Психологическая диагностика
профессиональной ориентации молодежи

В. В. Лукин

доктор педагогических наук, профессор,
директор Балашихинского ЦЗН Московской области

Е. В. Тихонова

доктор социологических наук, профессор
Государственного университета управления, г. Москва

В. В. Лукин

Аспирант Государственного университета управления, г. Москва

Проблемы профессиональной ориентации молодежи, впервые вступающей на рынок труда, связаны как с объективными трудностями в выборе будущей профессии, так и с субъективными сложностями индивидуальной адаптации к новой социальной среде. В числе наиболее важных объективных факторов, влияющих на сложность выбора профессии, следует выделить отсутствие школьной подготовки выпускников к самостоятельной деятельности. Несмотря на многочисленные обсуждения этого вопроса на всех уровнях, школа, видимо, еще не скоро сможет отойти от традиционного взгляда на свою основную задачу как на передачу молодежи стандартной суммы знаний и признать необходимость обучения практическому применению этих знаний в конкретных видах труда. Поэтому молодой человек, начиная поиски работы, не имеет реального представления о состоянии рынка труда и не может объективно оценить соответствие своих потребностей с возможностями их удовлетворения, которые предоставляет этот рынок. Отсюда завышенная самооценка, преувеличение своих способностей и иждивенческая позиция по отношению к выполнению трудовых обязанностей. Невозможность мгновенного осуществления своих надежд и необходимость серьезных усилий для овладения престижной профессией, как и жесткая конкуренция на рынке труда, становятся для большинства полной неожиданностью, порождая разочарование и неуверенность в себе. Следствием информационного невежества является формирование пассивной жизненной позиции. Поэтому необходимость дополнительной информации о состоянии рынка труда особенно актуальна, причем такая информация должна быть не одноразовой, а регулярной, и представляться в максимально полном виде. Кроме того, форма подачи информации должна учитывать специфику молодежной аудитории. В этой ситуации основное значение приобретает работа сотрудников центров занятости населения, которые в наиболее полной мере обладают такой информацией. Существенную помощь сотрудникам ЦЗН в этой деятельности могут оказать специалисты в области социальной психологии.

Примером такого эффективного сотрудничества является работа по психологической диагностике профессиональной ориентации молодежи, которую с начала 2003 г. осуществляют специалисты Балашихинского центра занятости населения и сотрудники кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления в рамках совместной научно-исследовательской программы. Предварительное изучение отношения выпускников средних учебных заведений города Балашихи показало, что все школьники высказали готовность к сотрудничеству со специалистами в области профессиональной ориентации. Большой интерес вызывают «уроки занятости», на которых проводится анализ рынка труда. Трудно переоценить значимость информации, которая предоставляется выпускникам школ на этих занятиях, поскольку в настоящее время это единственный источник реальных сведений о спросе на конкретные профессии и возможностях приложения своих способностей на рынке труда. Кроме того, именно в рамках «уроков занятости» молодежь имеет возможность встретиться с представителями предприятий и учебных заведений, заинтересованных в привлечении будущих работников и студентов. Такое расширение круга взаимодействующих агентов рынка труда способствует формированию реального понимания ситуации не только выпускниками, но и самими работодателями. Здесь закладываются основы будущего сотрудничества всех заинтересованных сторон потребителей рабочей силы, структур, работающих в области трудоустройства населения, и будущих работников.

Однако реальное знание ситуации на рынке труда еще недостаточно для эффективного его освоения. Во многих случаях выбор профессии не связывается в сознании выпускника с оценкой своих индивидуальных возможностей, а лишь показывает его отношение к отдельным видам профессиональной деятельности. По данным многочисленных социологических исследований, практически все студенты после первого года обучения в высших учебных заведениях отмечают несоответствие своих ожиданий и реальной ситуации. Что касается молодежи, начинающей самостоятельную профессиональную деятельность, то здесь это расхождение еще больше. Можно с уверенностью говорить о наличии психологического «синдрома выпускника», который объективно связан с началом самостоятельной жизни вчерашних школьников. Его последствия могут серьезно повлиять на всю будущую как профессиональную, так и личную жизнь человека, надолго определив его жизненную позицию. В этой ситуации основное значение имеет работа психолога центра занятости населения, который может и должен оказывать помощь тем, кто нуждается в совете и консультации.

Работа по психологической диагностике профессиональной ориентации молодежи строится на приоритете оценки личностных качеств каждого выпускника и их учете при составлении рекомендаций по выбору будущей сферы деятельности. Психодиагностические методы выявления индивидуальных особенностей позволяют оценить перспективы развития личности в соответствии с желаемой профессией и поставить «психологический диагноз»: возможности и способности консультируемого в этой области. Такая оценка позволяет молодежи реально представить свое место на рынке труда, правильность выбранной профессии, а также степень необходимых затрат и усилий на развитие необходимых качеств и приобретение знаний и опыта. Учет личностных качеств каждого клиента ЦЗН позволяет оптимально взаимодействовать с работодателями, поскольку при направлении на замещение вакантной должности любого уровня учитываются требования не только к профессиональному и квалификационному уровню кандидата, но и определенному комплексу качеств личности. Несоответствие кандидата требованиям работодателя по этим позициям причина большого числа отказов от принятия на работу.

Разработанная в рамках совместной научно-исследовательской программы "Методика психологической диагностики профессиональной ориентации личности" направлена на решение следующих задач:

·       помощь в определении наиболее перспективных профессий с позиции соответствия их содержания личным качествам претендента;

·       психологические консультации по снятию ролевого напряжения и психологических стрессов у не сумевших устроиться на работу или поступить в желаемое учебное заведение, а также у не умеющих самостоятельно определиться с выбором профессиональной сферы труда;

·       психологическая экспертиза причин внутриличностных конфликтов, не позволяющих выпускнику среднего учебного заведения реально оценить отношение к своим способностям и возможностям, помощь в формировании реальной самооценки;

·       составление "психологического портрета" социальной группы молодежи, вступающей на рынок труда, с целью разработки эффективных методов по их профессиональной ориентации.

Выбор тестовых методик для работы с молодежью является не случайным. Во-первых, они позволяют получить сопоставимые количественные характеристики тестируемых и использовать эти данные в работе сотрудников ЦЗН, кадровых служб предприятий, выступающих в роли работодателей, а также всех организаций, связанных с решением социальных проблем занятости молодежи. Во-вторых, в отличие от социологических процедур, которые часто являются громоздкими и дорогостоящими, а также требуют постоянного привлечения специалистов, психодиагностические методики имеют ряд существенных преимуществ. Их инструментарий практически не устаревает, поскольку личностные качества человека существенно не меняются с изменением социальной среды. Кроме того, тесты не нуждаются в корректировке при проведении повторных измерений, что необходимо при социологическом мониторинге. Достоверность полученных данных зависит от качества инструмента, а не от позиции тестируемого, поскольку в психологических процедурах отсутствует ориентация на социальные эталоны и практически не действует социальный контроль. Содержание ответов в тестах зависит лишь от вкусов и взглядов отвечающего, а, как известно, хороших и плохих вкусов не существует. Большое значение имеют простота и оперативность обработки результатов тестирования, что позволяет в короткие сроки обучить персонал ЦЗН без дополнительных затрат получению специальных знаний по использованию этих методов в своей работе. Таким образом, представленная психологическая методика существенно повышает информативность деятельности всей службы занятости населения и содержательно расширяет ее сферу.

Разработанная методика учитывает специфические особенности молодежной аудитории: возраст, недостаточную социализированность, ориентацию на референтные группы (сверстники, родители, авторитетные старшие и другие) и ряд индивидуальных специфических показателей, характерных для этой социальной группы. Тестирование осуществляется с применением батареи тестов, включающих различные показатели.

1. Тест по определению профессиональных приоритетов выпускников средних учебных заведений

Разрабатывается с учетом сведений, полученных при предварительном опросе выпускников в рамках проведения «уроков занятости». Он позволяет получить представление о рынке труда глазами выпускников, оценить степень соответствия этих представлений реальной ситуации и выделить группы наиболее предпочтительных («приоритетных») профессий. Такое знание позволяет работникам центра занятости населения составить прогноз уровня конкуренции по вакансиям, имеющимся в различных профессиональных сферах, оценить виды дефицитных рабочих мест и своевременно разработать меры по переориентации части потенциальной рабочей силы. Разработка теста осуществляется психологом ЦЗН для каждого конкретного тестирования группы молодежи и учитывает ситуацию на рынке труда, уровень зрелости группы тестируемых (учащиеся старших классов, выпускники), объем необходимой информации и ее содержание. Поэтому текст опросника может варьироваться и не задается заранее в полном объеме. В определенных пределах может изменяться степень сложности формулировок вопросов, составляющих содержание теста. Они учитывают возраст аудитории, актуальность проблемы профессиональной ориентации для этой группы и уровень подготовки к восприятию тестовых вопросов. В то же время эти вариации осуществляются в рамках стандартных блоков, позволяющих выяснить профессиональные приоритеты молодежи и оценить степень их выраженности. Такими блоками являются:

·       направленность на конкретные виды профессиональной деятельности (управленческая, консультативная, исполнительская, производственная, обслуживающая и т. п.) и группы профессий (рабочие, инженерные, экономические, творческие и т. п.);

·       устойчивость профессиональных приоритетов (готовность отказаться от выбора при определенных условиях или уверенность в его правильности);

·       группы факторов, влияющие на профессиональный выбор (социальные агенты влияния и референтные группы), и их расположение по степени такого влияния;

·       комплекс социальных ожиданий от приобретения избранной профессии или специальности (уровень материального благополучия, статусное положение, возможность самореализации и т. п.);

·       блок специфических вопросов, включающийся специалистом ЦЗН, ответственным за работу по профессиональной ориентации молодежи, в соответствии с конкретной ситуацией и потребностями службы занятости населения в информацию об уровне и содержании профессиональных притязаний молодежи.

2. Тест по определению уровня знакомства учащихся с будущей профессией

Разрабатывается с целью выявления устойчивости интереса выпускников к выбранной специальности или профессии. Он позволяет оценить степень знакомства выпускников учебных заведений и учащихся старших классов с выбранной профессией и готовность к овладению ею. В сочетании с результатами предыдущего теста он показывает устойчивость стремления молодежи к работе именно по данной специальности и степень зрелости такого решения. Он разрабатывается с учетом реальной ситуации на рынке труда к моменту тестирования и включает следующие основные блоки вопросов:

·       перечень блоков профессий, различающихся по качественным параметрам;

·       перечень наиболее важных профессиональных знаний и умений, определяющих содержание профессии, и уровень необходимой профессиональной подготовки;

·       оценка престижности выбранной профессии и предполагаемый уровень конкуренции на рынке труда;

·       оценка собственных качеств, позволяющих успешно овладеть профессией и конкурировать с другими претендентами;

·       перечень возможных профессий и специальностей, которые могут быть избраны при невозможности овладения желаемой профессией.

3. Тест определения направленности личности

Является стандартным психодиагностическим инструментом определения общей направленности личности в профессиональной сфере. Его использование диктуется необходимостью выявления основных целей молодежи, реализация которых связана с профессиональной деятельностью. В процессе тестирования выделяются три основные группы направленности личности:

·       направленность на себя ("Я-направленность") ориентация на прямое вознаграждение, сильная материальная заинтересованность и стремление к максимальному и немедленному удовлетворению своих потребностей безотносительно к потребностям находящихся рядом. Склонность к индивидуальной деятельности, агрессивность и эгоизм. Этот показатель очень важен для определения степени успешности работы в команде или занятости в сфере, связанной с необходимостью подчинения или поиска компромисса;

·       направленность на общение ("О-направленность") ориентация на совместную деятельность, готовность к контактам, дружескому общению, зависимость от группы. Данная характеристика личности свойственна людям, успешно работающим в коллективе, с высоким уровнем исполнительской дисциплины, но не проявляющим инициативу и постоянно нуждающимся в помощи, одобрении и указаниях руководителя;

·       направленность на дело ("Д-направленность") ориентация на выполнение задания, заинтересованность в решении деловых проблем, стремление отстаивать свое мнение, готовность пренебречь личными отношениями в интересах дела. Люди такого типа обладают способностями к самостоятельной предпринимательской деятельности и наилучшим образом реализуют себя в сфере, требующей высокой степени риска и ответственности за свои действия. Обычно это качество проявляется наряду с ярко выраженным потенциалом лидера, что создает дополнительные трудности при неудачах на первых этапах профессиональной карьеры.

Итоговая оценка тестируемого с позиции предпочтительного профессионального выбора и оценки степени его успешной реализации представляет собой интегральный показатель результатов по всем приведенным тестам, включающий как объективные характеристики (уровень знаний в профессиональной области и степень зрелости принятого решения, психологические качества личности), так и субъективные содержание и устойчивость представлений о своем профессиональном будущем, готовность к определенным усилиям по достижению поставленной цели и т. п.

Апробация разработанной методики в рамках уроков занятости в 26 школах, проведенных специалистами Балашихинского центра занятости населения, подтвердила ее эффективность.

На ее основе была получена информация о наиболее перспективных и предпочтительных сферах профессиональной деятельности с точки зрения выпускников средних школ 2003 г. и учащихся старших классов, что позволило выявить уровень потенциальной конкуренции в отдельных сегментах рынка труда. Эта информация используется при разработке мер по переориентации части молодежи на другую профессиональную деятельность с учетом потребностей города. Был выделена группа профессий (в основном рабочих) с низким уровнем востребованности, которые в то же время являются необходимыми для нормального функционирования городской производственной структуры. В настоящее время определяется направление работы по повышению привлекательности этих профессий. Результаты исследований доводятся до сведения руководителей промышленных организаций с преобладанием потребности именно в этих профессиях в рамках совместных консультаций со специалистами ЦЗН.

Выделение референтных групп влияния позволили расширить круг участников уроков занятости. На них приглашаются как руководители кадровых служб предприятий и представители учебных заведений, так и родители выпускников (в качестве и гостей, и участников обсуждений). Присутствие последних преследует две цели приобщение выпускников к опыту и знаниям старшего поколения, а также просвещение родителей, как в области интересов своих детей, так и в области реальной ситуации на рынке труда, которую многие родители представляют себе упрощенно. Установление таких деловых контактов повышает степень доверия к получаемой информации о состоянии рынка труда, заставляет более серьезно подходить к выбору будущей профессии, а для работников ЦЗН является источником сведений о состоянии целевых молодежных сегментов рынка труда.

Большое значение имеет выделение группы элитных профессий, которые дают их обладателю наибольшее, по мнению молодежи, количество материальных и социальных благ. Обычно такие представления не совпадают с действительностью, но в сознании молодого человека превалирует именно такой деформированный взгляд на рыночную ситуацию. Соответственно поведение, направленное на достижение желаемой цели (устройство на престижную должность или поступление на престижные факультеты высших учебных заведений), выглядит неадекватным и не позволяет этой цели добиться. В одном случае молодой человек существенно завышает достоинства выбранной профессии или места работы, в другом занижает затраты и усилия, необходимые для ее овладения. Как правило, результат один стрессовое состояние, ощущение обмана и униженности, социальная апатия. Предварительная подготовка и консультации специалиста-психолога помогают разрешить эти конфликты, готовят молодежь к самостоятельному и ответственному выбору своей дороги в жизни.

Экспериментальное внедрение разработанной методики позволило выявить существенное изменение отношения молодежи как к содержанию деятельности ЦЗН в целом, так и к сотрудничеству со специалистами в области психологии. Если до проведения тестирования большинство выпускников и учащихся старших классов считали, что службы занятости населения работают в основном с неудачниками и рабочими с низким уровнем квалификации, то после участия в уроках занятости и прохождения ряда психологических консультаций престиж ЦЗН существенно повысился, а готовность к сотрудничеству возросла. Особо следует отметить, что в ходе опросов после проведения тестирования школьники высказывали благодарность за приобретенные знания и интересовались возможностью получения индивидуальных консультаций по вопросам дальнейшего обучения или работы. Такие результаты показывают начало очень важного процесса изменения имиджа служб занятости населения в младшей группе трудоспособного населения. Устойчивость отмеченных тенденций во многом зависит от работы самих специалистов данных служб, связанной, в первую очередь, с расширением привычных функций и внедрением новых технологий в работу с населением.