Повышение результативности деятельности государственной службы занятости

Т. П. Ясонова

Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по Ростовской области, г. Ростов-на-Дону
stat@rostdepzan.ru

Главный курс проводимой в стране административной реформына повышение результативности, эффективности работы. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.04 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» на уровне Российской Федерации определены меры по внедрению в практику бюджетного планирования докладов главных распорядителей бюджетных средств об основных направлениях и ожидаемых результатах деятельности отраслей, финансируемых из федерального бюджета. Этим постановлениям рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные меры в отношении соответствующих бюджетов (постановление главы администрации Ростовской области от 19.08.04 №342 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов»).

В деятельности любой организации должна быть определена стратегическая цель – краткая характеристика ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких задач в сфере деятельности организации. В областном законе от 31.12.03 г. №81-ЗС «Об областной программе содействия занятости населения Ростовской области на 2004-2006 годы» сформулированы основные цели государственной региональной политики занятости: развитие рынка труда; повышение эффективности занятости населения; снижение социальной напряженности.

Такими целями на ближайшую перспективу для службы занятости, на наш взгляд, явятся: повышение уровня занятости населения и снижение уровня общей безработицы.

Первая цель – повышение уровня занятости населения в среднем по региону, городу (району) на 2005 г. на определенное число процентных пунктов (1 вариант) и рост объема временного трудоустройства граждан при содействии службы занятости населения на 2005 г. на столько-то человек (для депрессивных территорий) (2 вариант).

Вторая цель – снижение уровня общей безработицы в среднем по региону, городу (району) на 2005 г. на определенное число процентных пунктов.

Достижение названных целей может быть обеспечено решением различных альтернативных тактических задач, к которым мы относим ожидаемые конечные количественно измеримые, общественнозначимые результаты деятельности как службы занятости региона в целом, так и отдельных центров занятости населения.

Так, для достижения первой цели (первый вариант – повышение уровня занятости населения по городу (району), к примеру, нужно решить следующие задачи:

      повысить объем трудоустройства граждан при содействии ЦЗН на ____ процентов;

      повысить объемы переобучения безработных граждан под конкретные рабочие места на ____ человек;

      повысить на ___процентов численность граждан, открывших собственное дело при содействии службы занятости, и т. д.

Для достижения названной цели (второй вариант – повышение объема временного трудоустройства граждан при содействии службы занятости населения) предстоит решить следующие задачи:

      расширить круг работодателей, сотрудничающих с центами занятости населения. Для этого повысить на ____ процентов долю предприятий, сообщающих сведения о вакансиях в службу занятости населения;

      повысить объем трудоустройства безработных и ищущих работу граждан по внутри и межрегиональной мобильности населения на ____ человек;

      увеличить на ___ процентов численность граждан, трудоустроенных центрами занятости населения с поддержкой доходов слабозащищенных категорий населения;

      трудоустроить не менее ____ инвалидов на заквотированные рабочие места;

      повысить не менее чем на ____ процентов объем привлеченных средств работодателей на реализацию активных программ занятости и т. д.

Для достижения второй цели – снижение уровня общей безработицы в среднем по региону и его муниципальным образованиям на определенное число процентных пунктов, на наш взгляд, нужно решить следующие задачи:

      повысить качество банка вакансий города (района). Для этого увеличить число вакансий с заработной платой ваше прожиточного минимума на ___ процентов;

      не менее ___ процентов трудоустраивать граждан с помощью подбора персонала работниками центров занятости для конкретных работодателей;

      повысить объем трудоустройства граждан при содействии цента занятости на ____ процентов;

      снизить средний период продолжительности регистрируемой безработицы в среднем по региону, по отдельной территории на ___ месяцев и т. д.

С 1 января 2005 г. органы службы занятости населения будут работать в новых условиях. Будет оцениваться эффективность работы, то есть насколько специалистами центров занятости населения достигнуты поставленные цели и решены задачи. При этом следует иметь в виду, что основные показатели работы должны иметь положительную динамику: уровень занятости – расти, безработица – снижаться.

