Профориентация выпускников школ

Н. А. Гришин

Заместитель руководителя Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Архангельской области
аnna@arhzan.ru

1.1.   Проблемы профессиональной ориентации молодежи

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

·        недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

·        необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;

·        трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;

·        совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;

·        инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

·       профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

- профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;

·       в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;

- с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;

·       профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;

·       профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Н. С. Пряжниковым предложена модель работы профконсультанта для задач активизирующей профконсультации. Условно можно выделить четыре группы задач: информационно-справочная, просветительская; диагностико-корректирующая, морально-эмоциональная поддержка, формирование оптимистичного отношения к своему профессиональному будущему; конкретный отбор, принятие решения или готовность совершать серию выборов, из которых складывается профессиональная и жизненная перспектива. При этом выделяется три уровня решения каждой из этих задач: пассивная позиция учащегося, совместное с учащимися решение проблемы, самостоятельные и осознанные действия учащегося по решению своей проблемы.

Необходимо отметить, что особенностью российского рынка труда является то, что наряду с ростом незанятого населения наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому большое внимание уделяется профориентации школьников на рабочие профессии. Правильная профессиональная ориентация подростков на рабочие профессии заключается в решении двойственной задачи: с одной стороны, она должна отвечать запросам рынка труда, с другой – соответствовать способностям, наклонностям, навыкам и личным качествам молодежи при выборе будущей профессии.

Проблема ориентации школьников на рабочие профессии имеет несколько аспектов: социально-экономический, психологический, медицинский, педагогический.

Во-первых, профориентация является социально-экономической проблемой по своим целям: способствовать рациональному распределению трудовых ресурсов, повышению эффективности производства, раскрытию потенциальных возможностей личности, ее всестороннему развитию.

Каждая рабочая профессия предъявляет определенные требования к физическим, психофизиологическим качествам работника, его здоровью. Уровень этих требований зависит от содержания, характера и условий труда. При выборе профессии необходимо сопоставлять эти требования с индивидуальными особенностями человека, поэтому ориентация школьников на рабочие профессии является проблемой медицинской и психологической.

Школьник имеет право на свободный выбор профессии, но одного желания работать по определенной профессии и интереса к ней недостаточно. Основанием для сознательного выбора профессии должен быть целый комплекс знаний и умений, который можно назвать готовностью подростка к выбору профессии. Такая готовность может быть результатом длительного педагогически направляемого процесса профессионального самоопределения учащихся. В этом суть педагогического аспекта профессиональной ориентации вообще и ориентации школьников на рабочие профессии, в частности.

Существует два основных направления ориентации подростков на рабочие профессии:

      профессиональная пропаганда и профессиональное просвещение;

      развитие интересов, склонностей, способностей школьников, их самооценки через включение в разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.

Ключевую роль в профориентации выпускников играет информация: о содержании, условиях, организации труда и обучения по конкретной профессии, оплате труда, его требованиях к организму и личности человека, возможностях профессионально-квалификационного и должностного роста (планирование карьеры); информация о текущем и перспективном кадровом спросе.

Выбор профессии, принятие решения о месте учебы, работе происходят в результате сопоставления информации по всем этим позициям и зависят от их объективного содержания и понимания каждым клиентом.

Полноценное профинформирование характеризуется следующими существенными признаками:

·       достоверность (объективность, точность фактов, цифр, оценок, характеризующих профессиональное обучение и труд, включая адекватное отображение трудностей, опасностей и риска);

·       актуальность (соответствие запросам рынка труда, физическим и духовным потребностям клиентов);

·       перспективность (показ профессии в развитии, раскрытие возможностей профессионально-квалификационного и должностного роста работника, в том числе путем освоения смежных профессий);

·       обновляемость (своевременная замена и уточнение данных об уровне спроса, содержании и условиях, режиме, оплате и организации труда, содержании и сроках профессионального обучения, перспективах трудоустройства);

·       доходчивость (ясность, упорядоченность, простота и четкость изложения);

·       привлекательность и доступность (рациональный подбор и сочетание текстовых и изобразительных материалов, размещение в удобном месте, благоприятные условия для восприятия).

