Занятость на селе –
индикатор национального самочувствия

Ц. Ц. Цыбенов, А. Д. Дугаржапова

Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по Агинскому Бурятскому автономному округу
dfgczn@rambler.ru

«Граждане имеют право на использование своих способностей и имущества не только для предпринимательской, но и для иной не запрещенной законом экономической деятельности». (Конституция РФ, ст. 34)

 

Экономические преобразования в нашей стране привели к появлению новых форм собственности и хозяйствования, перераспределению рабочего потенциала и безработице. Вместе с тем новые реалии подтолкнули людей к поискам путей самосохранения: через самообеспечение, главным образом, в виде вторичной занятости, к переходу в частный сектор, более интенсивному, чем прежде, ведению личного подсобного хозяйства.

Начавшееся с 2000 г. устойчивое снижение общей численности безработных происходило в сельской местности Агинского Бурятского автономного округа более низкими темпами, чем в целом по России. В статистическом бюллетене Минтруда России "Мониторинг регистрируемой безработицы. Январь-июнь 2002 г.» отмечается «"Сельская безработица" проявляется в тех территориях, где сельское население преобладает над городским...» [1].

Данные ежеквартальных выборочных обследований населения по проблемам занятости за август 2000 г. свидетельствуют об упомянутом выше некотором спаде общей численности безработных как по России в целом, так и по Сибирскому федеральному округу с одновременным сохранением тенденции снижения уровня регистрируемой безработицы. Наибольшее сокращение уровня безработицы наблюдается в Республике Алтай (с 19 до 10), Агинском Бурятском автономном округе (с 29 до 14) (табл. 1).

Вместе с тем в стране возросло обще количество занятых только в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ). По методике МОТ и согласно закону «О занятости населения в РФ» занятые только в ЛПХ производством продукции для собственного конечного потребления, а также занятые в ЛПХ для дальнейшей реализации произведенной продукции не признаются занятыми. В результате владельцы ЛПХ лишены социальных гарантий, несмотря на то, что на сегодняшний день единственной сферой приложения труда для значительной части сельского населения является развитие личного подсобного хозяйства. Доходы от личного подсобного хозяйства составляют свыше 40% в бюджете среднестатистической сельской семьи.

Личные хозяйства перестали быть подсобными и превратились в основной источник доходов сельского населения и важнейший сектор аграрной экономики. Несмотря на явную архаичность хозяйств данного типа, они в условиях аграрного кризиса играют огромную стабилизирующую роль на селе и в обществе в целом. Во-первых, они обеспечивают себя, свою семью и некоторую часть сельских жителей продовольствием; во-вторых, в результате реализации произведенной продукции формируется хотя бы минимальный бюджет сельских семей, часто остающихся в современных условиях без других источников существования. Наконец, приусадебные хозяйства существенно смягчают последствия нарастающей безработицы на селе в связи с упразднением, банкротством или самоликвидацией крупных сельскохозяйственных предприятий. Развитие таких хозяйств исполняет роль демпфера, в некоторой степени смягчая социальные проблемы села.

Итоги Всероссийской переписи населения 2002 г. показывают: личное подсобное хозяйство является одним из источников средств существования (в процентном отношении ко всему населению) в целом по Российской Федерации для 13% населения, по Сибирскому федеральному округу – для 20%. А в Агинском Бурятском автономном округе этот показатель составил 67%. Вместе с тем по результатам выборочного обследования, проведенного в мае
2004 г. государственным комитетом статистики РФ, в Агинском Бурятском автономном округе количество занятых только производством в личном подсобном хозяйстве оказалось равным показателю Всероссийской переписи.

Согласно методологии, применяемой Госкомстатом России при составлении баланса трудовых ресурсов, занятыми считаются лица, занятые выполнением работ по производству в домашнем хозяйстве продукции, предназначенной для реализации (полностью или частично). Эта методология представляется правильной, так как в статье 1 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации” занятость определена как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Таким образом, 13,0 тыс. населения Агинского Бурятского автономного округа в числе 13,0 млн. граждан Российской Федерации, занятых, согласно Федеральному закону “О занятости населения в Российской Федерации”, не могут считаться занятыми и, согласно статья 3 этого же закона могут быть признаны безработными (данные выборочного обследования, проведенного в мае 2004 г.).

