Формализация математической модели прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с профессиональным образованием

В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
vgurt@psu.karelia.ru; pitukhin@onego.ru

М. В. Суровов

Федеральное агентство по образованию, г. Москва

Введение

Проблема рационального использования средств, выделяемых на систему профессионального образования, является достаточно актуальной для российского государства. На содержание системы образования затрачивается каждый восьмой рубль консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, в
2004 г. расходы консолидированного бюджета по статье «Образование» составили 553 млрд. руб. Из этих расходов 138 млрд. руб. было затрачено на финансирование профессионального образования, в том числе: 74 млрд. руб. – на высшее, 28 млрд. руб. – на среднее и 36 млрд. руб. – на начальное профессиональное образование. Общее количество студентов и учащихся, обучающихся на всех уровнях профессионального образования в России, составляет 10 млн. человек.

Важным элементом государственной политики в области оптимизации расходов на образование является формирование и конкурсное размещение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Желание целесообразно использовать средства в области образования можно кратко выразить следующим тезисом: «государственное образование – для подготовки востребованных экономикой специалистов».

В связи с этим возникает задача поиска наиболее оптимального соответствия потребностей рынка труда и возможностей системы образования обеспечить эти потребности. Решение этой проблемы необходимо проводить на субфедеральном уровне в силу низкой горизонтальной мобильности квалифицированной рабочей силы.

В настоящее время существует два подхода к определению потребностей региональных рынков труда в специалистах с различными уровнями профессионального образования.

Первый подход по определению потребностей региональных экономик основан на том, что структура человеческого капитала, необходимая для производства единицы продукции, не имеет значительных региональных различий, а определяется уровнем технологий и организации труда для различных отраслей экономики [1-3]. При этом предполагается, что структура промышленного производства в рамках отдельных субъектов Федерации достаточно консервативна и меняется плавно в пределах горизонта планирования. Эта методика расчета, назовем ее «технологической» методикой, или методикой «сверху», обладает свойством универсальности для всех субъектов Федерации, в разрезе всех отраслей экономики и для всех уровней образования. Обоснование методики, алгоритмы расчета и пригодность ее для различных уровней профессионального образования были описаны авторами ранее [1-6]. Чтобы сделать «технологическую» методику более достоверной, потребуется лишь уточнение параметров модели – коэффициентов, характеризующих структуру экономики и структуру занятости в регионе. Параметры модели содержат как данные, мало изменяющиеся от региона к региону, так и данные, уникальные для анализируемого субъекта Федерации. Фактически разрабатываемая модель является отражением нормативного подхода, применявшегося ранее Госпланом СССР в «эпоху развитого социализма».

Второй подход к расчету потребностей региональных экономик основан на проведении статистически значимых опросов потребностей работодателей в специалистах с профессиональным образованием в рамках отдельных предприятий на территории региона. Затем эти данные проецируются на все отрасли региональной экономики [7]. Эта методика расчета, назовем ее «социологической» методикой, или методикой «снизу», более точно отражают ситуацию на конкретном предприятии, но ее обобщение в рамках отрасли либо территории достаточно проблематично. Более того, такая методика не дает возможность провести сравнительный анализ с другими субъектами Федерации. Тем не менее оценки потребностей, полученные в рамках «социологической», модели важны как для верификации, так и для настройки параметров «технологической» модели.

Известны модели рынка труда, основанные на компромиссно-равновесном подходе [8], связывающие компромиссные цены на товары и услуги с матрицей коэффициентов прямых затрат и прямыми затратами труда в стоимостном выражении на единицу стоимости. Эти модели не рассматривают развитие ситуации на рынке во времени и лишены универсальности в подходе к определению коэффициентов модели в разрезе макрохарактеристик субъектов Федерации.

Поход к прогнозированию некоторых показателей экономической динамики рынков регионов РФ изложен в работе [9] и основывается на комитетных решающих правилах, которые позволяют определить класс, к которому относится регион. Рассматривается задача распознавания образов с неточными экспертными оценками, применяемая для уточнения построения эконометрической модели региона. Такой подход можно будет применить для оценки тенденций развития отраслей экономики.

Исходя из рассмотренного для дальнейшего формирования «технологической» модели прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования, необходимо обобщить концептуальную и формализовать математическую модель, используемую ранее в расчетах [3], и сделать ее пригодной для всех уровней профессионального образования.

1.     Проектирование ключевых этапов построения концептуальной модели на основании алгоритма методики расчета «сверху»

При проектировании и прогнозировании развития региональных образовательных систем возможно несколько подходов, существенно отличающихся друг от друга выбором доминирующего интереса того или иного субъекта. Так, интересы личности, интересы региональной системы образования и интересы региональной экономики могут значительно отличаться даже в рамках одного региона. Сделана попытка расчета региональной потребности в выпускниках с профессиональным образованием с позиции обеспечения потребности региональных экономик. Методика прогнозирования потребностей региональных экономик каждого из 89 субъектов Федерации в выпускниках учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп учебных специальностей может в дальнейшем быть использована для обеспечения конкурсного механизма размещения государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях России.

Разработанная методика прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования берет за основу анализ в разрезе субъектов Федерации следующих значимых параметров, касающихся мониторинга текущих и прогнозирования перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах с различным уровнем профессионального образования [1-6]. Среди них:

· численность постоянного населения;

· численность трудоспособного населения;

· распределение численности занятого населения по отраслям экономики и социальной сферы;

· среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;

· уровень образования занятых в различных отраслях экономики;

· матрицы соответствия структуры подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием по 28 группам и структуры отраслей народного хозяйства по 14 отраслям с детализацией промышленности по 15 подотраслям;

· коэффициент ротации для занятого населения.