Профинформация, характеризующаяся указанными признаками, усиливает мотивацию поиска новых, недостающих сведений о реальных объектах профподготовки, трудоустройства, ослабляет синдром неуверенности в своих силах, состояние апатии, тревожности, пассивности. Профинформирование мобилизует силы и активность человека к самопознанию и самоопределению в мире труда и профессий.

 

1.2.   Опыт работы с выпускниками школ в службе занятости населения Архангельской области

Специалисты отдела профориентации и профобучения Департамента ФГСЗН и профконсультанты центров занятости Архангельской области участвуют в реализации «Программы содействия занятости населения Архангельской области», «Основных направлений программы содействия занятости молодежи Архангельской области», областной социально-экономической целевой программы «Профилактика беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» и др., в рамках которых проводятся различные профориентационные мероприятия для молодежи и выпускников школ.

В течение ряда лет Департаментом ФГСЗН по Архангельской области разрабатываются «Основные направления развития профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения Архангельской области» на дальнейшие два года. В них отражаются основные итоги работы предыдущего периода, определяются цели и задачи дальнейшей деятельности профконсультантов, прогнозируются ожидаемые результаты работы. Кроме того, в данным документом утверждается план конкретных мероприятий по реализации программ профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Архангельской области.

В целях содействия профессиональному самоопределению и профессиональному становлению выпускников в службе занятости населения Архангельской области сформирована система работы по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений и учебных заведений профессионального образования с использованием следующих форм и методов:

1.    Организация профессионального просвещения, информирования, консультирования учащихся, родителей, работников учреждений образования, культуры, военкоматов, УИН и других заинтересованных организаций по вопросам выбора профессии и трудоустройства в консультационных пунктах центров занятости, в том числе временных/передвижных.

2.    Осуществление превентивных мероприятий с выпускниками учебных заведений профессионального образования в форме индивидуального и группового консультирования, семинаров и тренингов по технологии поиска работы.

3.    Проведение декад и месячников профориентации в муниципальных образованиях области.

4.    Проведение дней профориентации, дней службы занятости в учреждениях общего, начального, среднего и высшего профессионального образования.

5.    Организация информационных семинаров для школьных психологов и других работников учреждений образования по вопросам профориентации и психологической поддержке школьников.

6.    Проведение «круглых столов» по проблемам занятости молодежи с участием представителей администраций, учебных заведений, работодателей.

7.    Освещение в средствах массовой информации проведения социально значимых мероприятий по профессиональной ориентации и социальной адаптации молодежи и школьников.

В рамках объявленного губернатором области года семьи и молодежи Департамент ФГСЗН по Архангельской области инициировал проведение весной-осенью 2004 г. декад профориентации. Во многих городах и районах запрос на профориентационные услуги со стороны выпускников и молодежи был столь велик, что были организованы не только декады, но и месячники профориентации, в рамках которых прошли самые разнообразные мероприятия, для организации большинства мероприятий потребовалась межведомственная координация усилий специалистов заинтересованных организаций и ведомств.

Для решения данных задач органы службы занятости заключали договоры с учреждениями образования и другими организациями. В рамках договоров специалисты по профориентации вели в школах и профессиональных училищах занятия по основам выбора профессии, по методике эффективного поиска работы, выступали с лекциями перед родителями и педагогическими работниками, оказывали помощь школьным психологам в проведении профориентационных мероприятий. Профконсультанты службы занятости также выезжали в отдаленные школы сельских районов, где учащиеся зачастую не имеют других источников информации по вопросам профориентации и профессионального выбора.

С целью более полного информирования выпускников общеобразовательных учреждений в рамках года семьи и молодежи были проведены ярмарки учебных мест, и другие массовые профориентационные акции, такие как дни выпускника, дни профориентации и пр., в которых приняли участие 6,5 тысяч молодых граждан.

