Взаимодействие центров занятости населения
с образовательными учреждениями по профессиональному обучению безработных граждан

В. В. Ермолаев

Начальник отдела профессионального обучения Департамента
федеральной государственной службы занятости населения

по Московской области, г. Москва
profteach@dzan-mo.ru

Анализ выполнения контрольных показателей по профессиональному обучению безработных граждан показывает, что центры занятости населения ежегодно перевыполняют установленное задание. Так, в 2001 г. выполнение составило 114%, в 2002 г. – 102,4%, в 2003 г. – 107,9%, а в первом полугодии 2004 г. при плане 10380 человек в профессиональном обучении участвовало 6848 человек, что составило 66% от годового задания.

В целом по области охват безработных граждан программой профессионального обучения в 2001 г. составил 14,5% от общей списочной численности безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в 2002 г. – 12,6%, в 2003 г. – 11,4%, а в 2004 г. ожидаемый охват составит 10,3%. Наблюдается устойчивая тенденция к снижению численности безработных граждан, участвующих в профессиональном обучении, связанная с удорожанием стоимости образовательных услуг при незначительном годовом изменении объемов финансирования.

В 2003 г. по сравнению с 2001 г. на 19% снизилась численность направленных на обучение безработных граждан, в том числе: женщин – на 1325 человек, граждан, уволенных с военной службы, – на 137 человек, молодежи – на 2070 человек, в то же время на 117 человек увеличилось направление на обучение инвалидов.

В 2003 г. более половины из числа граждан, направленных на обучение, прошли профессиональную подготовку и повысили квалификацию по рабочим профессиям. Наиболее востребованными на рынке труда были следующие профессии (специальности): водитель автомобиля, автомеханик, парикмахер, рабочие строительных специальностей, газоэлектросварщик, швея, тракторист-машинист, повар, кондитер и др. Повышенным спросом пользовались интегрированные профессии: водитель-электрик; закройщик-модельер-конструктор; маляр-штукатур-плиточник; парикмахер-модельер-стилист; швея-портной-закройщик.

Наиболее массовыми профессиями и специальностями, по которым осуществлялось профессиональное обучение безработных граждан, являются бухгалтер, пользователь ПК, водитель автомобиля, менеджер (различных направлений).

Для размещения заказов на оказание услуг для государственных нужд по направлению «Профессиональное обучение безработных граждан» в 2004 – 2005 гг. Департаментом был проведен очередной открытый конкурс учреждений и организаций всех форм собственности, по результатам которого подготовлен и утвержден Реестр образовательных учреждений и перечень профессий (специальностей) для организации профессионального обучения безработных граждан в 2004 – 2005 гг. В Реестр включено 242 образовательных государственных и негосударственных учреждения Московской области и города Москвы.

При выборе образовательных учреждений для обучения безработных граждан центры занятости населения, в первую очередь, учитывают сроки и качество обучения, профессии (специальности), пользующиеся спросом на рынке труда, прогрессивные формы и методы обучения, транспортную доступность и стоимость обучения.

Анализ последних трех лет показывает, что профессиональное обучение безработных граждан по типам образовательных учреждений распределяется следующим образом (средний показатель в процентах к общей численности направленных на обучение):

 

Учебно-производственная база                                             7,7

организаций и на рабочих местах

 

Учреждения начального                                                                  10,2

профессионального образования

 

Учреждения среднего                                                            2,0

профессионального образования

 

Учреждения высшего                                                            6,3

профессионального образования

 

Учебные центры службы                                                       32,0

занятости населения

 

Другие учреждения дополнительного                                   41,8

профессионального образования

(институты повышения квалификации,

УПК, УКК, негосударственные

образовательные учреждения и т. д.)

 

В общей численности граждан, зарегистрированных в службе занятости населения в качестве ищущих работу, возрастает доля молодежи. В связи с этим в области усиливается внимание к работе с учащимися выпускных классов общеобразовательных школ. Профориентационная работа, проводимая СЗН, носит превентивный характер. По нашему мнению, это позволяет снижать уровень молодежной безработицы за счет своевременного профессионального самоопределения юношей и девушек. В этой работе принимают участие все центры занятости населения Подмосковья.

