Главный курс проводимой в стране административной реформы – на повышение результативности,
эффективности работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от
22.05.04 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» на
уровне Российской Федерации определены меры по внедрению в практику бюджетного
планирования докладов главных распорядителей бюджетных средств об основных
направлениях и ожидаемых результатах деятельности отраслей, финансируемых из
федерального бюджета. Этим постановлениям рекомендовано органам исполнительной
власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработать и реализовать
аналогичные меры в отношении соответствующих бюджетов (постановление главы
администрации Ростовской области от 19.08.04 №342 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов»).
В деятельности любой организации должна быть определена стратегическая
цель – краткая характеристика ожидаемого конечного общественно значимого
результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности
организации. В областном законе от 31.12.03 г. №81-ЗС «Об областной программе
содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы» сформулированы
основные цели государственной региональной политики занятости: развитие рынка
труда; повышение эффективности занятости населения; снижение социальной напряженности.
Такими целями на ближайшую перспективу для службы занятости, на наш
взгляд, явятся: повышение уровня занятости населения и снижение уровня общей безработицы.
Первая цель – повышение уровня занятости населения в среднем по региону,
городу (району) на 2005 г. на определенное число процентных пунктов (1 вариант)
и рост объема временного трудоустройства граждан при содействии службы
занятости населения на 2005 г. на столько-то человек (для депрессивных
территорий) (2 вариант).
Вторая цель – снижение уровня общей безработицы в среднем по региону,
городу (району) на 2005 г. на определенное число процентных пунктов.
Достижение названных целей может быть обеспечено решением различных альтернативных
тактических задач, к которым мы относим ожидаемые конечные количественно
измеримые, общественнозначимые результаты деятельности как службы занятости
региона в целом, так и отдельных центров занятости населения.
Так, для достижения первой цели (первый вариант – повышение уровня занятости
населения по городу (району), к примеру, нужно решить следующие задачи:
–
повысить
объем трудоустройства граждан при содействии ЦЗН на ____ процентов;
–
повысить
объемы переобучения безработных граждан под конкретные рабочие места на ____
человек;
–
повысить
на ___процентов численность граждан, открывших собственное дело при содействии
службы занятости, и т. д.
Для достижения названной цели (второй вариант – повышение объема
временного трудоустройства граждан при содействии службы занятости населения)
предстоит решить следующие задачи:
–
расширить
круг работодателей, сотрудничающих с центами занятости населения. Для этого
повысить на ____ процентов долю предприятий, сообщающих сведения о вакансиях в
службу занятости населения;
–
повысить
объем трудоустройства
безработных и ищущих работу граждан по внутри и межрегиональной мобильности
населения на ____ человек;
–
увеличить
на ___ процентов численность граждан, трудоустроенных центрами занятости
населения с поддержкой доходов слабозащищенных категорий населения;
– трудоустроить не менее ____ инвалидов на
заквотированные рабочие места;
–
повысить
не менее чем на ____ процентов объем привлеченных средств работодателей на
реализацию активных программ занятости и т. д.
Для достижения второй цели – снижение уровня общей безработицы в
среднем по региону и его муниципальным образованиям на определенное число
процентных пунктов, на наш взгляд, нужно решить следующие задачи:
–
повысить
качество банка вакансий города (района). Для этого увеличить число вакансий с
заработной платой ваше прожиточного минимума на ___ процентов;
–
не менее
___ процентов трудоустраивать граждан с помощью подбора персонала работниками
центров занятости для конкретных работодателей;
–
повысить
объем трудоустройства граждан при содействии цента занятости на ____ процентов;
–
снизить
средний период продолжительности регистрируемой безработицы в среднем по
региону, по отдельной территории на ___ месяцев и т. д.
С 1 января 2005 г. органы службы занятости населения будут работать в
новых условиях. Будет оцениваться эффективность работы, то есть насколько
специалистами центров занятости населения достигнуты поставленные цели и решены
задачи. При этом следует иметь в виду, что основные показатели работы должны
иметь положительную динамику: уровень занятости – расти, безработица – снижаться.
Важнейшей составляющей эффекта от деятельности государственной службы занятости
является содействие в занятости
граждан: направление на работу, на учебу, на досрочную пенсию.