Как правило, такие крупные акции проводились путем взаимодействия специалистов службы занятости с местными администрациями, педагогическими коллективами учебных заведений. Широко освещалась профориентационная работа с выпускниками и во всех средствах массовой информации. После подобных мероприятий, как правило, у участников формировался запрос на индивидуальные профориентационные услуги в консультационных пунктах центров занятости населения.

В рамках декады профориентации специалисты ЦЗН проводили семинары и «круглые столы» для психологов, социальных педагогов, классных руководителей школ, работников системы начального профессионального образования и специалистов Управлении образования и органов социальной защиты. Каждый участник семинаров получил необходимую информацию и подборки методических и раздаточных материалов по профессиональной ориентации школьников: буклеты для выпускников и родителей, справочники по учебным заведениям.

За последнее время появился интересный опыт расширения традиционного круга социальных партнеров службы занятости в области профессиональной ориентации молодежи. Таким заинтересованным партнером в деле профориентации выпускников явились учреждения культуры, а именно районные, городские детские и юношеские библиотеки. Примеры такого взаимодействия есть в нескольких городах и районах области.

Например, профконсультант Шенкурского РЦЗН с 2002 г. принимал участие в проекте под названием «Профориентационная биржа». Данный проект был признан победителем всероссийского конкурса грантов под эгидой Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры. «Профориентационная биржа» возникла на основе совместной долгосрочной программы, разработанной специалистами центра занятости, сотрудниками районной библиотеки и педагогами городской средней школы. Цель программы – систематизировать работу по профориентации, объединенными усилиями найти более интересные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении. В помещении библиотеки был открыт консультационный пункт районного центра занятости и создан кабинет профориентации, где сосредоточена вся информационная база о профессиях, об учебных заведениях, о ситуации на рынке труда в районе и области. Занятия со школьниками проходили в форме бесед, общения с психологом и профконсультантом, встреч с представителями различных сфер профессиональной деятельности, были организованы книжные обзоры, игры, экскурсии на предприятия.

Срок действия проекта-победителя был продлен до 2005 г., в апреле 2004 г. на базе действующего консультационного пункта ЦЗН в Шенкурской детской библиотеке был открыт центр профориентации «Старшеклассник». Для работы центра выделено отдельное помещение, оснащенное компьютером, видеокомплексом, информационными стендами со справочной и познавательной литературой. В день открытия центра профориентации в библиотеке было организовано мероприятие «Калейдоскоп профессий», в нем участвовали школьники, были приглашены руководители предприятий района, работники местной администрации, управления образования, учебных заведений. Ребята театрализовано, ярко показали популярные профессии, имели возможность встретиться и побеседовать с реальными представителями этих профессий, например, пожарными. Данное событие также было отражено в районных средствах массовой информации и на сайте Департамента ФГСЗН.

В 2004 г. продолжалась работа консультационных пунктов (КП) при межтерриториальных, городских и районных центрах занятости населения.

Консультационные пункты играют важную роль в системе оказания профориентационных услуг, выступая как форма взаимодействия службы занятости с заинтересованными организациями, учреждениями и отдельными гражданами. Цель работы КП – оказание дополнительных профориентационных услуг учащимся, педагогическим работникам, работодателям, социальным работникам и др. Здесь также проходило обучение школьных психологов и социальных педагогов, студентов вузов методам профориентационной работы с учетом интересов службы занятости.

Только в первом полугодии 2004 г. в консультационных пунктах получили профориентационные услуги более 7,7 тыс. человек. Среди посетителей консультационных пунктов большую часть составили учащиеся школ и профессиональных училищ, родители выпускников школ, педагоги, психологи и социальные работники. На консультациях для школьников в консультационных пунктах практиковался просмотр видеопрофессиограмм и фильмов «Азбука профориентации», «Ищу работу».

В центрах занятости населения и на выезде, в учебных заведениях, для учащихся школ области были проведены профориентационные уроки или уроки занятости: «Формула удачного выбора профессии», «Профессиональное самоопределение, рынок труда и образовательных услуг» и др.

