Спрос и предложение рабочей силы
как основные характеристики состояния рынка труда Тверской области

Т. Т. Карякина

Руководитель Департамента федеральной государственной службы
занятости населения по Тверской области, г. Тверь
employ@tversu.ru

Эффективное управление человеческими ресурсами стало в настоящее время одним из факторов экономического успеха. «Люди – наш самый главный капитал» – лозунг многих эффективно работающих компаний.

Тем не менее, нехватка человеческих ресурсов, особенно квалифицированных рабочих кадров, в России, и в частности в нашем регионе, в ближайшие годы может стать одной из основных проблем, сдерживающих развитие экономики.

В Концепции действий на рынке труда, одобренной Правительством страны, на ближайшую перспективу определены ключевые проблемы рынка труда и предложен комплекс мер по формированию гибкого рынка, совершенствованию системы управления сферой занятости. Четко прослеживается и приоритетное направление государственной политики на рынке труда – развитие качества рабочей силы как составной части развития человеческих ресурсов.

Президент России в своем послании Федеральному собранию также подчеркнул, «…что должен быть изменен сам подход к образованию. В эпоху глобализации и новых технологий – это не просто социальная сфера. Это – вложение средств в будущее страны, в котором участвуют компании и общественные организации, все граждане без исключения, все заинтересованные в качественном образовании наших детей».

Поставленные задачи диктуют необходимость реформирования профессионального образования, интеграции различных уровней образования, концентрации сил и средств для обеспечения качественной профессиональной подготовки кадров.

 

Кого ищет работодатель?

 

Спрос на рынке труда

Положительная динамика в ведущих отраслях экономики области вызвала потребность в кадрах.

В период с января по сентябрь 2004 г. в большинстве районов области наблюдался высокий уровень числа свободных рабочих мест, заявленных предприятиями и организациями в центры занятости. Всего в компьютерном банке находилась информация о 72 тыс. рабочих мест (в аналогичном периоде 2003 г. – 58,3 тыс.) и, по прогнозам, спрос в кадрах в ближайшее время будет возрастать. Перечень заявленных в службу занятости вакансий включал в себя сведения о 70-80 профессиях рабочих специальностей и данные о 60-70 видах вакантных должностей для инженерно-технических работников и служащих.

По состоянию на начало сентября 2004 г. потребность в рабочей силе превышала предложение на 30%: было зарегистрировано 6,8 тыс. безработных и 9,0 тыс. вакансий.

Напряженность на регулируемом рынке труда составляет 0,8 безработного на одну вакансию. Как и в предыдущие годы, в структуре вакансий преобладал спрос на рабочие профессии, которые составляли 80-90% от общего количества вакансий.

Для вакансий характерна дифференциация по городам и районам области. Наиболее емкими по числу вакансий остаются рынки труда областного центра, а также промышленных районов. Для них же характерен широкий спектр имеющихся вакансий как для ИТР и служащих, так и по рабочим специальностям.

Сельские районы в силу недостатка рабочих мест и менее развитой инфраструктуры имеют незначительное число и разнообразие вакантных рабочих мест.

Содержание основных характеристик рабочей силы, востребованной на региональном рынке труда, определяется отраслевой структурой занятости. Так, в области исторически сложилась такая структура экономики, при которой лидирующее положение занимают машиностроение, легкая, химическая промышленности, электроэнергетика, сельское хозяйство.

Оценивая структуру вакансий, можно отметить, что повышенным спросом у работодателей пользуются профессии квалифицированных рабочих.

Так, среди рабочих профессий стабильно высок спрос на рабочих строительных специальностей (каменщик, плотник, столяр, маляр, штукатур, кровельщик, жестянщик), слесарей, водителей, станочников (токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик). Требуются электрогазосварщики, автослесари, электрики, продавцы, кассиры, машинисты транспортных средств и установок, а также рабочие жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания (повар, пекарь, кондитер), бытового обслуживания, легкой промышленности (швея, вязальщик, закройщик, прядильщик, ткач) и др. В группе рабочих профессий наиболее востребованы следующие специальности (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Наименование профессии
(специальности)

Удельный вес
в числе вакансий квалифицированных рабочих, %

Удовлетворение спроса предложением,

%

Слесарь

9,1

16,6

Станочники (сверловщик, токарь, фрезеровщик, шлифовщик и др.)