Партнерство органов службы занятости населения и образования в организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения осуществляется на взаимовыгодной основе с учетом состояния рынка труда, требований работодателей и специфики обучения взрослого населения. Такое сотрудничество способствует обмену новыми технологиями, позволяет использовать методический опыт педагогических коллективов профучилищ и учебных центров службы занятости населения.

Службы занятости населения Подмосковья сотрудничают с 64 профессиональными училищами, вошедшими в Реестр образовательных учреждений – победителей конкурса на размещение заказов по профобучению безработных граждан и незанятого населения.

Важнейшим направлением этого сотрудничества является совместная подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики столичной области. Взаимодействие службы занятости населения и системы образования за последние годы отличается новыми подходами в решении задач, постепенно приобретает целевой характер, учебно-методическую направленность и полноценность.

Практика работы показывает, что центры занятости населения и профессиональные училища работают в тесном контакте с работодателями, успешно решают проблемы профессионального обучения молодежи и незанятого населения. В качестве примеров можно привести профессиональное училище № 115 г. Воскресенска, профессиональный лицей «Щелковский учебный центр», Дмитровский государственный профессиональный лицей, государственное профессиональное училище № 15 и государственный профессиональный лицей № 62 г. Клин, государственный профессиональный лицей № 114 г. Орехово-Зуево и другие.

Так, показательным примером успешного партнерства является позитивная деятельность Рузского центра профессиональной подготовки, учредителями которого являются служба занятости населения и Управление образования администрации Рузского района. Этот центр за последние годы превратился в многопрофильное, многоуровневое учебное заведение, оказывающее активное стабилизационное влияние на рынке труда образовательных услуг.

Высокий уровень взаимодействия с муниципальными органами и учреждениями начального профессионального образования позволяет Химкинскому учебному центру, Раменскому учебному центру открытого обучения, Межрайонному учебно-методическому центру г. Луховицы и другим постоянно добиваться эффективных результатов в подготовке безработных граждан, повышении их социальной защищенности на рынке труда. Можно привести и другие позитивные примеры.

Однако ряд образовательных учреждений продолжают осуществлять подготовку рабочих кадров и специалистов недостаточной квалификации, которые не в состоянии работать на современном оборудовании и использовать новые технологии. Кроме этого, нередки случаи, когда подготовка осуществляется без учета требований рынка труда и требований работодателей. Все это порождает проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, способствует увеличению безработицы среди молодежи и вынуждает расходовать дополнительные средства на их переподготовку. Это нельзя назвать государственным подходом к профессиональному обучению.

В целях предотвращения этих перекосов исключительно важно разработать долгосрочные прогнозы потребности в квалифицированных рабочих и специалистах. Это позволит образовательным учреждениям и органам службы занятости населения совместно определять объемы и профили подготовки специалистов в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней в соответствии с требованиями рынка труда и перспективами социально-экономического развития области.

В районах и городах Московской области, спецификой которых является расположение значительного числа воинских формирований и населенных пунктов компактного проживания военнослужащих, актуальной является проблема обеспечения их занятости, в том числе посредством профессионального обучения и переподготовки.

В 2003 г. в службу занятости области обратились 811 военнослужащих, что составляет 0,4% от общей численности обратившихся, из них 209 человек – женщины. Нашли работу (доходное занятие) 499 человек, из них 136 женщин.

Направлено на профессиональное обучение 115 человек, из которых 55 человек – офицеры, прапорщики, мичманы и лица, проходившие службу по призыву (рядовой и сержантский состав).

Членов семей военнослужащих в течение 2003 г. состояло на учете в качестве безработных граждан 11074 человек, из них 277 человек были направлены на профессиональное обучение.

Таким образом, из общей численности 1787 человек, состоящих на учете в качестве безработных граждан 342 человека, военнослужащих и членов их семей были направлены на профессиональное обучение, что составляет 19,1% от состоящих на учете.

