Введение
Проблема рационального использования средств, выделяемых на систему профессионального образования, является достаточно актуальной для российского государства. На содержание системы образования затрачивается каждый восьмой рубль консолидированного бюджета Российской Федерации. Так, в
2004 г. расходы консолидированного бюджета по статье «Образование» составили 553 млрд. руб. Из этих расходов 138 млрд. руб. было затрачено на финансирование профессионального образования, в том числе: 74 млрд. руб. – на высшее, 28 млрд. руб. – на среднее и 36 млрд. руб. – на начальное профессиональное образование. Общее количество студентов и учащихся, обучающихся на всех уровнях профессионального образования в России, составляет 10 млн. человек.
Важным элементом государственной политики в области оптимизации расходов на образование является формирование и конкурсное размещение государственного заказа на подготовку специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Желание целесообразно использовать средства в области образования можно кратко выразить следующим тезисом: «государственное образование – для подготовки востребованных экономикой специалистов».
В связи с этим возникает задача поиска наиболее оптимального соответствия потребностей рынка труда и возможностей системы образования обеспечить эти потребности. Решение этой проблемы необходимо проводить на субфедеральном уровне в силу низкой горизонтальной мобильности квалифицированной рабочей силы.
В настоящее время существует два подхода к определению потребностей региональных рынков труда в специалистах с различными уровнями профессионального образования.
Первый подход по определению потребностей региональных экономик основан на том, что структура человеческого капитала, необходимая для производства единицы продукции, не имеет значительных региональных различий, а определяется уровнем технологий и организации труда для различных отраслей экономики [1-3]. При этом предполагается, что структура промышленного производства в рамках отдельных субъектов Федерации достаточно консервативна и меняется плавно в пределах горизонта планирования. Эта методика расчета, назовем ее «технологической» методикой, или методикой «сверху», обладает свойством универсальности для всех субъектов Федерации, в разрезе всех отраслей экономики и для всех уровней образования. Обоснование методики, алгоритмы расчета и пригодность ее для различных уровней профессионального образования были описаны авторами ранее [1-6]. Чтобы сделать «технологическую» методику более достоверной, потребуется лишь уточнение параметров модели – коэффициентов, характеризующих структуру экономики и структуру занятости в регионе. Параметры модели содержат как данные, мало изменяющиеся от региона к региону, так и данные, уникальные для анализируемого субъекта Федерации. Фактически разрабатываемая модель является отражением нормативного подхода, применявшегося ранее Госпланом СССР в «эпоху развитого социализма».
Второй подход к расчету потребностей региональных экономик основан на проведении статистически значимых опросов потребностей работодателей в специалистах с профессиональным образованием в рамках отдельных предприятий на территории региона. Затем эти данные проецируются на все отрасли региональной экономики [7]. Эта методика расчета, назовем ее «социологической» методикой, или методикой «снизу», более точно отражают ситуацию на конкретном предприятии, но ее обобщение в рамках отрасли либо территории достаточно проблематично. Более того, такая методика не дает возможность провести сравнительный анализ с другими субъектами Федерации. Тем не менее оценки потребностей, полученные в рамках «социологической», модели важны как для верификации, так и для настройки параметров «технологической» модели.
Известны модели рынка труда, основанные на компромиссно-равновесном подходе [8], связывающие компромиссные цены на товары и услуги с матрицей коэффициентов прямых затрат и прямыми затратами труда в стоимостном выражении на единицу стоимости. Эти модели не рассматривают развитие ситуации на рынке во времени и лишены универсальности в подходе к определению коэффициентов модели в разрезе макрохарактеристик субъектов Федерации.
Поход к прогнозированию некоторых показателей экономической динамики рынков регионов РФ изложен в работе [9] и основывается на комитетных решающих правилах, которые позволяют определить класс, к которому относится регион. Рассматривается задача распознавания образов с неточными экспертными оценками, применяемая для уточнения построения эконометрической модели региона. Такой подход можно будет применить для оценки тенденций развития отраслей экономики.
Исходя из рассмотренного для дальнейшего формирования «технологической» модели прогнозирования потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования, необходимо обобщить концептуальную и формализовать математическую модель, используемую ранее в расчетах [3], и сделать ее пригодной для всех уровней профессионального образования.
1. Проектирование ключевых этапов построения концептуальной модели на основании алгоритма методики расчета «сверху»
При проектировании и прогнозировании развития региональных образовательных систем возможно несколько подходов, существенно отличающихся друг от друга выбором доминирующего интереса того или иного субъекта. Так, интересы личности, интересы региональной системы образования и интересы региональной экономики могут значительно отличаться даже в рамках одного региона. Сделана попытка расчета региональной потребности в выпускниках с профессиональным образованием с позиции обеспечения потребности региональных экономик. Методика прогнозирования потребностей региональных экономик каждого из 89 субъектов Федерации в выпускниках учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп учебных специальностей может в дальнейшем быть использована для обеспечения конкурсного механизма размещения государственного заказа на подготовку специалистов в образовательных учреждениях России.
Разработанная методика прогнозирования перспективных потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования берет за основу анализ в разрезе субъектов Федерации следующих значимых параметров, касающихся мониторинга текущих и прогнозирования перспективных потребностей регионального рынка труда в кадрах с различным уровнем профессионального образования [1-6]. Среди них:
· численность постоянного населения;
· численность трудоспособного населения;
· распределение численности занятого населения по отраслям экономики и социальной сферы;
· среднегодовая численность промышленно-производственного персонала;
· уровень образования занятых в различных отраслях экономики;
· матрицы соответствия структуры подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием по 28 группам и структуры отраслей народного хозяйства по 14 отраслям с детализацией промышленности по 15 подотраслям;
· коэффициент ротации для занятого населения.
2. Формализация математической модели для расчета потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования
Поскольку данная методика расчета является универсальной для любого субъекта Федерации (СФ), то индексы налоговых зон от 1 до 89, уникальные для каждого СФ, в рамках данной статьи в формулах указываться не будут.
Изначально попытаемся свести задачу потребности экономик в специалистах к некоторой балансовой модели. Для этого определим словесную конструкцию «удовлетворить потребность» как «привести в соответствие с заданным значением некоторую количественную характеристику».