8,7

6,3

Продавец

6,1

50,4

Водитель

6,1

35,2

Электрик, электромонтер

5,3

10,9

Портной, швея, закройщик

4,8

13,7

Электрогазосварщик

4,3

7,7

Столяр, плотник

4,2

10,2

Повар, кондитер

2,4

35,7

Маляр, штукатур

2,4

13,4

 

На вышеназванные массовые профессии приходится более половины вакансий квалифицированных рабочих и при этом велик разрыв между предложением рабочей силы и спросом на нее как в количественном, так и качественном выражении.

На учете в центрах занятости специалистов, имеющих вышеназванные рабочие профессии, зарегистрировано незначительное количество, так как квалифицированные рабочие индустриальных профессий могут без труда найти работу самостоятельно, не прибегая к услугам службы занятости.

Работодатель предъявляет к кандидатам высокие требования:

        наличие квалификационного разряда и опыта работы,

        способность к совмещению нескольких видов деятельности,

        соблюдение трудовой дисциплины, отсутствие вредных привычек.

На рынке труда требуются и работники без специального образования и подготовки: грузчик, вахтер, курьер, сторож, дворник, уборщик помещений, санитар, подсобный рабочий. Вакансии для работников без специальной подготовки – это в основном низкооплачиваемые рабочие места и в связи с этим текучесть кадров, занимающих эти рабочие места, высокая.

В структуре вакансий спрос на должности специалистов и служащих составляет пятую часть от общего количества вакансий.

Динамично развивающиеся отрасли промышленности и стройиндустрии способствуют росту спроса на инженерно-технический персонал: практически постоянно требуются инженеры-конструкторы, механики, проектировщики, сметчики, технологи, теплотехники, энергетики, программисты, строители (прорабы), специалисты по оборудованию, качеству, наладке, на должности мастера смены и цеха, руководителя подразделений.

Среди специалистов и служащих высокий спрос на бухгалтеров, коммерческих агентов, менеджеров.

Учреждениям бюджетной сферы требуется квалифицированный персонал:

        лечебно-профилактическим учреждениям – врачи-специалисты и средний медицинский персонал (медицинская сестра, акушер, массажист, фельдшер);

        образовательным учреждениям – педагогический персонал;

        заведениям культуры и искусства – музыкальные работники, хореографы, педагоги-организаторы, художники и пр.;

        органам социальной защиты – психологи, социальные работники, методисты;

        детским дошкольным учреждениям – воспитатели.

«Десятка» наиболее востребованных специальностей рынка труда специалистов и служащих выглядит следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Наименование профессии
(специальности)

Удельный вес
в числе вакансий для специалистов, ИТР и служащих, %

Удовлетворение спроса
предложением

%

1

2

3

Инженер

12,5

109,2

Медицинский персонал среднего звена (медицинская сестра, фельдшер)

11,5

10,8

Командир взвода, военнослужащий, оперуполномоченный

10,9

4,8

Врач

6,9

6,1

Преподаватель, учитель

6,3

57,1

Торговый представитель,
коммерческий агент

6,1

7,8

Мастер (цеха, участка, строительных, монтажных работ, по ремонту оборудования)

5,7

52,8

Бухгалтер, финансист

4,7

397,8

Специалисты с/х производства:
ветеринарный врач, зоотехник,
агроном

4,5

22,6

Воспитатель

2,9

50,9

 

Число вакансий для специалистов, ИТР и служащих по сравнению с аналогичной датой прошлого года возросло на 45%, что положительно сказалось на степени напряженности как в целом по области, так и по отдельным специальностям.

В 2004 г., как и в прошлом, предприятия агропромышленного комплекса, а также учреждения социально-культурной сферы в сельской местности испытывают большую потребность в квалифицированных кадрах. Однако она удовлетворяется далеко не в полной мере. Основными причинами такого положения являются низкий уровень заработной платы, предлагаемый сельскими работодателями, низкое качество предоставляемого переселенцам жилья и отсутствие достаточных средств для его ремонта, неразвитость социально-культурной сферы на селе.

