ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Д. М. Борисов, В. В. Шувалова

Департамент Федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Мордовия, г. Саранск
dznrm@moris.ru

В. А. Нежданов

Научный центр социально-экономического мониторинга Республики
Мордовия, Научно-исследовательский институт регионологии, г. Саранск
falcon@rri.moris.ru

Вопросам трудовой миграции в последние годы посвящено множество научных трудов и практических исследований [1]. Международная организация труда (МОТ) концептуально разделяет рынок труда на «формальный» и «неформальный» сектора, где первый представлен профессиональной деятельностью (основная и вторичная занятость), приносящей доход и осуществляемой на постоянной основе. Анализ неформального сектора вызывает проблемы, связанные с отсутствием статистического учета или недостаточностью систематического сбора информации, поэтому целью исследования является анализ проблем трудовой миграции «формального сектора» рынка труда Республики Мордовия.

Информационной основой публикации являются отчеты Департамента федеральной государственной службы занятости населения (ФГСЗН) по Республике Мордовия (1999–2002 гг.), аналитический доклад о деятельности Департамента ФГСЗН по РМ за 2003 г., аналитические записки, статистические сборники и ежегодники Комитета госстатистики Республики Мордовия (1999–2003 гг.), данные туристского агентства «Юнион», а также авторские социологические исследования и аналитическая статистика.

Классификация потоков трудовой миграции разнообразна. К миграционным потокам, которые не фиксируются (или фиксируются частично) в статистической отчетности, можно отнести маятниковую миграцию (внутрипоселенческие и межпоселенческие поездки к месту работы и обратно) и «отходничество» (самодеятельную трудовую миграцию – челночные торговые поездки, временную трудовую миграцию без смены постоянного места жительства внутри Российской Федерации). Службой занятости проводятся оценка маятниковой миграции и обследование населения на предмет выявления незанятых граждан, занимающихся «отходничеством», но данная процедура не носит характера непрерывного мониторинга.

Исходя из имеющихся источников информации мы проанализировали регулируемые потоки трудовой миграции, которые можно подразделить на три группы:

1)    трудоустройство за границей российских граждан, проживающих в Республике Мордовия, и привлечение иностранных граждан для работы в республике;

2)    организационные наймы (содействие в трудоустройстве с переездом в другую местность) российских граждан на постоянную и временную занятость (сезонная и вахтовая миграция) внутри Российской Федерации;

3)    сельскохозяйственное переселение российских граждан в Республику Мордовия.

Социально-экономическое положение республики за последние пять лет характеризовалось сохранением позитивных тенденций в развитии отраслей реального сектора экономики и улучшением ситуации в социальной сфере. Сохранилась устойчивая положительная динамика в развитии промышленности. Улучшилась ситуация в финансовой сфере. Продолжился рост заработной платы. Реальная заработная плата в 2003 г. возросла на 14,8% (в РФ – на 9,8%), реальные располагаемые денежные доходы населения – на 9,5%. Однако, несмотря на высокие темпы развития экономики Республики Мордовия, рынок труда, являясь более инерционной системой, реагирует на положительные изменения значительно медленнее [2].

Трудовая миграции населения всегда была индикатором настроения наиболее активной части людей на рынке труда. По результатам социологического исследования «Резервы гармонизации социальных отношений» за 1994 и 1996 гг. число не желающих покидать Мордовию оставалось постоянным – 86–87%. В аналогичном исследовании 1999 г. на вопрос «Если бы у Вас была возможность, переехали бы Вы на постоянное место жительства в другой регион страны?» отрицательно ответили 57, 2%. На вопрос о переезде за рубеж отрицательно ответили 66,9%. По результатам опроса 2002 г. число «никуда не собирающихся переезжать» составило 76,8%. Данные статистической отчетности подтверждают результаты этих исследований. В 1999 г. резко увеличилось отрицательное сальдо миграции с –880 до –1 639 чел., а в 2001 г. оно увеличилось еще в 1,5 раза (с –1 639 до –2 577 чел.). Однако с 2001 г. темпы роста отрицательного сальдо миграции сильно сократились, а в 2003 г. его рост прекратился [3].