Из этого следует, что эти 10,4 тыс. занятых только производством в домашнем хозяйстве продукции сельского хозяйства для собственного конечного потребления должны входить в численность экономически активного населения как безработные согласно Федеральному закону “О занятости населения в Российской Федерации”. В то же время 10,4 тыс. человек не вошли ни в число 5,8 тыс. безработных, определенных по критериям МОТ, ни в число занятых только в ЛПХ 12,4 тыс. человек. Следовательно, 10,4 тыс. человек занятых только производством в домашнем хозяйстве продукции сельского хозяйства для собственного конечного потребления включены в число экономически неактивного населения, а так же неактивного населения, которое «прошло» как ведущие домашнее хозяйство, не полностью отражают их число.

С формальной точки зрения отнесение лиц, занятых только производством в домашнем хозяйстве продукции сельского хозяйства для собственного конечного потребления, как лиц, ведущих домашнее хозяйство, к экономически неактивному населению согласуется с рекомендациями МОТ. С другой стороны, по рекомендациям МОТ по статистике труда к экономически активному населению относятся все лица, участвующие в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования.

В настоящее время жители сибирского села больше всего заинтересованы в развитии сбытовых кооперативов, которые могли бы собирать молоко, мясо с подсобных хозяйств, формировать оптовые партии этой продукции и доставлять ее на перерабатывающие заводы и рынки.

Дальнейшее изучение вопроса об отнесении граждан, занятых ЛПХ, к экономически активному или неактивному населению, что надо повышать защищенность этих людей и переводить их в экономически активные, из скрытого неформального, нетоварного рынка труда на открытый, формальный.

Сегодня личное подсобное хозяйство (ЛПХ) играет немаловажную роль в социально-трудовых отношениях не только сельских жителей, но и значительного процента горожан. В то же время ЛПХ является чуть ли не единственной формой сельскохозяйственного производства, правовое положение которого сегодня фактически никак не определено. Закон “О личном подсобном хозяйстве”, принятый в июле 2003 г., лишь узаконил существование ЛПХ. В высших государственных структурах сформировалось мнение, что вопросы развития ЛПХ – компетенция регионов. Однако есть ряд проблем, требующих общего решения для всех субъектов России на правительственном уровне.

В средствах массовой информации ЛПХ нередко именуется средством обеспечения занятости (самозанятости) сельского населения. Но нужно иметь в виду, что обиходное и юридическое понятия “занятость” в данном случае не совпадают, поскольку речь идет уже не о вторичной, а о первичной занятости.

Ни для кого не секрет, что, даже фактически потеряв работу в общественном производстве, сельские жители крайне редко обращаются в службу занятости в целях поиска подходящей работы. Однако в тех немногочисленных случаях, когда они все же приходят в службу занятости за помощью, им порой отказывают по той причине, что у них есть личное подсобное хозяйство. В результате сельские безработные, имеющие ЛПХ, теряют право не только на получение пособия по безработице, но и другие права, гарантированные законом (право на зачет периода безработицы в общий трудовой стаж, право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости и т. п.).Складывается парадоксальная ситуация: одни лица считаются занятыми, потому что у них есть работа, другие потеряли работу, но также считаются занятыми, потому что у них есть ЛПХ. Но ведь и у первых тоже есть ЛПХ. Получается существенное нарушение конституционных принципов равенства прав граждан. Нелепость ситуации заключается также и в следующем. Например, для всех “занятых”, действительно имеющих работу или ведущих самостоятельную предпринимательскую деятельность, период их работы засчитывается в трудовой стаж. А лицам, “занятым” только в ЛПХ, которым отказано в постановке их на учет в качестве безработных, время работы в ЛПХ в общий трудовой стаж не включается. Как же это можно считать человека “занятым” и не засчитывать ему время “занятости” в трудовой стаж?!