Важную роль в работе профконсультантов играет ориентация школьников на рабочие профессии. Например, впервые в ноябре 2003 г. в Архангельском МТЦЗН состоялась выставка-ярмарка учебных мест училищ и лицеев начального профессионального образования города. Целью данного мероприятия было ознакомление выпускников школ с возможностями получения профобразования в Архангельске. Свои информационные и демонстрационные материалы представили 14 училищ и лицеев города. День профориентации посетили более 1 тыс. учащихся из 28 школ и детских домов г. Архангельска и Приморского района. Специалисты центра занятости консультировали учащихся по вопросам выбора профессии, посетители имели возможность познакомиться с профессиограммами, получить специально подготовленные памятки и буклеты. Для оформления выставки были подготовлены стенды и видеослайды на тему выбора профессии. В течение всего дня работали два видеозала, где демонстрировался фильм «Азбука профориентации». Завершилось данное мероприятие «круглым столом», где участники обсудили итоги дня. В результате было принято решение сделать данное мероприятие традиционным.

По итогам выставки профконсультанты подготовили справочник учебных заведений начального профессионального образования г. Архангельска. Особенность данного сборника состоит в том, что помимо общих сведений об образовательных учреждениях, условиях и сроках обучения, в справочник включены профессиограммы по всем специальностям, которые можно получить в данных училищах и лицеях.

Кроме того, в целях развития интересов, склонностей и способностей учащихся через включение их в трудовую деятельность весной – летом 2004 г. профконсультанты вели активное профориентационное сопровождение организации летней занятости несовершеннолетних граждан. Индивидуально и в группах для подростков, желающих временно трудоустроиться или направленных в лагеря труда и отдыха, профконсультанты проводили беседы и консультации по вопросам выбора профессии. Были организованы просмотр видеофильмов, выставки литературы, подготовлены буклеты для школьников и их родителей.

Профконсультанты службы занятости в своей работе особое внимание уделяют молодежи, относящейся к так называемой «группе риска». Например, совместно с Управлением исполнения наказаний УВД Архангельской области, в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве, профконсультанты Архангельского межтерриториального ЦЗН организовали профориентационные мероприятия с лицами, отбывающими наказание в Архангельской воспитательной колонии (АВК) для несовершеннолетних, готовящихся к освобождению, направленные на их социальную адаптацию после освобождения. Данные мероприятия включали в себя профинформирование, профконсультирование, психологическое тестирование. Педагогам ПУ при колонии и специалистам по социальной работе в АВК оказывалась методическая и практическая помощь в профориентационной работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Профконсультанты службы занятости активно участвуют в профилактической работе с несовершеннолетними гражданами, являются постоянными членами городских и районных комиссий по делам несовершеннолетних, регулярно участвуют в заседаниях комиссии и проводят индивидуальные и групповые профконсультации для подростков и их родителей, многие из которых являются безработными.

На протяжении длительного периода работы специалистов службы занятости наблюдается рост числа школьников, которым были оказаны информационные, консультационные профуслуги, психологическая поддержка. Так, за 2003 г. профориентационные услуги в Архангельской области были оказаны 16 тыс. учащимся, а в 1 полугодии 2004 г. профориентационные услуги получили 11,4 тыс. учащихся (рис. 1). Данная тенденция свидетельствует о наличии потребности учащихся в помощи при выборе профессии. Кроме того, этот показатель отражает развитие и совершенствование работы профконсультантов службы занятости с молодежью в целях повышения ее конкурентоспособности на рынке труда.

 

Рис. 1. Количество учащихся, получивших услуги по профессиональной ориентации в 2001 – 1 полугодии 2004 гг.

 

 

1.3. Проблемы и перспективы межведомственной координации
работы по организации профессиональной ориентации молодежи
Архангельской области

 

У профконсультантов службы занятости Архангельской области сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации населения со всеми заинтересованными учреждениями и организациями с учетом ситуации на рынке труда региона. Однако в целях развития и совершенствования системы профориентации молодежи, содействия эффективному развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Департамент ФГСЗН по Архангельской области в 2004 г. инициирует принятие областного закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области».