Зададим горизонт планирования для балансовой модели, поскольку речь идет о прогнозировании потребности во времени. Приемлемой датой для среднесрочного горизонта планирования выбирается 2015 г.
Определимся с обозначениями во временной области. Анализируемый период исследования динамики образовательных процессов простирается вверх и вниз от текущего года на десять лет, с 1995 года (первый год детальной статистики в базе данных) до 2015 года (некоторый обозримый горизонт планирования). Поскольку время рассматриваемой модели дискретно, так как информация наблюдается с промежутком в один год, то введем переменную диапазона или индекс
Обозначим через вектора вакансий
Каким образом рассчитать эти потребности? С позиции обеспечения потребности региональных экономик. В чем они состоят? Чему они будут равны? С нашей точки зрения, удовлетворение потребности состоит в максимальном соответствии возникающих вакантных рабочих мест в отраслях экономики числу подготовленных для этого специалистов в разрезе групп специальностей и уровней образования.
Определим количество выпускников из всех ОУ СФ к году
Тогда математически такая задача баланса спроса и предложения на рынке труда в СФ к
Соотношение (1) определяет количество специалистов, необходимых для полного замещения потребностей в экономике исследуемого СФ.
Данная задача сводится к двойственной задаче оптимизации. Надо найти минимум функционала, который бы свел выпуски из ОУ к потребностям по специальностям и уровню образования:
где
и
Для минимизации функционала (2) необходимо определить переменные, которые будут играть роль проектных параметров при оптимизации. В случае решения задачи баланса это выпуски из образовательных учреждений. В рамках данной работы интерес представляет определение потребностей, т.е. правая часть системы (1). Приведем систему (1) к равноценной системе, которая также будет отражать баланс спроса и предложения на рынке труда в разрезе потребности 13 укрупненных отраслей экономики.
Для этого перераспределим вектора подготовленных в ОУ НПО, СПО и ВПО выпускников по 28 группам специальностей по 13 отраслям экономики. В качестве примера, иллюстрирующего такое перераспределение, рассмотрим матрицу
Этим принимается допущение, что все 100% специалистов по любой из
Пример такой нормированной матрицы распределения специалистов с высшим профессиональным образованием по отраслям экономики для Свердловской области приведен в таблице 1. Аналогичный вид матрицы соответствия будет для распределения специалистов со средним и начальным профессиональным образованием. Как будет показано ниже, для каждого уровня профессионального образования, только отрасль «промышленность» имеет региональные различия; в остальном параметры матрицы имеют одинаковое значение.
Таблица 1
Матрица соответствия потребностей 14 отраслей экономик в специалистах
по 28 укрупненным группам учебных специальностей ВПО
№ строки |
оконх |
Код группы специальностей |
010000 |
020000 |
030000 |
040000 |
050000 |
060000 |
070000 |
080000 |
090000 |
100000 |
110000 |
120000 |
130000 |
отрасль по ОКОНХ/ основные группы специальностей (ВПО) |
Физико-математические науки |
Естественные |
Гуманитарные |
Социальные науки |
Образование |
Здравоохранение |
Культура |
Экономика |
Информационная безопасность |
Сфера обслуживания |
Сельское и рыбное хозяйство |
Геодезия и землеустройство |
Геология, разведка и разработка полез-ных ископаемых |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
2 |
10000 |
Промышленность |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,07 |
0,01 |
0,00 |
0,04 |
0,01 |
0,02 |
3 |
2000030000 |
Сельское и лесное хозяйство |
0,00 |
0,02 |
0,03 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,10 |
0,00 |
0,01 |
0,35 |
0,05 |
0,00 |
4 |
50000 |
Транспорт и связь |
0,01 |
0,01 |
0,03 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
0,05 |
0,01 |
5 |
60000 |
Строительство |
0,00 |
0,00 |
0,03 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,06 |
0,02 |
0,03 |
0,00 |
0,05 |
0,09 |
6 |
70000 |
Торговля и общественное питание |
0,00 |
0,00 |
0,20 |
0,00 |
0,05 |
0,03 |
0,00 |
0,40 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
7 |
9000080000 |
ЖКХ, материально-техничес-кое снабжение и сбыт |
0,01 |
0,00 |
0,04 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,28 |
0,01 |
0,01 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
8 |
91000 |
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение |
0,00 |
0,01 |
0,06 |
0,10 |
0,09 |
0,45 |
0,00 |
0,12 |
0,00 |
0,10 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
9 |
92000 |
Народное образование |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,05 |
0,40 |
0,01 |
0,01 |
0,07 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
10 |
93000 |
Культура и искусство |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,00 |
0,80 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
11 |
95000 |
Наука и научное обслуживание |
0,17 |
0,15 |
0,20 |
0,03 |
0,02 |
0,03 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
0,01 |
12 |
96000 |
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение |
0,05 |
0,00 |
0,10 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,00 |
0,40 |
0,09 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
13 |
97000 |
Управление |
0,09 |
0,01 |
0,15 |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,25 |
0,05 |
0,01 |
0,10 |
0,00 |
0,00 |
14 |
9800099000 |
Другие отрасли |
0,10 |
0,01 |
0,11 |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,06 |
0,11 |
0,20 |
0,06 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
15 |
|
Сумма строк |
0,535 |
0,38 |
1,17 |
0,3 |
0,71 |
0,61 |
0,91 |
1,93 |
0,44 |
0,29 |
0,62 |
0,225 |
0,135 |
Продолжение таблицы 1
№ строки |
140000 |
150000 |
160000 |
170000 |
180000 |
190000 |
200000 |
210000 |
220000 |
230000 |
240000 |
250000 |
260000 |
270000 |
280000 |
Сумма столбцов |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
Оружие и системы вооружения |
Морская техника |
Транспортные средства |
Приборостроение и оптотехника |
Электронная техника, радиотехника и связь |
Автоматика и управление |
Информатика и вычислительная техника |
Химическая и биотехнологии |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
Строительство и архитектура |
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды |
||
1 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
2 |
0,10 |
0,18 |
0,05 |
0,02 |
0,05 |
0,04 |
0,00 |
0,07 |
0,01 |
0,11 |
0,03 |
0,05 |
0,03 |
0,03 |
0,01 |
1 |
3 |
0,06 |
0,06 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,15 |
0,01 |
0,04 |
0,02 |
1 |
4 |
0,05 |
0,04 |
0,07 |
0,00 |
0,06 |
0,29 |
0,07 |
0,10 |
0,01 |
0,10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,02 |
1 |
5 |
0,04 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,06 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,46 |
0,09 |
1 |
6 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,04 |
0,00 |
0,00 |
0,14 |
0,02 |
0,05 |
1 |
7 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,03 |
0,00 |
0,01 |
0,02 |
0,05 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,39 |
0,01 |
1 |
8 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,02 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,01 |
1 |
9 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
1 |
10 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
0,00 |
1 |
11 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,05 |
0,01 |
0,05 |
0,03 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
1 |
12 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,05 |
0,13 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
1 |
13 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,10 |
0,15 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
1 |
14 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,03 |
0,05 |
0,20 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
1 |
15 |
0,26 |
0,305 |
0,13 |
0,04 |
0,12 |
0,485 |
0,11 |
0,285 |
0,275 |
0,915 |
0,105 |
0,22 |
0,205 |
1,03 |
0,26 |
13 |
С учетом свойства (3) вектора потребностей экономики в специалистах
Аналогично мы получим вектора потребностей экономики СФ со специалистами СПО и НПО:
где
Для них также справедливо условие (3):
Предполагается, что коэффициенты матриц соответствия
Определение коэффициентов матриц соответствия "специальность – отрасли" является первым ключевым вопросом в данной методике. Он может опираться на ряд экспертных оценок лиц, сведущих в кадровой политике, как со стороны отраслей экономик, так и со стороны региональных властей СФ. При использовании данной методики расчета потребуется кропотливая работа с представителями заинтересованных в сотрудничестве СФ по уточнению коэффициентов этих матриц.