Профессиональное обучение граждан этой категории осуществлялось по профессиям (специальностям), требующимся на рынке труда, таким как:

      менеджер (в различных областях);

      охранник;

      администратор компьютерных сетей;

      продавец и другие.

Все граждане, направленные на обучение, его завершили и трудоустроились. Трое граждан, закончивших профессиональное обучение, организовали собственное дело по торгово-закупочной деятельности. Из числа закончивших обучение случаев повторного обращения в службу занятости нет.

В 2003 г. на профессиональное обучение военнослужащих и членов их семей службой занятости населения Московской области из федерального бюджета израсходовано около 2,0 млнуб.

Наиболее активно с этой категорией граждан работают Каширский, Раменский, Солнечногорский, Ступинский и другие центры занятости населения.

Для организации профессионального обучения военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, областная служба занятости населения сотрудничает с Одинцовским региональным центром социальной адаптации военнослужащих, Государственной академией инноваций, Центром компьютерного обучения при МГТУ им. Н.Э. Баумана и другими образовательными учреждениями, включенными в Реестр. Эти образовательные учреждения оказывают содействие своим выпускникам в трудоустройстве после завершения.

Взаимодействие Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Московской области с образовательными учреждениями Российской оборонной спортивно-технической организации Московской области осуществляется на основе распоряжения губернатора Московской области «О выполнении государственного оборонного заказа по подготовке граждан. подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в 2002-2003 учебном году и задачах на 2003 – 2004 учебный год» и Соглашения между Военным комиссариатом Московской области, Департаментом ФГСЗН по Московской области, Московским областным Советом РОСТО «О профессиональной подготовке граждан в образовательных учреждениях РОСТО Московской области». Все взаимоотношения между учебными организациями РОСТО и центрами занятости населения строятся на договорной основе.

Образовательные учреждения РОСТО составляют более 10% от всех образовательных учреждений, с которыми взаимодействуют органы службы занятости населения Подмосковья по профессиональному обучению безработных граждан. В 2003 г. на обучение в школы РОСТО были направлены 900 безработных граждан из числа допризывной молодежи. Тесные деловые контакты сложились между Балашихинским, Дмитровским, Клинским, Коломенским, Ленинским, Люберецким, Мытищинским, Одинцовским, Подольским и другими центрами занятости населения и образовательными учреждениями РОСТО, в которых ежегодно обучается от 30 до 85 человек допризывной молодежи по направлению службы занятости населения.

Основные профессии, по которым проводится обучение, это водители автотранспортных средств, механики по ремонту автотранспорта.

Обучение в 2003 г. допризывной молодежи из числа безработных граждан в образовательных учреждениях РОСТО в соответствии с Соглашением, подписанным военным комиссариатом Московской области, руководителем Департамента ФГСЗН по Московской области, руководителем областного Совета РОСТО в основном осуществлялось на условиях софинансирования. В соответствии с указанным Соглашением оплата за обучение производится районными и городскими центрами занятости населения в пределах утвержденных годовых лимитов бюджетных обязательств на профессиональное обучение безработных граждан и в пределах средней суммы, установленной для обучения одного безработного. Служба занятости населения на протяжении всего срока обучения выплачивает учащимся стипендию в соответствии с действующим законодательством.

Отдел профессионального обучения в тесном взаимодействии с центрами занятости населения и учебными центрами особое внимание уделяет организации методической работы, повышению квалификации специалистов центров занятости населения по организации профессионального обучения.

За последние три года разработано 27 методических пособий и обучающих материалов. Например, в 2003 г. были направлены в учебные центры и центры занятости населения следующие учебно-методические материалы:

§       Планирование, учет и отчетность образовательной деятельности в учреждениях дополнительного профессионального образования службы занятости населения при обучении безработных граждан рабочим профессиям;

§       Подготовка образовательных учреждений дополнительного профессионального образования службы занятости населения к аттестации и государственной аккредитации;

§       Перечень учебно-программной документации, обучающих и методических материалов, разработанных и используемых образовательными учреждениями Департамента ФГСЗН по Московской области;

§       Комплект учебно-программной документации по обучению народным ремеслам и др.