На наш взгляд, данный закон должен выполнять следующие задачи:

·       реализация государственной политики в области профессиональной ориентации молодежи;

·       обеспечение в полном объеме реализации прав молодежи на профессиональную ориентацию;

·       развитие и совершенствование системы и программ профессиональной ориентации;

·       обеспечение сотрудничества всех заинтересованных организаций на основе общей программы профессиональной ориентации, разработанной с учетом специфики региональных и местных условий;

·       организация информационного пространства, позволяющего получить максимум сведений о рынке профессий, спрос на них в регионе;

·       содействие становлению рынка профессиональных услуг;

·       развитие материальной базы, создание единой системы профессиональной ориентации в регионе, проведение единой кадровой политики в области профориентации, подготовка квалифицированных кадров для осуществления этого вида деятельности, объединение научного потенциала и систематизация научных знаний в данной области.

Для реализации данных задач считаем необходимым создание в области межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Межведомственная комиссии может осуществлять следующие направления работы:

      инициирование разработки нормативных документов, межведомственных планов и программ, поддержка региональных мероприятий, нацеленных на профориентацию населения, содействие профессиональному развитию и адаптации граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в условиях свободного рынка труда;

      определение приоритетных направлений научных исследований и практической работы по профессиональной ориентации и психологической поддержке различных социально-демографических групп населения и содействие их осуществлению;

      рассмотрение вопросов реализации закона «О профессиональной ориентации молодежи Архангельской области», иных нормативно-правовых актов по профессиональной ориентации, психологической поддержке и содействию социально-профессиональной адаптации различных категорий населения области;

      всестороннее изучение основных проблем профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, ситуации в социально-трудовой сфере с учетом процессов, происходящих в экономике, состояния социальной сферы и тенденций развития кадрового потенциала региона;

      выработка согласованных позиций, решений, концепций по проблемам профессиональной ориентации, содействия профессиональному становлению молодежи, социально-психологической реабилитации и профессиональной адаптации слабозащищенных категорий населения;

      рассмотрение аналитических и информационных материалов по вопросам профориентации и психологической поддержки населения.

Проведение активной политики занятости в регионе, дальнейшее развитие эффективно действующей системы профессиональной ориентации и психологической поддержки в рамках межведомственной координации действий всех заинтересованных сторон призвано способствовать повышению уровня занятости населения Архангельской области.

 

Список литературы

 

1.    Бендюков М. А. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? Изд. 2-е, доп. и дораб. / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин, М. И. Ткачев. СПб.: ЗАО «Литера плюс», 1997. 336 с.

2.    Бутко Е. Я. Особенности развития системы начального профессионального образования России / Е. Я. Бутко // Профессионал. 1994. №3-4. С.3-18.

3.    Гейжан Н. Ф. Работа профтехучилищ по ориентации молодежи на строительные профессии / Н. Ф. Гейжан, М. И. Иванюк. М.: «Высшая школа», 1983. 48 с.

4.    Климов Е. А. Как выбирать профессию. Изд. 2-е, доп. и дораб. / Е. А. Климов. М.: «Просвещение», 1990. – 159 с.

5.    Методические рекомендации по проведению профессионального информирования / Департамент ФГСЗН по Тамбовской области. Тамбов. 1997. 38 с.

6.    О межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации и психологической поддержки населения. Постановление Администрации Тверской области от 13 февраля 2002 г. №36-па.

7.    Профориентация молодежи в службе занятости / Департамент ФГСЗН по Архангельской области. Сб. №31. Архангельск, 2004. 76 с.

8.    Профориентационная работа в школе. Профессиональное самоопределение школьников / методические рекомендации Челябинского областного центра профориентации незанятого населения и профреабилитации инвалидов. Челябинск, 1996. 79 с.

9.    Профориентация: проблемы и решения / Вологодский областной учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения незанятого населения. Вологда, 1995. Вып. 3. 51 с.

10.      Пряжников Н. С. Карточные профконсультационные методики: Уч. пос. / Н. С. Пряжников. М.: Ассоциация «Профцентр», 1993. 328 с.

11.      Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под. ред. Н. Б. Богдановой. М.: Российский учебный центр ФСЗ России, 1995. 170 с.