Реализация механизма социального партнерства
в решении проблем рынка труда
Нижегородской области

В. Я. Солоничева

Руководитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области, к. пед. н., г. Нижний Новгород,
noczn@sinn.ru

Опыт работы службы занятости убедительно подтверждает тот факт, что активно набирающие силу преобразования в отраслях экономики ведут к серьезным изменениям в социально-трудовых отношениях и в сфере занятости. С одной стороны, это предопределено особой ролью человеческих ресурсов, как главной составляющей инновационного производства и важнейшим фактором успешной реализации научно-технической политики, с другой – включает механизм достижения необходимого социального консенсуса между наемным работником и работодателем.

Развитие российского рынка труда идет сложно, и ростки цивилизованных отношений проявляются медленно. Это выражается в существующем разрыве между стоимостью и ценой рабочей силы, неоправданно высокой дифференциации оплаты труда между рядовыми работниками и администрациями предприятий, повышении требований со стороны модернизирующегося производства к качеству рабочей силы, ужесточении отношений между управляющими и управляемыми, продолжающихся нарушениях имущественных прав акционеров, снижении уровня социальных гарантий и социальной защищенности работников в абсолютном большинстве сфер экономики.

Все это, безусловно, подрывает основы воспроизводства рабочей силы современного качества и прямым образом отражается на тенденциях занятости населения.

Решение проблем занятости населения России, защиты от безработицы возможно только при условии участия всех субъектов социально-трудовых отношений, общественных объединений, основой для вовлечения которых в процесс регулирования рынка труда служит механизм социального партнерства.

В современном демократическом обществе, в странах с социально ориентированной рыночной экономикой формируется принципиально новый тип социально-трудовых отношений (работник – активный субъект отношений) и качественно новый принцип регулирования этих отношений (равноправное участие всех субъектов: государства, работников, работодателей). Россия стоит на пути этих преобразований и перемен. И успех этого движения во многом зависит от региональных особенностей и нацеленности на местах на развитие механизма социального партнерства. Формирование системы партнерских отношений, в полной мере отвечающей требованиям рынка труда, достаточно сложная проблема даже для экономически развитых западных стран. В современных же российских условиях в силу ряда субъективных и объективных причин (незавершенность формирования субъектов трудовых отношений, их обособленность друг от друга и прежде всего от государства, незрелость рыночных отношений и т. д.) процесс создания системы партнерства еще более осложняется.

Но несмотря на сложности, в настоящее время можно с уверенностью говорить, что благодаря инициативе, настойчивости региональных служб занятости социальное партнерство в решении проблем социально-трудовых отношений, кадровой политики в сфере труда уверенно входит в практику взаимодействия на рынке труда.

В Нижегородской области накоплен опыт построения различных схем и подходов к взаимодействию с предприятиями, профсоюзами, объединениями работодателей, социальными службами, образовательными учреждениями, различными общественными организациями и объединениями. В достаточно обобщенном виде схема взаимодействия территориального органа по вопросам занятости населения с социальными партнерами представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1. Обобщенная схема взаимодействия основных социальных партнеров
в сфере занятости

 

Схема действительно обобщенная и укрупненная, конкретизация и наполнение происходят при рассмотрении конкретного направления деятельности службы занятости, особенностей клиентов, ситуации, складывающейся на рынке труда, и т. д. То есть, с одной стороны, схема отражает систему сложившихся партнерских отношений, с другой стороны, это не есть нечто застывшее и не допускающее расширений. Так, продолжается работа по совершенствованию межведомственного механизма регулирования минимальных социальных гарантий и системы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. При этом упор делается на адресную помощь человеку.