Отдельное внимание требуется привлечь к процессу формирования первой, верхней, строки всех матриц, которая отвечает за потребности промышленность в специалистах. Очевидно, что структура промышленности каждого СФ индивидуальна и базируется на традиционном для данного региона виде промышленного производства. Остальные строки можно считать более-менее стабильными и мало меняющимися от одного СФ к другому. Потому была разработана методика отдельного определения значений коэффициентов потребности промышленности, которая была подробно описана ранее [3] и в рамках данной статьи не приводится.
Рассмотрим правую часть уравнений (4) и (5):
Потребности экономики СФ в сильной степени определены демографическим фактором и инерционным характером развития экономики. Они зависят от предполагаемой оценки значений вектора занятых в экономике к году
где
В рамках данной работы принимается допущение о начальном тождестве этих коэффициентов между собой и во времени. Возьмем коэффициент ротации
Смысл этого коэффициента сводится к тому, что в среднем специалист с профессиональным образованием работает в экономике 25 лет или, что то же самое, ежегодно 1/25 часть занятых в отраслях экономики нуждается в замене.
Возникает задача, как определить вектора потребностей
Предлагается подход, по которому вначале оцениваются тенденции развития отраслей экономики данного СФ к году
Таблица распределения занятого населения по уровню образования в различных отраслях экономики в существующих статистических справочниках представлена лишь для Российской Федерации.
Поэтому существуют два пути – в начале, в качестве грубого приближения, мы можем использовать процентные доли по РФ оценки числа занятых с тем или иным уровнем образования по отраслям для исследуемого СФ. Второй путь – это решение задачи оптимизации с целью улучшения этих процентных долей для отражения ситуации в конкретном СФ.
В рамках данной статьи рассмотрим первый вариант. Обозначим векторами:
Будем считать, что данный процент по СФ и по России [10] в целом мало изменится на среднесрочном периоде планирования:
Тогда оценку векторов занятых в экономике по уровню образования в разрезе отраслей можно записать как результат округления покомпонентного произведения следующих векторов:
Возникает вопрос о прогнозировании вектора
Динамика или тренды развития отраслей промышленности по регионам РФ являются вторым ключевым вопросом, требующим всестороннего обсуждения и дискуссий. Очевидно, это прерогатива экспертов, задающих в программе снижение или рост процентных соотношений в экономике по отраслям. При этом принимается допущение, что сумма занятых в экономике по отраслям в некоторый год
Осуществить такой прогноз – дело экспертов, в рамках данной статьи мы ограничимся принципом «равноценности» развития отраслей экономик с учетом времени.
Ранее [3,4] вопрос прогноза
В статистических справочниках имеется прогностическая оценка общей численности населения
Тогда прогностическую оценку вектора среднегодовой численности занятых в экономике для года
Исходя из статистической информации, необходимо определить усредненный процент доли каждой отрасли экономики за опытный период с 1995 по 2002 г. Для этого формируется таблица значений и находится усредненный вектор процентных долей занятых в отраслях экономики
где
С учетом ограничения (11) и оценки (13) можно записать выражение для прогноза вектора среднегодовой численности занятых в разрезе отраслей экономики
С помощью «технологической» методики по уравнениям (4,5,7,10) можно рассчитать потребности экономик любого субъекта Федерации в специалистах с различными уровнями профессионального образования в разрезе 28 укрупненных специальностей с 2002 до 2015 г.
Таким образом, полученные выражения (16) дают нам возможность подойти к решению системы (1) баланса рынка труда и рынка образовательных услуг [13], например, путем минимизации функционала (2), и определению требуемых векторов выпусков из ОУ в разрезе 28 укрупненных специальностей.
3. Реализация на программном уровне и примеры расчетов
Для проведения расчета был разработан пакет прикладных программ «Prognose» (на языке Delphi) с дружественным интерфейсом, созданный на основе «технологической» модели. Этот пакет программ может использоваться федеральными и региональными органами управления для моделирования и выработки решений для управления развитием региональных рынков труда и рынков образовательных услуг.
Ниже в качестве примера, иллюстрирующего результаты прогнозирования потребностей, будут приведены результирующие таблицы на примере Свердловской области.
На рисунках 2, 3 и 4 видны результирующие значения потребностей отраслей экономик и социальной сферы Свердловской области в выпускниках начального, среднего и высшего уровней профессионального образования в разрезе укрупненных специальностей. В качестве года прогнозирования потребности был выбран 2007 год.