Эффективность от содействия службы занятости в трудоустройстве граждан,
ищущих работу (включая трудоустроившихся после профессионального обучения по
направлению службы занятости, после посещения ярмарок вакансий или
собеседований с представителями кадровых служб предприятий и организаций,
организованных центрами занятости населения), может быть выражена:
–
в дополнительном производстве объемов валового
регионального продукта,
состоящего из объемов произведенной продукции (выполненных работ, оказанных
услуг) за средний промежуток времени работы гражданами, трудоустроенными в
отчетном периоде, который понимается как полный отчетный период минус средний
период продолжительности безработицы в регионе;
–
в сокращении срока незанятости граждан, обратившихся в службы занятости, по сравнению
со средним сроком поиска работы безработными по методологии МОТ;
–
в сокращении срока незанятости безработных граждан, зарегистрированных в органах службы
занятости, по сравнению со средней продолжительностью безработицы в аналогичном
периоде прошлого года;
–
в сокращении абсолютной численности безработных, длительное время (более 8 месяцев) состоящих
на учете в центре занятости населения по сравнению с их численностью в
аналогичном периоде прошлого года;
–
в росте абсолютной численности граждан, трудоустроившихся при содействии службы занятости населения в
разрезе отдельных активных программ занятости;
–
в сокращении доли граждан, состоящих на учете в центрах занятости из
числа особо нуждающихся в социальной поддержке, и росте доли трудоустройства таких граждан за соответствующий период
прошлого года;
–
в
положительной динамике доли трудоустраиваемых граждан при содействии центров
занятости населения в 10 дневный срок их обращения в службу занятости;
–
в росте доли трудоустройства и сокращении среднего
срока поиска работы у
выпускников различных типов профессиональных образовательных учреждений от
численности всех выпускников, состоящих на учете в службе занятости, за
сравнимые периоды времени;
–
в экономии бюджетных средств, выделяемых на активные программы содействия
занятости населения, от суммы привлеченных центрами занятости дополнительных
средств из внебюджетных источников;
–
в экономии бюджетных средств, выделяемых на выплату пособия по безработице
и на материальную помощь, в результате снятия с учета каждого трудоустроенного
безработного гражданина.
Эффективность от направления на профессиональное обучение безработных
граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения может выражаться в следующих
показателях:
–
положительная
динамика доли безработных граждан из
категорий, особо нуждающихся в социальной поддержке, в числе
направленных на профессиональное обучение, переобучение и повышение
квалификации, от всей численности безработных;
–
рост
доли граждан, направленных на профобучение из числа не имеющих профессии,
впервые ищущих работу или после длительного перерыва, стоящих на учете более 4
месяцев;
– преимущественное по доле направляемых на профобучение формирование групп обучающихся безработных
граждан по рабочим профессиям, дефицитным на рынке труда;
–
рост цены труда рабочей силы после
профессионального обучения безработного гражданина (рост величины
среднемесячной зарплаты, предлагаемой гражданину, по сравнению с той, что ему
предлагалась до профобучения).
Эффективность от оформления безработных на досрочную пенсию, прежде
всего, выразится в экономии бюджетных
средств, направляемых на выплату пособия по безработице и на материальную
помощь.
Как видим, критерии оценки эффективности деятельности территориальных
органов службы занятости населения и центров занятости населения могут быть различными.
Нами предлагается ряд показателей по оценке
эффективности деятельности службы занятости населения. Каждому показателю «n»
при условии положительного значения динамики присваивается коэффициент, равный
1, в случае отрицательного – 0. Каждому коэффициенту соответствует значение «y»
баллов. Максимальное число баллов – 100 (y
х n).
На наш взгляд, нижеприведенные показатели сравнимы и в наибольшей
степени отражают эффективность деятельности органов службы занятости и
рациональное использование бюджетных средств:
1. Сокращение
разрыва между уровнем общей и регистрируемой безработицы по состоянию на конец
периода (раз).
П1 = (Убн.общ1 : Убн. рег1) – (Убн.общ
0 : Убн. рег0),
где Убн.общ1,0 –
уровень общей безработицы от экономически активного населения по состоянию на
конец отчетного и соответствующего периода прошлого года, %;
Убн. рег1,0 – уровень регистрируемой безработицы от
экономически активного населения по состоянию на конец отчетного и
соответствующего периода прошлого года, %.