Понимая, что по каждому направлению деятельности службы занятости, по каждой программе содействия трудоустройству социально незащищенных групп населения необходимо отработать конкретную схему и механизм взаимодействия с социальными партнерами с определением формы сотрудничества (соглашения, договоры), системы информирования, многое делается в этом направлении. Примером могут служить схемы взаимодействия службы занятости с социальными партнерами по организации поддержки предпринимательства и по содействию занятости инвалидов. Например, если рассматривать схему взаимодействия службы занятости с социальными партнерами по развитию в регионе малого бизнеса и предпринимательства, появятся такие «блоки», как Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области, Нижегородская торгово-промышленная палата, Палата малого предпринимательства и ремесел Нижегородской области, Дома малого бизнеса в районах, Нижегородская лизинговая компания, негосударственные фонды поддержки малого предпринимательства и т. д. (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Система социального партнерства в Нижегородской области
в рамках соглашений

 

Решение проблем занятости в рамках Трехсторонних соглашений между администрацией, облсовпрофом и объединением работодателей является особенно актуальным для области. В Трехстороннем соглашении на 2004-2006 гг, утвержденном 03.03.2004 г., в разделе по развитию рынка труда и обеспечению занятости населения предусмотрено обеспечение разработки и реализации областной и территориальных программ содействия занятости населения на 2004-2007 гг. Установлен социально допустимый уровень регистрируемой безработицы на 2004-2006 гг. в пределах 2%. Решено совместными усилиями содействовать стабилизации рынка труда в городах и районах, где безработица превысит данный уровень.

В соответствии с Трехсторонним соглашением подготовлен и будет обсуждаться в ближайшее время на заседании правительства области проект документа «Организационные мероприятия по повышению покупательной способности, заработной платы и денежных доходов населения Нижегородской области на 2004-2005 гг.», в котором отражена политика оплаты труда, разработана методика внутрифирменного стандарта оплаты труда работника базовой профессии, произведен расчет цены рабочей силы отдельных низкоквалифицированных профессий на рынке труда.

Как показывает практика, именно через региональные Трехсторонние соглашения решаются вопросы стимулирования производства, повышения занятости, оплаты труда, но только в том случае, если соглашения носят конкретный, а не декларативный характер.

В целях устранения негативных тенденций в сфере оплаты труда, регулирования вопросов заработной платы в области заключаются тарифные соглашения, устанавливающее минимальные тарифные ставки в разрезе отраслей экономики, соотнесенные с величиной прожиточного минимума. Они играют роль рамочных при установлении минимальных ориентиров в оплате труда при заключении отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров и позволяют ускорить темпы роста средней заработной платы.

Всего в 2003 г. в районах области заключено 111 соглашений с учетом отраслевых и территориальных (против 89 в 2002 г. – рост на 25%). Для заключения отраслевых соглашений формируются отраслевые двух- или трехсторонние комиссии, в которые входят представители как работодателей, так и профсоюзов, действующих в данной отрасли. В целях повышения эффективности социально-экономической политики, предотвращения массовой безработицы и повышения уровня жизни населения работают областная и территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Важнейшим условием реализации эффективной политики занятости населения является становление и развитие социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке труда. В этом плане особую значимость приобретает более активное использование коллективно-договорного механизма в регулировании оплаты труда, занятости, трудовых конфликтов.

С помощью коллективных договоров трудящиеся добиваются более высокого уровня прав и гарантий в сфере труда, в социальной защите. В Нижегородской области по итогам 2003 г. в 4868 организациях трудовые отношения регулируются колдоговорами (против 4308 в 2002 г. – рост на 13%).

Охват составил 80,95 от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики (в 2002 г. в Нижегородской области – 79%, в среднем по России – 60%) (рис. 3).

 

Рис. 3. Охват предприятий Нижегородской области колдоговорами
(количество предприятий)

 

Практика показывает, что эффективно работающее предприятие предоставляет своим работникам такие льготы и гарантии, как путевки в санатории и дома отдыха, беспроцентные ссуды работникам, материальная помощь нуждающимся работникам, вознаграждение за долгую и безупречную службу, выплата пособия рабочим, трудоустроенным на предприятие после службы в Вооруженных силах, предоставление путевок в оздоровительные лагеря детям работников предприятий и т. д. Во многие договоры включен раздел о содействии рациональной занятости и защиты от безработицы, предложенный Департаментом.