В целях улучшения качества и оптимизации сроков профессионального обучения безработных граждан Департаментом совместно с центрами занятости населения отрабатывается механизм организации стажировки специалистов и производственной практики рабочих на предприятиях или в условиях, приближенных к производственным. С этой целью разработано и утверждено Временное положение о стажировке специалистов из числа безработных граждан, в котором определен порядок организации и контроля за ходом проведения стажировки, финансирования и др.

Совершенствование профессионального обучения на основе внедрения педагогических инноваций, современных информационных технологий расширяют возможность для создания новых форм занятости, удовлетворения растущего спроса на специалистов в области информационных технологий, открывает путь к созданию широкой сети рабочих мест на дому со свободным графиком работы, новыми формами разделения труда в так называемых «виртуальных семейных фирмах».

В то же время именно с развитием информационных технологий связано обострение многих острых и трудно разрешимых проблем. Среди них проблема «информационного неравенства». Суть ее заключается в вытеснении из активной социальной жизни и трудовой деятельности целых групп населения, представители которых не могут позволить себе доступ к современным информационным каналам и компьютерным сетям, приобретение цифровой и интерактивной техники. К таким «информационно-изолированным» группам относятся безработные и, прежде всего, женщины, родители-одиночки, члены семей бывших военнослужащих, инвалиды, то есть люди с низким уровнем доходов, а также жители и, самое опасное, молодые люди отдаленных от центра районов, сельской местности, военных городков.

Преодоление возникающего неравенства на рынке труда – это наша задача. Для сокращения разрыва между теми, кто сумел адаптироваться к изменившимся условиям, и теми, кто в силу различных обстоятельств может «выпасть» из активной жизни и потерять шанс добиться личного успеха и профессионального роста, необходима разработка на региональном и муниципальном уровнях эффективных мер по развитию и повышению престижности профобучения, особенно для представителей перечисленных групп населения, которые относятся к социально незащищенным категориям. И эту функцию выполняет сегодня служба занятости населения.

Московская областная служба занятости населения уделяет серьезное внимание развитию динамичности рабочей силы с помощью профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, улучшения системы профориентации и профинформирования населения.

Ежегодно при содействии службы занятости Подмосковья трудоустраивается до 150 тыс. граждан. В 2001-2003 гг. прошли профессиональное обучение почти 50 тыс. безработных граждан, из них 70% – женщины, 61% – молодежь в возрасте от 16 до 29 лет.

Профориентационное сопровождение, внедрение профессиональной диагностики позволили более качественно проводить профотбор и обучение под заказ нанимателя. Уровень трудоустройства заканчивающих обучение по направлению центров занятости населения составляет в 2003 г. 99,4%.

Профессиональное обучение в службе занятости населения за последние годы качественно изменилось. Все больше формируется его особый имидж как системы, открытой для педагогических, психологических и социальных инноваций, имеющих в своей основе экспериментальный характер.

Педагогическим коллективам образовательных учреждений предоставлена свобода для творческих поисков. Полностью исключены мелочная опека и необоснованный контроль. В то же время за Департаментом остается формирование концепции, осуществление единой региональной политики в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан. Такой подход обеспечивает разумное сочетание интересов и потребностей Департамента и образовательных учреждений в профессиональной подготовке безработных граждан и незанятого населения. Его результатом является внедрение в практику подготовки безработных граждан открытого, дистанционного, блочно-модульного обучения, организации стажировки, мастер-классов, бизнес-инкубаторов или введения элементов бизнес-инкубирования для обучаемых с целью создания собственного дела.