2. Положительная
динамика показателя трудоустройства граждан в расчете на 1000 чел.,
обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (человек). Показатель
рассчитывается по формуле:
П2 = |
Чтруд 1
х 1000 |
_ |
Чтруд 0
х 1000 |
, |
(Чобр_н 1+
Чобр 1) |
|
(Чобр_н 0 +
Чобр 0) |
|
где Чтруд 1,0 – численность граждан, трудоустроенных при
содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период
прошлого года, человек;
Чобр_н 1,0 – численность граждан, состоящих на учете на
начало отчетного и прошлого периода, человек;
Чобр 1,0 – численность граждан, обратившихся в органы службы
занятости с целью поиска работы в отчетном и соответствующем периоде прошлого года,
человек.
3. Положительная динамика показателя численности
безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в расчете на
1000 безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости за отчетный период,
нарастающим итогом (человек).
Показатель рассчитывается по формуле:
П3 = |
Чбн.
напр_обуч х 1000 |
, |
|
(Чбн_н + Чбн.обр) |
|
||
где Чнапр_обуч – численность безработных граждан,
направленных органами службы занятости на профессиональное обучение за отчетный
период, человек;
Чбн н – численность безработных граждан,
состоящих на учете на начало отчетного периода, человек;
Чбн. обр – численность безработных граждан,
зарегистрированных в службе занятости в отчетном периоде, нарастающим итогом, человек.
4. Положительная динамика показателя доли
безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения (%). Показатель рассчитывается по формуле:
П4 = |
Чбн.труд_обуч х 100% |
, |
Чбн. обуч |
|
где Чбн.
труд_обуч – численность безработных граждан, трудоустроенных после профессионального
обучения за отчетный период, человек;
Чбн. обуч – численность безработных граждан, завершивших
профессиональное обучение в отчетном периоде, человек.
5. Положительная динамика показателя численности
граждан, направленных на оплачиваемые общественные работы, в расчете на 1000
чел., обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (человек). Показатель рассчитывается по формуле:
П5 = |
Чнапр.ОР х 1000 |
, |
|
(Чобр_н + Чобр. пер) |
|
||
где Чнапр ОР –
численность граждан, направленных органами службы занятости на оплачиваемые
общественные работы за отчетный период, человек;
Чобр_н – численность обратившихся в службу занятости с целью
поиска работы граждан, состоящих на учете на начало отчетного периода, человек;
Чобр. пер – численность граждан, обратившихся в службу занятости
с целью поиска работы в отчетном периоде, человек.
6. Положительная динамика показателя доли граждан
– участников активных программ содействия занятости населения: «Организация
общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Оказание
содействия самозанятости населения», «Социальная адаптация безработных граждан
на рынке труда», «Территориальная мобильность рабочей силы»,
«Сельскохозяйственное переселение семей», «Профессиональное обучение
безработных граждан», «Профессиональная ориентация», в общей численности
граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (%).
П6 = |
Чнапр.ОР +Чсл.защ
+Чнесов.гр +Чсамоз +Чсоц.ад +Чтер.моб
+Чсел.пер. +Чбн.напр обуч +Чпрофор |
, |
||
|
(Чобр_н + Чобр) |
|
||
Чнапр.ОР – численность участников программы «Организация
общественных работ» за отчетный период, чел.;
Чнесов.гр – численность участников программы «Организация
временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной
защите» за отчетный период, чел.;
Чсл.защ – численность участников программы «Организация
временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет» за отчетный период, чел.;
Чсамоз – численность участников программы «Оказание
содействия самозанятости населения» за отчетный период, чел.;
Чсоц.ад – численность участников программы «Социальная
адаптация безработных граждан на рынке труда» за отчетный период, чел.;
Чтер.моб – численность участников программы «Территориальная
мобильность рабочей силы» за отчетный период, чел.;
Чсел.пер – численность участников программы
«Сельскохозяйственное переселение семей» за отчетный период, чел.;
Чбн. напр.обуч – численность участников программы
«Профессиональное обучение безработных граждан» за отчетный период, чел.;
Чпрофор – численность участников программы «Профессиональная
ориентация»;
Чобр_н – численность граждан, состоящих на учете на начало
отчетного периода, человек;
Чобр – численность граждан, обратившихся в органы службы занятости
с целью поиска работы в отчетном периоде, человек.
