Проблемы и тенденции развития рынка труда Красноярского края

В. В. Новиков

Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по Красноярскому краю, г. Красноярск,
office@kses.krasnoyarsk.ru

Н. В. Разнова

Красноярский государственный технический университет, г. Красноярск
Raznowa@iubt.ru

Структурная перестройка в экономике Красноярского края повлекла за собой изменения в характере спроса на рабочую силу, ее профессионально-квалификационном составе, предопределив необходимость трансформации объемов и профилей подготовки специалистов в системе профессионального образования. В связи с этим особую актуальность для экономики Красноярского края приобрела проблема достижения сбалансированности между количеством и качеством рабочей силы и возможностями ее трудоустройства. От ее решения зависят не только эффективность структурной перестройки и модернизации, но и перспективы развития экономики. В рамках данной проблемы одной из сложнейших задач, связанных со структурными переменами, является согласование потребности рынка труда региона в рабочей силе (определенного уровня квалификации, обладающей нужными работодателю профессиями и специальностями) с возможностью ее подготовки в учреждениях системы профессионального образования.

Территория Красноярского края вместе с автономными округами составляет 13,7% территории РФ и включает 73 административно-территориальных единицы (городов и районов). Численность постоянного населения края по состоянию на 01.01.03 г. составляет 2961,9 тыс. человек (2,1% населения РФ). Красноярский край обладает высокоразвитым экономическим потенциалом, величина которого на протяжении последних 5 лет имеет устойчивую тенденцию к росту, о чем свидетельствует стабильный рост ВРП. На территории края функционирует большое количество предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

В большей степени потенциал Красноярского края определяется отраслями промышленного сектора экономики, объем производства которого на 01.01.03 г. составил 193,3 млрд. рублей при среднегодовой численности персонала -312,2 тыс. человек (28, 8% от среднегодовой численности занятых в экономике). Существен вклад в промышленное производство региона таких отраслей, как электроэнергетика (9,4%), машиностроение и металлообработка (5,9%), топливная промышленность (3,2%), лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (3,7%), пищевая промышленность (4,5%) и другие.

Изменения, происходящие в крае, отразились на показателях его социально-энономического развития и, в первую очередь, на показателях занятости населения. В последние годы в крае наблюдается рост числа экономически активного населения, численность которого по состоянию на 01.01.03 г. составила 1562, 8 тыс. человек. Одновременно с этим на 3,7%, увеличилась численность занятых в экономике. По данным Красноярского краевого комитета государственной статистики, общая численность безработного населения только в 1 полугодии 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличилась на 4,3% и составила в июне 2004 г. 177,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, вырос с 11,1 до 11,6%. По уровню регистрируемой безработицы среди 16 регионов Сибирского федерального округа Красноярский край занял 9 место, превысив на 0,6 процентных пункта средний показатель по округу. На конец июня 2004 г. численность официально зарегистрированных безработных граждан составила 49,7 тыс. человек. По числу безработных граждан Красноярский край занимает 1 место среди регионов Сибирского федерального округа. Следует отметить, что размеры безработицы неодинаковы по территориям, входящим в состав края. Так, в 41 территории края уровень безработицы превысил среднекраевой показатель (2,79%), в 24 территориях – составил более 5%. Анализ отклонений между числом принятых и выбывших работников по отраслям экономики указывает на ряд фактов:

·       на протяжении 2 последних лет экономика края испытывала постоянный недостаток в рабочей силе, причем между отраслями этот процесс неоднороден;

·       наибольшая потребность в кадрах в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и общественном питании;

·       за период последних двух лет в крае возник неудовлетворенный спрос на рабочую силу в таких отраслях экономики, как ЖКХ, лесное хозяйство, транспорт и связь;

·       на протяжении последних 4 лет в крае происходит снижение уровня активности населения в трудоспособном возрасте, который в большей степени обеспечивался за счет существенной доли занятого населения в возрасте от 30 до 50 лет. При этом доля данной группы в общей численности занятого населения в крае снижается.