Поэтому необходимо рассматривать ЛПХ как форму ведения гражданином сельскохозяйственного производства в свободное от основной работы время, и при утрате им основной работы не должно быть никаких препятствий для постановки его на учет в качестве безработного со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно урегулирование этих основных проблем единообразно на всей территории Российской Федерации и должно быть положено в основу закона «О личном подсобном хозяйстве».

На наш взгляд, законодателям, наряду с признанием общественно необходимого характера занятости в ЛПХ, необходимо разработать и принять ряд законов по учету занятости в этой сфере приложения труда, уровня дохода, установлению социальных гарантий, решению других вопросов управления этой сферой занятости населения. Это особенно важно для лиц, занятых только в нетоварных ЛПХ, в этих по существу натуральных хозяйствах. При этом необходимо иметь в виду, что эти граждане практически не имеют возможности платить единый социальный налог даже из расчета одного минимального размера оплаты труда за каждого члена ЛПХ.

Одним из способов смягчения сельской безработицы в округе является повышение товарности личного подсобного хозяйства. Администрацией Агинского округа проводится большая работа именно в этом направлении. Принят ряд основополагающих документов по развитию малого, среднего предпринимательства, личного подсобного хозяйства и ведется их кредитование. Принятые меры уже сегодня приносят неплохие результаты. Кредитование личных подсобных хозяйств проводится посредством заключения трехсторонних договоров (администрация – МО, служба занятости, гражданин). Такое кредитование доказало свою жизнестойкость и необходимость в сегодняшних условиях. По нашему мнению, необходимо продолжать и расширять начатую работу. Но параллельно с ней должна быть организована централизованная реализация сельскохозяйственной продукции. А государство в свою очередь должно четко регулировать экспортно-импортные связи и операции с вышеуказанной продукцией (наряду с обязательствами перед международными организациями, например ВТО).

Изучение состояния рынка труда в аграрных регионах Сибири на материалах Агинского Бурятского автономного округа позволило выявить следующие его особенности:

·        высокий уровень общей безработицы – результат многих факторов, среди которых важнейшее место принадлежит исторически сложившейся отраслевой структуре экономики, характеру государственной экономической политики, демографическим и этнопсихологическим особенностям региона;

·        высокая доля занятых в домашнем хозяйстве производством продукции сельского хозяйства;

·        высокая доля занятых только производством в домашнем хозяйстве продукции сельского хозяйства для собственного конечного потребления, которая обусловлена недостаточностью рынка продовольствия, особенно мяса, картофеля, овощей;

·        отсутствие рынка сбыта произведенной в личных подворьях сельскохозяйственной продукции;

·        отсутствие у занятых только ЛПХ социальных гарантий, в том числе на социальную защиту в случае временной потери трудоспособности и права на трудовую пенсию.

На наш взгляд, государство в условиях экономического спада, когда сельский житель вынужден заниматься только производством в домашнем хозяйстве продукции сельского хозяйства для собственного конечного потребления, должно рассматривать это как вид альтернативной (нетипичной, гибкой) занятости и обеспечить социальные гарантии при значительном, а в отдельных случаях полном освобождении от налогов. Эта мера может быть принята как временная, до создания условий для экономического подъема села.

На фоне поразившего сельское хозяйство глубокого кризиса личные подсобные хозяйства выходят на первое место. Они наращивают производство сельскохозяйственной продукции. На их долю приходится более половины валовой продукции всей отрасли сельского хозяйства, несмотря на то, что остается еще очень ощутимым удельный вес импортных продуктов. Поэтому представляется возможным включение Агинского Бурятского автономного округа в число приоритетных в обеспечении внутреннего регионального рынка мясом, картофелем и овощами. В отношении производителей необходимо, особенно в первое время, проведение со стороны государства гибкой протекционистской политики. Это может выражаться в льготном кредитовании, лизинговых поставках техники, уменьшении налогового бремени, а также в защите от необоснованного импорта продовольствия. Эти меры создадут условия для экономического подъема села, в том числе личных подсобных хозяйств, которые стали единственной приемлемой формой развития семейных хозяйств на селе.