2.     Формализация математической модели для расчета потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования

Поскольку данная методика расчета является универсальной для любого субъекта Федерации (СФ), то индексы налоговых зон от 1 до 89, уникальные для каждого СФ, в рамках данной статьи в формулах указываться не будут.

Изначально попытаемся свести задачу потребности экономик в специалистах к некоторой балансовой модели. Для этого определим словесную конструкцию «удовлетворить потребность» как «привести в соответствие с заданным значением некоторую количественную характеристику».

Зададим горизонт планирования для балансовой модели, поскольку речь идет о прогнозировании потребности во времени. Приемлемой датой для среднесрочного горизонта планирования выбирается 2015 г.

Определимся с обозначениями во временной области. Анализируемый период исследования динамики образовательных процессов простирается вверх и вниз от текущего года на десять лет, с 1995 года (первый год детальной статистики в базе данных) до 2015 года (некоторый обозримый горизонт планирования). Поскольку время рассматриваемой модели дискретно, так как информация наблюдается с промежутком в один год, то введем переменную диапазона или индекс , который будет изменяться от начального года исследования () до конечного ( ) с шагом 1 год. То есть время (годы) измерения и фиксирования данных будет изменяться по закону . Так, и .

Обозначим через вектора вакансий :

– вектор потребности экономики СФ в специалистах с высшим профессиональным образованием в год в разрезе 28 укрупненных групп специальностей;

– вектор потребности экономики СФ в специалистах со средним профессиональным образованием в год в разрезе 28 укрупненных групп специальностей;

– вектор потребности экономики СФ в специалистах с начальным профессиональным образованием в год в разрезе 28 укрупненных групп специальностей.

Каким образом рассчитать эти потребности? С позиции обеспечения потребности региональных экономик. В чем они состоят? Чему они будут равны? С нашей точки зрения, удовлетворение потребности состоит в максимальном соответствии возникающих вакантных рабочих мест в отраслях экономики числу подготовленных для этого специалистов в разрезе групп специальностей и уровней образования.

Определим количество выпускников из всех ОУ СФ к году как:

– вектор выпуска в году специалистов ОУ ВПО в разрезе 28 специальностей; – вектор выпуска в году специалистов ОУ СПО в разрезе 28 специальностей; – вектор выпуска в году специалистов ОУ НПО в разрезе 28 специальностей.

Тогда математически такая задача баланса спроса и предложения на рынке труда в СФ к году сводится к решению системы уравнений:

. (1)

Соотношение (1) определяет количество специалистов, необходимых для полного замещения потребностей в экономике исследуемого СФ.

Данная задача сводится к двойственной задаче оптимизации. Надо найти минимум функционала, который бы свел выпуски из ОУ к потребностям по специальностям и уровню образования:

++, (2)

где , , ,

и , , ,

– индекс специальности.

Для минимизации функционала (2) необходимо определить переменные, которые будут играть роль проектных параметров при оптимизации. В случае решения задачи баланса это выпуски из образовательных учреждений. В рамках данной работы интерес представляет определение потребностей, т.е. правая часть системы (1). Приведем систему (1) к равноценной системе, которая также будет отражать баланс спроса и предложения на рынке труда в разрезе потребности 13 укрупненных отраслей экономики.

Для этого перераспределим вектора подготовленных в ОУ НПО, СПО и ВПО выпускников по 28 группам специальностей по 13 отраслям экономики. В качестве примера, иллюстрирующего такое перераспределение, рассмотрим матрицу =, которая будет являться приведенной матрицей коэффициентов потребностей отраслей экономики в специалистах с высшим образованием. Иначе эту матрицу можно назвать «матрицей соответствия» типа «специальность-отрасли». Строки ее будут соответствовать 13 отраслям экономики ( – индекс отраслей экономики), а столбцы – 28 укрупненным специальностям. Тогда коэффициент будет соответствовать процентной доле специалистов со специальностью , которые традиционно привлечены к работе в отрасли экономики . Допустим, что сумма коэффициентов матрицы по всем 13 строкам должна равняться 1:

. (3)

Этим принимается допущение, что все 100% специалистов по любой из
-й специальности будут трудоустроены в пределах 13 отраслей экономики.

Пример такой нормированной матрицы распределения специалистов с высшим профессиональным образованием по отраслям экономики для Свердловской области приведен в таблице 1. Аналогичный вид матрицы соответствия будет для распределения специалистов со средним и начальным профессиональным образованием. Как будет показано ниже, для каждого уровня профессионального образования, только отрасль «промышленность» имеет региональные различия; в остальном параметры матрицы имеют одинаковое значение.

Таблица 1

Матрица соответствия потребностей 14 отраслей экономик в специалистах
по 28 укрупненным группам учебных специальностей ВПО

№ строки

оконх

Код группы специальностей

010000

020000

030000

040000

050000

060000

070000

080000

090000

100000

110000

120000

130000

отрасль по ОКОНХ/

основные группы

специальностей (ВПО)

Физико-математические науки

Естественные
науки

Гуманитарные
науки

Социальные науки

Образование
и педагогика

Здравоохранение

Культура
и искусство

Экономика
и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полез-ных ископаемых