Важнейшей составляющей эффекта от деятельности государственной службы занятости является содействие в занятости граждан: направление на работу, на учебу, на досрочную пенсию.

Эффективность от содействия службы занятости в трудоустройстве граждан, ищущих работу (включая трудоустроившихся после профессионального обучения по направлению службы занятости, после посещения ярмарок вакансий или собеседований с представителями кадровых служб предприятий и организаций, организованных центрами занятости населения), может быть выражена:

      в дополнительном производстве объемов валового регионального продукта, состоящего из объемов произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) за средний промежуток времени работы гражданами, трудоустроенными в отчетном периоде, который понимается как полный отчетный период минус средний период продолжительности безработицы в регионе;

      в сокращении срока незанятости граждан, обратившихся в службы занятости, по сравнению со средним сроком поиска работы безработными по методологии МОТ;

      в сокращении срока незанятости безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению со средней продолжительностью безработицы в аналогичном периоде прошлого года;

      в сокращении абсолютной численности безработных, длительное время (более 8 месяцев) состоящих на учете в центре занятости населения по сравнению с их численностью в аналогичном периоде прошлого года;

      в росте абсолютной численности граждан, трудоустроившихся при содействии службы занятости населения в разрезе отдельных активных программ занятости;

      в сокращении доли граждан, состоящих на учете в центрах занятости из числа особо нуждающихся в социальной поддержке, и росте доли трудоустройства таких граждан за соответствующий период прошлого года;

      в положительной динамике доли трудоустраиваемых граждан при содействии центров занятости населения в 10 дневный срок их обращения в службу занятости;

      в росте доли трудоустройства и сокращении среднего срока поиска работы у выпускников различных типов профессиональных образовательных учреждений от численности всех выпускников, состоящих на учете в службе занятости, за сравнимые периоды времени;

      в экономии бюджетных средств, выделяемых на активные программы содействия занятости населения, от суммы привлеченных центрами занятости дополнительных средств из внебюджетных источников;

      в экономии бюджетных средств, выделяемых на выплату пособия по безработице и на материальную помощь, в результате снятия с учета каждого трудоустроенного безработного гражданина.

Эффективность от направления на профессиональное обучение безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения может выражаться в следующих показателях:

      положительная динамика доли безработных граждан из категорий, особо нуждающихся в социальной поддержке, в числе направленных на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации, от всей численности безработных;

      рост доли граждан, направленных на профобучение из числа не имеющих профессии, впервые ищущих работу или после длительного перерыва, стоящих на учете более 4 месяцев;

      преимущественное по доле направляемых на профобучение формирование групп обучающихся безработных граждан по рабочим профессиям, дефицитным на рынке труда;

      рост цены труда рабочей силы после профессионального обучения безработного гражданина (рост величины среднемесячной зарплаты, предлагаемой гражданину, по сравнению с той, что ему предлагалась до профобучения).

Эффективность от оформления безработных на досрочную пенсию, прежде всего, выразится в экономии бюджетных средств, направляемых на выплату пособия по безработице и на материальную помощь.

Как видим, критерии оценки эффективности деятельности территориальных органов службы занятости населения и центров занятости населения могут быть различными.

Нами предлагается ряд показателей по оценке эффективности деятельности службы занятости населения. Каждому показателю «n» при условии положительного значения динамики присваивается коэффициент, равный 1, в случае отрицательного – 0. Каждому коэффициенту соответствует значение «y» баллов. Максимальное число баллов – 100 (y х n).

На наш взгляд, нижеприведенные показатели сравнимы и в наибольшей степени отражают эффективность деятельности органов службы занятости и рациональное использование бюджетных средств:

1.  Сокращение разрыва между уровнем общей и регистрируемой безработицы по состоянию на конец периода (раз).