Вторая половина XX в. характеризуется замедлением миграционного оборота в Республике Мордовия. Сальдо миграции по территории республики за этот период изменялось волнообразно. Графическим изображением этого процесса является квазисинусоидальная кривая. В 1940–1950-х гг. население прибывало больше, чем убывало, что отчасти было связано с массовой эвакуацией населения и промышленности СССР в восточные районы страны. В 1960–1985 гг. население больше убывало (35–46 тыс. чел. в год), чем прибывало (32–43 тыс. чел. в год), сальдо миграции в этот период составляло – 3, – 4 тыс. чел. в год. Отрицательный коэффициент миграционного прироста по Республике Мордовия в этот период был максимальным по всему Волго-Вятскому экономическому району и составлял –75 чел. на 10 000 жителей, что было сопоставимо с аналогичным показателем по Башкортостану (–70) и Дагестану (–105).

В 1986–1996 гг. вновь отмечалось положительное сальдо миграции (+ 2, + 3 тыс. чел. в год), но миграционная подвижность к концу периода значительно снизилась. С 1997 г. миграционный отток возобновился. В 2002 г. среди регионов Приволжского федерального округа (ПФО) республика имела самый низкий коэффициент миграционного прироста -29 чел. на 10 тыс. постоянного населения в 2003 г. (табл. 1). В настоящее время значения коэффициента немного сократились (-27 чел. на 10 тыс. постоянного населения в 2003 г.).

 

Таблица 1

Коэффициент миграционного прироста по субъектам ПФО
на 10 тыс. чел. постоянного населения

Территория

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Российская Федерация

24

19

11

15

5

5

Республика Мордовия

-3

-9

-10

-17

-28

-29

Республика Башкортостан

27

25

26

10

3

5

Республика Марий Эл

14

16

21

9

-4

-3

Республика Татарстан

43

38

26

23

15

16

Удмуртская Республика

21

18

9

2

-9

-9

Чувашская Республика

18

26

20

8

-1

0

Кировская область

0

0

1

-7

-17

-18

Нижегородская область

45

40

29

19

11

8

Оренбургская область

45

29

19

16

-13

-19

Пензенская область

31

25

17

8

1

-3

Пермская область

12

11

12

9

3

-1

Самарская область

54

53

44

39

19

20

Саратовская область

44

51

37

36

7

3

Ульяновская область

9

5

3

5

-21

-23

 

Анализ данных государственной статистики говорит о том, что за последние 5 лет наметился определенный перелом в миграционных процессах. Миграционный оборот, т.е. численность прибывших и выбывших, достигла в 2002 г. минимальной отметки в 20 0014 чел., а отрицательное сальдо миграции своего максимума – -2 604 чел. в год. В 2003 г. миграционный оборот увеличился на 3 582 чел. и составил 23 596 чел., а отрицательное сальдо миграции сократилось до – 2 458 чел., т. е. миграционная подвижность населения увеличилась, а численность безвозвратно мигрировавших уменьшилась.

Самой высокой миграционной подвижностью обладает население в трудоспособном возрасте. Его доля в общем объеме миграции составляет в среднем около 70%, в том числе более 45% – молодежь в возрасте 16–29 лет. Число выбывших из республики в трудоспособном возрасте в этот период было в среднем на 30% больше, чем прибывших. Однако существует позитивная динамика сальдо миграции населения в трудоспособном возрасте. В 2001-2002 гг. наблюдалось значительное замедление миграционной убыли в этом возрасте (- 2019 – – 2054 чел. в год), а в 2003 г. – прирост по сравнению с предыдущими годами (- 1788 чел. в год). Огорчает лишь непрерывно возрастающее отрицательное сальдо детей в возрасте до 15 лет, что может впоследствии повлиять на деформацию возрастно-полового состава населения (табл. 2).

Таблица 2

Возрастной состав мигрантов по Республике Мордовия

Возраст мигрантов

Число

прибывших

Число

выбывших

Миграционный прирост (убыль)

1999 г.