На рис. 5 приведена результирующая таблица по уровням образования и 28 укрупненным группам учебных специальностей Свердловской области, отражающая баланс между расчетной потребностью в кадрах и реальным выпуском области к 2007 г.
В рамках данной статьи авторы не обсуждают причины и последствия, которые могут возникать при анализе балансовых таблиц потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования и подготовки этих специалистов в образовательных учреждениях на территории региона.
Таблица 2
Расчетная и заявленная потребности региональных экономик в специалистах с ВПО на 2007 г., прием и выпуск специалистов ОУ ВПО в 2003 г. по всем формам обучения в разрезе отраслей экономики в Свердловской области (человек)
Код группы спец. |
010000 |
020000 |
030000 |
040000 |
050000 |
060000 |
070000 |
080000 |
090000 |
100000 |
110000 |
120000 |
130000 |
140000 |
150000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Потребность экономики (расчет) |
1046 |
917 |
1710 |
440 |
2115 |
1535 |
565 |
2262 |
621 |
206 |
206 |
287 |
313 |
536 |
2108 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленность |
92 |
122 |
160 |
0 |
53 |
78 |
1 |
320 |
42 |
4 |
39 |
37 |
204 |
403 |
2007 |
Сельское и лесное хозяйство |
0 |
8 |
12 |
0 |
0 |
4 |
0 |
39 |
0 |
4 |
77 |
18 |
0 |
22 |
22 |
Строительство |
12 |
12 |
36 |
0 |
0 |
0 |
0 |
24 |
123 |
24 |
0 |
61 |
12 |
61 |
61 |
Транспорт и связь |
0 |
0 |
28 |
0 |
0 |
0 |
19 |
57 |
19 |
28 |
0 |
47 |
85 |
38 |
9 |
Оптовая и розничная торговля, питание |
0 |
0 |
241 |
0 |
120 |
72 |
0 |
723 |
72 |
48 |
48 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения |
3 |
0 |
28 |
0 |
0 |
0 |
0 |
196 |
21 |
7 |
17 |
103 |
3 |
3 |
0 |
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
0 |
16 |
50 |
118 |
152 |
1238 |
0 |
16 |
0 |
16 |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Народное образование |
563 |
603 |
603 |
201 |
1609 |
40 |
40 |
120 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Культура и искусство |
0 |
0 |
27 |
5 |
27 |
0 |
447 |
5 |
5 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наука и научное облуживание |
194 |
145 |
194 |
29 |
67 |
29 |
9 |
48 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Управление |
63 |
0 |
127 |
63 |
63 |
63 |
0 |
510 |
114 |
12 |
0 |
12 |
0 |
0 |
0 |
Финансы, кредит и страхование |
43 |
4 |
121 |
9 |
9 |
4 |
4 |
121 |
24 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Другие отрасли |
76 |
7 |
83 |
15 |
15 |
7 |
45 |
83 |
152 |
45 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Потребность экономики (заявленная) |
450 |
195 |
1000 |
100 |
1500 |
640 |
314 |
1200 |
100 |
75 |
375 |
35 |
250 |
750 |
1400 |
Прием всего |
504 |
329 |
5937 |
1058 |
3768 |
853 |
617 |
974 |
70 |
567 |
516 |
135 |
0 |
1250 |
2021 |
Выпуск всего |
493 |
550 |
4265 |
626 |
2944 |
479 |
321 |
5474 |
0 |
73 |
427 |
10 |
470 |
898 |
1234 |
Продолжение таблицы 2
Код группы спец. |
160000 |
170000 |
180000 |
190000 |
200000 |
210000 |
220000 |
230000 |
240000 |
250000 |
260000 |
270000 |
280000 |
сумма столбцов |
1 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Потребность экономики (расчет) |
265 |
76 |
246 |
780 |
103 |
111 |
498 |
621 |
299 |
173 |
1033 |
1148 |
407 |
20627 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленность |
133 |
67 |
114 |
211 |
55 |
49 |
189 |
55 |
212 |
151 |
184 |
267 |
73 |
5322 |
Сельское и лесное хозяйство |
0 |
0 |
0 |
64 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
10 |
2 |
16 |
10 |
312 |
Строительство |
123 |
0 |
123 |
431 |
12 |
24 |
12 |
24 |
0 |
0 |
0 |
24 |
24 |
1223 |
Транспорт и связь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
38 |
57 |
0 |
0 |
0 |
439 |
85 |
949 |
Оптовая и розничная торговля, питание |
0 |
0 |
0 |
48 |
0 |
0 |
0 |
48 |
0 |
0 |
819 |
48 |
120 |
2407 |
ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения |
0 |
0 |
0 |
17 |
0 |
3 |
10 |
3 |
0 |
3 |
3 |
278 |
7 |
705 |
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
0 |
0 |
0 |
16 |
0 |
16 |
0 |
16 |
1686 |
Народное образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
40 |
40 |
40 |
0 |
0 |
40 |
40 |
4019 |
Культура и искусство |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
27 |
0 |
553 |
Наука и научное |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
48 |
29 |
9 |
9 |
9 |
9 |
954 |
Управление |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
114 |
114 |
0 |
0 |
0 |
0 |
12 |
1267 |
Финансы, кредит и страхование |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
4 |
48 |
73 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4 |
476 |
Другие отрасли |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
22 |
38 |
152 |
0 |
0 |
0 |
0 |
7 |
754 |
Потребность экономики (заявленная) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прием всего |
0 |
15 |
0 |
825 |
175 |
250 |
117 |
535 |
457 |
250 |
300 |
520 |