Как уже неоднократно отмечалось, личные хозяйства перестали быть подсобными и превратились в основной источник доходов сельского населения и важнейший сектор аграрной экономики. Для значительной доли населения, особенно в Сибири, это единственная занятость и возможность выживания. В то же время часть ЛПХ имеют достаточно большие размеры и приносят их владельцам значительные доходы. Но многие владельцы ЛПХ с целью ухода от налогов не выводят свои доходы из "тени". А это в свою очередь лишает владельца ЛПХ предусмотренных государством социальных гарантий.

Для более обоснованной квалификации участников ЛПХ можно распределить их на три категории. Критерием может служить размер подсобного хозяйства среднестатистического сельского жителя.

1-я категория: не обеспечивающие прожиточный минимум членам хозяйства.

2-я категория: обеспечивающие прожиточный минимум членам хозяйства без уплаты социального налога.

3-я категория: обеспечивающие прожиточный минимум членам хозяйства с уплатой социального налога.

Проведем расчеты показателей категорий ЛПХ на примере Агинского Бурятского автономного округа.

Прожиточный минимум в округе составляет 2830 руб. 76 коп. на 1 человека в месяц, на среднюю семью из пяти человек в год – 169845 руб. 60 коп.

Для обеспечения прожиточного минимума типовая семья, занятая в ЛПХ в составе пяти человек, должна использовать в общем, как для собственного потребления, так и для реализации, за год:

Молоко – 25 л в день х 10 руб. = 67500 руб.

Мясо – говядина 7 гол. КРС х 183 кг = 1281 кг х 50 руб. = 64050 руб.,

             баранина 2 гол. овец х 18 кг = 36 кг х 45 руб. = 1620 руб.

Итого доход от мяса 64050 руб. + 1620 руб. = 65670 руб.

Яиц – 20 кур х 150яиц/год=3000 яиц х 2 руб/шт. = 6000 руб.

Шерсть/продажа/ – 180 кг х 39 руб. = 7020 руб.

Свиней 3 гол. – 300 кг х 60 руб/кг = 18000 руб.

Картофель – 50 мешков х 120 руб. = 6000 руб.

Овощи – 400 кг х 5 руб. = 2000 руб.

Итого: годовой доход от личного подсобного хозяйства составляет
172190 руб.

Плюс: детские пособия на 2 детей х 84 руб. х 12 = 2016 руб.

Всего совокупный доход семьи/двора/за год составляет сумму в
174206 руб.

Для обеспечения такого потребления семье нужно иметь в ЛПХ:

Крупный рогатый скот – 30 гол., в т.ч. дойных коров – 5 гол.

Овец – 60 гол.

Свиней – 3 гол.

Кур-несушек – 20 шт.

Приусадебный земельный участок – 0,12 га.

Полевой земельный участок – 15 га.

Примечание: Расчеты являются условными, проведены без учета начальных и текущих затрат на ведение ЛПХ. С учетом затрат, в том числе социального налога, размер ЛПХ увеличивается в 2,7 раза.

Предложения по квалификации граждан, ведущих ЛПХ, по экономической активности, занятости:

ЛПХ первой категории. Это трудовые потребительские малые крестьянские хозяйства и граждан, ведущих хозяйства этой категории и не имеющих другой занятости, правильно было бы квалифицировать как относящихся к экономически неактивному населению и выплачивать им пособия социальные, а не по безработице.