Одним из важнейших элементов системы социального партнерства при решении проблем занятости и регулирования рынка труда являются Координационные комитеты содействия занятости населения, создаваемые в регионах в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации «О занятости населения в РФ».

Такие комитеты являются независимыми, неправительственными консультативными органами, чья деятельность строится на принципах социального партнерства с участием региональных Департаментов федеральной государственной службы занятости населения, представителей профсоюзов и региональных объединений работодателей, общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Цель деятельности комитетов – выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости в рамках партнерства, в том числе в области активных программ занятости, повышения профессионального потенциала персонала организацией.

В Нижегородской области Координационный комитет был создан еще в июле 1991 г. К конкретным задачам, решаемым в ходе деятельности комитета, относятся следующие:

¨    обеспечение комплексного подхода к решению вопросов занятости, социальной защиты и поддержки населения на территории области;

¨    реализация областной и районных программ содействия занятости населения;

¨    разработка мер по предупреждению безработицы;

¨    развитие системы профессионального обучения и переподготовки безработных или граждан, находящихся под угрозой увольнения;

¨    содействие занятости социально незащищенных групп населения (молодежи, инвалидов и т. д.);

¨    решение вопросов материальной поддержки уволенных работников и членов их семей, досрочного выхода на пенсию;

¨    разработка и реализация профилактических мероприятий в случаях угрозы массовых увольнений;

¨    реализация программ занятости и экспертиза инвестиционных проектов с точки зрения их влияния на рынок труда.

Работа комитета строится по плану, утверждаемому каждый год на основании предложений членов комитета.

Всего за время существования Координационного комитета содействия занятости населения Нижегородской области было проведено 54 заседания, на которых рассмотрено 126 вопросов, из них 13 вопросов, рассмотренных за последние 2 года, касались формирования и использования разных уровней бюджета (областного, городских, районных) и средств работодателей на финансирование активной политики занятости, реализации программ содействия занятости и состояния рынка труда, создания и сохранения рабочих мест, содействия трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования.

Особый акцент в последние годы был сделан на поднятии роли социального партнерства и усилении взаимодействия Департамента ФНСЗН по Нижегородской области с соцпартнерами в решении вопросов занятости.

Результатом такого подхода стала совместная подготовка и рассмотрение вопросов на заседаниях комитета: о работе администрации АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол» по сохранению рабочих мест, о мерах, принимаемых администрациями Кулебакского, Балахнинского, Володарского и Дальнеконстантиновского районов по выполнению программ обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, о состоянии и мерах улучшения качества подготовки рабочих кадров в системе начального профессионального образования области и др.

Одной из форм работы координационного комитета, положительно зарекомендовавшей себя на практике, стало рассмотрение вопросов непосредственно на местах – выездные Координационные комитеты (Бор, Арзамас, Дзержинск, Балахна, Кулебаки, Урень, Лысково, Сергач, Дальнее Константиново, Лукоянов, Вознесенск и др.). В плане развития социального партнерства это оказало позитивное влияние на дальнейшее укрепление связей с органами местного самоуправления и работодателями. Достаточно сказать, что на заседаниях координационного комитета с сообщениями и о работе по вопросам занятости населения и о мерах по стабилизации рынка труда выступили главы администраций 26 районов.

Важным условием выполнения территориальных Программ содействия занятости населения является реализация механизма эффективного социального партнерства, включающая, кроме общепринятых форм построения отношений в социально-трудовой сфере, конструктивное взаимодействие органов СЗ с органами власти субъектов, местного самоуправления, работодателями, общественными организациями и некоммерческим сектором.