По данным Краевого государственного комитета статистики на 01.01.04 г., доля данной группы в общей численности занятого населения составила 55,8%, тогда как этот показатель в период 1996-1998 гг. составлял 62,1%. Средний возраст занятого в экономике края населения по-прежнему остается на уровне 39 лет. Наибольшую численность занятого населения составляют лица в возрасте 40-49лет (30,6% в 2003 г.).

Основными причинами роста официально регистрируемой безработицы в крае следует считать:

·       сложное финансово-экономическое положение большинства крупных и средних предприятий промышленного сектора экономики;

·       банкротство и ликвидацию ряда крупных предприятий;

·       происходящие структурные изменения в экономике региона;

·       снижение объемов производства стратегически важных для региона отраслей и др.

Все вышеуказанные факторы сказались на отраслевой структуре занятых (рис. 1).

Рис. 1. Структура среднегодовой численности занятых в экономике

Красноярского края на 01.01.04 г.

Спрос на рабочую силу охватывает всю сферу общественного труда, производительного потребления рабочей силы, включая как укомплектованные работниками, так и свободные, временно незанятые (вакантные) рабочие места. Его количественная, качественная характеристики и динамика определяются совокупностью социальных, экономических и политических факторов, действующих в данной экономической системе (регионе) на интересы и мотивацию экономического поведения хозяйственных структур. Динамика спроса предприятий на рабочую силу является главным индикатором оценки состояния рынка труда, поскольку именно спросом определяется его емкость. Поэтому сокращение спроса предприятий, отдельных отраслей экономики региона на рабочую силу негативно отразилось на динамике той части населения, которая представлена на официальном рынке труда в статусе безработных. При общем снижении рабочих мест в региональном хозяйстве возникают сферы труда, где потребность в работниках растет. Это занятость в сфере информационной деятельности и частнопредпринимательских услугах. Растет и потребность в работниках, занятых обслуживанием и ремонтом вычислительной техники.

Потребность в оплачиваемой работе из-за снижения жизненного уровня у большинства населения остается значительной. Большая часть трудовых ресурсов по-прежнему активно выступают на рынке труда, предлагая свою рабочую силу.

Представляется, что общая ситуация на региональном рынке труда может быть оценена как мало благоприятная для трудоспособного населения. Она является результатом сложного взаимодействия макрофакторов, формирующих спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Уровень ее резервирования на предприятиях требует от органов службы занятости продуманной политики управления занятостью всех слоев и групп населения региона, в том числе и действенной профориентационной политики.

В значительной мере итоговые показатели рынка труда складываются под влиянием масштабов движения рабочей силы и рабочих мест, и, прежде всего – масштабов контингента, выходящего на рынок труда, и противостоящих им вакантных рабочих мест.

Рыночные преобразования в экономике региона существенно повлияли и на профессионально-квалификационную структуру занятых, вызвали изменения в масштабах и отраслевой структуре спроса на рабочую силу. Реструктуризация профессионального состава рабочей силы, с одной стороны, способствовала преодолению сверхиндустриального типа занятости, сложившегося в регионе в период планово-централизованной экономики, что само по себе неплохо. С другой – сокращение численности занятых практически во всех профессиональных группах происходило беспорядочно. В связи с этим результаты произошедших изменений следует оценивать скорее как размывание профессиональных структур, а не как позитивное преобразование архаичных структур в постиндустриальные. Отметим, что рыночные реформы в большей степени сказались на сокращении потребности в рабочей силе двух крупных профессиональных групп, характерных для занятости индустриального типа: ИТР и рабочих-станочников, заставив их адаптироваться к рынку. Усилилась межпрофессиональная миграция, в результате которой значительное число инженерно-технических работников (в том числе высвобожденных) приобрели актуальную рыночную профессию, сменив вид трудовой деятельности. Вынужденную профессиональную мобильность демонстрировали работники науки и научного обслуживания. Объективные обстоятельства (недофинансирование этого сектора, низкая заработная плата) побудили наиболее активных представителей этой сферы кардинально менять свою профессиональную принадлежность и вид деятельности, что не могло не сказаться на научно-техническом и творческом потенциале региона. Сегодня в РФ при сокращение числа занятых в науке более чем вдвое уровень безработицы среди научных работников остается одним из самых низких среди всех профессиональных групп – около 3%. Иной характер носила трудовая мобильность рабочих, имеющих профессии индустриального типа. Из-за существенного спада производства в отраслях реального сектора экономики региона сузились возможности их трудоустройства при потере работы. В силу специфики характера труда и относительно высокого уровня образования трудовая мобильность рабочих массовых профессий осуществлялась, как правило, по замкнутому циклу внутри традиционных для них видов деятельности. Увольняясь с одного предприятия, они устраивались на другое по той же или сходной специальности. Региональная система профессионального образования, естественно, реагировала на колебания спроса на рабочую силу. В большей степени это относится к учреждениям высшего и среднего профессионального образования: менялись структура образовательных заведений, сроки, программы, методы и формы обучения.