ЛПХ второй категории. Это трудовые потребительские средние крестьянские хозяйства. Граждан, ведущих эти хозяйства, по уровню трудового потребительского дохода и степени занятости целесообразно считать занятыми альтернативной занятостью. Необходимо обеспечить им право на базовую часть трудовой пенсии. Условием для этого должно быть занятие в этих крестьянских хозяйствах не менее пяти лет. При этом исходим из того, что согласно закону об обязательном пенсионном страховании базовая часть трудовой пенсии не является видом страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию и финансирование этой части трудовой пенсии осуществляется не за счет средств обязательного пенсионного страхования, а за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет. Для этого необходимо законодательное принятие положения, возможно, в социальном кодексе, а до этого в законе «О занятости населения» о признании стажа занятий этим крестьянским хозяйством страховым стажем для начисления базовой части трудовой пенсии и финансировании этих пенсий за счет федерального бюджета.

ЛПХ третьей категории. Крупные крестьянские хозяйства. К ним нужно относить хозяйства, размер которых выше ЛПХ второй категории в 2,7 и более раз. К хозяйствам этой категории на наш взгляд, возможен подход как к форме предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Это может быть или фермерское хозяйство или хозяйство, в котором его глава выступает как индивидуальный предприниматель. Занятые в этих хозяйствах по закону о занятости относятся к категории занятых.

Необходимы разработка, утверждение и реализация специальных федеральных, региональных и местных программ перевода трудовых потребительских крестьянских хозяйств в предпринимательские, товарные.

В Агинском Бурятском автономном округе проводится активная работа в этом направлении, при этом используются следующие механизмы:

·   в каждом муниципальном образовании ведется мониторинг состояния крестьянских хозяйств;

·   в целях увеличения численности товарных и сокращения потребительских ЛПХ используются такие факторы, как фиксация продажи продукции каждого подворья, принадлежащего безработным гражданам, путем создания организованной системы реализации продукции подворий через СХП, муниципальный рынок и заказы, структуры ГУП «Продовольственный фонд Агинского Бурятского автономного округа» и прямые договора МО с другими организациями, а также расчет и осуществление необходимых финансовых и организационных мер по переводу ЛПХ в товарный тип;

·   введение правила приоритетности поддержки ЛПХ потребительского типа, принадлежащих безработным гражданам и готовых к переводу в товарный тип, а также выдачи кредитов ЛПХ только в случае регистрации их владельцев в качестве частных предпринимателей.

Департамент занятости по Агинскому Бурятскому автономному округу постоянно вносит в вышестоящие федеральные органы предложение о внесении в законодательство положения о том, что граждан, ведущих личные подсобные хозяйства необходимо обеспечить правом на базовую часть трудовой пенсии. Условием для этого должна быть занятость в ЛПХ не менее пяти лет. При этом исходим из того, что согласно закону об обязательном пенсионном страховании базовая часть трудовой пенсии не является видом страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. И финансирование этой части трудовой пенсии осуществляется не за счет средств обязательного пенсионного страхования, а за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет.

Так, например, в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе принят закон «О личном подсобном хозяйстве», в котором говорится: «Зачет трудового стажа гражданам трудоспособного возраста, для которых ведение личного подсобного хозяйства является единственным источником дохода, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации».

Согласно Трудовому кодексу РФ (ст.133), месячная заработная плата работника должна быть не ниже размера прожиточного минимума. В связи с этим многие из работающих на низкооплачиваемых местах, особенно это касается работников сельхозпредприятий, попадают под сокращение, так как их работодатели не могут выплачивать им более высокую заработную плату вследствие своей экономической несостоятельности.

В Агинском Бурятском автономном округе размеры и условия выплат пособий по безработице превышают размеры заработной платы у 24,5% работающих граждан, из них 2/3 заняты в сельскохозяйственном производстве.

Поэтому данные факторы, практически не зависящие от согласия или несогласия окружных управленческих структур, создают негативные мотивационные устремления как в среде работодателей, так и среди работников. Эти факторы и порожденные ими мотивации могут привести к массовому сокращению рабочих мест, прежде всего, в сельскохозяйственных предприятиях и в значительной части предприятий и организаций промышленно-технической сферы, что, в свою очередь, может стать причиной физического сокращения производств (в отдельных случаях до полного закрытия убыточных предприятий и организаций).