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

2

10000

Промышленность

0,01

0,02

0,02

0,00

0,01

0,01

0,00

0,07

0,01

0,00

0,04

0,01

0,02

3

2000030000

Сельское и лесное хозяйство

0,00

0,02

0,03

0,00

0,00

0,01

0,00

0,10

0,00

0,01

0,35

0,05

0,00

4

50000

Транспорт и связь

0,01

0,01

0,03

0,00

0,00

0,00

0,00

0,02

0,02

0,02

0,00

0,05

0,01

5

60000

Строительство

0,00

0,00

0,03

0,00

0,00

0,00

0,02

0,06

0,02

0,03

0,00

0,05

0,09

6

70000

Торговля и общественное питание

0,00

0,00

0,20

0,00

0,05

0,03

0,00

0,40

0,01

0,02

0,02

0,00

0,00

7

9000080000

ЖКХ, материально-техничес-кое снабжение и сбыт

0,01

0,00

0,04

0,02

0,00

0,00

0,00

0,28

0,01

0,01

0,05

0,05

0,01

8

91000

Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

0,00

0,01

0,06

0,10

0,09

0,45

0,00

0,12

0,00

0,10

0,01

0,00

0,00

9

92000

Народное образование

0,10

0,15

0,15

0,05

0,40

0,01

0,01

0,07

0,01

0,00

0,00

0,00

0,00

10

93000

Культура и искусство

0,00

0,00

0,05

0,01

0,05

0,00

0,80

0,01

0,01

0,01

0,00

0,00

0,00

11

95000

Наука и научное обслуживание

0,17

0,15

0,20

0,03

0,02

0,03

0,01

0,05

0,01

0,01

0,05

0,01

0,01

12

96000

Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение

0,05

0,00

0,10

0,05

0,05

0,05

0,00

0,40

0,09

0,01

0,00

0,01

0,00

13

97000

Управление

0,09

0,01

0,15

0,02

0,02

0,01

0,01

0,25

0,05

0,01

0,10

0,00

0,00

14

9800099000

Другие отрасли

0,10

0,01

0,11

0,02

0,02

0,01

0,06

0,11

0,20

0,06

0,00

0,00

0,00

15

 

Сумма строк

0,535

0,38

1,17

0,3

0,71

0,61

0,91

1,93

0,44

0,29

0,62

0,225

0,135

Продолжение таблицы 1

 

№ строки

140000

150000

160000

170000

180000

190000

200000

210000

220000

230000

240000

250000

260000

270000

280000

Сумма столбцов

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Металлургия, машиностроение и материалообработка

Авиационная и ракетно-космическая техника

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Приборостроение и оптотехника

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Строительство и архитектура

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

2

0,10

0,18

0,05

0,02

0,05

0,04

0,00

0,07

0,01

0,11

0,03

0,05

0,03

0,03

0,01

1

3

0,06

0,06

0,00

0,00

0,00

0,10

0,00

0,00

0,00

0,01

0,01

0,15

0,01

0,04

0,02

1

4

0,05

0,04

0,07

0,00

0,06

0,29

0,07

0,10

0,01

0,10

0,00

0,00

0,00

0,02

0,02

1

5

0,04

0,01

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,02

0,06

0,02

0,00

0,00

0,46

0,09

1

6

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,02

0,00

0,00

0,00

0,04

0,00

0,00

0,14

0,02

0,05

1

7

0,01

0,01

0,00

0,01

0,00

0,03

0,00

0,01

0,02

0,05

0,00

0,01

0,01

0,39

0,01

1

8

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

0,02

0,00

0,00

0,01

0,00

0,01

0,00

0,01

1

9

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

0,01

0,01

0,00

0,00

0,01

0,01

1

10

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

0,00

0,00

0,00

0,05

0,00

1

11

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,05

0,01

0,05

0,03

0,01

0,01

0,01

0,01

1

12

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,05

0,13

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

1

13

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

0,01

0,10

0,15

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

1

14

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

0,03

0,05

0,20

0,00

0,00

0,00

0,00

0,01

1

15

0,26

0,305

0,13

0,04

0,12

0,485

0,11

0,285

0,275

0,915

0,105

0,22

0,205

1,03

0,26

13


С учетом свойства (3) вектора потребностей экономики в специалистах получаются путем округления результата умножения такой транспонированной матрицы на вектор – вектор потребностей отраслей экономики СФ к году в специалистах с ВПО:

. (4)

Аналогично мы получим вектора потребностей экономики СФ со специалистами СПО и НПО:

(5)

где – вектор потребности СФ к году в специалистах с СПО в разрезе отраслей экономики;

‑ вектор потребности СФ к году в специалистах с НПО в разрезе отраслей экономики.

=‑ приведенная матрица коэффициентов потребностей отраслей экономики в специалистах со средним профессиональным образованием;

= – приведенная матрица коэффициентов потребностей отраслей экономики в специалистах с начальным профессиональным образованием.

Для них также справедливо условие (3):

, . (6)

Предполагается, что коэффициенты матриц соответствия , и мало изменяются со временем в силу инерционной структуры экономики и технологии производства в большинстве отраслей, а также одинаковой потребности при производстве продукта в кадрах заданной квалификации на среднесрочном интервале планирования.

Определение коэффициентов матриц соответствия "специальность – отрасли" является первым ключевым вопросом в данной методике. Он может опираться на ряд экспертных оценок лиц, сведущих в кадровой политике, как со стороны отраслей экономик, так и со стороны региональных властей СФ. При использовании данной методики расчета потребуется кропотливая работа с представителями заинтересованных в сотрудничестве СФ по уточнению коэффициентов этих матриц.

Отдельное внимание требуется привлечь к процессу формирования первой, верхней, строки всех матриц, которая отвечает за потребности промышленность в специалистах. Очевидно, что структура промышленности каждого СФ индивидуальна и базируется на традиционном для данного региона виде промышленного производства. Остальные строки можно считать более-менее стабильными и мало меняющимися от одного СФ к другому. Потому была разработана методика отдельного определения значений коэффициентов потребности промышленности, которая была подробно описана ранее [3] и в рамках данной статьи не приводится.