300 |
12128 |
Выпуск всего |
0 |
0 |
0 |
1081 |
168 |
661 |
315 |
1435 |
500 |
649 |
402 |
1262 |
433 |
25505 |
Таблица 3
Расчетная и заявленная потребности региональных экономик в специалистах с ВПО на 2007 г., прием и выпуск специалистов ОУ СПО в 2003 г. по всем формам обучения в разрезе отраслей экономики в Свердловской области (человек)
Код группы спец. |
010000 |
020000 |
030000 |
040000 |
050000 |
060000 |
070000 |
080000 |
090000 |
100000 |
110000 |
120000 |
130000 |
140000 |
150000 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Потребность экономики (расчет) |
30 |
27 |
825 |
51 |
1820 |
2051 |
493 |
3341 |
0 |
1810 |
627 |
292 |
274 |
1279 |
2584 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленность |
8 |
9 |
79 |
0 |
106 |
114 |
0 |
629 |
0 |
0 |
129 |
82 |
136 |
1020 |
2433 |
Сельское и лесное хозяйство |
0 |
0 |
10 |
0 |
0 |
19 |
0 |
68 |
0 |
39 |
282 |
24 |
0 |
50 |
42 |
Строительство |
1 |
0 |
25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
35 |
0 |
193 |
0 |
67 |
14 |
113 |
76 |
Транспорт и связь |
0 |
0 |
23 |
0 |
0 |
0 |
45 |
98 |
0 |
269 |
0 |
62 |
117 |
84 |
17 |
Оптовая и розничная торговля, питание |
0 |
0 |
319 |
0 |
214 |
269 |
0 |
1316 |
0 |
359 |
73 |
0 |
0 |
0 |
0 |
ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения |
0 |
0 |
24 |
4 |
0 |
0 |
0 |
352 |
0 |
69 |
72 |
48 |
5 |
8 |
13 |
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
0 |
0 |
33 |
18 |
134 |
1405 |
0 |
137 |
0 |
623 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Народное образование |
13 |
16 |
175 |
19 |
1254 |
65 |
33 |
168 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Культура и искусство |
0 |
0 |
8 |
0 |
21 |
0 |
368 |
3 |
0 |
18 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Наука и научное облуживание |
3 |
2 |
34 |
1 |
9 |
29 |
4 |
17 |
0 |
19 |
19 |
2 |
2 |
4 |
3 |
Управление |
2 |
0 |
45 |
7 |
61 |
129 |
0 |
378 |
0 |
51 |
0 |
7 |
0 |
0 |
0 |
Финансы, кредит и страхование |
1 |
0 |
26 |
1 |
9 |
9 |
5 |
90 |
0 |
19 |
40 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Другие отрасли |
2 |
0 |
24 |
1 |
12 |
12 |
38 |
50 |
0 |
151 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Прием дневное |
141 |
0 |
1214 |
36 |
1811 |
2246 |
610 |
5624 |
0 |
1171 |
395 |
0 |
308 |
1060 |
2222 |
Прием всего |
141 |
0 |
2090 |
64 |
2274 |
2502 |
702 |
10128 |
0 |
1692 |
495 |
0 |
393 |
1826 |
3539 |
Выпуск всего |
185 |
0 |
2072 |
0 |
1749 |
2071 |
435 |
7061 |
0 |
727 |
355 |
0 |
206 |
1319 |
2044 |
Продолжение таблицы 3
Код группы спец. |
160000 |
170000 |
180000 |
190000 |
200000 |
210000 |
220000 |
230000 |
240000 |
250000 |
260000 |
270000 |
280000 |
Сумма столбцов |
1 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
Потребность экономики (расчет) |
357 |
0 |
733 |
1166 |
27 |
596 |
390 |
1255 |
114 |
503 |
1174 |
2322 |
180 |
24321 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Промышленность |
285 |
0 |
599 |
436 |
5 |
362 |
113 |
484 |
76 |
334 |
181 |
386 |
29 |
8035 |
Сельское и лесное хозяйство |
0 |
0 |
0 |
76 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
155 |
7 |
38 |
5 |
819 |
Строительство |
70 |
0 |
130 |
547 |
21 |
173 |
24 |
169 |
0 |
0 |
0 |
48 |
12 |
1718 |
Транспорт и связь |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
45 |
94 |
16 |
0 |
0 |
1025 |
53 |
1948 |
Оптовая и розничная торговля, питание |
0 |
0 |
0 |
70 |
0 |
0 |
0 |
126 |
0 |
0 |
943 |
89 |
59 |
3837 |
ЖКХ, непроизводственное обслуживание населения |
0 |
0 |
0 |
34 |
0 |
6 |
26 |
61 |
0 |
9 |
13 |
678 |
4 |
1426 |
Здравоохранение, физкультура и соцобеспечение |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
22 |
0 |
0 |
5 |
0 |
23 |
0 |
4 |
2417 |
Народное образование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
33 |
23 |
11 |
0 |
0 |
32 |
8 |
1850 |
Культура и искусство |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
22 |
0 |
443 |
Наука и научное |
2 |
0 |
4 |
3 |
0 |
17 |
4 |
17 |
5 |
5 |
7 |
4 |
1 |
217 |
Управление |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
65 |
117 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
865 |
Финансы, кредит и страхование |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
49 |
51 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
304 |
Другие отрасли |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
13 |
31 |
107 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
442 |
Прием дневное |
0 |
0 |
0 |
534 |
94 |
721 |
285 |
1642 |
221 |
382 |
426 |
1135 |
521 |
22799 |
Прием всего |
0 |
0 |
0 |
839 |
154 |
965 |
325 |
1815 |
271 |
513 |
850 |
2207 |
876 |
34661 |
Выпуск всего |
0 |
0 |
0 |
728 |
83 |
606 |
169 |
671 |
214 |
339 |
595 |
1193 |
716 |
23538 |
Таблица 4
Свердловская область. Расчетная потребность региональных экономик в специалистах
с начальным профессиональным образованием на 2007 год, выпуск специалистов ОУ НПО в 2003 г.