В департаменте создан и активно используется в технологии взаимодействия с гражданами, ищущими работу, областной банк вакансий, в котором представлены вакансии в основном с предоставлением жилья. Ежемесячно в областном банке представлено около 600 вакансий. Этот банк размещается в сети «Интернет».

Наибольшую потребность агропромышленный комплекс региона испытывает в доярах, механизаторах, животноводах, телятницах, скотниках, трактористах (на их долю приходится более 300 вакансий). Востребованы в сельской местности учителя, врачи, фельдшеры, ветврачи, агрономы, бухгалтеры, зоотехники, экономисты.

Постоянно в областном банке присутствует более 200 вакансий других предприятий и организаций региона.

Департамент участвует в формировании общероссийского банка вакансий. За отчетный период в этот банк вакансий департаментом была передана информация о 300 вакансиях.

 


Кто ищет работу?

 

Предложение рабочей силы на регулируемом рынке труда

По сравнению с 1 сентября 2003 г. предложение рабочей силы из числа незанятых граждан на регулируемом службой занятости рынке труда повысилось на треть и составило 8,0 тыс. человек, из них 6,8 тыс. – безработные граждане.

Среди зарегистрированных безработных доля лиц, имеющих рабочие профессии, составляла 49,6%, специальности ИТР и служащих – 41,9%, остальные 8,5% – лица, не имеющие профессиональной подготовки или длительное время не работавшие по специальности и в значительной степени утратившие квалификацию.

Безработица в области по-прежнему остается преимущественно женской проблемой. По области доля женщин в составе безработных составляла 60-88%.

Образовательный уровень безработных, зарегистрированных в службе занятости, достаточно высок. Половина безработных имела высшее и среднее профессиональное образование, а доля лиц, имеющих начальное профессиональное образование, составляла 18,4%.

На рынке труда наблюдается переизбыток специалистов финансово-экономического профиля. Анализ инфраструктуры профессионального образования области показывает, что подготовка по одноименным профессиям осуществляется в каждом 5 учебном заведении, идет дублирование и перепроизводство специалистов данного профиля.

Так, бухгалтеров, экономистов и финансистов, помимо многочисленных вузов, готовят средние специальные и даже некоторые учреждения начального профессионального образования.

Число безработных, имеющих инженерно-технические специальности (инженер-конструктор, инженер-механик, инженер-энергетик, инженер-технолог), несколько выше числа имеющихся вакансий. Наиболее конкурентоспособны в данной профессиональной группе инженеры-программисты.

Определенные сложности с трудоустройством имеются у музыкальных работников, библиотекарей, товароведов, секретарей (машинисток, референтов), делопроизводителей, инспекторов кадров.

В структуре предложения рабочей силы можно выделить значительное число безработных, имеющих профессии водителя, оператора котельной, повара (пекаря, кондитера), продавца, слесаря, столяра, плотника, электрика, тракториста, механизатора и др. По данным профессиям просматриваются несбалансированность спроса и предложения по квалификации, а также территориальное несоответствие свободных рабочих мест и излишка рабочей силы.

Разнорабочие и граждане, не имеющие специальности, составляют 8,5% от общего числа безработных и, несмотря на наличие работы, не торопятся трудоустраиваться.

 

Особенности профессионально-квалификационной структуры рынка труда

В большинстве промышленных районов напряженность составляла менее единицы, а в сельских районах – диаметральная ситуация. Здесь на одну вакансию претендует от 2 до 5 безработных, наибольшая напряженность отмечалась в Лесном и Молоковском районах, где на 13 безработных приходилась лишь одна вакансия.

В среднем по области на одного безработного рабочего приходилось 2 вакансии, на безработного, не имеющего специальной подготовки, – 3,6 рабочего места, в то же время на одну вакансию служащего претендовали 1,2 специалиста. Причем напряженность в группе «Руководители, ИТР и служащие» по сравнению с аналогичной датой 2003 г. снизилась на треть.

