишь в том, принесет ли он пользу владельцу. Вот тут хорошую подсказку дают новые данные Росстата.

В прошлом году 93 тысячи молодых россиян, завершивших учебу в вузах в предыдущем, 2016-м, оказались у разбитого корыта — без работы.

Кто-то из них, получив диплом, вообще не смог трудоустроиться, порой в течение целого года, другие хотя и нашли место, но не сумели закрепиться и тоже пополнили армию «лишних». В целом в 2016-м каждый девятый кандидат из недавних студентов, искавших работу, остался за бортом. «Свой вузовский диплом мне хочется сжечь», — с горечью написал в интернете один из новоиспеченных экономистов, уставший от безуспешных поисков работы.

Тревожно, что эпидемия безработицы, охватывающая молодых, нарастает. Это не образ, а статистический факт. Сравним три волны выпускников. Среди тех, кто окончил вузы в 2013-2015 годах, оказались за воротами компаний и предприятий 7,3%. Среди завершивших учебу в 2015-м — 10,8%. А среди выпускников 2016-го без дела маялись в прошлом году 11,5%. Рост налицо. Знают ли эти цифры в правительстве?

Но пойдем дальше. К прошлогодним молодым безработным я бы добавил еще и свыше 200 тысяч юношей и девушек, тоже имеющих новенькие дипломы 2016 года. Они работают, но вовсе не по своей профессии. Важно ли это? Еще как! И это феномен не только одного года. Статистики проанализировали трудоустройство молодых специалистов, получивших дипломы в 2014-2016 годах. Оказалось, из 2,5 млн выпускников практически треть (803 тысячи человек) заняты на работе, не связанной с полученной профессией. Иными словами, в среднем ежегодно 267 тысяч выпускников берутся не за свое дело.

И эта проблема становится лишь острее. Если среди выпускников вузов 2011-2013 годов на момент статистических обследований работали не по специальности 29,5%, то в следующей волне (выпускники 2014-2016 годов) «перебежчиков» еще больше — 31,1%.

За шесть лет отказались от приобретенной профессии 1,6 млн вступающих во взрослую жизнь представителей молодого поколения. Почему? Причины известны. Во-первых, многие выпускники по уровню своей квалификации просто не отвечают нынешним требованиям. По мнению ряда экспертов, лишь 15% вузов обеспечивают обучение на нужном уровне. Во-вторых, не всегда есть вакансии. И в-третьих, молодежь все чаще разочаровывается в выбранной профессии. Прежде всего те, кто пошел в институт без интереса — или туда, где меньше был конкурс, или по совету родителей, друзей, или, как заявляли при опросах, «привлекал образ жизни представителей данной профессии». Потом, конечно, приходило осознание допущенной ошибки, но...

Похоже, эта истина верна во все эпохи: без интереса, без увлеченности лучше не браться ни за какое дело. Иногда в поисках своей жизненной тропы приходится попробовать одно, другое, третье занятие, пока не найдешь то, что тебя притягивает по-настоящему. Но самое лучшее, если правильный выбор удается сделать еще в школе, в старших классах.

Сегодня большая беда в том, что столь актуальными вопросами профориентации нынешняя молодежь в основной массе не заморачивается. И не только у нас. «Я встречаюсь с российскими школьниками, бываю в американских, европейских учебных заведениях, — рассказывал мне космонавт, Герой России Александр Самокутяев. — И всегда прошу поднять руки тех, кто уже выбрал будущую профессию, с интересом изучает эту сферу. Картина и у нас, и у них одна: лишь процентов пять школьников поднимают руки. Это очень печально. Сколько ошибок сделают остальные ребята, сколько шишек набьют, какие повороты судьбы их ожидают?»

Вот что сообщает Росстат. За три года по многим специальностям заметно увеличилось количество выпускников вузов, ушедших из профессии. Среди них 290 тысяч специалистов в области экономики и управления, 128 тысяч представителей гуманитарных специальностей, 31 тысяча строителей и архитекторов, 23 тысячи металлургов, машиностроителей и материалообработчиков, 25 тысяч специалистов в сфере информатики и вычислительной техники... Для каждого из них полученный диплом оказался совершенно ненужным документом.

Такое положение ненормально, оно тормозит развитие экономики. О каком рывке вперед может идти речь, если, например, в сфере воспроизводства и переработки лесных ресурсов более чем у половины выпускников вузов работа не связана с полученной профессией?

В 1979 году в РСФСР было 8,3 млн граждан с высшим образованием, а сейчас, по оценкам, свыше 27 млн, или втрое больше. Нужно ли нашей экономике столько «белых воротничков»? Разумеется, ни о каких административных ограничениях не может быть и речи, но, думая о завтрашнем дне, нынешние одиннадцатиклассники должны четко соразмерять свои возможности, способности и реальную потребность в кадрах в ближайшей перспективе.

Источник: "Труд", http://www.trud.ru/article/13-04-2018/1361314_svoj_vuzovskij_diplom_mne_xochetsja_szhech_.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы