ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЫНКОВ ТРУДА
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

М. М. Кодзоков

Руководитель Департамента Федеральной Государственной службы
занятости населения по Кабардино-Балкарской Республике
zankbr@kbrnet.ru

Новый курс России к демократии, правовому государству, рыночной экономике, связанные с этим коренные изменения к требованию качества рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалифицированному уровню поставили перед обществом непростые задачи.

Одной из них является необходимость реформы системы российского образования, которая обуславливается рядом социальных и экономических проблем, в частности, несоответствием спроса и предложения специалистов на региональных рынках труда. Стоит задача сделать систему образования гибкой и адаптивной, отвечающей как потребностям и интересам личности, так запросам изменяющейся экономики и складывающегося рынка труда.

При этом особое значение должно придаваться:

Ø    подготовке конкурентоспособного на рынке труда и профессионально мобильного специалиста;

Ø    формированию сознательной мотивации к труду путем определения четких жизненных целей;

Ø    приобретению навыков предпринимательской деятельности и профессиональной конкуренции, присущей рыночной экономике;

Ø    обеспечению компьютерной грамотности, обусловленной необходимостью внедрения информационных технологий.

Органы власти республики осуществляют значительную работу по реформе образования. В ходе ее реализации обеспечивается сохранение всего позитивного, что накоплено отечественной системой образования, одновременно ведется поиск нового, что может обогатить накопленный опыт для динамичного развития образования народа. Осуществлена интеграция дошкольного и школьного образования, среднего и высшего профессионального образования. Все средние специальные учебные заведения вошли в состав местных вузов в качестве автономных структур с правом юридического лица. Это позволяет обеспечить прием в профессиональные учебные заведения различных ступеней всех выпускников школ, создает хорошую основу для многоуровневой и непрерывной системы образования и вертикальной мобильности обучающихся. В республике быстрыми темпами растет число студентов. Если в 1990 г. на 10 тыс. населения приходилось 113 студентов средних специальных учебных заведений и 156 студентов вузов, то в 2002 г. – соответственно 146 и 257.

Наряду с этим наши наблюдения свидетельствуют, что система профессионального образования республики медленно реагирует на происходящие изменения на рынке труда. Учебные заведения не всегда учитывают структуру кадрового спроса, зачастую готовят не тех, кто нужен, а тех, кого могут. Поэтому тщетно утверждать, что количество и качество подготавливаемых специалистов в должной мере отвечают текущим и перспективным требованиям жизни.

Достаточно привести несколько примеров. Сегодня из 23,0 тыс. безработных, зарегистрированных в органах занятости Кабардино-Балкарской Республике, каждый 3-й – с высшим и средним профессиональным образованием, каждый 12-й – с начальным профессиональным образованием.

Возникло противоречие между потребностями рынка труда в рабочих и специалистах определенных видов деятельности и перепроизводством специалистов, в которых экономика республики не нуждается. Об этом свидетельствуют ежеквартальное обобщение данных и анализ занятости выпускников учебных заведений всех уровней по профессиям, специальностям, обратившихся в службу занятости по вопросу трудоустройства.

Недостаточно востребованными на рынке труда остаются специалисты экономического, юридического и социально-гуманитарного направления. Предложения по этим специальностям значительно превышает спрос. Так, анализ профессионально-квалификационного состава безработных и вакансий, предоставляемых работодателями в службу занятости, показывает, что на одно рабочее место бухгалтера претендует 167 чел., юриста – 152, экономиста – 119 чел., воспитателя детского сада – 301 чел. (данные на 1 июля 2004 г.).

Из 409 выпускников 2003 г. Терского сельскохозяйственного техникума, колледжа информационных технологий и экономики КБГУ, Кабардино-Балкарского экономико-правового лицея, Кабардино-Балкарского лицея «строитель», профессионального училища №3 по финансово-экономическим профилям 90 человек, или 22%, после получения диплома, обратились в органы службы занятости и получили статус безработных. А из 20 выпускников колледжа информационных технологий и экономики КБГУ по специальности «маркетолог» и 31 менеджера статус безработного получили соответственно 70 и 29% из 60 бухгалтеров Терского сельскохозяйственного техникума стали на учет 36 выпускников. В педагогическом колледже КБГУ по специальности «музыкальный руководитель» и в колледже информационных технологий и экономике по специальности «техник» остались без работы соответственно 40 и 31% выпускников.