Кроме того, будет вынуждена изменить формы хозяйствования и, возможно, направление деятельности часть действующих организаций, имеющих невысокий уровень рентабельности. В результате этого может сократиться объем регионального ВВП, произойти невосполнимая деструктуризация хозяйственной сферы с выпадением ряда направлений, что снизит самообеспеченность и самостоятельность экономики региона на длительный период, повысит себестоимость окружной продукции, производимой при значительном участии более дорогих завозимых комплектующих, сырья и услуг. Это может нивелировать ожидаемый теоретический эффект повышения общей рентабельности экономики, освобождаемой от убыточных производств.

Однако более опасным, чем возможные экономические потери, может стать отрицательный долгосрочный социально-трудовой эффект массовой незанятости населения, особенно сельского: резко может увеличиться отток трудоспособных и конкурентоспособных жителей из села в районные центры округа и промышленные поселки области; до опасных социальных пределов может вырасти численность постоянных (штатных) безработных, которые будут создавать в обществе устойчивые иждивенческие настроения, а из их детей может вырасти изначально нетрудоспособное (лишенное трудовой мотивации) поколение.

В итоге в сфере занятости и на рынке труда округа могут сложиться тревожные тенденции, требующие срочных превентивных мер организационного, финансового и правового характера, реализация которых должна стать первоочередным приоритетом в работе всех уровней и ветвей власти в округе.

Развитие самозанятости сельского населения через превращение ЛПХ из потребительского типа в товарный тип является наиболее рациональным, доступным и скорым на отдачу путем решения сельской безработицы. Этому способствует то, что у большинства сельских жителей имеется продуктивный скот, разработанное приусадебное земледелие, минимально необходимая хозяйственная инфрастуктура и навыки эффективного ведения животноводства и растениеводства. Кроме того, практически все владельцы ЛПХ обеспечены пастбищами и сенокосами, во многих местах не потеряна хозяйственная связь между частными подворьями и базовыми СХП, оказывающими им различного рода помощь техникой, услугами, кормами для скота и т. д.

Опыт прошлых лет показал, что создание одного реального рабочего места путем формирования товарного ЛПХ для государственных и муниципальных органов управления стоит в среднем около 25-30 тыс. рублей, выделяемых в виде кредита сроком на 1-2 года под 10-20% годовой ставки. Более того, около 50% безработных владельцев подворий практически уже имеют высокотоварные ЛПХ, которые необходимо лишь зарегистрировать соответствующим образом.

Поэтому данное направление становится наиболее приоритетным в сфере действий на рынке труда Агинского Бурятского автономного округа. Таким образом, основными мероприятиями должны стать создание соответствующего целям работы правового поля и статуса владельцев ЛПХ, формирование эффективной инфрастуктуры реализации сельскохозяйственной продукции, а также развитие кредитно-финансового обеспечения ЛПХ.

Таблица 1

Некоторые характеристики рынка труда Сибирского ФО и Агинского Бурятского АО

 

Население
по переписи 2003г. чел.

Экономически активное население, чел.

Безработных, чел.

Общий уровень безработицы, %

Занятых только в ЛПХ, чел.

% от экономически активного населения

Занятых только в ЛПХ, производств. продукции для собств. конечн. потребления, чел.

% от экономически активного населения

Занятых, чел.

Уровень занятости по переписи ко всему населению, %

Указали ЛПХ как один из источников средств к существованию, чел.