В определенной степени уровень развития социального партнерства в регионе можно оценить по удельному весу привлеченных средств на реализацию программ активной политики занятости. По итогам 2003 г. в целом по Нижегородской области удельный вес привлеченных средств (областные, городские и районные бюджеты, средства работодателей) составил 52% от общего объема финансирования мероприятий активной политики занятости. Наиболее результативно привлекали дополнительные финансовые средства органы службы занятости Ленинского района Нижнего Новгорода (68,6%) и Вадского района области (68,4%).

Мы относим к серьезным недостаткам некоторых муниципальных программ содействия занятости отсутствие должного внимания к отработке системы взаимодействия всех социальных партнеров, четкой фиксации процедур и механизма коррекции мероприятий программы. Сделав упор на выстраивание системы социального партнерства в каждом районе, мы видим массу примеров эффективно работающих программ на межведомственном уровне: программ развития персонала, программ по профориентации, программ развития малого бизнеса и т. д.

Результативность социального партнерства служб занятости и органов самоуправления проявляется в принятии решений по квотированию рабочих мест и трудоустройстве на них молодежи, инвалидов и др. категорий граждан. Законодательством о занятости не предусматривается обязательное квотирование рабочих мест для трудоустройства слабозащищенных граждан. Решение проблемы повышения их конкурентоспособности на рынке труда требует дополнительных гарантий социальной защиты. Только межведомственный подход может обеспечить дифференцированность и гибкость в обеспечении занятости различных категорий граждан. Пример: несмотря на то, что почти год Законодательное собрание «муссировало» закон о квотировании, только благодаря усилиям всех социальных партнеров он был принят. В области по предложению центров занятости населения администрациями большинства муниципальных образований приняты постановления о квотировании и резервировании рабочих мест для социально слабо защищенных категорий населения на 2003 г. В результате заквотировано свыше 15 тыс. рабочих мест.

Благодаря реализации программ профориентации и профобучения, ежегодно более 200 тыс. безработных граждан и незанятого населения получают профориентационные услуги службы занятости, около 10 тыс. человек проходят профессиональное обучение по направлению центров занятости населения, что оказывает существенное виляние на снижение уровня регистрируемой безработицы в городах и районах области.

Ежегодно в каждом районе и городе на межведомственном уровне разрабатываются программы организации общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан.

В районах области все партнеры, заинтересованные в решении проблем на рынке труда, уделяют пристальное внимание работе по созданию единого информационного пространства. Особая роль здесь принадлежит СМИ.

Вместе с тем работа по преодолению проблем занятости населения могла бы быть более эффективной при условии постоянного совершенствования законодательной базы, в т.ч. федеральной.

Правовое регулирование вопросов социального партнерства в сфере занятости осуществляется на основе Конституции РФ, ратифицированных Российской Федерацией Конвенций и рекомендаций МОТ, в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, федеральных законов "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и ряда других федеральных законов.

Существенные изменения в сложившуюся ситуацию призван внести Федеральный закон «Об объединениях работодателей». Он дает возможность работодателям более активно участвовать в социальном диалоге, как в плане полноценного представительства, так и в плане ответственности за выполнение принимаемых обязательств.

Назрела необходимость в принятии на федеральном уровне закона о профориентации, закона о профессиональных стандартах. Профессиональный стандарт должен стать системообразующим документом нормативной базы развития кадрового потенциала.

Решение проблем сохранения и развития профессионального потенциала экономики территорий требует изменения государственной политики в сфере управления человеческими ресурсами и принятия федеральной и региональных программ развития человеческих ресурсов, основанных на социальном партнерстве. Целью программ должны стать: повышение эффективности использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала региона, кадровое обеспечение структурной перестройки рынка труда, создание правовых, экономических и организационных условий для свободного социально-профессионального самоопределения и самореализации каждого человека, его адаптации к труду.

В новой редакции закона Нижегородской области «О социальном партнерстве» (от 09.10.2003 г.) изложены правовые основы социального партнерства, а также статьи, регулирующие порядок создания и функционирования отраслевых (межотраслевых), профессиональных и территориальных комиссий, заключения областных (городских) отраслевых (межотраслевых), профессиональных, территориальных и иных соглашений. Закон позволяет привлечь к участию в этом процессе представителей различных секторов экономики и уровней власти.