Всего мигрантов

11246

12126

-880

в том числе в возрасте:

 

 

 

 0 – 15 лет

1673

1661

12

 в трудоспособном

8088

8832

-744

старше трудоспособного

1485

1633

-148

2000 г.

Всего мигрантов

11350

12989

-1639

в том числе в возрасте:

 

 

 

 0 – 15 лет

1684

1782

-98

 в трудоспособном

8154

9594

-1440

старше трудоспособного

1512

1613

-101

2001 г.

Всего мигрантов

9861

12438

-2577

в том числе в возрасте:

 

 

 

 0 – 15 лет

1353

1649

-296

 в трудоспособном

7134

9153

-2019

старше трудоспособного

1374

1636

-262

2002 г.

Всего мигрантов

8705

11309

-2604

в том числе в возрасте:

 

 

 

 0 – 15 лет

1184

1560

-376

 в трудоспособном

6201

8246

-2045

старше трудоспособного

1320

1503

-183

2003 г.

Всего мигрантов

10569

13027

-2458

в том числе в возрасте:

 

 

 

 0 – 15 лет

1357

1747

-390

 в трудоспособном

7690

9478

-1788

старше трудоспособного

1522

1802

-280

Аналогичная позитивная динамика наблюдается при анализе статистического распределения мигрантов по возрасту и обстоятельствам, вызвавшим необходимость смены места жительства. Распределение мигрантов по возрастным группам в связи с поиском работы показывает, что процент мигрантов в трудоспособном возрасте от общего числа мигрантов за последние 5 лет устойчиво сокращался с 74 в 1999 г. до 31-32 в 2002-2003 гг. независимо от изменения возраста учета мигрантов. Такая тенденция проявляется несмотря на то, что в 1999-2001 гг. наблюдался рост миграционной убыли по этой группе мигрантов в абсолютных величинах (чел.) (табл. 3).

Таблица 3

Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше
 (до 2002 г. – 16 лет и старше) по возрастным группам в связи с поиском работы

Миграционный прирост (убыль)

 

Всего
мигрантов

В том числе
сменили место жительства по причине поиска работы

В% от общей численности мигрантов
данной возрастной группы

1

2

3

4

1999

Всего мигрантов в возрасте 16 лет и старше

-892

-551

63

в том числе в возрасте, лет

 

 

 

 16

3

-2

-

 17

-139

-5

4

 18 – 19

-79

-23

29

 трудоспособном

-744

-548

74

старше трудоспособного

-148

-3

2

2000

Всего мигрантов в возрасте 16 лет и старше

-1541

-711

46

в том числе в возрасте, лет

 

 

 

 16

-4

-2

50

 17

-78

-

0

 18 – 19

-155

-41

26

 трудоспособном

-1440

-707

49

старше трудоспособного

-101

-4

4

2001

Всего мигрантов в возрасте 16 лет и старше

-2281

-765

34

в том числе в возрасте, лет

 

 

 

 16

-30

-1

3

 17

-107

-4

4

 18 – 19

-168

-32

19

 трудоспособном

-2019

-762

38

старше трудоспособного

-262

-3

1

2002

Всего мигрантов в возрасте

14 лет и старше

-2252

-644

 

29

 в том числе в возрасте, лет

 

 

 

 14 – 15

-24

-1

4

 16 – 17

-154

-2

1

 18 – 19

-119

-24

21

 трудоспособном

-2045

-633

31

 старше трудоспособного

-183

-10

5

2003

Всего мигрантов в возрасте

14 лет и старше

-2097

-577

28

 в том числе в возрасте, лет

 

 

 

 14 – 15

-29

-2

7

 16 – 17

-104

-7

7

 18 – 19

-84

-22

26

 трудоспособном

-1788

-575

32

 старше трудоспособного

-280

-

-

 

 

Анализ основных потоков трудовой миграции.