При обучении каждого пятого безработного используются технология открытого обучения или ее элементы – инновационный, социально направленный вид обучения, который предоставляет возможность каждому освоить необходимые учебные курсы на основе самообучения независимо от возраста, занятости, места жительства, уровня общего и профессионального образования, сроков и времени обучения. Технология открытого обучения применяется в Химкинском, Голицынском, Жуковском, Орехово-Зуевском, Раменском и других учебных центрах СЗН Московской области по профессиям: продавец, предприниматель без образования юридического лица, менеджер, бухгалтер, парикмахер, секретарь-референт и т. д.

Специалистами образовательных учреждений службы занятости населения разработаны учебные, методические и справочные материалы, некоторые из которых демонстрировались на выставках. Внедренная технология открытого обучения полностью соответствует потребностям безработных граждан, условиям реального социума, географическим и транспортным особенностям области, когда значительное число населения лишено необходимых ему образовательных ресурсов.

Одной из передовых форм организации обучения безработных граждан и незанятого населения, в дополнение к традиционным, является комплексная система дистанционного обучения. Ее создание и применение в современном развитии общества позволяет способствовать более эффективной реализации права на труд и обеспечению полной занятости населения, предоставляют возможность достаточно качественного образования по месту жительства с использованием современных сетевых информационных технологий.

С 2001 г. служба занятости Подмосковья начала работу по освоению дистанционного обучения с использованием в практике работы учебных центров службы занятости сети Интернет. Разработаны: Концепция дистанционного обучения; технический проект по внедрению с использованием WEB-технологий; учебно-программная документация и электронные модульные учебники по ряду специальностей, например: «менеджер по маркетингу и сбыту продукции», «менеджер по коммерческой деятельности», «парикмахер» и другим; Положение об организации дистанционного обучения безработных граждан и незанятого населения в образовательных учреждениях службы занятости населения Московской области, Положение о порядке проведения аттестации и присвоения квалификации лицам, овладевшим профессиями. специальностями по дистанционному обучению, методические пособия и другие материалы.

Система сетевого дистанционного обучения прошла апробацию в Химкинском, Голицынском и Орехово-Зуевском учебных центрах, подведомственных Департаменту. В основе открытого и дистанционного обучения лежит модульное построение программ. Высоко оценивая наличие модульных программ, учитывая имеющийся зарубежный опыт, наличие программ, разработанных МОТ и адаптированных к использованию в России, образовательные учреждения СЗН способствуют созданию мобильной, гибкой образовательной среды. Дистанционное, открытое и модульное обучение обеспечивает индивидуализацию обучения, свободный выбор сроков, содержания, форм и методов обучения, позволяет организовать режим обучения по желанию и графику обучаемого. Предварительный анализ обучения по новым технологиям показывает их высокую экономическую эффективность, в том числе снижение затрат на обучение.

Апробация показала, что система дистанционного обучения, основанная на современных информационных технологиях с использованием модульных программ и мультимедийных учебных курсов, является дополнительным инструментарием к традиционным формам и позволяет осуществлять профессиональное обучение безработных граждан с высоким качеством и эффективностью. Дает возможность обучения без формирования учебных групп, что особенно актуально для безработных, имеющих ограниченные трудовые возможности, и инвалидов, тесно связанных со средой жизнедеятельности по медицинским показаниям. Организация дистанционного обучения вызывает интерес как со стороны безработных граждан и педагогических работников учебных центров, так и со стороны работодателей.

В соответствии с приказом Минтруда России «Об утверждении Программы учебно-методического обеспечения и внедрения технологии дистанционного обучения безработных граждан» образовательные учреждения службы занятости Подмосковья включены Министерством на 2003 г. в пилотные территории по дальнейшему внедрению Общероссийской программы внедрения дистанционного обучения в органах службы занятости, что позволит активизировать этот процесс на новом методическом уровне.