Спрос и предложение на рынке труда определяются действием системы социально-экономических факторов. Особое место занимают показатели, обеспечивающие воспроизводственную и стимулирующую функции труда. Проблема кадров в современных условиях неразрывно связана с формированием рынка труда, развитие которого зависит от составляющих единого национального рынка (инвестиций, жилья и т. п.), определяющих степень свободы движения рабочей силы, включая перелив ее между отраслями, сферами занятости и территориями.

Предложение рабочей силы (экономическая активность населения) зависит и от демографических факторов (включая миграцию), цены труда, образования, профессиональной подготовки, ориентации и трудовой мотивации граждан.

Для анализа привлекательности отрасли (профессии) можно использовать сравнительные данные об уровне номинальной выплачиваемой заработной платы и уровне оплаты труда по заявленным вакансиям, которые значительно различаются.

Цена рабочей силы в регионе значительно ниже, чем в Московской области и г. Москва. Так, за сентябрь текущего года начисленная среднемесячная заработная плата в Тверской области в расчете на одного работника составила 5,7 тыс. руб. (в промышленности – около 7 тыс. руб., на транспорте – 7,6 тыс. руб., в строительстве – 9,2 тыс. руб., в электроэнергетике свыше – 11 тыс. руб.), а по большинству заявленных в службу занятости профессий заработная плата в 1,5-2 раза меньше.

В среднем заработная плата предлагалась по вакансиям рабочих профессий 3-5 тыс. руб. в месяц, самая высокая – 6-8 тыс. руб., по вакансиям специалистов и служащих заработная плата примерно одинаковая – 1,5-2,5 тыс. руб.

Структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на рынке труда, вследствие чего не всем молодым специалистам удается трудоустроиться по профилю. Так, из числа выпускников вузов, состоящих на учете в службе занятости, нашли работу по специальности лишь четвертая часть, а выпускников ссузов, нашедших работу по специальности, еще ниже – шестая часть. Наибольшие трудности при трудоустройстве испытывали выпускники, имеющие гуманитарные профессии, а также юристы, экологи, менеджеры.

Доля выпускников начального профессионального образования, нашедших работу по специальности, также невысока – лишь пятая часть. Но причина не в отсутствии традиционно рабочих вакансий, а в том, что около 20% безработных выпускников профессиональных училищ имеют экономические специальности или не желают работать по полученной рабочей профессии. Здесь наглядно просматривается снижение престижа рабочих профессий, которые составляют около 80% банка данных вакансий службы занятости.

В определенной степени дестабилизатором ситуации на рынке труда, как было упомянуто ранее, является рынок образовательных услуг. Человеку предлагается масса профессий, однако отсутствуют ориентиры, позволяющие оценить будущую его востребованность по полученной профессии. Отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, обостряет проблему трудоустройства граждан.

 

Деятельность службы занятости по регулированию процессов
на рынке труда

 

Итак, важнейшие проблемы рынка труда региона:

        нехватка высококвалифицированных рабочих;

        поиск рабочего места жителями области за пределами области (сказывается близость столицы, где цена рабочей силы в несколько раз выше );

        несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалификационном аспектах;

         наличие вакансий с низким уровнем оплаты труда;

        отсутствие научного прогнозирования потребностей рынка в кадрах тех или иных профессий и специальностей;

        сельская безработица и т. д.

Служба занятости области активно ищет новые формы работы по обеспечению занятости населения.

О путях решения вышеуказанных проблем шла речь на недавно проведенной департаментом занятости совместно с департаментом образования и работодателями конференции «Развитие социального партнерства – решающий фактор совершенствования начального профессионального образования». Речь шла о новом подходе к программам подготовки и закреплении рабочих кадров в регионе. В разговоре о сегодняшнем дне профучилищ, их будущем, проблемах подготовки рабочих кадров и занятости молодежи приняли участие руководители учебных заведений, представители работодателей, главы администраций, директора центров занятости. Отмечалось, что ежегодный выпуск рабочих и специалистов профессиональных училищ и лицеев составляет около 7 тыс. человек. Подготовка и переподготовка взрослого населения на базе училищ достигает 3 тыс. человек. В последние годы на многих заводах происходит техническое переоснащение, появляются современные линии зарубежных производителей, а молодежь по-прежнему в большинстве случаев проходит обучение в училищах на безнадежно устаревшем оборудовании.