7. Прирост числа вакансий, заявленных в органы
службы занятости, за отчетный период нарастающим итогом (единиц):
П7 = Чвак1 –Чвак0,
где Чвак1,0 –
число вакансий, заявленных в органы занятости населения, за отчетный и
соответствующий период прошлого года нарастающим итогом, единиц.
8. Положительная
динамика суммы привлеченных средств (региональные, местные бюджеты, средства
работодателей, прочие) на финансирование ряда активных программ по содействию
трудоустройству граждан: «Организация общественных работ», «Организация
временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной
защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан»,
«Профессиональная ориентация» в расчете на одного участника названных программ,
за отчетный период (рублей). Показатель рассчитывается по формуле:
П8 = |
Фпривлеч |
, |
Чнапр.ОР + Чсл.защ +
Чнесов.гр + Чбн. напр_обуч +Чпрофор |
|
где Фпривлеч
– объемы финансирования ряда активных программ содействия занятости населения:
«Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства
безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация
временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18
лет», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная
ориентация» из средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов,
средств работодателей, прочих источников в отчетном периоде, рублей;
Чнапр.ОР –
численность участников программы «Организация общественных работ» за отчетный
период, чел.;
Чнесов.гр – численность
участников программы «Организация временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите» за отчетный период, чел.;
Чсл.защ – численность
участников программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет» за отчетный период, чел.;
Чбн. напр.обуч – численность
участников программы «Профессиональное обучение безработных граждан» за
отчетный период, чел.;
Чпрофор – численность
участников программы «Профессиональная ориентация».
9. Положительная
динамика сокращения средних затрат федерального бюджета на содержание одного
специалиста в расчете на одного трудоустроенного гражданина при содействии
органов службы занятости населения в сопоставимых условиях (рублей). Показатель
рассчитывается по формуле:
П9 = |
(Зфб сод.1 :
Ки : Чсп 1) : 1000 |
_ |
(Зфб сод.0 :
Чсп 0) : 1000 |
, |
Чтр.1 |
Чтр.0 |
|
где Зфб сод.1,0
– затраты федерального бюджета на содержание органов службы занятости
населения без учета капитальных расходов за отчетный и соответствующий период
прошлого года, тыс. рублей;
Ки – коэффициент индексирования оплаты труда работников
службы занятости с учетом периода индексации;
Чсп.1,0 – фактическая среднегодовая численность работников
территориального органа службы занятости населения за отчетный и соответствующий
период прошлого года, чел.;
Чтр.1,0 – численность граждан, трудоустроенных при
содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период
прошлого года, человек.
10. Положительная динамика показателя средней
величины привлекаемых средств в расчете на один рубль федерального бюджета на
финансирование активных программ содействия занятости населения: «Организация
общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного
трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет»,
«Профессиональная ориентация» и «Профессиональное обучение безработных граждан»
за отчетный период (рублей).
Показатель рассчитывается по формуле:
П10 = Зпривлеч 1 : Iф : Зфб акт.1 – Зпривлеч 0 : Зфб акт 0 ,
где Зпривлеч
1,0 – объемы финансирования активных программ содействия занятости
населения: «Организация общественных работ», «Организация временного
трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите»,
«Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан»,
«Профессиональная ориентация» из средств бюджета субъекта Российской Федерации,
местных бюджетов, средств работодателей, прочих источников в отчетном и соответствующем
периоде прошлого года, рублей;
Iф –
индекс-дефлятор за отчетный период;
Зфб акт 1,0 – объемы финансирования активных программ
содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация
временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной
защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в
возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан»,
«Профессиональная ориентация» из средств федерального бюджета в отчетном и
соответствующем периоде прошлого года, рублей.
11. Положительная динамика показателя доли
безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения с
привлечением средств федерального бюджета (%). Показатель рассчитывается по формуле:
П11 = (Чбн.труд_обуч 1 :
Чбн. обуч 1) х 100% – (Чбн.труд_обуч 0 : Чбн. обуч )
х 100%,
где Чбн. труд.