Вместе с тем изменение спроса на рабочих в промышленности поставило в сложное положение учреждения профессионально-технического обучения. Запаздывающая перестройка системы профессиональной подготовки рабочих кадров усугубила положение на некоторых профессиональных сегментах рынка труда Красноярского региона, сделала еще более ощутимой нехватку высококвалифицированных рабочих кадров, которая может увеличиться при переходе к экономическому росту.

Следует отметить тот факт, что сокращение масштабов подготовки кадров происходит в нашей стране без увязки с перспективными потребностями экономики, что повышает опасность перепроизводства кадров по ряду традиционных специальностей, а значит, и возможность увеличения безработицы среди лиц ими владеющих. Поэтому к моменту завершения обучения выпускники образовательных учреждений не застрахованы от безработицы. Учреждения образования сегодня вынуждены формировать новые, нетрадиционные формы обучения (дистанционное, экстернат), а значительная часть студентов, руководствуясь конъюнктурными соображениями, получать второе высшее образование. Все это свидетельствует о просчетах в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям.

Относительно высокий доход, получаемый от работы, стал основным стимулом межотраслевых и межпрофессиональных перемещений, отодвинув на второй план такие мотивы выбора рабочего места, как удовлетворенность характером и содержанием труда, степенью их соответствия полученному профессиональному образованию. За исключением относительно небольшой группы работников перспективных рыночных профессий движение рабочей силы нередко осуществляется с потерей профессиональной квалификации. В результате этого региональный рынок труда в профессионально – квалификационном плане сильно деформирован, особенно в части соответствия уровня квалификации, объективно необходимого для выполнения той или иной работы, реальной профессиональной подготовленности индивида. Представляется, что прогнозные оценки профессионально-квалификационного состава рабочей силы, базирующиеся только на учете спроса работодателей, могут дать искаженное представление о необходимой для эффективного функционирования экономики потребности в работниках с различным уровнем профессионального образования. Многочисленные объявления о приеме на работу убедительно свидетельствуют о завышенных притязаниях многих работодателей (прежде всего в частом секторе) к уровню профессиональной подготовки привлекаемой рабочей силы. Исследования указывают на то, что наличие высшего образования все чаще выдвигается в число обязательных условий трудоустройства даже на рабочие места с относительно несложными трудовыми функциями. Этот факт существенно влияет и на уровень потребности экономически активного населения в получении образования.

Сегодня в регионе уровень безработицы экономически активных граждан с высшим и неполным высшим образованием – самый низкий по сравнению с другими группами населения (9,1% на 01.08.04 г.). С народнохозяйственной точки зрения их трудовой потенциал используется недостаточно эффективно, если учесть значительные затраты на подготовку таких специалистов. Те работодатели, которые могут оплачивать труд на относительно достойном уровне, отбирают «готовых» специалистов, не обременяя себя затратами на профессиональную подготовку кадров. Это лишний раз подтверждает, что потребность предприятий и организаций в работниках с высшим и средним образованием в сложившихся условиях может быть, скорее всего, завышенной, а значит не может служить основой для определения масштаба и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования.

Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор вариантов, развивается система альтернативных прогнозов.

Неизбежная структурная перестройка, влекущая за собой существенные изменения в составе занятых, требует серьезного научного обоснования (прогноза). Именно прогнозы должны стать базой для разработки государственной политики занятости прежде всего в области, связанной с проведением активных мер по регулированию рынка труда (профессиональной ориентацией, профессиональной подготовкой, трудоустройством граждан в соответствии с имеющейся профессиональной квалификацией). Чрезвычайно важны прогнозы развития профессионального образования всех уровней, особенно с длительным периодом обучения, поскольку они касаются:

·       удовлетворения потребностей отраслей региона в кадрах;

·       оптимального сочетания источников финансирования образовательных услуг;

·       рационального использования труда молодежи и т. д.

Отметим, что многие экономически развитые страны в числе макроэкономических прогнозов включают прогноз профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу. Лидером здесь являются США, которые составляют такие прогнозы на протяжении последних 50 лет, регулярно публикуя их результаты. За эти годы в США создана опирающаяся на современные методологические подходы и хорошо организованная информационно-статистическая база системы прогнозирования занятости. Американский опыт прогнозирования профессионально-квалификационного состава рабочей силы представляет большой интерес.

На наш взгляд, именно прогнозирование спроса на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе должно стать органичной частью системы макроэкономического прогнозирования и выполняться структурами, определяющими на перспективу основные параметры социально-экономического развития территорий, включая занятость и рынок труда. Очевидно, что для повышения степени достоверности прогнозов общей и дополнительной потребности в рабочей силе по профессиям необходимо усовершенствовать методологию расчетов, расширить круг используемых статистических данных и горизонт прогнозирования. Еще одним препятствием, снижающим достоверность прогнозов профессионально-квалификационного спроса на рабочую силу, является отсутствие необходимой и достоверной информации для их разработки.

Общеизвестно, что региональный рынок труда является одним из наиболее сложных экономических механизмов согласования интересов наемных работников и работодателей. Спрос и предложение на нем дифференцированы, а сам он крайне несовершенен. Довольно ограничен инструментарий, с помощью которого можно осуществлять регулирование регионального рынка труда, и Красноярский край не является здесь исключением. В связи с этим точный и достоверный прогноз состояния рынка труда становится едва ли не самым главным инструментом для его регулирования.

Ценность прогноза в том и заключается, что он позволяет оценивать развитие ситуации в будущем. Основу прогнозов социально-экономического развития составляет система демографических, социальных, научно-технологических и других прогнозов отдельных сфер экономики.

Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением величины спроса к уровню предложения рабочей силы и показывает состояние напряженности на изучаемом рынке. Для прогнозирования данного показателя для рынка труда Красноярского края необходим ряд исходных данных:

·       совокупное ежегодное предложение рабочей силы на рынке труда края;

·       структура совокупного предложения рабочей силы в разрезе территорий;

·       структура предложения рабочей силы в каждой территориальной единице.

Располагая величиной общего совокупного предложения претендентов на рабочие места[1] в крае в течение 2000 – 2003 гг., информацией о вакансиях работодателей, показателями социально-экономического развития края, специалистами Института управления и бизнес-технологий, специалисты разработали методику прогнозирования спроса и предложения на рабочую силу с учетом отраслевой, территориальной и профессиональной ее структуры, построили прогноз численности желающих найти работу (предложения) на рынке края (рис. 2) на период до 2010 г.

 

Рис. 2. Прогноз конъюнктуры рынка труда Красноярского края

По результатам прогнозирования сделаны следующие выводы:

1.  Если экономика Красноярского края будет развиваться по сценарию экономического роста, то напряженность на рынке труда края, т.е. количество претендентов на одну вакансию, будет снижаться достаточно быстро. Данный вариант развития приведет к тому, что к 2008 г. рынок труда края достигнет точки равновесия (табл. 1).

2.  Если экономика края пойдет по инерционному пути развития, то напряженность на рынке труда края не опустится ниже уровня 3, т. е. в среднем на одну вакансию будут претендовать три кандидата.