 

Трудоустройство за границей российских граждан, проживающих в Республике Мордовия, и привлечение иностранных граждан для работы в Республике Мордовия. С 1996 г. коммерческая фирма “ЮНИОН” имела договоренность с работодателями иностранных государств на трудоустройство граждан за границей (лицензия № 15296 РФ089\II П от 22 октября 1996 г.). Статистическая отчетность предоставляется фирмой непосредственно в Федеральную миграционную службу РФ. Всплеск численности трудоустроенных за рубежом наблюдался в 1995-1997 гг. (от 25 до 75 чел. в год). После «дефолта» 1998 г. количество заявок и численность трудоустроенных резко сократились до 5–10 чел. в год, но в последнее время эти показатели (особенно количество заявок) снова возрастают. Численность трудоустроенных за рубежом в 2003 г. составила 12 чел.

До 2001 г. миграционной службой Республики Мордовия было зарегистрировано всего 17 иностранных граждан, которые работали в сфере торговли и общественного питания, а также общей коммерческой деятельности. С 2001 г. Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Мордовия в соответствии с Постановлением Правительства РМ «О привлечении и использовании в Республике Мордовия иностранной рабочей силы» от 28.06.2001 г. № 300 принимает активное участие в работе комиссии при Министерстве труда и занятости населения Республики Мордовия по подготовке заключения на привлечение и использование работодателями иностранной рабочей силы. Предприятиям и организациям выдаются заключения на право получения разрешения на привлечение иностранных граждан на территории Республики Мордовия. В результате работы комиссии в 2001 г. были выданы положительные заключения 5 предприятиям и организациям: ЗАО «Лес-экспорт»; ООО «Лес-экспорт»; ООО «Форест»; ОАО «Мордовлестоппром»; ПК «Элеком». В 2002 г. было рассмотрено еще 11 заявлений работодателей о привлечении иностранной рабочей силы, 8 из которых были удовлетворены и выданы положительные заключения на право получения разрешения на привлечение иностранной рабочей силы для работы на территории Республики Мордовия (31 чел.). Наиболее яркий пример такой работы – привлечение граждан Украины для работы на ОАО «Рузхиммаш» в 2002 г. (141 чел. рабочих профессий).

В соответствии с письмом Минтруда России «О практике реализации Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"» от 21 января 2003 г. № 377-МТ службой занятости населения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, предприятиями и организациями были подготовлены и внесены в Правительство Республики Мордовия предложения по квоте на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления ими трудовой деятельности в 2004 г. Формируется банк данных работодателей, привлекающих иностранных работников.

На основании заявок, поданных работодателями, Департаментом ФГСЗН по РМ совместно с центрами занятости населения республики рассматривались вопросы обеспечения их кадрами из имеющегося потенциала незанятых граждан, возможного переобучения безработных по требуемым специальностям. С учетом предложений органов службы занятости населения в 2003 г. комиссией работодателям было выдано 35 заключений о привлечении 855 иностранных граждан для работы на предприятиях республики. Высококвалифицированные специалисты: монтажники, электросварщики, газорезчики, машинисты гусеничного крана, штукатуры, маляры и др. наиболее часто приглашались из Украины, Узбекистана, Таджикистана, Армении, Азербайджана, Киргизии, Турции, Венгрии, Болгарии, Югославии. Иностранные граждане приглашались в основном для работы в сфере промышленного производства, жилищно-коммунального хозяйства, связи, строительства и социально-бытового обслуживания населения.

Анализ показывает, что рынок труда республики в последнее время вызывает все больший интерес и становится престижным для граждан из стран СНГ и дальнего зарубежья. Вопросы легальной трудовой миграции в республике все чаще встают на повестке дня и оказывают влияние на республиканский рынок труда.