обуч 1,0 – численность безработных граждан, трудоустроенных после
профессионального обучения с привлечением средств федерального бюджета за
отчетный и соответствующий период прошлого года, чел.;
Чбн. обуч 1,0 – численность безработных граждан, завершивших
профессиональное обучение с привлечением средств федерального бюджета за отчетный
и соответствующий период прошлого года, человек.
12. Положительная динамика отношения общих средних
затрат на социальную поддержку безработных граждан и активные программы
занятости населения в расчете на одного трудоустроенного гражданина при
содействии службы занятости населения и средних затрат на содержание одного специалиста
территориального органа службы занятости населения в сопоставимых условиях
(раз). Показатель рассчитывается по формуле:
П12 = |
(Зобщ 1 :
Iф : 1000) : Чтр 1) |
_ |
(Зобщ 0 :
1000) : Чтр 0) |
|
|
|
|
(Зфб сод. 1 :
Ки : 1000) :Чсп 1) |
(Зфб сод. 0 :
1000) :Чсп 0) |
||
где Зобщ 1,0 – общие затраты на финансирование социальной
поддержки безработных граждан и активные программы содействия занятости
населения за отчетный и соответствующий период прошлого года, тыс. рублей;
Iф –
индекс-дефлятор за отчетный период;
Чтр.1,0 – численность граждан, трудоустроенных при
содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период
прошлого года, человек;
Зфб сод. 1,0 – затраты федерального бюджета на содержание
органов службы занятости населения без учета капитальных расходов за отчетный и
соответствующий период прошлого года, тыс. руб.;
Ки – коэффициент индексирования оплаты труда работников
службы занятости с учетом периода индексации;
Чсп 1,0 – среднегодовая фактическая численность работников
территориального органа занятости населения за отчетный и соответствующий
период прошлого года, человек.
Для обеспечения эффективной и результативной деятельности государственной
службы занятости расчет численности основного персонала территориальных органов
возможно вести с учетом следующих параметров, позволяющих дифференцированно
подходить к ситуации на региональных рынках труда:
–
численность
населения региона на начало периода (на 10 000 чел.);
–
численность
экономически активного населения региона в среднегодовом исчислении (на 10 000
чел.);
–
численность
граждан, обратившихся в органы службы занятости региона по вопросу
трудоустройства, нарастающим итогом (на 1000 чел.);
–
уровень
регистрируемой безработицы к численности ЭАН,%.
Показатель рассчитывается по формуле:
Чсп = (ЧЭАН х К1) х К2 Х К3,
где Чсп – расчетная штатная численность
основного персонала, чел.;
ЧЭАН – численность экономически активного населения (на 10
000 чел.);
К1 – коэффициент учета напряженности регистрируемого рынка труда;
К2 – коэффициент, учитывающий долю населения школьного возраста, моложе
15 лет, нуждающейся в услугах органов службы занятости;
К3 – коэффициент учета средней нагрузки обращений граждан по вопросу трудоустройства
на одного специалиста службы занятости.
Уровень регистрируемой безработицы |
Численность экономически активного на 10 000 чел. |
К1 |
Численность населения на начало периода, на 10 000 чел. |
К2 |
Число обращений граждан в службу занятости по вопросу трудоустройства нарастающим итогом, тыс. чел. |
К3 |
до 1,0 |
до 200,0 |
3,0-3,9 |
до 400,0 |
0,9 |
до 20,0 |
0,8 |
от 1,0 до 1,5 |
от 200 |
4,0-4,9 |
от 400 |
1,0 |
от 20,0 до 50,0 |
1,0 |
от 1,5 до 2,5 |
от 1000,0 до 3000,0 |
5,0 |
от 2000,0 до 5000,0 |
1,1 |
от 50,0 до 80,0 |
|
от 2,5 до 5,0 |
5,0-6,0 |
от 80,0 до 100,0 |
1,1 |
|||
свыше 5 |
свыше 3000,0 |
6,0-7,0 |
свыше 5000,0 |
свыше 100,0 |
Примечание: при попадании региона в разные группы по уровню регистрируемой
безработицы и ЭАН приоритет в значении коэффициента отдается первой группе.
Пример расчета штатной численности по региону:
Республика Ингушетия:
Чсп = 19,3 х 7,0 х 1,0 х 1,0 = 135 (чел.).