На редкость квалифицированные безработные

12 марта 2016
 
По мнению эксперта Михаила Делягина, в «зоне вылета» зоне риска находятся все молодые специалисты без опыта и все выпускники даже именитых вузов

В ближайшие месяцы россияне столкнутся с волной массовых сокращений. По осторожным оценкам Минтруда, до конца года работы лишатся как минимум 500 тысяч человек. В реальности же армия безработных к концу декабря может увеличиться вдвое...

Про кризис в экономике говорят второй год, но на рынке труда он фактически начинается только сейчас. Все, что происходило до этого, было не более чем прелюдией. Работодатели, с одной стороны, стремились оптимизировать издержки, с другой — все-таки держались за персонал, предполагая, что кризис в российской экономике в обозримой перспективе закончится.

В начале 2016 года стало очевидно, что санкции с России никто снимать не собирается, что надежды на возвращение к росту себя не оправдали и происходящее в российской экономике — это не временные трудности, а новая реальность, с которой нам жить еще долго.

Случайно это произошло или намеренно, но прозрения относительно положения дел на рынке труда с разницей в несколько дней посетили высокопоставленных федеральных чиновников, крупнейших работодателей страны, экономических аналитиков и социологов. Пессимистические новости и безрадостные заявления посыпались на головы обывателей, и каждое следующее только усиливало эффект от предыдущего.

Судите сами. В начале марта вице-премьер Ольга Голодец оценила ситуацию на рынке труда как критическую, требующую мобилизации усилий и срочных мер. За пару дней до этого министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин заявил, что темпы роста безработицы в 2016 году окажутся выше прогнозируемых и под угрозой увольнения в настоящее время находятся полмиллиона человек. Росстат сообщил, что за прошедший год с 16 до 20 с лишним миллионов человек выросло число россиян, проживающих за чертой бедности (подавляющее большинство — семьи с детьми). Причем в эту статистику еще не вошли жители Крымского полуострова. Добавил черных красок ВЦИОМ, по данным которого доля бедных семей в стране (кому денег хватает на еду, но не на бытовую технику и одежду) выросла с 22 процентов в декабре 2014 года до 39. То есть число бедных в стране почти удвоилось, и по этому показателю мы откатились на уровень 2009 года.

Не дает повода хотя бы для сдержанного оптимизма и опрос пятисот крупнейших российских работодателей, который провел рекрутинговый портал HeadHunter. Результаты таковы: 23% компаний в этом году планируют сокращать персонал. Главным образом это работодатели, в штате которых числится более 5 тысяч сотрудников. Еще 40% опрошенных заявили, что собираются оптимизировать штат. Самые серьезные сокращения пройдут на предприятиях, так или иначе связанных с автомобилями, а также в сфере торговли.

Известный российский экономист и политик Михаил Делягин, комментируя эти данные, заявил, что на самом деле ситуация даже более серьезная. Дело в том, что HeadHunter обращался только к компаниям с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры, работающим на легальном рынке труда и пользующимся услугами рекрутинговых агентств. По меркам Москвы представленная выборка может считаться репрезентативной, а вот в масштабах всей страны — уже нет. В провинции многие отечественные работодатели, если называть вещи своими именами, представляют собой небольшие компании, работающие по «серым» схемам и руководствующиеся не столько нормами и правилами, сколько понятиями.

— Кризис в России начался в 2014 году с обвальной девальвации рубля и панического бегства капитала из экономики, — напоминает Михаил Делягин. — Однако это в течение двух лет, в том числе и благодаря мерам государственной поддержки, не повлекло существенного увеличения уровня безработицы. Бизнес терпел, переводил сотрудников на частичную занятость. Сейчас государство уже не может тратить на поддержку рынка труда такие же деньги, как и раньше, да и резервы бизнеса не бесконечны. В зоне риска находятся все молодые специалисты без опыта, все выпускники даже самых именитых вузов, поскольку отечественная система образования, по большому счету, готовит сейчас квалифицированных безработных.

В отличие от чиновников, простые граждане отдают себе отчет, что происходит в отечественной экономике и какова на самом деле ситуация на рынке труда. Так, по результатам мартовского исследования, проведенного Фондом «Общественное мнение», треть сограждан опасаются, что могут лишиться работы в течение ближайших месяцев. А каждый пятый опрошенный сомневается, что имеет шансы устроиться на новую работу после увольнения. У этих опасений есть вполне объективные основания. По данным Федеральной службы по труду и занятости, сегодняшний кризис характеризуется серьезнейшим сокращением числа вакансий, которые есть в легальной базе данных. Спрос на наемный труд упал примерно в два раза.

А что же государство? Кабинет министров решил выделить на региональные программы поддержки занятости 3 млрд рублей до 1 мая и еще 7 млрд до конца года. Сумма вроде немаленькая. Но если разделить ее даже на число официальных безработных, которых в России насчитывается свыше миллиона, то не выйдет даже 10 тысяч рублей на брата. Этих денег слишком мало для переобучения, не говоря уже о создании рабочих мест. В лучшем случае их хватит на гуманитарную помощь семьям, которые бедствуют больше других. Как это уже делали региональные власти четверть века назад, распределяя муку, сахар и макароны среди малообеспеченного населения.

Возьмемся за старое?

Источник: "Труд", http://www.trud.ru/article/12-03-2016/1335143_na_redkost_kvalifitsirovannye_bezrabotnye.html
 
Мы в соцсетях
События
Наши web-ресурсы