Организационные наймы. Целью работы службы занятости по внутрироссийской трудовой миграции является снижение напряженности на рынке труда с помощью механизмов регулируемого перераспределения рабочей силы между регионами Российской Федерации. Департаментом ФГСЗН по РМ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, работодателями ведется работа по формированию общероссийского и республиканского банка вакансий и отбору претендентов для трудоустройства с переездом в другую местность. Одной из форм работы по заполнению общероссийского банка вакансий является использование его данных в ярмарках вакансий рабочих мест, которые проводились службой занятости населения во всех районах и городах. Как показывает практика, общероссийский и республиканский банки вакансий пользуются большим спросом у незанятых граждан, ищущих работу. Служба занятости населения оказывает информационное содействие гражданам, желающим переселиться в Республику Мордовия из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Работа ГСЗН по содействию в трудоустройстве с переездом в другую местность за последние 5 лет значительно изменилась. Если в конце 90-х гг.
XX в. главной задачей службы занятости было снижение напряженности на рынке труда, то сейчас, когда уровень общей безработицы снизился в 1,5 раза, – регулирование временной (сезонной, вахтовой) миграции. Например, если в 1998–1999 гг. из 250–280 чел., направленных для трудоустройства в другие регионы России, было 70–80 чел. безработных, в 2001 г. из 102 чел. – 88, то в 2002 г. выехало только 17 чел.

Большинство заявок на рабочую силу поступает из г. Москвы и Московской области (куда направлен и общий миграционный отток населения). Как правило, это сезонные работы в строительстве и сельском хозяйстве. В 1-м полугодии 1999 г. по заявке сельхозпредприятия «Дмитровский» г. Дмитрова Московской области Старошайговским, Торбевским районными центрами занятости населения и Модельным центром занятости населения г.Саранска на сезонные работы было направлено 88 чел., из них 35 безработных, в том числе 28 женщин. Принято на работу в сельхозпредприятие «Дмитровский»  61 чел., из них 21 безработный, в том числе 21 женщина. В АО «Мосэнергострой»
(г. Дзержинский, Московской области) направлено 40 незанятых мужчин для работы по специальностям «водитель грузового автотранспорта» и «автокрановщик». В МОО «Факт» (годамосква) для работы в строительные организации направлено 14 незанятых мужчин, из них 4 безработных. В 1-м полугодии 2000 г. в АО СПК «Мосэнергострой» УАТ № 1 (г. Москва) на сезонные работы по специальностям «плотник», «сварщик», «каменщик» было направлено 27 мужчин, из них 5 безработных, в ОАО «Мособлспецтранс» АТП – 19 (Московская обл. г. Лыткарино) для работы вахтовым методом по специальности «водитель» – 9 мужчин, из них 7 безработных.

В 2001 г. в ОАО СПК «Мосэнергострой» УАТ № 1 (г. Москва) на сезонные работы по специальностям «плотник», «сварщик», «каменщик» было направлено 21 чел., в ООО «Стройсервис» (годамосква) – 7 чел. в качестве монтажников и подсобных рабочих. На предприятия торговли было направлено
38 обратившихся граждан для самостоятельного трудоустройства в торговые фирмы и магазины, а также на рынки г. Москвы в качестве товароведов, торговых агентов, бухгалтеров, охранников, продавцов (на постоянную и сезонную работу).

Другой регион, откуда поступают заявки на сезонную работу (вахтовым методом), – Западная Сибирь. Например, в 1-м полугодии 2000 г. в АОЗТ ПФК «MGA» (годамегион, Тюменской обл.) для работы вахтовым методом по специальностям «машинист экскаватора», «газоэлектросварщик», «машинист крана» («трубоукладчик»), «прораб» было направлено 10 мужчин, из них 3 безработных. В 2001 г. в ПКФ ООО «Стор» (г. Нижневартовск) для работы вахтовым методом было направлено 6 чел. в качестве электрогазосварщиков, в ОАО «Самотлортранс» (г. Нижневартовск) – 2 чел. (пекарь и повар) в Управление по ремонту и обслуживанию технологических линий (г. Нижневартовск) – 1 чел. (электромеханик), в ЗАО «Аледнак» (г. Нижневартовск) – 4 чел. в качестве электриков.

