Спрос на рынке труда предъявляет работодатель, а в формировании конкурентоспособных предложений важное место занимают различные учебные заведения, в первую очередь вузы. В последние годы в России, в том числе и в нашем регионе, в частности, в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ), созданы отделы трудоустройства выпускников, которые выявили значительные расхождения между спросом на высококвалифицированных работников и уровнем квалификации, приобретенной ими в вузах. Дело дошло до того, что Департаменты службы занятости вынуждены буквально на следующий день после вручения дипломов заниматься обучением выпускников с целью приведения их профессиональной подготовки в соответствие со спросом работодателя.
Только в Ростовской области с этой целью за период с 2000 по 2003 гг. по направлению службы занятости прошли переобучение свыше 11,2 тысячи выпускников различных учебных заведений.
Но не все работодатели проявляют терпение и в состоянии по характеру своего бизнеса ждать, когда будут доведены до кондиции выпускники вузов. Не найдя специалистов на внутреннем рынке, они вынужденно обращаются к рынку зарубежному, тем самым вольно или невольно вызывая миграционные процессы. На сегодняшний день число прибывших мигрантов в три раза превышает число выбывших. Соответственно миграционный прирост составляет 2/3 от всего двухстороннего международного миграционного процесса. Аналогичная ситуация и по Ростовской области. В результате образуется прирост населения Ростовской области за счет миграционных процессов.
Учитывая, что в числе прибывших мигрантов русские составляют почти 72%, на национальный состав нашей многонациональной области это существенного влияния не оказывает.
Прирост населения в Ростовской области за счет миграционных и естественных
процессов по годам поступления (1992 – 2003 гг.) представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Прирост населения в
Ростовской области за счет миграционных
и естественных процессов по годам поступления (тыс. человек)
Миграционная ситуация в России напоминает задачу с емкостью, в которую вливается и выливается вода, причем объем воды втекающей в эту емкость превышает объем воды, вытекающей из нее.
Численность граждан России – жителей Ростовской области, на законных основаниях выезжающих на работу за границу, с каждым годом возрастает, но остается относительно небольшим. Так, в 2003 г. из Ростовской области легально выехало за границу с целью временного трудоустройства 1046 человек (в 2002 г. – 420 человек). По итогам 2003 г. необходимо отметить, что сохраняется не только тенденция роста численности российских граждан, временно трудоустроенных за границей, но и тенденция роста числа фирм по трудоустройству российских граждан за границей. В 2003 г. 25 таких фирм осуществляли свою деятельность на территории Ростовской области, 9 лицензиатов получили разрешение на продление срока действия лицензии, 5 новых юридических лиц получили лицензии.
Необходимо отметить, что с 1991 г. Ростовская область является приграничной, 9 районов на протяжении 500 км граничат с Украиной. Являясь «воротами» России в страны Черноморского и Прикаспийского бассейнов, Ростовская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, представленной железнодорожными и автомобильными магистралями федерального значения, морскими и речными портами, международным аэропортом в Ростове-на-Дону. Чрезвычайно выгодное территориальное положение на юге России между европейской частью СНГ и Кавказом способствует значительному развитию области.
Таким образом, можно сказать, что удобное географическое положение и благоприятные экономические условия привлекают в область значительное количество мигрантов.
Динамика миграционных потоков в области за 10 месяцев 2002 и 2003 годов приведена в таблице 1.
Таблица 1
(чел.)
|
Январь – октябрь 2003 |
Январь – октябрь 2002 |
||||
число |
число |
миграционный |
число |
число выбывших |
миграционный прирост (+), снижение (-) |
|
Миграция |
47103 |
47620 |
-517 |
51329 |
48798 |
2531 |
Из нее: |
43793 |
45716 |
-1923 |
46301 |
46576 |
-275 |
в том числе: внутрирегиональная |
25990 |
25990 |
- |
27381 |
27381 |
- |
межрегиональная |
17803 |
19726 |
-1923 |
18920 |
19195 |
-275 |
международная |
3310 |
1904 |
1406 |
5028 |
2222 |
2806 |
в том числе: со странами |
3169 |
1050 |
2119 |
4900 |
1465 |
3435 |
с другими зарубежными
странами |
141 |
854 |
-713 |
128 |
757 |
-629 |
Следовательно, структура спроса на труд в России в целом, и в Ростовской области в частности, и структура предложения приводятся в соответствие невнутри российскими мерами, но в значительной части миграционными процессами. Задача рынка образовательных услуг – привести эти составляющие в равновесие. Это предполагает постоянное совершенствование учебных программ и планов, возможно, и с участием представителей Департамента службы занятости. Назрела необходимость учить не тому, что знают преподаватели, а тому, на что есть спрос работодателей.
Подготовка специалистов, востребованных на рынке труда, особенно актуальна при наметившемся экономическом подъеме предприятий и целых отраслей экономики. В 2003 г. распределение иностранной рабочей силы по отраслям в Ростовской области осуществлялось следующим образом и в соответствии с тенденциями развития экономики (рис. 2).
Рис. 2
Основной приток квалифицированных трудовых мигрантов в Ростовскую область наблюдается из стран СНГ, Чеченской Республики, Кабардино-Балкарии, Ингушетии. Наиболее высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте, составляющее 73,6% от общего числа переменивших место жительства.