Но в регионе есть примеры, когда предприятия и организации различных форм собственности инвестируют средства в образовательный процесс, прогнозируют потребность рабочих кадров, делают заказ на их подготовку.

Вместе с тем в настоящее время отсутствуют региональная программа обеспечения реального сектора экономики рабочими кадрами, региональный заказ на подготовку кадров рабочих профессий, не отработана практика заключения договоров социального партнерства между учебными заведениями, предприятиями, органами государственной власти, местного самоуправления. А необходимость в этом есть.

По итогам работы конференции приняты и направлены всем заинтересованным организациям рекомендации по объединению усилий партнеров рынка труда для решения вопросов подготовки рабочих кадров.

В дальнейшем этот разговор был продолжен на общем собрании Тверского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Обсуждался вопрос «О проблемах подготовки рабочих кадров в Тверской области и их закреплении».

Исследования показывают, что почти каждый четвертый россиянин хотел бы видеть своего сына, дочь, внука юристом, финансистом, экономистом. Почти каждый пятый – программистом, специалистом в области высоких технологий, каждый шестой – врачом, каждый седьмой – предпринимателем, бизнесменом. Только 12% россиян хотели бы видеть своего ребенка квалифицированным рабочим.

С целью изучения взглядов молодежи, их склонностей по выбору профессии, повышения престижа рабочих профессий департаментом занятости совместно с департаментом образования, комитетом по делам молодежи были проведены областные конкурсы сочинений среди учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования: «Я б в рабочие пошел…», «Есть такая профессия – Родине служить».

В этих сочинениях ребята откровенно поделились мыслями, сказав, что сегодня профессия рабочего не в почете, нет должной заботы о них, не создаются нормальные условия труда. “Труд рабочего больше напоминает труд раба», – есть и такие высказывания. Здесь есть над чем подумать.

В текущем году на проблему труда, занятости мы попытались также взглянуть глазами работодателей – провели мониторинг социально-трудовой сферы региона. В анкетировании приняло участие 37 ведущих предприятий области различных форм собственности. Что же показал анализ анкет?

На каждом втором предприятии предполагается расширение объемов производства, в основном за счет внедрения новых технологий и выпуска новой продукции. Значит, понадобятся по-новому обученные кадры.

Каждый второй руководитель в качестве важнейшей проблемы указывает отсутствие работников определенных специальностей. Чаще всего работодатели сетуют на нехватку высококвалифицированных рабочих.

В ходе анкетирования более половины работодателей обратили внимание на отсутствие практических навыков у выпускников. Вместе с тем большинство из них выразили готовность принимать на практику и стажировку выпускников учебных заведений профессионального образования.

Таким образом, проведенный мониторинг подтвердил наличие в регионе дефицита квалифицированных кадров в настоящее время, а также дальнейший рост спроса на профессионально мобильных квалифицированных работников.

Следует отметить, что в Тверской области имеется не просто высокая потребность в кадрах, а налицо острый дефицит квалифицированных специалистов в ряде секторов экономики.

Эта тенденция на региональном рынке труда прослеживается уже в течение трех последних лет. За годы реформ резко снизились как общий уровень квалификации рабочих, так и доля рабочих высшей квалификации.

Лишь 60% выпускников тверских вузов находят применение своим знаниям на предприятиях. Например, на Тверском вагоностроительном заводе сегодня на рабочих должностях трудятся более 300 дипломированных специалистов. Очень многие вынуждены искать работу на стороне. Фактически мы растим, воспитываем и обучаем кадры для соседей или вовсе для соседних государств. Не секрет, что Тверь стала поставщиком на рынок рабочей силы квалифицированных инженеров, юристов, программистов, полиграфистов. Этот вывод подтвердили и наши исследования.

За период своей деятельности служба занятости области накопила богатый опыт работы в процессе регулирования рынка труда.

Нами активно используется в этом плане и информационно-консультационный мобильный центр. С его появлением значительно расширились возможности службы занятости по предоставлению адресных профориентационных услуг населению области, что особенно актуально для молодежи, проживающей на отдаленных сельских территориях, воспитанников детских домов и интернатов.