В рамках российско-норвежского проекта нами созданы экспериментальные учебно-производственные системы лаборатории «СИСЛАБ» в г. Пушкино и Фрязино. В основе организации социально-профессиональной адаптации к новым требованиям рынка труда безработных граждан, имеющих высшее образование, лежит уникальная, разработанная специалистами центров занятости населения методика стажировки в учебно-производственной лаборатории или непосредственно на рабочем месте с последующим трудоустройством или организацией собственного дела. Такая методика особенно актуальна для наукоградов с производством и наукой, ориентированными на ВПК, и позволяет адаптироваться к изменившемуся рынку труда, таким, например, специалистам, не находящим работы сегодня в связи с конверсией, как инженеры по полупроводниковым приборам, другие специалистам электронной промышленности.

При обучении творческим профессиям начинает внедряться форма организации мастер-классов. Голицынским учебным центром используется при подготовке и повышении квалификации парикмахеров технология стрижки и укладки волос «Пивот Поинт» с приглашением испанского мастера для проведения мастер-класса и приема квалификационных экзаменов обученных по данной технологии.

В структуре Учебно-методического центра Департамента в г. Жуковском помимо учебного подразделения созданы также методическое, центр развития бизнеса и бизнес-инкубатор для безработных, прошедших обучение по направлению ЦЗН и желающих открыть собственное дело. Такая структура учебного центра позволяет безработным получить не только профподготовку, но и консультационную помощь, финансовую помощь из созданного здесь фонда микрокредитования и сопровождения в организации малого предприятия или индивидуальной деятельности.

Внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий, различных форм и методик обучения, обеспечивает повышение качества профессиональной подготовки, ее эффективность, индивидуальный подход к слушателям, дает возможность сочетать обучение с трудовой деятельностью по изучаемой профессии, специальности.

Анализ организации профессионального обучения в учебных центрах, подведомственных Департаменту, показывает, что на протяжении последних трех лет 37,1% от общей численности обучающихся в них составляют безработные граждане, направленные центрами занятости населения.

В 2003 г. учебными центрами службы занятости было принято на обучение 9022 человек, из них 2737 безработных граждан. В Орехово-Зуевском учебном центре открытого обучения обучилось 455 безработных граждан, что составило 54% от общего контингента обучившихся; в Химкинском учебном центре – 424 чел. (48%); в Межрайонном учебно-методическом центре г. Луховицы – 472 чел. (46%); в Раменском учебном центре – 324 чел. (27%); в Чеховском учебном центре – 125 чел. (15%); в Голицынском учебном центре – 245 чел (13%) и в Волоколамском учебном центре – 46 чел. (11%) и т. д. За оказанные образовательные услуги в 2003 г. центрами занятости населения перечислено 16,2 млн. руб. В условиях самофинансирования этого недостаточно, и учебные центры вынуждены увеличивать контингент граждан, обучающихся за счет собственных средств и средств работодателей.

Находясь в жестких условиях самофинансирования и конкуренции на рынке образовательных услуг, учебные центры службы занятости постоянно обновляют и расширяют перечень профессий и оказываемых услуг, уделяя при этом серьезное внимание внедрению в учебный процесс новых педагогических технологий, повышающих качество и эффективность профессиональной подготовки; обеспечивают индивидуальный подход к слушателям; дают им возможность сочетать обучение с трудовой деятельностью по осваиваемой профессии, специальности.

Образовательные учреждения располагают достаточной учебно-материальной базой для подготовки рабочих и специалистов из числа безработных граждан, однако недостаток финансовых средств отрицательно сказывается на ее развитии и укреплении. Ремонт зданий, машин и механизмов, приобретение нового учебного оборудования и комплектующих деталей – все это становится большой проблемой.

Совместно с Министерством образования Московской области проведена работа по аттестации и государственной аккредитации учебных центров службы занятости. В 2003 г. прошли аттестацию и получили свидетельства о государственной аккредитации шесть образовательных учреждений: Голицынский учебный центр, Орехово-Зуевский учебный центр открытого обучения, Межрайонный учебно-методический центр г. Луховицы, Раменский учебный центр открытого обучения, Химкинский учебный центр, Учебно-методический центр Департамента.

Это дало возможность выдавать выпускникам документы государственного образца и повысить рейтинг учебных центров службы занятости среди других образовательных учреждений и авторитет у работодателей.