Рассмотрим правую часть уравнений (4) и (5):

Потребности экономики СФ в сильной степени определены демографическим фактором и инерционным характером развития экономики. Они зависят от предполагаемой оценки значений вектора занятых в экономике к году в разрезе отраслей и уровня образования и от некоторого коэффициента ротации . Коэффициент оценивает обновляющую долю вливающейся в экономику в год молодежи относительно общего числа лиц всех возрастов:

,

, (7)

,

где – вектор оценки занятых в экономике лиц любого возраста с ВПО к году в разрезе 13 отраслей экономики;

– вектор оценки занятых в экономике лиц любого возраста с СПО к году в разрезе 13 отраслей экономики;

– вектор оценки занятых в экономике лиц любого возраста с НПО к году в разрезе 13 отраслей экономики;

, , – соответствующие коэффициенты ротации.

В рамках данной работы принимается допущение о начальном тождестве этих коэффициентов между собой и во времени. Возьмем коэффициент ротации за константу:

====. (8)

Смысл этого коэффициента сводится к тому, что в среднем специалист с профессиональным образованием работает в экономике 25 лет или, что то же самое, ежегодно 1/25 часть занятых в отраслях экономики нуждается в замене.

Возникает задача, как определить вектора потребностей , и .

Предлагается подход, по которому вначале оцениваются тенденции развития отраслей экономики данного СФ к году без учета уровня образования. Среднегодовое число занятых в разрезе отраслей будет отображать вектор =. Далее, опираясь на статистические данные о процентном соотношении лиц с разным уровнем образования в различных отраслях по СФ, из общего вектора можно выделить составляющие по уровню образования.

Таблица распределения занятого населения по уровню образования в различных отраслях экономики в существующих статистических справочниках представлена лишь для Российской Федерации.

Поэтому существуют два пути – в начале, в качестве грубого приближения, мы можем использовать процентные доли по РФ оценки числа занятых с тем или иным уровнем образования по отраслям для исследуемого СФ. Второй путь – это решение задачи оптимизации с целью улучшения этих процентных долей для отражения ситуации в конкретном СФ.

В рамках данной статьи рассмотрим первый вариант. Обозначим векторами:

– процентную долю лиц с высшим образованием в разрезе отраслей экономики РФ к 2002 году;

– процентную долю лиц со средним образованием в разрезе отраслей экономики РФ к 2002 году;

– процентную долю лиц с начальным образованием в разрезе отраслей экономики РФ к 2002 году.

Будем считать, что данный процент по СФ и по России [10] в целом мало изменится на среднесрочном периоде планирования:

===,

===, (9)

===.

Тогда оценку векторов занятых в экономике по уровню образования в разрезе отраслей можно записать как результат округления покомпонентного произведения следующих векторов:

=, ,

=, , (10)

=, .

Возникает вопрос о прогнозировании вектора среднегодовой численности занятых в экономике в разрезе отраслей. Среднегодовая численность занятых в экономике по отраслям сильно коррелирует с процентной отраслевой структурой производства промышленной продукции, иными словами, с тенденциями развития отраслей промышленности.

Динамика или тренды развития отраслей промышленности по регионам РФ являются вторым ключевым вопросом, требующим всестороннего обсуждения и дискуссий. Очевидно, это прерогатива экспертов, задающих в программе снижение или рост процентных соотношений в экономике по отраслям. При этом принимается допущение, что сумма занятых в экономике по отраслям в некоторый год для СФ будет равняться такой характеристике, как среднегодовая численность занятых в экономике во всем периоде планирования:

=. (11)

Осуществить такой прогноз – дело экспертов, в рамках данной статьи мы ограничимся принципом «равноценности» развития отраслей экономик с учетом времени.

Ранее [3,4] вопрос прогноза для года решался путем линейной аппроксимации тенденций поведения имеющихся статистических данных с 1995 по 2002 год, но позже был уточнен по следующей методике. Суть ее сводится к нахождению корреляции между общей численностью населения к году , численностью населения в трудоспособном возрасте и численностью занятых в экономике [11].

В статистических справочниках имеется прогностическая оценка общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте для каждого СФ на период до 2025 г. [11]. Находится усредненный по годам (от 1995 по 2002) коэффициент пропорциональности =const:

, . (12)

Тогда прогностическую оценку вектора среднегодовой численности занятых в экономике для года можно записать как

=, . (13)

Исходя из статистической информации, необходимо определить усредненный процент доли каждой отрасли экономики за опытный период с 1995 по 2002 г. Для этого формируется таблица значений и находится усредненный вектор процентных долей занятых в отраслях экономики с отбросом крайних значений:

=, , (14)

где – вектора процентных долей занятых в отраслях экономики [12] в год .

С учетом ограничения (11) и оценки (13) можно записать выражение для прогноза вектора среднегодовой численности занятых в разрезе отраслей экономики :

, . (15)

С помощью «технологической» методики по уравнениям (4,5,7,10) можно рассчитать потребности экономик любого субъекта Федерации в специалистах с различными уровнями профессионального образования в разрезе 28 укрупненных специальностей с 2002 до 2015 г.

:

,

, (16)

.

Таким образом, полученные выражения (16) дают нам возможность подойти к решению системы (1) баланса рынка труда и рынка образовательных услуг [13], например, путем минимизации функционала (2), и определению требуемых векторов выпусков из ОУ в разрезе 28 укрупненных специальностей.

3.     Реализация на программном уровне и примеры расчетов

Для проведения расчета был разработан пакет прикладных программ «Prognose» (на языке Delphi) с дружественным интерфейсом, созданный на основе «технологической» модели. Этот пакет программ может использоваться федеральными и региональными органами управления для моделирования и выработки решений для управления развитием региональных рынков труда и рынков образовательных услуг.

Ниже в качестве примера, иллюстрирующего результаты прогнозирования потребностей, будут приведены результирующие таблицы на примере Свердловской области.

На рисунках 2, 3 и 4 видны результирующие значения потребностей отраслей экономик и социальной сферы Свердловской области в выпускниках начального, среднего и высшего уровней профессионального образования в разрезе укрупненных специальностей. В качестве года прогнозирования потребности был выбран 2007 год.

На рис. 5 приведена результирующая таблица по уровням образования и 28 укрупненным группам учебных специальностей Свердловской области, отражающая баланс между расчетной потребностью в кадрах и реальным выпуском области к 2007 г.

В рамках данной статьи авторы не обсуждают причины и последствия, которые могут возникать при анализе балансовых таблиц потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования и подготовки этих специалистов в образовательных учреждениях на территории региона.


Таблица 2

Расчетная и заявленная потребности региональных экономик в специалистах с ВПО на 2007 г., прием и выпуск специалистов ОУ ВПО в 2003 г. по всем формам обучения в разрезе отраслей экономики в Свердловской области (человек)

Код группы спец.

010000

020000

030000

040000

050000

060000

070000

080000

090000

100000

110000

120000

130000

140000

150000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Потребность экономики (расчет)

1046

917

1710

440

2115

1535

565

2262

621

206

206

287

313

536

2108

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

92

122

160

0

53

78

1

320

42

4

39

37

204

403

2007

Сельское и лесное хозяйство

0

8

12

0

0

4

0

39

0

4

77

18

0

22

22

Строительство

12

12

36

0

0

0

0

24

123

24

0

61

12

61

61

Транспорт и связь

0

0

28

0

0

0

19

57

19

28

0

47

85

38

9

Оптовая и розничная торговля, питание

0

0

241

0

120

72

0

723

72

48

48

0

0

0

0

ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения

3

0

28

0

0

0

0

196

21

7

17

103

3

3

0

Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение

0

16

50

118

152

1238

0

16

0

16

16

0

0

0

0

Народное образование

563

603

603

201

1609

40

40

120

40

0

0

0

0

0

0

Культура и искусство

0

0

27

5

27

0

447

5

5

5

0

0

0

0

0

Наука и научное облуживание

194

145

194

29

67

29

9

48

9

9

9

9

9

9

9

Управление

63

0

127

63

63

63

0

510

114

12

0

12

0

0

0

Финансы, кредит и страхование

43

4

121

9

9

4

4

121

24

4

0

0

0

0

0

Другие отрасли

76

7

83

15

15

7

45

83

152

45

0

0

0

0

0

Потребность экономики (заявленная)

450

195

1000

100

1500

640

314

1200

100

75

375

35

250

750

1400

Прием всего

504

329

5937

1058

3768

853

617

974

70

567

516

135

0

1250

2021

Выпуск всего

493

550

4265

626

2944

479

321

5474

0

73

427

10

470

898

1234

Продолжение таблицы 2

 

Код группы спец.

160000

170000

180000

190000

200000

210000

220000

230000

240000

250000

260000

270000

280000

сумма столбцов

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Потребность экономики (расчет)

265

76

246

780

103

111

498

621

299

173

1033

1148

407

20627

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

133

67

114

211

55

49

189

55

212

151

184

267

73

5322

Сельское и лесное хозяйство

0

0

0

64

0

0

0

2

2

10

2

16

10

312

Строительство

123

0

123

431

12

24

12

24

0

0

0

24

24

1223

Транспорт и связь

0

0

0

0

0

0

38

57

0

0

0

439

85

949

Оптовая и розничная торговля, питание

0

0

0

48

0

0

0

48

0

0

819

48

120

2407

ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения

0

0

0

17

0

3

10

3

0

3

3

278

7

705

Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение

0

0

0

0

16

0

0

0

16

0

16

0

16

1686

Народное образование

0

0

0

0

0

0

40

40

40

0

0

40

40

4019

Культура и искусство

0

0

0

0

0

0

0

5

0

0

0

27

0

553

Наука и научное
облуживание

9

9

9

9

9

9

9

48

29

9

9

9

9

954

Управление

0

0

0

0

0

0

114

114

0

0

0

0

12

1267

Финансы, кредит и страхование

0

0

0

0

4

4

48

73

0

0

0

0

4

476

Другие отрасли

0

0

0

0

7

22

38

152

0

0

0

0

7

754

Потребность экономики (заявленная)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием всего

0

15

0

825

175

250

117

535

457

250

300

520

300

12128

Выпуск всего

0

0

0

1081

168

661

315

1435

500

649

402

1262

433

25505

Таблица 3

Расчетная и заявленная потребности региональных экономик в специалистах с ВПО на 2007 г., прием и выпуск специалистов ОУ СПО в 2003 г. по всем формам обучения в разрезе отраслей экономики в Свердловской области (человек)

Код группы спец.

010000

020000

030000

040000

050000

060000

070000

080000

090000

100000

110000

120000

130000

140000

150000

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Потребность экономики (расчет)

30

27

825

51

1820

2051

493

3341

0

1810

627

292

274

1279

2584

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

8

9

79

0

106

114

0

629

0

0

129

82

136

1020

2433

Сельское и лесное хозяйство

0

0

10

0

0

19

0

68

0

39

282

24

0

50

42

Строительство

1

0

25

0

0

0

0

35

0

193

0

67

14

113

76

Транспорт и связь

0

0

23

0

0

0

45

98

0

269

0

62

117

84

17

Оптовая и розничная торговля, питание

0

0

319

0

214

269

0

1316

0

359

73

0

0

0

0

ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения

0

0

24

4

0

0

0

352

0

69

72

48

5

8

13

Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение

0

0

33

18

134

1405

0

137

0

623

12

0

0

0

0

Народное образование

13

16

175

19

1254

65

33

168

0

0

0

0

0

0

0

Культура и искусство

0

0

8

0

21

0

368

3

0

18

0

0

0

0

0

Наука и научное облуживание

3

2

34

1

9

29

4

17

0

19

19

2

2

4

3

Управление

2

0

45

7

61

129

0

378

0

51

0

7

0

0

0

Финансы, кредит и страхование

1

0

26

1

9

9

5

90

0

19

40

0

0

0

0

Другие отрасли

2

0

24

1

12

12

38

50

0

151

0

0

0

0

0

Прием дневное

141

0

1214

36

1811

2246

610

5624

0

1171

395

0

308

1060

2222

Прием всего

141

0

2090

64

2274

2502

702

10128

0

1692

495

0

393

1826

3539

Выпуск всего

185

0

2072

0

1749

2071

435

7061

0

727

355

0

206

1319

2044

Продолжение таблицы 3

 

Код группы спец.