по всем формам обучения в разрезе отраслей народного хозяйства (человек)
№ строки |
оконх |
код группы специальностей |
010000 |
020000 |
030000 |
040000 |
050000 |
060000 |
070000 |
080000 |
090000 |
100000 |
110000 |
отрасль по ОКОНХ/основные группы специальностей (ВПО) |
Физико-матема- |
Естественные |
Гуманитарные |
Социальные |
Образование |
Здравоохранение |
Культура |
Экономика |
Информационная |
Сфера |
Сельское и рыб-ное хозяйство |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1 |
10000 |
Промышленность – всего |
0 |
23 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
694 |
0 |
571 |
118 |
2 |
11000 |
Электроэнергетической, топливной, угольной, торфяной промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
47 |
0 |
34 |
3 |
3 |
11100 |
из них: |
|||||||||||
4 |
11110 |
электроэнергетической промышленности |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
27 |
0 |
25 |
2 |
5 |
11200 |
топливной |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
6 |
11220 |
нефтеперерабатывающей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
11230 |
газовой промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
11300 |
угольной промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
других отраслей топливной и электроэнергетической промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
12000 |
Черной и цветной металлургии |
0 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
142 |
0 |
128 |
14 |
11 |
12100 |
из них: |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
70 |
0 |
63 |
7 |
12 |
12200 |
цветной металлургии |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
73 |
0 |
65 |
7 |
13 |
13000 |
Химической и нефтехимической промышленности |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
0 |
9 |
2 |
14 |
14000 |
Машиностроения и металлообработки |
0 |
9 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
146 |
0 |
132 |
15 |
Продолжение таблицы 4
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
15000 |
Лесной, деревообрабатывающей |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
25 |
0 |
25 |
3 |
16 |
16100 |
Промышленности строительных материалов |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
25 |
0 |
20 |
2 |
17 |
16500 |
Стекольной и фарфорофаянсовой промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
17000 |
Легкой промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
0 |
6 |
3 |
19 |
18000 |
Пищевой промышленности |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
0 |
17 |
47 |
20 |
19100 |
Микробиологической промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
19200 |
Мукомольно-крупяной промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
7 |
22 |
19300 |
Медицинской промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
19400 |
Полиграфической промышленности |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
24 |
|
Других отраслей промышленности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
20000 |
Сельское и лесное хозяйство |
0 |
1 |
0 |
9 |
0 |
0 |
1 |
39 |
0 |
120 |
344 |
26 |
51000 |
Транспорт |
0 |
0 |
0 |
4 |
0 |
0 |
8 |
76 |
0 |
114 |
22 |
27 |
52000 |
Связь |
0 |
0 |
0 |
14 |
0 |
0 |
3 |
38 |
0 |
41 |
22 |
28 |
60000 |
Строительство |
0 |
0 |
0 |
11 |
0 |
0 |
22 |
99 |
0 |
154 |
33 |
29 |
70000 |
Торговля и общественное питание |
0 |
0 |
7 |
7 |
0 |
0 |
22 |
171 |
0 |
223 |
193 |
30 |
90000 |
Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения |
0 |
0 |
7 |
7 |
0 |
0 |
22 |
80 |
0 |
218 |
36 |
31 |
98000 |
Другие отрасли народного хозяйства |
0 |
3 |
3 |
1 |
0 |
0 |
15 |
18 |
0 |
74 |
0 |
32 |
ВСЕГО |
0 |
23 |
41 |
84 |
0 |
0 |
368 |
1656 |
0 |
2231 |
1147 |
|
33 |
РАСЧЕТНОЕ ПО ЭКСПЕРНЫМ ОЦЕНКАМ |
0 |
27 |
19 |
53 |
0 |
0 |
95 |
932 |
0 |
1313 |
746 |
|
34 |
ФАКТИЧЕСКИЙ ВЫПУСК |
0 |
33 |
63 |
152 |
0 |
0 |
611 |
2505 |
0 |
3687 |
1623 |
|
35 |
НАПРАВЛЕНО НА РАБОТУ |
0 |
17 |
32 |
77 |
0 |
0 |
310 |
1272 |
0 |
1872 |
824 |
Продолжение таблицы 4
№ строки |
120000 |
130000 |
140000 |
150000 |
160000 |
170000 |
180000 |
190000 |
200000 |
210000 |
220000 |
230000 |
240000 |
250000 |
260000 |
270000 |
280000 |
|
Геодезия и землеустройство |
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
Энергетика, энергетическое |
Металлургия, машиностроение и материалообработка |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
Оружие и системы вооружения |
Морская техника |
Транспортные средства |
Приборостроение |
Электронная техника, радиотехника и связь |
Автоматика и управление |
Информатика и вычислительная техника |
Химическая и биотехнологии |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
Строительство |
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды |
Сумма строк |
|
1 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
1 |
0 |
149 |
513 |
2810 |
0 |
0 |
0 |
954 |
206 |
64 |
0 |
119 |
22 |
69 |
262 |
149 |
0 |
6723 |
2 |
0 |
20 |
46 |
151 |
0 |
0 |
0 |
10 |
19 |
2 |
0 |
7 |
7 |
0 |
5 |
8 |
0 |
359 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
0 |
20 |
0 |
87 |
0 |
0 |
5 |
40 |
12 |
2 |
0 |
7 |
5 |
0 |
0 |
7 |
0 |
242 |
5 |
0 |
1 |
5 |
7 |
0 |
0 |
0 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
0 |
142 |
174 |
605 |
0 |
0 |
0 |
242 |
71 |
14 |
0 |
43 |
0 |
0 |
3 |
28 |
0 |
1615 |
11 |
0 |
70 |
174 |
293 |
0 |
0 |
0 |
118 |
35 |
7 |
0 |
21 |
0 |
0 |
1 |
14 |
0 |
876 |
12 |
0 |
73 |
0 |
312 |
0 |
0 |
0 |
123 |
36 |
7 |
0 |
22 |
0 |
0 |
1 |
15 |
0 |
739 |
13 |
0 |
0 |
16 |
47 |
0 |
0 |
5 |
24 |
2 |
3 |
0 |
5 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
143 |
14 |
0 |
0 |
161 |
659 |
0 |
0 |
29 |
249 |
44 |
29 |
0 |
44 |
0 |
0 |
3 |
44 |
0 |
1565 |
Продолжение таблицы 4
1 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
15 |
0 |
0 |
8 |
79 |
0 |
0 |
6 |
45 |
3 |
6 |
0 |
8 |
0 |
56 |
1 |
8 |
0 |
275 |
16 |
0 |
11 |
12 |
45 |
0 |
0 |