П1 = (Убн.общ1 : Убн. рег1) – (Убн.общ 0 : Убн. рег0),

где Убн.общ1,0 – уровень общей безработицы от экономически активного населения по состоянию на конец отчетного и соответствующего периода прошлого года, %;

Убн. рег1,0 – уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения по состоянию на конец отчетного и соответствующего периода прошлого года, %.

2.  Положительная динамика показателя трудоустройства граждан в расчете на 1000 чел., обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (человек). Показатель рассчитывается по формуле:

 П2 =

Чтруд 1 х 1000

_

Чтруд 0 х 1000

,

обр_н 1+ Чобр 1)

 

обр_н 0 + Чобр 0)

 

где Чтруд 1,0 – численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период прошлого года, человек;

Чобр_н 1,0 – численность граждан, состоящих на учете на начало отчетного и прошлого периода, человек;

Чобр 1,0 – численность граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы в отчетном и соответствующем периоде прошлого года, человек.

3.  Положительная динамика показателя численности безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в расчете на 1000 безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости за отчетный период, нарастающим итогом (человек). Показатель рассчитывается по формуле:

П3 =

Чбн. напр_обуч х 1000

,

бн_н + Чбн.обр)

 

где Чнапр_обуч численность безработных граждан, направленных органами службы занятости на профессиональное обучение за отчетный период, человек;

Чбн н численность безработных граждан, состоящих на учете на начало отчетного периода, человек;

Чбн. обр численность безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости в отчетном периоде, нарастающим итогом, человек.

4.  Положительная динамика показателя доли безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения (%). Показатель рассчитывается по формуле:

П4 =

Чбн.труд_обуч х 100%

,

Чбн. обуч

 

где Чбн. труд_обуч – численность безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения за отчетный период, человек;

Чбн. обуч – численность безработных граждан, завершивших профессиональное обучение в отчетном периоде, человек.

5.  Положительная динамика показателя численности граждан, направленных на оплачиваемые общественные работы, в расчете на 1000 чел., обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (человек). Показатель рассчитывается по формуле:

 

П5 =

Чнапр.ОР х 1000

,

обр_н + Чобр. пер)

 

 

где Чнапр ОР – численность граждан, направленных органами службы занятости на оплачиваемые общественные работы за отчетный период, человек;

Чобр_н – численность обратившихся в службу занятости с целью поиска работы граждан, состоящих на учете на начало отчетного периода, человек;

Чобр. пер – численность граждан, обратившихся в службу занятости с целью поиска работы в отчетном периоде, человек.

6.  Положительная динамика показателя доли граждан – участников активных программ содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Оказание содействия самозанятости населения», «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда», «Территориальная мобильность рабочей силы», «Сельскохозяйственное переселение семей», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная ориентация», в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы (%).

 

П6 =

Чнапр.ОР сл.защ несов.гр самоз соц.ад тер.моб сел.пер. бн.напр обуч профор

,

 

обр_н + Чобр)

 

 

Чнапр.ОР – численность участников программы «Организация общественных работ» за отчетный период, чел.;

Чнесов.гр – численность участников программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите» за отчетный период, чел.;

Чсл.защ – численность участников программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» за отчетный период, чел.;

Чсамоз – численность участников программы «Оказание содействия самозанятости населения» за отчетный период, чел.;

Чсоц.ад – численность участников программы «Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда» за отчетный период, чел.;

Чтер.моб – численность участников программы «Территориальная мобильность рабочей силы» за отчетный период, чел.;

Чсел.пер – численность участников программы «Сельскохозяйственное переселение семей» за отчетный период, чел.;

Чбн. напр.обуч – численность участников программы «Профессиональное обучение безработных граждан» за отчетный период, чел.;

Чпрофор – численность участников программы «Профессиональная ориентация»;

Чобр_н – численность граждан, состоящих на учете на начало отчетного периода, человек;

Чобр – численность граждан, обратившихся в органы службы занятости с целью поиска работы в отчетном периоде, человек.