160000

170000

180000

190000

200000

210000

220000

230000

240000

250000

260000

270000

280000

Сумма столбцов

1

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Потребность экономики (расчет)

357

0

733

1166

27

596

390

1255

114

503

1174

2322

180

24321

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Промышленность

285

0

599

436

5

362

113

484

76

334

181

386

29

8035

Сельское и лесное хозяйство

0

0

0

76

0

0

0

3

1

155

7

38

5

819

Строительство

70

0

130

547

21

173

24

169

0

0

0

48

12

1718

Транспорт и связь

0

0

0

0

0

0

45

94

16

0

0

1025

53

1948

Оптовая и розничная торговля, питание

0

0

0

70

0

0

0

126

0

0

943

89

59

3837

ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения

0

0

0

34

0

6

26

61

0

9

13

678

4

1426

Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение

0

0

0

0

1

22

0

0

5

0

23

0

4

2417

Народное образование

0

0

0

0

0

0

33

23

11

0

0

32

8

1850

Культура и искусство

0

0

0

0

0

0

0

3

0

0

0

22

0

443

Наука и научное
облуживание

2

0

4

3

0

17

4

17

5

5

7

4

1

217

Управление

0

0

0

0

0

0

65

117

0

0

0

0

3

865

Финансы, кредит и страхование

0

0

0

0

0

3

49

51

0

0

0

0

1

304

Другие отрасли

0

0

0

0

0

13

31

107

0

0

0

0

1

442

Прием дневное

0

0

0

534

94

721

285

1642

221

382

426

1135

521

22799

Прием всего

0

0

0

839

154

965

325

1815

271

513

850

2207

876

34661

Выпуск всего

0

0

0

728

83

606

169

671

214

339

595

1193

716

23538

Таблица 4

Свердловская область. Расчетная потребность региональных экономик в специалистах
с начальным профессиональным образованием на 2007 год, выпуск специалистов ОУ НПО в 2003 г. по всем формам обучения в разрезе отраслей народного хозяйства (человек)

№ строки

оконх

код группы специальностей

010000

020000

030000

040000

050000

060000

070000

080000

090000

100000

110000

отрасль по ОКОНХ/основные группы специальностей (ВПО)

Физико-матема-
тические науки

Естественные
науки

Гуманитарные
науки

Социальные
науки

Образование
и педагогика

Здравоохранение

Культура
и искусство

Экономика
и управление

Информационная
безопасность

Сфера
обслуживания

Сельское и рыб-ное хозяйство

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

10000

Промышленность – всего

0

23

0

0

0

0

0

694

0

571

118

2

11000

Электроэнергетической, топливной, угольной, торфяной промышленности

0

0

0

0

0

0

0

47

0

34

3

3

11100

из них:

4

11110

электроэнергетической промышленности

0

1

0

0

0

0

0

27

0

25

2

5

11200

топливной

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

0

6

11220

нефтеперерабатывающей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

11230

газовой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

11300

угольной промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

других отраслей топливной и электроэнергетической промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

12000

Черной и цветной металлургии

0

9

0

0

0

0

0

142

0

128

14

11

12100

из них:
черной металлургии

0

4

0

0

0

0

0

70

0

63

7

12

12200

цветной металлургии

0

4

0

0

0

0

0

73

0

65

7

13

13000

Химической и нефтехимической промышленности

0

1

0

0

0

0

0

16

0

9

2

14

14000

Машиностроения и металлообработки

0

9

0

0

0

0

0

146

0

132

15

 

Продолжение таблицы 4

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

15000

Лесной, деревообрабатывающей
и целлюлозно-бумажной промышленности

0

2

0

0

0

0

0

25

0

25

3

16

16100

Промышленности строительных материалов

0

1

0

0

0

0

0

25

0

20

2

17

16500

Стекольной и фарфорофаянсовой промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

17000

Легкой промышленности

0

0

0

0

0

0

0

6

0

6

3

19

18000

Пищевой промышленности

0

1

0

0

0

0

0

17

0

17

47

20

19100

Микробиологической промышленности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

21

19200

Мукомольно-крупяной промышленности

0

0

0

0

0

0

0

2

0

2

7

22

19300

Медицинской промышленности

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

23

19400

Полиграфической промышленности

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

0

24

 

Других отраслей промышленности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

20000
30000

Сельское и лесное хозяйство

0

1

0

9

0

0

1

39

0

120

344

26

51000

Транспорт

0

0

0

4

0

0

8

76

0

114

22

27

52000

Связь

0

0

0

14

0

0

3

38

0

41

22

28

60000

Строительство

0

0

0

11

0

0

22

99

0

154

33

29

70000

Торговля и общественное питание

0

0

7

7

0

0

22

171

0

223

193

30

90000
80000

Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

0

0

7

7

0

0

22

80

0

218

36

31

98000
99000

Другие отрасли народного хозяйства

0

3

3

1

0

0

15

18

0

74

0

32

ВСЕГО

0

23

41

84

0

0

368

1656

0

2231

1147

33

РАСЧЕТНОЕ ПО ЭКСПЕРНЫМ ОЦЕНКАМ

0

27

19

53

0

0

95

932

0

1313

746

34

ФАКТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК

0

33

63

152

0

0

611

2505

0

3687

1623

35

НАПРАВЛЕНО НА РАБОТУ

0

17

32

77

0

0

310

1272

0

1872

824


Продолжение таблицы 4

 