В целях расширения и укрепления контактов государственной службы занятости с предприятиями, организациями, учреждениями, повышения уровня занятости населения ежегодно проводится конкурс работодателей «Содружество».

Продолжается реализация программы «Дистанционное обучение безработных граждан» с последующим их трудоустройством.

Есть хорошие сдвиги в реализации программы профилирования безработных и проведении мероприятий по профессиональной компетентности.

В 2004 г. продолжалась работа по внедрению французской технологии оценки профессиональной компетентности. Прошли 2 учебных семинара для профконсультантов центров занятости, которым предстоит оказывать гражданам данный вид услуг. К настоящему времени технология внедрена в практику работы двух центров занятости.

Городским центром занятости при поддержке департамента занятости выстраивается система взаимовыгодных отношений с негосударственными структурами, занимающимися трудоустройством граждан. С некоторыми из них заключены договоры о сотрудничестве.

В целях содействия скорейшему трудоустройству молодежи совместно с Тверским благотворительным фондом «Доброе начало» департамент занятости принял участие в подготовке и издании справочника «Лучшие выпускники вузов Тверского региона – 2004» – это своеобразная визитная карточка нашей молодежи.

По инициативе департамента объявлен конкурс среди ссузов на лучшее учебное заведение по трудоустройству выпускников.

Проведены «Дни центров занятости» в сельских округах, «круглые столы» по вопросам использования кадрового потенциала региона.

В Департаменте ФГСЗН по Тверской области состоялся «круглый стол» по теме: «Создание унифицированных систем управления процессом дистанционного обучения инвалидов и безработных, ах адаптация в трудовых коллективах».

На встрече обсуждались вопросы содействия занятости слабозащищенных категорий граждан, их профессионального обучения и социальной адаптации.

Регулирование внешних и внутренних миграционных процессов в Тверской области осуществляется также при активном участии органов государственной службы занятости населения.

Департамент постоянно проводит работу по оказанию содействия гражданам, переселяющимся для работы в сельскую местность. Работниками центров занятости постоянно анализируются дополнительная потребность работодателей области в рабочей силе, необходимые и допустимые объемы удовлетворения этой потребности за счет внутренней и внешней миграции.

Для обеспечения предприятий и организаций необходимыми кадрами используются эффективные формы и методы. В первую очередь – это широкое информирование населения об имеющихся вакансиях и об услугах, оказываемых семьям переселенцев органами службы занятости. Центры занятости ежемесячно подготавливают и передают в департамент сведения о вакансиях с предоставлением жилья, имеющихся в городах и районах области на предприятиях агропромышленного комплекса, а также в учреждениях народного образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения, потребкооперации, лесного хозяйства. Это позволяет оперативно решать вопросы трудоустройства желающих переехать в целях трудоустройства в другую местность по предложению органов службы занятости.

В 2004 г. департамент продолжил выпуск информационного издания «Справочный альманах для тех, кто ищет работу».

Кроме информации о вакансиях, в каждом альманахе публикуется обширный материал об одном из муниципальных образований области (его географическое местоположение, природа, состояние экономики и трудового потенциала, социальной и культурной сферы, транспортной доступности и т. д.), подробная информация о самых перспективных предприятиях представленного района. В альманахе даются консультации по основным вопросам, связанным с трудовой и территориальной мобильностью, а также по законодательству о занятости.

В первый же год издания альманах приобрел достаточную известность среди населения. Он регулярно в направляется во все центры занятости, в администрации муниципальных образований, военные комиссариаты, учебные заведения, библиотеки, воинские части и учреждения исполнения наказаний, расположенные на территории области, а также в русские диаспоры некоторых стран СНГ.

Кадровый «голод» вынуждает многих работодателей идти на дополнительные расходы и привлекать на свои предприятия иностранных работников. В течение 1-го полугодия 2004 г. департаментом подготовлено 176 заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (на 23,9% больше, чем за аналогичный период 2003 г.). В итоге рассмотрения заявлений работодателей было выдано 167 положительных заключений на привлечение и использование 1,1 тыс. иностранных работников.

В настоящее время значительно расширилась география привлечения иностранной рабочей силы. Иностранных работников привлекают предприятия, учреждения и организации, расположенные практически во всех муниципальных образованиях области.