 

Подводя итог, хотелось бы еще раз четко выделить проблемы развития российского рынка труда, требующие серьезного внимания участников института социального партнерства:

      определение и стимулирование приоритетных направлений экономического развития страны и отдельных территорий с учетом отечественной занятости;

      разработка и утверждение федеральной комплексной программы содействия занятости населения с приоритетами мер активной политики занятости и адекватным развитию рынка труда финансированием из страховых, бюджетных и внебюджетных источников;

      разработка и утверждение федеральной программы развития человеческих ресурсов страны, в которую бы вошли системы профессиональной ориентации населения, непрерывного профессионального образования как неотъемлемой составляющей государственной политики занятости;

      принятие Федеральных законов «О социальном партнерстве», «О равенстве приема на работу и равной оплате за равный труд», «О занятости населения в РФ»;

      разработка балансов трудовых ресурсов и научно обоснованного государственного заказа на подготовку кадров в профессионально-квалификационном разрезе в соответствии с профессиональными стандартами.

 

Цель государственной политики на рынке труда – формирование эффективной, рациональной занятости при регулируемом высвобождении потенциальных безработных, при недопущении обвальной безработицы и сдерживании роста открытой, в том числе застойной, безработицы. При этом должны быть соблюдены принципы государственной политики занятости:

      комплексный подход к решению проблем занятости, предполагающий необходимость взаимодействия органов власти, работодателей, общественных объединений в рамках программ содействия занятости населения;

      приоритетность финансирования активной политики занятости на основе согласованного использования соответствующих возможностей бюджетных и внебюджетных источников, средств работодателей и работников;

      сбалансированное регулирование всех элементов рынка труда (не только удовлетворение спроса и определенный уровень безработных, но и воздействие на цену труда, качество рабочих мест, трудовую мотивацию)

      экономическая эффективность программ и мероприятий по реализации государственной политики занятости.

Социальный диалог и совместный поиск ответов на вопросы, как защитить конкретного человека от безработицы, крайне нужен нашему сообществу. Дальнейшее развитие полноценной системы социального партнерства позволило бы осуществлять еще более эффективное воздействие на занятость, повысить социальную ориентированность экономики. Особенно важным это становится в настоящее время, когда основополагающим принципом стимулирования деятельности госслужащих должна стать привязка уровня оплаты труда отдельных исполнителей к результативности. Повышение эффективности работы службы занятости и предоставление населению более качественных услуг возможны только на основе развития отношений социального партнерства, налаживания многосторонних межведомственных связей.

 

Список литературы

 

1.    Бубнов М. Итоги и перспективы / М. Бубнов // Человеческие ресурсы. 2002. №2. С. 2-5.

2.    Котов В. Н. Социальное партнерство в Нижегородской области / Администрация Нижегородской области, комитет по труду / В. Н. Котов, О. М. Бронников, А. Я. Евсеев и др. Н. Новгород, 2001.

3.    Межсекторные взаимодействия (методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры): Альманах // Настольная книга. 2000, 2001.

4.    Подвербных О. Е. О структуре социального партнерства / О. Е. Подвербных // Профессиональное образование. 2004. №8. С. 30-31.

5.    Подшибякина Н. О некоторых проблемах социального партнерства в условиях глобализации / Н. Подшибякина // Человек и труд. 2003. №1. С. 68-70.

6.    Романов В. Действенный инструмент социального партнерства / В. Романов // Человек и труд. 1999. №6. С. 14-16.

7.    Смирнов И. П. Формирование механизма социального партнерства /
И. П. Смирнов // Профессиональное образование. 2003. №2. С. 30-31.

8.    Топилин М. А. Ключевые проблемы рынка труда и очередные задачи службы занятости / М. А. Топилин // Человек и труд. 2003. №1. С. 52-57.