Если учесть, что статистические показатели, которыми пользуются органы службы занятости при характеристике рынка труда, охватывает лишь зарегистрированных безработных граждан, которые составляют четвертую часть всех реальных безработных, то уровень дисбаланса спроса и предложения на квалифицированных специалистов с высшим и средним специальным образованием будет выше.

По этому поводу, выступая на собрании, посвященному 20-летию Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии Президент республики В. М. Коков заметил, что «переход экономики на рыночные отношения диктует необходимость подготовки специалистов совершенно иной формации, способных работать в новых условиях хозяйствования. Иначе говоря, уровень подготовки специалистов должен соответствовать современным требованиям рынка труда. В противном случае наши выпускники просто не будут востребованы жизнью, а чем это чревато, думаю, объяснять не надо».

Трудно не согласиться с выводами руководителя республики. Ибо для обеспечения такой связи профессиональное образование обязано ощутить себя неотъемлемой частью экономической системы, одним из ее структурных компонентов, который в значительной мере определяется тенденциями развития производства. И только потом, в зависимости от потребностей рынка труда, – реализовать себя как образовательная система, выполняющая функцию профессионального обучения и воспитания, подготовки молодого поколения к жизни и труду.

Диспропорция между структурой, объемами и профилями подготовки молодых специалистов и профессионально-квалификационной структурой спроса на рабочую силу является одним из существенных факторов, создающих количественные и качественные параметры дисбаланса.

На практике эта проблема частично решается путем согласования со службой занятости объемов и профилей подготовки кадров в образовательных учреждениях.

Так, при рассмотрении предложений по приему студентов в Кабардино-Балкарский госуниверситет и его колледжи были учтены наши замечания и уменьшены объемы подготовки молодых специалистов по профессиям «бухучет», «финансы», «правоведение».

С учетом ситуации на республиканском рынке труда нами согласованы объемы подготовки молодежи по новым специальностям: «комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем», «психология», «управление качеством», «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», «сервис бытовой радиоэлектронной аппаратуры», в колледже дизайна КБГУ – «парикмахерское искусство», «косметика и визажное искусство», «медико-профилактическое дело» – в медицинском колледже КБГУ, имеющим спрос на рынке труда.

В целях совершенствования работы с молодежью и профилактики безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования Департамент ФГСЗН по КБР совместно с Министерством образования и науки КБР разработали в 2003 г. программу, предусматривающую комплекс мер по содействию трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования. В рамках реализации этой программы по предложению департамента службы занятости был апробирован курс «Технология поиска работы» в трех учебных группах профессионального лицея №3 г. Нальчика. Данная программа одобрена Министерством образования и науки КБР и рекомендована для учебного процесса образовательных учреждений начального профобразования. Сейчас решается вопрос о ее внедрении и в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.

Совместно с Республиканской молодежной ассоциацией юных лидеров «Лидер-центр Кабардино-Балкарии» разработан проект «Найди свое место под солнцем» для содействия решению проблем трудоустройства и социальной адаптации молодежи на рынке труда.

Анализ республиканского рынка труда свидетельствует, что в числе вакансий, предъявленных работодателями на 1июля 2004 г., доля рабочих мест составляет 90%, каждый третий нужен на предприятиях промышленности, каждый 8-й – в сельском хозяйстве, каждый 10-й – в строительстве, на транспорте и бытовом обслуживании населения. В половозрастном разрезе рынок труда характеризуется избытком женских трудовых ресурсов, которые среди безработных составляют 80%, каждая третья – в возрасте 16-29 лет. Имеет место устойчивая тенденция роста безработицы в республике. Так, численность безработных граждан на июль 2004 г. возросла на 30% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составила 23,0 тыс. чел.

Несмотря на то, что с каждым годом растет потребность в квалифицированных рабочих кадрах, учреждения начального профессионального образования республики с 1992 г. сократили их подготовку более чем на треть. Поэтому при активном содействии ЦЗН свыше 500 выпускников общеобразовательных школ обучаются рабочим профессиям в стационарной системе профобразования. Министерство образования и науки республики ежегодно предоставляет учебные места по более чем 20 профессиям (специальностям) для безработной молодежи в профессиональных лицеях и училищах по направлению органов службы занятости.

Важной формой снижения уровня дисбаланса, повышения мобильности рабочей силы на региональном рынке является деятельность органов занятости по профессиональному обучению и переобучению безработных граждан.