Подъем отечественного производства обозначил катастрофическую нехватку специалистов основных производственных профессий практически во всех отраслях промышленности и сельского хозяйства и четко обозначил задачу – подготовить необходимых специалистов как среднего и высшего звена, так и по рабочим профессиям.
Перераспределение трудового потенциала, которое проводит Департамент занятости населения по Ростовской области, направлено на снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, который на протяжении многих лет присутствует на рынке труда области.
Дело в том, что многие высококвалифицированные
работники, в том числе и из сельской местности, не могут в пределах своей
области найти работу с достойной оплатой труда, хотя, как уже говорилось,
многие территории области испытывают острую потребность в укомплектовании кадрами
своих предприятий. В то же время данные предприятия не могут конкурировать с
работодателями из других регионов страны, в первую очередь в размере заработной
платы.
В этой связи Департамент занятости по Ростовской области в рамках программы активной политики занятости «Организация территориальной трудовой мобильности», проводимой в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 21.07.1997 г. №41 «Об утверждении Положения о порядке оказания гражданам содействия в трудоустройстве в другой местности», ведет постоянную работу по следующим направлениям:
1) установлению контактов с работодателями по всей территории России, испытывающими потребность в работниках различной квалификации и имеющими возможность предоставить конкурентоспособные условия оплаты и условий труда,
2) информированию безработных и ищущих работу граждан о возможностях трудоустройства за пределами Ростовской области и направлению работников, соответствующих требованиям работодателей, на данные предприятия.
Далее необходимо отметить, что для Ростовской области трудовая мобильность является очень актуальным направлением. Суть данной программы состоит в перераспределении трудовых ресурсов из территорий с неэффективной экономикой в развивающиеся, получающие инвестиции территории.
Здесь важно подчеркнуть, что, начиная с 1999 г., Департаменту занятости населения по Ростовской области удалось преодолеть годами сложившуюся тенденцию к вывозу трудового потенциала области, и переориентировать рабочих внутри области и сейчас можно отметить четкую позитивную динамику. За последние 5 лет в рамках трудовой мобильности трудоустроено свыше 19 тыс. чел., в т.ч. по внутриобластной мобильности – свыше 11,8 тыс. чел., за пределами Ростовской области по направлениям службы занятости трудоустроено 5,5 тыс. чел. Причем если в 1999 г. соотношение перераспределения трудового потенциала внутри области и за ее пределы было 30% на 70%, то в последние два года наблюдается устойчивая тенденция превышения внутриобластной мобильности над межобластной (в 2004 г. – 60% на 40%).
Работодатели все активнее прибегают к данному виду услуг службы занятости, администрации городов и районов отлично понимают эффективность данной формы трудовой мобильности. В свою очередь Департаментом уделяется этому направлению повышенное внимание, так как это одно из наиболее перспективных, наименее затратных, экономически выгодных направлений. Реализация данной программы, в частности, помогла бывшим шахтерам из городов с критическим уровнем безработицы, таких как Новошахтинск, Шахты, Белая Калитва и др., трудоустроиться на работу по прокладыванию автодорог в соседних районах области. Здесь можно говорить об использовании потенциала маятниковой миграции.
Еще одним направлением активной политики занятости, позволяющей приостановить отток рабочей силы из села, является программа «сельскохозяйственного переселения семей», которая реализуется в соответствии с постановлением Правительства РФ №533 от 25.05.1994 г. «О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность».
За реализацией этой программы стоит не только решение конкретной проблемы занятости, но и более масштабная задача – подъем села. Причем если в кризисные 90-е годы требовались в основном малоквалифицированные кадры, то в последнее время практически все сельские районы области испытывают острый дефицит в таких специалистах, как врачи, учителя, зоотехники, строители, механизаторы, животноводы, работники культуры.
С 1999 г. в нашу область переселилось свыше 500 семей, в том числе свыше 1300 трудоспособных граждан в основном из Украины, Казахстана, Грузии, Армении, Прибалтики и многих регионов России.
Программа предусматривает предоставление определенных льгот семьям, переселяющимся в сельскую местность. В частности, компенсируется провоз багажа в пределах территории РФ, а также выплачивается единовременное пособие на каждого члена семьи.
Реализация данных мероприятий содействия в трудоустройстве граждан способствует:
–
полному и всестороннему обеспечению
конституционного права каждого гражданина на труд и выбор места работы,
–
расширению альтернативного выбора безработными
гражданами предложений на рынке труда,
–
недопущению дисквалификации работников
промышленной и сельскохозяйственной сфер Ростовской области,
–
наиболее эффективному перераспределению
трудового потенциала по территории РФ.
Подводя итоги, следует отметить необходимость в самое ближайшее время сбалансировать трудовую миграцию (в первую очередь внутреннюю, так как легальная внешняя миграция не оказывает существенного влияния на рынок труда Ростовской области) и добиться положительного влияния на рынок труда. Речь здесь идет, прежде всего, об устранении дисбаланса между спросом и предложением на рынке труда области, и эту задачу невозможно решить без тесного взаимодействия с учебными заведениями.
Список литературы
1.
Аналитический
доклад об итогах деятельности Департамента федеральной
государственной службы занятости населения по Ростовской области за 2003
год/Департамент ФГСЗН по Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Миграционная обстановка в Ростовской области в 2003 г. (аналитический отчет)/ УДМ ГУВД Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2004.