Таблица 1

Прогноз коэффициента напряженности на рынке труда Красноярского края

Вариант прогноза

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Инерционный

4.4

4.3

4.1

3.8

3.6

3.3

3.1

Экономический рост

2.8

2.5

2.3

1.1

1.0

0.9

0.5

 

Располагая величиной общего предложения рабочей силы в крае, можно рассчитать структуру предложения на рынке труда края в территориальном разрезе. Прогнозирование конъюнктуры рынка труда Красноярского края показало, что территории региона резко дифференцированы как по уровню спроса на рабочую силу, так и по уровню предложения рабочей силы. На рисунке 3 отображены прогнозные уровни исследуемых показателей на региональном рынке труда в 2004 г., определенные по варианту экономического роста. На карте Красноярского края выделены шесть групп территорий, отличающиеся между собой соотношением величины спроса и предложения на рабочую силу (рис. 3). Наибольший уровень спроса на рабочую силу и одновременно уровень предложения рабочей силы ожидается в Центральной (третьей) группе районов. Средняя величина спроса к 2004 г. на рабочие кадры для территорий данной группы составит 542 человека, в то время как количество лиц, желающих найти работу, – 1354 человека. Коэффициент напряженности на рынках труда районов данной группы составит 2,5 претендента на одну вакансию.

На том же уровне напряженности на рынке труда будет находиться г. Норильск, в котором уровень предложения и спроса является вторым по величине в крае. Несмотря на то, что уровень предложения рабочей силы в Южных районах края (первая группа) почти в три раза ниже, чем в районах третьей и шестой группы, коэффициент напряженности для группы Южных районов остается на том же уровне – 2,5 претендента на одну вакансию. Такой результат объясняется тем, что величина спроса на рабочую силу на рынках труда данных территорий почти в три раза меньше, чем в Центральных районах и на Крайнем Севере.

 

 

Рис. 3. Карты прогноза средней плотности спроса и предложения
на рынке труда Красноярского края к 2004 г.

 

Максимальная напряженность на рынках труда ожидается для территорий, попавших в четвертую группы. Для них коэффициент напряженности составит 3 претендента на одну вакансию. Самые благополучные районы по уровню напряженности оказались в пятой группе. Для них коэффициент напряженности составит 2,2 претендента на одну вакансию.

Дифференциация территорий Красноярского края по секторам создает возможность для детального анализа ситуации на рынке труда каждого из выделенных сегментов и их территориальных образований. Оценка спроса в разрезе категорий и профессий, формирование совокупных величин спроса позволят определить структурированную потребность экономики территории (сегмента) в кадрах различных профессий.

Спрос, как известно, рождает предложение и должен быть удовлетворен. Вопрос состоит лишь в том, каковы источники и затраты на покрытие кадровой потребности территории того или иного уровня?

Перспективным источником удовлетворения кадровой потребности, особенно в разрезе новых, востребованных экономикой профессий, является сфера образовательных услуг. В связи с этим по результатам прогнозирования создаются возможности для:

·       «инвентаризации» существующих направлений подготовки специалистов действующими на территории территориального образования учебными заведениями;

·       корректировки объемов и направлений их образовательной деятельности с учетом выявленного спроса на востребованные экономикой территории профессии и специальности;

·       создания филиалов, способных подготовить (переподготовить) требуемых специалистов.

Решая профориентационные задачи, например, для претендентов какой-либо конкретной территории или ее образовательных учреждений, необходимо изучить прогнозную информацию по спросу и предложению на ее рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе, что позволит сделать конкретные выводы.

Например, в состав выделенных и близких по величине спроса на специалистов территориальных групп 1, 2 и 5 (см. рис. 3) попали территории Енисейского, Курагинского районов, а также территория г. Минусинска. Анализ отклонений по прогнозам спроса и предложения в разрезе традиционных профессиональных групп по этим территориям указывает на наличие дополнительной потребности в кадрах категории «служащие» в Енисейском районе. Так, в период 2007 – 2010 гг., экономике района потребуются специалисты в сфере бухгалтерского учета и сельского хозяйства, педагоги. Предложение инженерных профессий устойчиво будет опережать спрос.