№ строки

120000

130000

140000

150000

160000

170000

180000

190000

200000

210000

220000

230000

240000

250000

260000

270000

280000

 

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Энергетика, энергетическое
машиностроение и электротехника

Металлургия, машиностроение и материалообработка

Авиационная и ракетно-космическая техника

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Приборостроение
и оптотехника

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Строительство
и архитектура

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

Сумма строк

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

1

0

149

513

2810

0

0

0

954

206

64

0

119

22

69

262

149

0

6723

2

0

20

46

151

0

0

0

10

19

2

0

7

7

0

5

8

0

359

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

0

20

0

87

0

0

5

40

12

2

0

7

5

0

0

7

0

242

5

0

1

5

7

0

0

0

3

1

0

0

1

0

0

0

0

0

23

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

0

142

174

605

0

0

0

242

71

14

0

43

0

0

3

28

0

1615

11

0

70

174

293

0

0

0

118

35

7

0

21

0

0

1

14

0

876

12

0

73

0

312

0

0

0

123

36

7

0

22

0

0

1

15

0

739

13

0

0

16

47

0

0

5

24

2

3

0

5

14

0

0

0

0

143

14

0

0

161

659

0

0

29

249

44

29

0

44

0

0

3

44

0

1565


Продолжение таблицы 4

 

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

15

0

0

8

79

0

0

6

45

3

6

0

8

0

56

1

8

0

275

16

0

11

12

45

0

0

0

36

2

5

0

7

0

20

0

106

0

294

17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

0

0

3

17

0

0

0

10

1

1

0

2

0

1

23

0

0

74

19

0

0

9

47

0

0

0

28

0

4

0

6

0

0

75

0

0

249

20

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

21

0

0

1

5

0

0

0

3

0

0

0

1

0

0

0

0

0

21

22

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

23

0

0

1

10

0

0

0

2

0

1

0

0

0

3

0

0

0

22

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

0

0

69

34

0

0

0

172

0

9

0

9

2

86

172

86

0

1152

26

0

0

69

31

0

0

8

458

0

15

0

15

0

0

1

38

0

859

27

0

3

14

11

0

0

3

96

3

5

0

8

0

0

3

22

0

286

28

0

33

66

55

0

0

11

276

11

0

0

22

0

0

11

496

0

1301

29

0

0

37

15

0

0

0

97

7

0

0

22

0

0

335

7

0

1145

30

0

3

36

7

0

0

7

87

4

3

0

22

0

0

7

290

0

836

31

0

0

0

2

0

0

2

23

2

2

0

12

0

0

46

8

0

210

32

0

181

846

3101

14

0

0

2480

246

112

0

209

25

152

1302

1138

0

15356

33

0

213

682

1762

0

0

75

1890

164

100

0

234

22

167

680

1143

0

10314

34

0

322

1766

4210

323

0

0

4125

251

151

0

220

56

289

2583

2391

0

25361

35

0

163

896

2137

164

0

0

2094

127

77

0

110

28

147

1311

1214

0

12872

Таблица 5

Свердловская область. Прогноз на 2007 год. Сравнение расчетной потребности региональной экономики в специалистах с различным уровнем профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей с выпуском из образовательных учреждений

№ строки

 