При подготовке заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников департамент руководствуется принципом приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест с учетом состояния регионального рынка труда и перспективы его развития. Центры занятости при подготовке предложений о целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы взаимодействуют с работодателями по усовершенствованной технологии, разработанной и утвержденной департаментом. В соответствии с технологией в местах расположения организаций и предприятий, заявивших о намерении привлечь и использовать иностранных работников, проводятся ярмарки вакансий рабочих мест, собеседования с гражданами, ищущими работу. Сведения о вакансиях, на которые предполагается привлечение иностранных работников, публикуются в средствах массовой информации.

Абсолютное большинство привлекаемых на территории Тверской области иностранных работников (около 90%) – граждане государств – членов СНГ.

Мониторинг потребностей работодателей, привлекающих иностранных работников, показывает, что в первую очередь иностранная рабочая сила используется в строительных организациях, на промышленных предприятиях области и в лесном хозяйстве. Удельный вес иностранцев, привлеченных для работы в указанные отрасли, в общем числе приглашенных в область иностранных работников составляет более 75%. В основном это высококвалифицированные рабочие (строители, машиностроители и деревообработчики), специалисты в области новых технологий, управляющие предприятий с иностранными инвестициями.

В 1-м полугодии 2004 г. по сравнению с 2003 г. увеличилось число иностранных граждан, привлекаемых на неквалифицированные работы (подсобные рабочие, грузчики, упаковщики и т.п.). Практика показывает, что эти работы не вызывают интереса у российских граждан из-за тяжелых условий труда и низкого уровня его оплаты.

В департаменте создан региональный компьютерный банк данных работодателей, привлекающих иностранных работников, куда заносится подробная информация о работодателях, обратившихся в органы службы занятости за заключениями о целесообразности привлечения и использования иностранных работников.

За 8 месяцев 2004 г. при содействии службы занятости:

        нашли работу свыше 35 тыс. человек;

        около 3 тыс. граждан повысили свою квалификацию или получили новую профессию;

        около 4 тыс. приняли участие в общественных работах.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что проблемы сбалансированности спроса и предложения на рабочую силу являются производными от общей социально-экономической ситуации, таким образом, необходима выработка мер экономического и социального характера, а также тактических мер по развитию рынка труда и сферы занятости.

Следовательно, на ближайшую перспективу процессы производства и управления человеческими ресурсами будут иметь для экономики существенное, а может быть, и решающее значение. Прогноз в этой области должен стать неотъемлемой составной частью разработки экономической стратегии.

Для этого необходимо знать стратегию развития как региона в целом, так и отдельных городов и районов, и в первую очередь таких перспективных отраслей как туризм, строительство, бизнес гостиничного хозяйства. Отсутствие объективной информации о развитии конкретных отраслей экономики на среднесрочную перспективу затрудняет создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением на рабочую силу, развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям, а также, что очень важно, закрепление молодежи в регионе.

Государственная служба занятости может дать оценку рынка труда только лишь с позиции, складывающейся на регистрируемом рынке труда. В связи с этим департамент обратился к губернатору области с предложением о проведении прогнозирования потребности в рабочих кадрах и специалистов по укрупненным группам профессий и специальностей, а также по видам экономической деятельности на период до 2010 г.

Опыт деятельности государственной службы занятости в последние годы показал, что услуги ее будут и в дальнейшем востребованы. Комплекс предоставляемых услуг гражданам, ищущим работу, работодателям, профессиональным учебным заведениям и всем заинтересованным организациям способен удовлетворить запросы современного рынка труда.

Кроме того, для воспроизводства трудового потенциала в нашем регионе и достижения сбалансированности рабочей силы необходимо дальнейшее развитие социального партнерства между всеми заинтересованными участниками рынка труда: администрацией области, органами местного самоуправления, органами образования и занятости, учеными, экспертами, экономистами, профсоюзами, объединениями работодателей, средствами массовой информации и т. д.

Надеемся, что совместные исследования, взаимоотношения на принципах партнерства будут способствовать реализации стратегических планов развития экономики региона. Только тогда можно эффективно работать всем государственным структурам, функционировать экономике области.