0 |
36 |
2 |
5 |
0 |
7 |
0 |
20 |
0 |
106 |
0 |
294 |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
0 |
0 |
3 |
17 |
0 |
0 |
0 |
10 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
23 |
0 |
0 |
74 |
19 |
0 |
0 |
9 |
47 |
0 |
0 |
0 |
28 |
0 |
4 |
0 |
6 |
0 |
0 |
75 |
0 |
0 |
249 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
0 |
0 |
1 |
5 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
21 |
22 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
0 |
0 |
1 |
10 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
0 |
22 |
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
0 |
0 |
69 |
34 |
0 |
0 |
0 |
172 |
0 |
9 |
0 |
9 |
2 |
86 |
172 |
86 |
0 |
1152 |
26 |
0 |
0 |
69 |
31 |
0 |
0 |
8 |
458 |
0 |
15 |
0 |
15 |
0 |
0 |
1 |
38 |
0 |
859 |
27 |
0 |
3 |
14 |
11 |
0 |
0 |
3 |
96 |
3 |
5 |
0 |
8 |
0 |
0 |
3 |
22 |
0 |
286 |
28 |
0 |
33 |
66 |
55 |
0 |
0 |
11 |
276 |
11 |
0 |
0 |
22 |
0 |
0 |
11 |
496 |
0 |
1301 |
29 |
0 |
0 |
37 |
15 |
0 |
0 |
0 |
97 |
7 |
0 |
0 |
22 |
0 |
0 |
335 |
7 |
0 |
1145 |
30 |
0 |
3 |
36 |
7 |
0 |
0 |
7 |
87 |
4 |
3 |
0 |
22 |
0 |
0 |
7 |
290 |
0 |
836 |
31 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
23 |
2 |
2 |
0 |
12 |
0 |
0 |
46 |
8 |
0 |
210 |
32 |
0 |
181 |
846 |
3101 |
14 |
0 |
0 |
2480 |
246 |
112 |
0 |
209 |
25 |
152 |
1302 |
1138 |
0 |
15356 |
33 |
0 |
213 |
682 |
1762 |
0 |
0 |
75 |
1890 |
164 |
100 |
0 |
234 |
22 |
167 |
680 |
1143 |
0 |
10314 |
34 |
0 |
322 |
1766 |
4210 |
323 |
0 |
0 |
4125 |
251 |
151 |
0 |
220 |
56 |
289 |
2583 |
2391 |
0 |
25361 |
35 |
0 |
163 |
896 |
2137 |
164 |
0 |
0 |
2094 |
127 |
77 |
0 |
110 |
28 |
147 |
1311 |
1214 |
0 |
12872 |
Таблица 5
Свердловская область. Прогноз на 2007 год. Сравнение расчетной потребности региональной экономики в специалистах с различным уровнем профессионального образования в разрезе 28 укрупненных групп специальностей с выпуском из образовательных учреждений
№ строки |
|
Уровень образования |
ВПО |
СПО |
НПО |
||||||
код группы |
Наименование группы |
Расчетная потребность |
Выпуск |
Баланс |
Расчетная потребность |
Выпуск |
Баланс |
Расчетная потребность |
Выпуск |
Баланс |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
2 |
010000 |
Физико-математические науки |
1046 |
493 |
-553 |
30 |
185 |
+155 |
0 |
0 |
0 |
3 |
020000 |
Естественные науки |
917 |
550 |
-367 |
27 |
0 |
-27 |
27 |
33 |
+6 |
4 |
030000 |
Гуманитарные науки |
1710 |
4265 |
+2555 |
825 |
2072 |
+1247 |
19 |
63 |
+44 |
5 |
040000 |
Социальные науки |
440 |
626 |
+186 |
51 |
0 |
-51 |
53 |
152 |
+99 |
6 |
050000 |
Образование и педагогика |
2115 |
2944 |
+829 |
1820 |
1749 |
-71 |
0 |
0 |
0 |
7 |
060000 |
Здравоохранение |
1535 |
479 |
-1056 |
2051 |
2071 |
+20 |
0 |
0 |
0 |
8 |
070000 |
Культура и искусство |
565 |
321 |
-244 |
493 |
435 |
-58 |
95 |
611 |
+516 |
9 |
080000 |
Экономика и управление |
2262 |
5474 |
+3212 |
3341 |
7061 |
+3720 |
932 |
2505 |
+1573 |
10 |
090000 |
Информационная безопасность |
621 |
0 |
-621 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
11 |
100000 |
Сфера обслуживания |
206 |
73 |
-133 |
1810 |
727 |
-1083 |
1313 |
3687 |
+2374 |
12 |
110000 |
Сельское и рыбное хозяйство |
206 |
427 |
+221 |
627 |
355 |
-272 |
746 |
1623 |
+877 |
13 |
120000 |
Геодезия и землеустройство |
287 |
10 |
-277 |
292 |
0 |
-292 |
0 |
0 |
0 |
14 |
130000 |
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых |
313 |
470 |
+157 |
274 |
206 |
-68 |
213 |
322 |
+109 |
16 |
140000 |
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника |
536 |
898 |
+362 |
1279 |
1319 |
+40 |
682 |
1766 |
+1084 |
17 |
150000 |
Металлургия, машинострое-ние и материалообработка |
2108 |
1234 |
-874 |
2584 |
2044 |
-540 |
1762 |
4210 |
+2448 |
Продолжение таблицы 5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
18 |
160000 |
Авиационная и ракетно-космическая техника |
265 |
0 |
-265 |
357 |
0 |
-357 |
0 |
323 |
+323 |
19 |
170000 |
Оружие и системы вооружения |
76 |
6 |
-70 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
20 |
180000 |
Морская техника |
246 |
0 |
-246 |
733 |
0 |
-733 |
75 |
0 |
-75 |
21 |
190000 |
Транспортные средства |
780 |
776 |
-4 |
1166 |
728 |
-438 |
1890 |
4125 |
+2235 |
22 |
200000 |
Приборостроение и оптотехника |
103 |
23 |
-80 |
27 |
83 |
+56 |
164 |
251 |
+87 |
23 |
210000 |
Электронная техника, радиотехника и связь |
111 |
365 |
+254 |
596 |
606 |
+10 |
100 |
151 |
+51 |
24 |
220000 |
Автоматика и управление |
498 |
114 |
-384 |
390 |
169 |
-221 |
0 |
0 |
0 |
25 |
230000 |
Информатика и вычислительная техника |
621 |
475 |
-146 |
1255 |
671 |
-584 |
234 |
220 |
-14 |
26 |
240000 |
Химическая и биотехнологии |
299 |
342 |
+43 |
114 |
214 |
+100 |
22 |
56 |
+34 |
27 |
250000 |
Воспроизводство и переработка лесных ресурсов |
173 |
433 |
+260 |
503 |
339 |
-164 |
167 |
289 |
+122 |
28 |
260000 |
Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров |
1033 |
174 |
-859 |
1174 |
595 |
-579 |
680 |
2583 |
+1903 |
29 |
270000 |
Строительство и архитектура |
1148 |
776 |
-372 |
2322 |
1193 |
-1129 |
1143 |
2391 |
+1248 |
30 |
280000 |
Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды |
407 |
224 |
-183 |
180 |
716 |
+536 |
0 |
0 |
0 |
31 |
Всего |
24328 |
21977 |
-2351 |
24328 |
23546 |
-782 |
10327 |
25372 |
+15045 |
Заключение
Формализована математическая модель расчета потребностей региональных экономик в специалистах с различным уровнем профессионального образования, которая может применяться для каждого субъекта Федерации. Универсальность методики расчета «сверху» определяется выбором значимых факторов: инерционностью региональной структуры промышленного производства, постоянством структуры человеческого капитала, необходимого для производства единицы продукции в пределах страны, консервативность системы образования в регионе, учете демографических факторов.