Совершенно иная картина возможна на рынке труда «служащих» и «ИТР» Курагинского района. Согласно данным прогноза, предложение в разрезе профессий указанных категорий будет стабильно опережать спрос. На территории г. Минусинска возможен рост потребности в специалистах в сферах строительства и вычислительной техники. К 2010 г. следует ожидать увеличения потребности в бухгалтерах, библиотекарях, медицинских работниках и педагогах.

В течение всего периода прогнозирования на данной территории зафиксирован стабильный рост потребности в специалистах-менеджерах. Что касается сферы экономики, то на всех отмеченных территориях потребность в кадрах на данные рабочие места (экономисты) останется ниже предложения кадров. Возможно, при насыщении спроса величина отклонений к 2010 г. несколько уменьшится.

В категории «рабочие» увеличится потребность в:

·     токарях и газоэлектросварщиках, слесарях и плотниках, электромонтерах и электромеханиках (во всех территориях);

·     машинистах, работниках сферы бытового обслуживания, поварах, продавцах и портных (г. Минусинск);

·       рабочих строительных и сельскохозяйственных профессий (Енисейский район) и др.

Для разработки рекомендаций учреждениям профессионального образования всех уровней подготовки и претендентам на рабочие места и для выбора сфер их деятельности необходим детальный анализ результатов полученных прогнозов.

По прогнозам на территории г. Красноярска ожидается некоторый, хотя и небольшой, прирост потребности в специалистах в сфере информационных технологий и вычислительной техники. Рынок данных профессий закрывается выпускниками большого числа образовательных учреждений, действующих на территории города. Дополнительная потребность в кадрах этих профессий связана с ростом технического уровня производства, внедрением новых телекоммуникационных систем и программных продуктов высокого уровня. Это потребует от образовательных учреждений края не только расширения спектра направлений подготовки специалистов данной группы профессий, но и переподготовки уже занятых на производстве кадров.

Среди лиц рабочих профессий в г. Красноярске (по данным прогноза) будут востребованы специалисты в основном всех профессий. Это связано с отраслевой структурой городской экономики, уровнем качества жизни населения, развитием отраслей городской сферы услуг и др. факторами. Однако, например, пессимистичнее выглядит прогноз потребности в рабочих кадрах на территории Манского района. Востребованы будут рабочие кадры, имеющие профессии строительного профиля.

Такая картина характерна для большинства сельских территорий Красноярского края и требует переориентации его населения по уровням и направлениям подготовки.

В связи с этим принятие решений в сфере занятости территориальных образований различного уровня должно опираться на прогнозные оценки развития рынка труда каждой территории. В отношении прогнозных оценок по новым формам отчетности центров занятости населения, содержащим требуемые работодателями новые профессии, можно отметить следующее:

·       наибольшим спросом будут пользоваться высококвалифицированные специалисты в различных областях знаний: менеджменте, маркетинге, логистике, экономике труда и трудовых отношений, юриспруденции, специалисты в области естественных и инженерных наук и пр.

Это определяет и обосновывает рост потребности населения в образовательных услугах, несмотря на сложную ситуацию с занятостью на рынке труда территории.

Рост образовательного уровня населения способен обеспечить выполнение намеченной программы социально-экономического развития Красноярского края до 2010 г. Все отмеченное выше требует от органов государственной службы занятости населения эффективной профориентационной работы среди всех слоев трудоспособного и экономически активного населения и, в первую очередь, среди молодежи, являющейся основным резервом для выполнения плановых обязательств экономики края.

 

Список литературы

 

1. Профессиональная ориентация молодежи с учетом тенденций развития экономики Красноярского края и отдельных ее отраслей на 2004-2010 годы / ИУБТ КГТУ, ДФГСЗН Красноярского края. Красноярск, 2003.

 

 



[1] По данным территориальных ЦЗН Красноярского края