% ко всему населению

всего

в том числе сельское

по обследованиям

по переписи

Российская
Федерация

145164

38737

69859 [2]

72145 [3]

8038

5799

12

8

9723

12429

14

17

7448

10464

11

15

61820

66345

61585 [4]

13051 [5]

42

34 [6]

18204

13

Сибирский Федеральный округ

20063

5790

9891

10215

1351

1087

14

11

1676

2261

17

22

1353

2025

14

20

8540

9100

8321

1958

41

34

3668

20

Республика
Алтай

203

149

83

90

15

9

19

10

29

31

35

34

24

27

29

30

68

81

68

47

33

32

92

45

Республика Бурятия

981

396

476

489

88

72

19

15

150

132

32

27

130

122

27

25

388

417

360

115

37

29

207

21

Республика
Тыва

306

149

119

130

31

31

26

24

35

43

29

33

35

41

29

32

88

99

84

31

28

21

55

18

Республика Хакасия

546

159

260

282

39

23

15

8

63

47

24

17

57

43

22

15

221

259

218

50

40

31

87

16

Алтайский край

2607

1221

1207

1297

143

123

12

10

287

376

24

29

208

317

17

24

1064

1174

1051

449

40

37

1080

41

Красноярский край

2966

720

1532

1567

207

159

14

10

203

272

13

17

174

242

11

15

1325

1408

1325

259

45

36

470

16

Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ

40

14

26

27

2

2

6

8

-

1

-

4

-

1

-

4

25

25

20

6

50

43

0,4

1

Эвенкийский автономный округ

18

12

11

10

0

1

4

4

1

1

9

10

1

1

9

10

10

10

9

5

50

42

3

17

Иркутская
область

2582

534

1362

1391

166

146

12

11

166

293

12

21

124

267

9

19

1196

1245

1073

170

42

32

355

14

Усть-Ордынский автономный
округ

135

135

52

61

5

7

9

12

32

42

62

69

15

32

29

52

47

54

42

42

31

31

65

48

Кемеровская область

2899

386

1470

1474

152

141

10

10

101

302

7

20

89

280

6

19

1319

1333

1228

130

42

34

389

13

Новосибирская область

2692

671

1341

1357

190

131

14

10

172

200

13

15

141

172

11

13

1151

1226

1193

249

44

37

483

18

Омская область

2079

651

981

1010

150

111

15

11

206

281

21

28

150

260

15

26

831

899

843

217

41

33

348

17

Томская область

1046

337

517

553

69

67

13

12

82

137

16

25

65

116

13

21

449

486

441

115

42

34

157

15

Читинская
область

1156

417

541

574

102

74

19

13

178

147

33

26

155

139

29

24

439

472

436

124

38

30

245

21

Агинский
Бурятский автономный округ

72

47

25

33

7

5

29

15

18

15

72

46

11

15

44

46

18

28

21

13

29

28

48

67

 

 

Список литературы

 

1.    Конституция Российской Федерации. М., 1997.

2.    Закон Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации” от 10.01.2003 г. №8-ФЗ.

3.    Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверж-дении порядка регистрации безработных граждан” от 22 апреля 1997 г. № 458.

4.    Постановление Правительство Российской Федерации “О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда” от 21 ноября 2000 г. № 875.

5.    Мониторинг регистрируемой безработицы. Январь-июнь 2002 года. Министерство труда и социального развития Российской Федерации. М., 2002.

6.    Обследование населения по проблемам  занятости. Август 2000 Государственный комитет Российской Федерации по статистике. М., 2000.

7.    Обследование населения по проблемам  занятости. Май 2004 Государственный комитет Российской Федерации по статистике. М., 2004.

8.    Рынок труда. Под ред. Буланова В.С.,Волгина Н.А. М., 2000.

9.    Костин Л.А. Российский рынок труда. М., 1998.

10.      Некоторые итоги всероссийской переписи населения 2002 года по федеральным округам Российской Федерации. Агинское, 2004.

 



[1]Мониторинг регистрируемой безработицы. Январь-июнь 2002 г. Статбюллетень. М., 2002. С. 13.

[2] Данные за август 2000 г. (далее по строке и столбцу до след. сноски)

[3] Данные за май 2004 г. (далее по строке и столбцу до след. сноски)

[4] Всего по переписи занятых

[5] Всего сельское население по переписи 

[6] В том числе сельское (далее по столбцу)