7.  Прирост числа вакансий, заявленных в органы службы занятости, за отчетный период нарастающим итогом (единиц):

П7 = Чвак1 –Чвак0,

где Чвак1,0 – число вакансий, заявленных в органы занятости населения, за отчетный и соответствующий период прошлого года нарастающим итогом, единиц.

8.  Положительная динамика суммы привлеченных средств (региональные, местные бюджеты, средства работодателей, прочие) на финансирование ряда активных программ по содействию трудоустройству граждан: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная ориентация» в расчете на одного участника названных программ, за отчетный период (рублей). Показатель рассчитывается по формуле:

 

П8 =

Фпривлеч

,

Чнапр.ОР + Чсл.защ + Чнесов.гр + Чбн. напр_обуч профор

 

 

где Фпривлеч – объемы финансирования ряда активных программ содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная ориентация» из средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, средств работодателей, прочих источников в отчетном периоде, рублей;

 Чнапр.ОР – численность участников программы «Организация общественных работ» за отчетный период, чел.;

 Чнесов.гр – численность участников программы «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите» за отчетный период, чел.;

 Чсл.защ – численность участников программы «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет» за отчетный период, чел.;

 Чбн. напр.обуч – численность участников программы «Профессиональное обучение безработных граждан» за отчетный период, чел.;

 Чпрофор – численность участников программы «Профессиональная ориентация».

9.  Положительная динамика сокращения средних затрат федерального бюджета на содержание одного специалиста в расчете на одного трудоустроенного гражданина при содействии органов службы занятости населения в сопоставимых условиях (рублей). Показатель рассчитывается по формуле:

П9 =

фб сод.1 : Ки : Чсп 1) : 1000

_

фб сод.0 : Чсп 0) : 1000

,

Чтр.1

Чтр.0

 

 

где Зфб сод.1,0 – затраты федерального бюджета на содержание органов службы занятости населения без учета капитальных расходов за отчетный и соответствующий период прошлого года, тыс. рублей;

Ки – коэффициент индексирования оплаты труда работников службы занятости с учетом периода индексации;

Чсп.1,0 – фактическая среднегодовая численность работников территориального органа службы занятости населения за отчетный и соответствующий период прошлого года, чел.;

Чтр.1,0 – численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период прошлого года, человек.

10.  Положительная динамика показателя средней величины привлекаемых средств в расчете на один рубль федерального бюджета на финансирование активных программ содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональная ориентация» и «Профессиональное обучение безработных граждан» за отчетный период (рублей). Показатель рассчитывается по формуле:

П10 = Зпривлеч 1 : Iф : Зфб акт.1 – Зпривлеч 0 : Зфб акт 0 ,

 

где Зпривлеч 1,0 объемы финансирования активных программ содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная ориентация» из средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, средств работодателей, прочих источников в отчетном и соответствующем периоде прошлого года, рублей;

Iф – индекс-дефлятор за отчетный период;

Зфб акт 1,0 – объемы финансирования активных программ содействия занятости населения: «Организация общественных работ», «Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите», «Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет», «Профессиональное обучение безработных граждан», «Профессиональная ориентация» из средств федерального бюджета в отчетном и соответствующем периоде прошлого года, рублей.

11.  Положительная динамика показателя доли безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения с привлечением средств федерального бюджета (%). Показатель рассчитывается по формуле:

П11 = (Чбн.труд_обуч 1 : Чбн. обуч 1) х 100% – (Чбн.труд_обуч 0 : Чбн. обуч ) х 100%,

 

где Чбн. труд. обуч 1,0 – численность безработных граждан, трудоустроенных после профессионального обучения с привлечением средств федерального бюджета за отчетный и соответствующий период прошлого года, чел.;

Чбн. обуч 1,0 – численность безработных граждан, завершивших профессиональное обучение с привлечением средств федерального бюджета за отчетный и соответствующий период прошлого года, человек.