Анализ численность безработных граждан республики, состоящих на учете, свидетельствует, что каждый второй из них нуждается в профессиональной подготовке. Это, прежде всего, граждане, не имеющие профессии (специальности), выпускники общеобразовательных школ, граждане, допустившие длительный перерыв в работе, а также состоящие на учете в службе занятости более года.

В связи с этим сформированная система профессионального обучения безработных граждан является гибким и мобильным звеном в сфере непрерывного образования. Она представляет собой совокупность взаимодействующих нормативно-правовых актов, преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; предоставление безработным гражданам широкого спектра образовательных услуг, направленных на повышение конкурентоспособности, профессиональной мобильности, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения рабочей силы.

За последние два с половиной года возможность приобрести новую профессию, повысить квалификацию и пройти переподготовку, предоставлена около 6,3 тыс. безработным и незанятым гражданам.

Особое внимание уделяется организации обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы. Их доля в общей численности направленных на обучение составила свыше 80%.

К проблемной категории относятся женщины и молодежь. В течение 2002-2004 гг. органами службы занятости на профессиональное обучение было направлено около 4,5 тыс. граждан в возрасте 16-29 лет, женщин – свыше 2,8 тыс. человек. Профессиональное обучение является наиболее эффективным средством привлечения безработных к активному труду, более 90% из них находят работу по полученной профессии. Обучение осуществляется по профессиям, специальностям, видам деятельности более 40 наименований, из них около 80% составляют рабочие профессии.

Повышенным спросом на рынке труда при направлении на обучение пользуются водитель автотранспорта, парикмахер, электрогазосварщик, оператор котельной установки, паркетчик, повар, слесарь по ремонту автомобилей, пользователь ПЭВМ, бухгалтер АРМ, младшая медсестра по уходу за больными, массажист, секретарь-референт и др.

Эта работа строится на принципах социального партнерства органов службы занятости с органами управления образованием, образовательными учреждениями, работодателями. Департаментом ФГСЗН по КБР на конкурсной основе осуществлен отбор 30 учреждений начального профессионального образования, которые ведут обучение по 80 профессиям.

При этом предпочтение отдается образовательным учреждениям, располагающим лучшей материальной базой, компетентным персоналом инженерно-педагогических работников, современной учебно-программной документацией.

Выбор обсуждаемой темы не случаен. Сегодня, как никогда, актуально и остро перед молодым поколением встает проблема профессионального самоопределения. Оно может совпадать с выбором профессии, если молодой человек определяется с профессией в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Однако у многих молодых людей ценность профессионального образования стала в большей степени зависеть не от реальной потребности в специалистах соответствующего профиля на рынке труда, а от престижности модных специальностей. В результате молодой человек «выбирает» профессию непродуманно, случайно, по знакомству, отдавая дань общественной моде на данную профессию.

И как результат такие выпускники профессиональных учебных заведений начинают свою «трудовую» деятельность с получения статуса безработного. Ибо диплом не гарантирует трудоустройство, особенно если его обладатель получил неконкурентоспособную специальность, что в конечном итоге является ущербным как для личности, так и для общества. Поэтому время настоятельно диктует необходимость обучения молодых людей тому, как правильно ориентироваться на рынке труда, как найти свое место в жизни.

С целью выявления профессиональных предпочтений выпускников школ и выявления степени их соответствия потребностям рынка труда на протяжении ряда лет нами проводится выборочное анкетирование.

Обобщенные результаты анкетного опроса 2004 г. выглядят следующим образом.

Всего опрошено 2900 школьников из 44 школ республики, среди них 1562 девятиклассников и 1338 одиннадцатиклассников, в том числе 1040 сельских (каждый третий) и 1860 городских жителей. Выборка целевая, квотная, на последнем этапе отбора опрашивалась учебная группа (класс).

Результаты опроса показали, что основная масса респондентов намерена продолжить образование. Так, из общего числа опрошенных девятиклассников 66,5% собираются учиться в 10-м классе, 10% – поступать в колледжи и техникумы, 9% – учиться в ПУ и лицеях, 14,5% – еще не определились. Из числа опрошенных одиннадцатиклассников 62% намерены поступать в высшие учебные заведения, 15% – учиться в колледжах и техникумах, 6% – учиться в ПУ и лицеях, 2% – работать после окончания школы, 2% – служить в армии, остальные 13% от числа опрошенных школьников еще не определились.