Численный расчет потребностей в разрезе отраслей экономики был выполнен для ряда субъектов Федерации. В процессе моделирования выяснилось, что степень адекватности расчета для потребностей региональных экономик в специалистах ОУ ВПО и ОУ СПО выше, чем в специалистах ОУ НПО. Это частично объясняется оттоком молодежи из НПО в Вооруженные силы, а также для продолжения образования в учреждениях СПО и ВПО. Отметим, что моделирование показало многократно завышенную подготовку по специальностям «Экономика и управления» и «Юриспруденция » по всем регионам России по сравнению с потребностью региональных экономик.
Модель имеет ряд ограничений и допущений, которые нуждаются в доработке в ходе дальнейших исследований. Это следующие, открытые для обсуждения и дискуссий, проблемы:
· уточнение коэффициента ротации R общей численности занятых в экономике в зависимости от пола и характера возрастной структуры в отраслях экономики;
· уточнение коэффициентов матрицы соответствия «группы специальностей – отрасли экономики» для каждого уровня профессионального образования;
· уточнение коэффициентов матрицы соответствия «группы специальностей – подотрасли промышленности» для каждого уровня профессионального образования;
· уточнение трендов в развитии отраслей экономики субъектов Федерации;
· распределение числа занятых по отраслям экономики и уровню образования в региональном разрезе.
Указанные проблемы будут решаться в ходе дальнейшей работы и консультаций с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, а также с региональными органами власти.
В качестве достоинств разработки можно отметить, что с учетом вышеперечисленных допущений «технологическая» методика прогнозирования основана на стандартизированном подходе, формализованном в унифицированную математическую модель, и может применяться для любого СФ при формировании государственного заказа на подготовку специалистов по трем уровням профессионального образования. При этом государственный заказ на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием остается на федеральном уровне, а заказ на подготовку специалистов со средним и начальным профессиональным образованием остается как государственная функция на уровне регионов.
Пакет прикладных программ «Prognose» (на языке Delphi) с дружественным интерфейсом, созданный на основе модели «сверху», может использоваться федеральными и региональными органами управления для моделирования и выработки решений для управления развитием региональных рынков труда и рынков образовательных услуг.
Список литературы
1. Васильев В. Н. Синтез информации и анализа / В. Н. Васильев,
В. А. Гуртов, М. В. Суровов, Е. А. Питухин // Высшее образование в России. 2003. №2. С.35-38.
2. Васильев В. Н. Развитие электронных информационно- аналитических ресурсов для мониторинга, анализа и прогнозирования развития системы образования в субъектах Российской Федерации до 2015 г. / В. Н. Васильев,
В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, И. В. Пение, М. В. Суровов // Образовательная среда: сегодня и завтра: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: ВВЦ, 2004.
3. Гуртов В. А. Моделирование потребностей экономики региона в выпускниках системы высшего профессионального образования / В. А. Гуртов,
А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин // Регионология. 2003. №1-2. С. 262-267.
4. Васильев В. Н. Разработка информационно-аналитической системы мониторинга и прогнозирования развития системы образования в субъектах Российской Федерации до 2015 г. / В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. В. Суворов // Человеческое измерение в информационном обществе: Всероссийская научно-практическая конференция в рамках Всероссийского форума "Образовательная среда-2003". М.: ВВЦ, 2003. С. 8-9.
5. Гуртов В. А. Моделирование потоков выпускников школ по регионам российской федерации на период до 2012 года / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, М. В. Суровов // Фундаментальные и прикладные проблемы приборостроения, информатики, экономики и права: Труды VI международной научно-практической конференции. М.: 2003, С. 50 – 51.
6. Гуртов В. А. Проблемы баланса рынка труда и рынка образова-тельных услуг в республике Карелия / Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: Материалы научно-методической конференции. Петрозаводск, 2003. Ч. 1. С. 118 – 119.
7. Алашеев С. Ю. Методика среднесрочного прогнозирования кадровых потребностей экономики региона / С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына,
Н. Ю. Посталюк // Самара: Изд-во «Профи», 2004. 84 с.
8. Кардаш В. А. Ценовая модель компромиссного рынка труда и ее связь с моделями товарных рынков // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т. 11. Вып. 3. / В. А. Кардаш, Ю. В. Редько. М.: 2004. С. 551-552.
9. Afanasyeva K. E. Forecasting of Market Capacity Dynamics for RF’s Regions // Proceedings of the International Conference “Mathematical Modelling Of Social And Economical Dynamics” (Mmsed-2004), June 23-25, 2004 / K. E. Afanasyeva, A. B. Blinov, B. M. Kuvshinov, V. I. Shiryaev.
10. Труд и занятость в России, 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 639 с.
11. Предположительная численность населения Российской федерации до 2025 г: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004. 102 с.
12. Регионы России. Социально-экономические показатели 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 896 с.
13. Гуртов В. А. Математическая модель прогнозирования спроса и предложения на рынке труда в российских регионах // Обозрение прикладной и промышленной математики. Т. 11. Вып. 3 / В. А. Гуртов, Е. А. Питухин. М., 2004. С. 539.