12.  Положительная динамика отношения общих средних затрат на социальную поддержку безработных граждан и активные программы занятости населения в расчете на одного трудоустроенного гражданина при содействии службы занятости населения и средних затрат на содержание одного специалиста территориального органа службы занятости населения в сопоставимых условиях (раз). Показатель рассчитывается по формуле:

 

П12 =

общ 1 : Iф : 1000) : Чтр 1)

_

общ 0 : 1000) : Чтр 0)

 

 

 

фб сод. 1 : Ки : 1000) :Чсп 1)

фб сод. 0 : 1000) :Чсп 0)

 

где Зобщ 1,0 – общие затраты на финансирование социальной поддержки безработных граждан и активные программы содействия занятости населения за отчетный и соответствующий период прошлого года, тыс. рублей;

Iф – индекс-дефлятор за отчетный период;

Чтр.1,0 – численность граждан, трудоустроенных при содействии органов службы занятости за отчетный и соответствующий период прошлого года, человек;

Зфб сод. 1,0 – затраты федерального бюджета на содержание органов службы занятости населения без учета капитальных расходов за отчетный и соответствующий период прошлого года, тыс. руб.;

Ки – коэффициент индексирования оплаты труда работников службы занятости с учетом периода индексации;

Чсп 1,0 – среднегодовая фактическая численность работников территориального органа занятости населения за отчетный и соответствующий период прошлого года, человек.

Для обеспечения эффективной и результативной деятельности государственной службы занятости расчет численности основного персонала территориальных органов возможно вести с учетом следующих параметров, позволяющих дифференцированно подходить к ситуации на региональных рынках труда:

      численность населения региона на начало периода (на 10 000 чел.);

      численность экономически активного населения региона в среднегодовом исчислении (на 10 000 чел.);

      численность граждан, обратившихся в органы службы занятости региона по вопросу трудоустройства, нарастающим итогом (на 1000 чел.);

      уровень регистрируемой безработицы к численности ЭАН,%.

Показатель рассчитывается по формуле:

Чсп = (ЧЭАН х К1) х К2 Х К3,

где  Чсп – расчетная штатная численность основного персонала, чел.;

ЧЭАН – численность экономически активного населения (на 10 000 чел.);

К1 – коэффициент учета напряженности регистрируемого рынка труда;

К2 – коэффициент, учитывающий долю населения школьного возраста, моложе 15 лет, нуждающейся в услугах органов службы занятости;

К3 – коэффициент учета средней нагрузки обращений граждан по вопросу трудоустройства на одного специалиста службы занятости.

 

Уровень

регистрируемой безработицы
от ЭАН, %

Численность экономически активного
населения,

на 10 000 чел.

К1

Численность населения

на начало периода,

на 10 000 чел.

К2

Число обращений граждан в службу занятости

по вопросу трудоустройства нарастающим итогом, тыс. чел.

К3

до 1,0

до 200,0

3,0-3,9

до 400,0

0,9

до 20,0

0,8

от 1,0 до 1,5

от 200
до 1000,0

4,0-4,9

от 400
до 2000,0

1,0

от 20,0 до 50,0

1,0

от 1,5 до 2,5

от 1000,0

до 3000,0

5,0

от 2000,0

до 5000,0

1,1

от 50,0 до 80,0

от 2,5 до 5,0

5,0-6,0

от 80,0 до 100,0

1,1

свыше 5

свыше 3000,0

6,0-7,0

свыше 5000,0

свыше 100,0

 

Примечание: при попадании региона в разные группы по уровню регистрируемой безработицы и ЭАН приоритет в значении коэффициента отдается первой группе.

Пример расчета штатной численности по региону:

Республика Ингушетия:

Чсп = 19,3 х 7,0 х 1,0 х 1,0 = 135 (чел.).