 

Распределение ответов учеников девятых классов на вопрос
 «Чем Вы намерены заняться после окончания учебного года?»

 

Девятые классы

девочки

мальчики

город

село

город

село

Продолжить учебу в школе

71,5%

70%

68,4%

51%

Учиться в колледже (техникуме)

9%

11%

8,2%

14%

Учиться в ПУ или лицее

8%

10%

8%

10,3%

Еще не определился

11,5%

9%

15,4%

24,7%

 

Распределение ответов учеников одиннадцатых классов на вопрос
 «Чем Вы намерены заняться после окончания школы?»

 

Одиннадцатые классы

девочки

мальчики

город

село

город

село

Учиться в В У З е

68,7%

59,3%

60%

55%

Учиться в колледже (техникуме)

16%

20%

14,5%

9%

Учиться в ПУ или лицее

6,5%

5,8%

5,5%

6,5%

Работать

0,4%

2%

2%

3,5%

Служить в армии

-

0,8%

3,5%

6%

Еще не определился

8,4%

12,1%

14,5%

20%

 

Будущую профессию выбрали 54,7% девятиклассников и 69,6% одиннадцатиклассников, в т. ч. 58,6% сельских и 63% городских подростков от числа всех опрошенных.

При этом самыми популярными среди подростков являются профессии юриста, экономиста, программиста, бухгалтера, дизайнера, переводчика (лингвиста), автомеханика, повара, учителя. По сравнению с результатами аналогичных опросов прошлых лет существенно увеличился перечень профессий, выбираемых школьниками, возрос интерес к таким профессиям, как военнослужащий, инженер, музыкант, социальный работник, научный сотрудник, спасатель, журналист, железнодорожник и т. д. Список профессий, выбираемых учениками сельских школ, заметно короче списка профессий, выбираемых городскими школьниками. Крайне низок интерес к сельскохозяйственным профессиям – агроном, ветеринар, животновод, землеустроитель и т. д.

 

Распределение ответов учеников девятых классов на вопрос
 «Если Вы выбрали профессию, то что повлияло на Ваш выбор?»

 

Девятые классы

девочки

мальчики

город

село

город

село

Родители и другие родственники

28%

25%

23,2%

20%

Друзья, знакомые

4%

14%

4,8%

10%

Выбрал самостоятельно

62%

52%

66%

60%

Материальное положение в семье

2,4%

7%

1,2%

9%

Другие причины

3,6%

2%

4,8%

1%

 

Распределение ответов учеников одиннадцатых классов на вопрос
 «Если Вы выбрали профессию, то, что повлияло на Ваш выбор?»

 

Одиннадцатые классы

девочки

мальчики

город

село

город

село

Выбрал самостоятельно

63%

54%

61%

51%

Родители и другие родственники

24,4%

28%

27%

29,4%

Друзья, знакомые

5,3%

9%

6,7%

12%

Материальное положение в семье

5,6%

8%

4,3%

5%

Другие причины

1,7%

1%

1%

2,6%

 

В качестве критериев при выборе будущей профессии 54,7% 9-классников и 69,6% 11-классников отметили:

Ø          хорошую зарплату – 54,7% 9-классников и 49,2% 11-классников;

Ø          престижность профессии- 51,1% 9-классников и 59,2% 11-классников;

Ø          руководствовались интересом к выбранной профессии – 46,4% 9-классников и 39,2% 11-классников;

Ø          возможностью стать самостоятельным -40,2% 9-классников и 43,1% 11-классников;

Ø          возможностью трудоустройства – 30,9% 9-классников и 46% 11-классников;

Ø           полагают, что выбранная специальность соответствуют их возможностям и способностям, 29,5% 9-тиклассников и 24,1% 11-тиклассников;

Ø          последовали примеру авторитетного для них человека 9,6% 9-классников и 8,9% 11-классников;

Ø           руководствовались тем, что получение выбранной профессии не требует длительного обучения, 7% 9-классников и 4% 11-классников.

Ответы на вопрос “Если Вы не выбрали профессию, то по какой причине?” распределились следующим образом:

 

Девятые классы

Одиннадцатые классы

Не задумывался над этим вопросом

42,3%

38%

Не знаю, как выбрать профессию

27,3%

24%

Плохо знаю свои возможности

14,7%

13,3%

Мало знаю о профессиях

12%

16,5

Другой вариант

3,7%

8,2%

 

Получить помощь специалиста органов службы занятости в выборе профессии хотят 42,4% 9-классников и 32,6% 11-классников от числа всех опрошенных школьников.