Уровень образования

ВПО

СПО

НПО

код группы

Наименование группы
специальностей

Расчетная потребность

Выпуск

Баланс

Расчетная потребность

Выпуск

Баланс

Расчетная потребность

Выпуск

Баланс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

2

010000

Физико-математические науки

1046

493

-553

30

185

+155

0

0

0

3

020000

Естественные науки

917

550

-367

27

0

-27

27

33

+6

4

030000

Гуманитарные науки

1710

4265

+2555

825

2072

+1247

19

63

+44

5

040000

Социальные науки

440

626

+186

51

0

-51

53

152

+99

6

050000

Образование и педагогика

2115

2944

+829

1820

1749

-71

0

0

0

7

060000

Здравоохранение

1535

479

-1056

2051

2071

+20

0

0

0

8

070000

Культура и искусство

565

321

-244

493

435

-58

95

611

+516

9

080000

Экономика и управление

2262

5474

+3212

3341

7061

+3720

932

2505

+1573

10

090000

Информационная безопасность

621

0

-621

0

0

0

0

0

0

11

100000

Сфера обслуживания

206

73

-133

1810

727

-1083

1313

3687

+2374

12

110000

Сельское и рыбное хозяйство

206

427

+221

627

355

-272

746

1623

+877

13

120000

Геодезия и землеустройство

287

10

-277

292

0

-292

0

0

0

14

130000

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

313

470

+157

274

206

-68

213

322

+109

16

140000

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

536

898

+362

1279

1319

+40

682

1766

+1084

17

150000

Металлургия, машинострое-ние и материалообработка

2108

1234

-874

2584

2044

-540

1762

4210

+2448

Продолжение таблицы 5.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

18

160000

Авиационная и ракетно-космическая техника

265

0

-265

357

0

-357

0

323

+323

19

170000

Оружие и системы вооружения

76

6

-70

0

0

0

0

0

0

20

180000

Морская техника

246

0

-246

733

0

-733

75

0

-75

21

190000

Транспортные средства

780

776

-4

1166

728

-438

1890

4125

+2235

22

200000

Приборостроение и оптотехника

103

23

-80

27

83

+56

164

251

+87

23

210000

Электронная техника, радиотехника и связь

111

365

+254

596

606

+10

100

151

+51

24

220000

Автоматика и управление

498

114

-384

390

169

-221

0

0

0

25

230000

Информатика и вычислительная техника

621

475

-146

1255

671

-584

234

220

-14

26

240000

Химическая и биотехнологии

299

342

+43

114

214

+100

22

56

+34

27

250000

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

173

433

+260

503

339

-164

167

289

+122

28

260000

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

1033

174

-859

1174

595

-579

680

2583

+1903

29

270000

Строительство и архитектура

1148

776

-372

2322

1193

-1129

1143

2391

+1248

30

280000

Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды

407

224

-183

180

716

+536

0

0

0

31

Всего

24328

21977

-2351

24328

23546

-782

10327

25372

+15045


Заключение

Формализована математическая модель расчета потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования, которая может применяться для каждого субъекта Федерации. Универсальность методики расчета «сверху» определяется выбором значимых факторов: инерционностью региональной структуры промышленного производства, постоянством структуры человеческого капитала, необходимого для производства единицы продукции в пределах страны, консервативность системы образования в регионе, учете демографических факторов.

Численный расчет потребностей в разрезе отраслей экономики был выполнен для ряда субъектов Федерации. В процессе моделирования выяснилось, что степень адекватности расчета для потребностей региональных экономик в специалистах ОУ ВПО и ОУ СПО выше, чем в специалистах ОУ НПО. Это частично объясняется оттоком молодежи из НПО в Вооруженные силы, а также для продолжения образования в учреждениях СПО и ВПО. Отметим, что моделирование показало многократно завышенную подготовку по специальностям «Экономика и управления» и «Юриспруденция » по всем регионам России по сравнению с потребностью региональных экономик.

Модель имеет ряд ограничений и допущений, которые нуждаются в доработке в ходе дальнейших исследований. Это следующие, открытые для обсуждения и дискуссий, проблемы:

·       уточнение коэффициента ротации R общей численности занятых в экономике в зависимости от пола и характера возрастной структуры в отраслях экономики;

·       уточнение коэффициентов матрицы соответствия «группы специальностей – отрасли экономики» для каждого уровня профессионального образования;

·       уточнение коэффициентов матрицы соответствия «группы специальностей – подотрасли промышленности» для каждого уровня профессионального образования;

·       уточнение трендов в развитии отраслей экономики субъектов Федерации;

·       распределение числа занятых по отраслям экономики и уровню образования в региональном разрезе.

Указанные проблемы будут решаться в ходе дальнейшей работы и консультаций с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, а также с региональными органами власти.

В качестве достоинств разработки можно отметить, что с учетом вышеперечисленных допущений «технологическая» методика прогнозирования основана на стандартизированном подходе, формализованном в унифицированную математическую модель, и может применяться для любого СФ при формировании государственного заказа на подготовку специалистов по трем уровням профессионального образования. При этом государственный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием остается на федеральном уровне, а заказ на подготовку специалистов со средним и начальным профессиональным образованием остается как государственная функция на уровне регионов.

Пакет прикладных программ «Prognose» (на языке Delphi) с дружественным интерфейсом, созданный на основе модели «сверху», может использоваться федеральными и региональными органами управления для моделирования и выработки решений для управления развитием региональных рынков труда и рынков образовательных услуг.

Список литературы

1.    Васильев В. Н. Синтез информации и анализа / В. Н. Васильев,
В. А. Гуртов, М. В. Суровов, Е. А. Питухин // Высшее образование в России. 2003. №2. С.35-38.

2.    Васильев В. Н. Развитие электронных информационно- аналитических ресурсов для мониторинга, анализа и прогнозирования развития системы образования в субъектах Российской Федерации до 2015 г. / В. Н. Васильев,
В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, И. В. Пение, М. В. Суровов // Образовательная среда: сегодня и завтра: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ВВЦ, 2004.

3.    Гуртов В. А. Моделирование потребностей экономики региона в выпускниках системы высшего профессионального образования / В. А. Гуртов,
А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин // Регионология. 2003. №1-2. С. 262-267.

4.    Васильев В. Н. Разработка информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования развития системы образования в субъектах Российской Федерации до 2015 г. / В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. В. Суворов // Человеческое измерение в информационном обществе: Всероссийская научно-практическая конференция в рамках Всероссийского форума "Образовательная среда-2003". М.: ВВЦ, 2003. С. 8-9.

5.    Гуртов В. А. Моделирование потоков выпускников школ по регионам российской федерации на период до 2012 года / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. В. Суровов // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: Труды VI международной научно-практической конференции. М.: 2003, С. 50 – 51.

6.    Гуртов В. А. Проблемы баланса рынка труда и рынка образова-тельных услуг в республике Карелия / Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы научно-методической конференции. Петрозаводск, 2003. Ч. 1. С. 118 – 119.

7.    Алашеев С. Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона / С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына,
Н. Ю. Посталюк // Самара: Изд-во «Профи», 2004. 84 с.

8.    Кардаш В. А. Ценовая модель компромиссного рынка труда и ее связь с моделями товарных рынков // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т. 11. Вып. 3. / В. А. Кардаш, Ю. В. Редько. М.: 2004. С. 551-552.

9.    Afanasyeva K. E. Forecasting of Market Capacity Dynamics for RF’s Regions // Proceedings of the International Conference “Mathematical Modelling Of Social And Economical Dynamics” (Mmsed-2004), June 23-25, 2004 / K. E. Afanasyeva, A. B. Blinov, B. M. Kuvshinov, V. I. Shiryaev. Moscow, Russia. – Moscow, RSSU, 2004. P. 8-11.

10.      Труд и занятость в России, 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 639 с.

11.      Предположительная численность населения Российской федерации до 2025 г: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. 102 с.

12.      Регионы России. Социально-экономические показатели 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 896 с.

13.      Гуртов В. А. Математическая модель прогнозирования спроса и предложения на рынке труда в российских регионах // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т. 11. Вып. 3 / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин. М., 2004. С. 539.