Результаты опроса позволяют говорить о низкой информированности учащихся о мире профессий.

Таким образом, из анализа результатов опроса видно, что школьники по-прежнему плохо ориентируются на сложившемся в настоящее время рынке труда. Специалистам, занимающимся профориентацией в общеобразовательных школах, необходимо особенно обратить внимание на популяризацию рабочих профессий, т.е. профессий, востребованных на рынке труда.

Каждый год государственная служба занятости проводит профориентационные акции, в 2004 г. они прошли под девизом «Найди свое призвание», где выпускникам и их родителям предоставляется возможность ознакомиться с образовательными учреждениями, получить информацию о рынке труда, проконсультироваться у специалистов службы занятости, пройти различные компьютерные тесты, посмотреть профессиограммы.

С целью информирования несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (выпускников общеобразовательных городских и сельских школ республики) о рынке труда и рынке образовательных услуг, профессиях, специальностях, востребованных в отраслях экономики республики, об условиях приема абитуриентов в учебные заведения начального и среднего профессионального образования, пропаганды рабочих профессий Департаментом ФГСЗН по КБР совместно с Министерством образования и науки КБР ежегодно проводятся информационные “Ярмарки образовательных услуг”.

Во всех районах и городах республики проводятся профинформационные акции «Найди свое призвание». Всего участвовало в этих мероприятиях свыше 3,5 тыс. из 94 городских и сельских школ республики, среди них несовершеннолетняя молодежь в возрасте от 14 до 18 лет составила около 94% .

Для активного профессионального самоопределения учащихся предлагается ввести в рамках их обучения дополнительные учебные курсы: «Введение в мир профессий», «Профессиональное самоопределение», «Основы выбора профессии», «Технология карьеры».

Для смягчения напряженности на сельском рынке труда должна получить распространение поддержка сельского товаропроизводителя, фермеров, садоводческих и огородных хозяйств, развитие малого предпринимательства и сельской самозанятости по выращиванию скота и птицы в личном подворье, временные и общественные работы, летний труд подростков, возрождение народных промыслов и подсобных ремесел.

Профориентация школьников должна быть направлена на формирование правильного понимания выбора профессии, внутренней готовности к нему, положительного отношения к любой трудовой деятельности, повышение престижа рабочей профессии.

В связи с этим следует предпринять меры по привлечению специалистов-практиков к работе школьных кружков и факультативов; организацию и проведению дней открытых дверей на предприятиях; встречам с работодателями, передовиками производства, ветеранами труда.

Для изучения взглядов старшеклассников на рабочую профессию было бы целесообразно проводить конкурсы сочинений «Я б в рабочие пошел – пусть меня научат!», а также введение в школьное обучение курса «Технологии успеха: как молодому человеку преуспеть на рынке труда», организовать системную пропаганду профессий токаря, строителя, хлебороба, механизатора, слесаря и т. д., чаще рассказывать о людях, начавших свою трудовую деятельность с рабочих профессий, которые достигли успехов, признания и уважения в обществе. Только в условиях общей заинтересованности и партнерства мы сможем возродить престиж и значимость рабочей профессии.

Необходимо отработать механизм вхождения профессиональной школы на рынок труда, активизировать взаимодействие всех социальных партнеров в области профессионального образования с учетом сбалансированности потребности рынка труда в профессиональных кадрах и номенклатуры профессий, по которым осуществляется их подготовка.

Для решения этих вопросов требуется совершенствование практики социального партнерства всех субъектов рынка труда и образовательных услуг.

 

Список литературы

 

1.      Моисеенко В. В. Рынок труда и профессиональное образование /
В. В. Моисеенко, И. П. Смирнов. М., 2001.

2.      Старовойтова Л. И. Занятость населения и ее регулирование /
Л. И. Старовойтова, Т. Ф. Золотарева. М., 2001.

3.      Становление и развитие рынка труда в КБР. Нальчик, 2002.

4.      Повышение эффективности обучения безработных граждан и незанятого населения. Екатеринбург, 2000.

5.      Проблемы формирования системы социальной адаптации и содействия трудоустройству учащихся и выпускников учреждений профессионального образования. Саратов, 2001.

6.      Программа содействия занятости населения в КБР на 2002-2006 гг. Нальчик, 2002.

7.      Занятость и безработица в КБР: Стат. сб. Нальчик, 2003.