Однако были заявки и на постоянную работу. Например, в 1-м полугодии 1999 г. в ЧП «Информационные услуги» (г. Саратов) для сбора информации в сфере торгово-бытового обслуживания было направлено 17 незанятых граждан, из них 8 женщин. В 2001 г. в отрасли управления направлено 3 чел. в качестве начальника службы в органы МЧС (г. Санкт-Петербург) и юриста-консультанта в фирму ООО «Агат» (г. Владивосток),

В 2002 г. отмечался приток населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Из Мурманской обл. – 64 чел, Республики Коми – 32, Сахалинской обл. – 14, из Магадана – 6, Камчатской области – 17, из Тюменской обл. – 82, Якутии – 34 чел. и т. д., всего – 445 чел. В центры занятости населения по вопросу трудоустройства обратилось 107 чел.

Служба занятости населения оказывает информационное содействие гражданам, желающим переселиться в Республику Мордовия из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В частности, участвуя в общероссийском банке вакансий и отвечая на письменные запросы граждан, желающих переехать для постоянного места жительства в Мордовию, служба занятости населения дает исчерпывающие ответы о наличии свободного жилья, имеющихся вакансиях, координатах расположения предприятий и условиях труда.

Анализ показывает, что переселение в Республику Мордовия необходимо регулировать с помощью организационных наймов. Тем не менее следует осуществлять регулирование временной трудовой миграции, иначе этот поток могут наполнить нелегальные мигранты. В целях наиболее эффективного использования имеющегося потенциала вакантных рабочих мест, решения вопросов внутриреспубликанского перераспределения рабочей силы, повышения ее трудовой мобильности Департаментом ФГСЗН по РМ был организован межрайонный электронный обмен вакансиями, заявленными в службу занятости населения. Это позволило обеспечить наиболее полный доступ граждан к информации об имеющихся вакансиях в городах и районах республики, что положительным образом повлияло на внутриреспубликанское перераспределение рабочей силы.

Сельскохозяйственное переселение осуществляется в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 г. № 533 и Совета Министров – Правительства Республики Мордовия «О льготах для граждан, переселяющихся в сельскую местность» от 23 сентября 1994 г. № 263. В соответствии с этим документом проводится работа по содействию трудоустройству и обустройству в сельской местности граждан и членов их семей, обратившихся в центры занятости населения. В отличие от простого трудоустройства в сельской местности сельскохозяйственное переселение предполагает элементы социальной адаптации. Всем гражданам, утвержденным на переселение, выплачивается единовременное денежное пособие, а также компенсируются расходы за проезд и провоз багажа.

В целях комплектования кадрами организаций АПК, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, службой занятости населения направлено для трудоустройства и обустройства в сельскую местность в 2000 г. – 20 семей (81 чел.), в том числе в трудоспособном возрасте – 41 чел., в 2001 г. – 25 семей (84 чел.), в трудоспособном возрасте – 52 чел.; в 2002 г. – 30 семей (100 чел.), в трудоспособном возрасте – 65 чел.; в 2003 г. – 25 семей (86 чел.), в трудоспособном возрасте – 51 чел.

На осуществление сельскохозяйственного переселения расходуются средства только из федерального бюджета. Тем не менее ГСЗН выполняет заявки именно республиканских сельскохозяйственных предприятий и организаций. Профессиональный состав граждан, утвержденных на сельскохозяйственное переселение, говорит о том, что мигранты устраиваются, как правило, по рабочим профессиям на сельскохозяйственные предприятия республики (табл. 4).

Таблица 4

Профессиональный состав граждан утвержденных
на сельскохозяйственное переселение

 

1999 г.

2000 г.*

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Механизаторами

3

1

5

4

3

Трактористами

 

1

2

5

8

Животноводами

14

2

25

20

19

Водителями

3

3

3

5

1

Газоэлектросварщиками

1

 

2

 

1

Рабочими

2

3

3

13

5

Электриками

1

 

1

1

 

Слесарями

 

 

2

 

1

Пекарями

 

 

1

 

 

Сторожами

 

 

1

 

 

Бухгалтерами

 

 

1

 

1

Лаборантами

 

 

1

 

 

Механиками

 

 

3

2

1

Секретарями

 

 

1

 

 

Мед. работниками

 

1

1

 

 

Учителями

1

 

 

1

1

Поварами

1

2

 

3

2

Бульдозеристами

1

 

 

 

 

Токарями

1

 

 

 

 

Столярами

 

1

 

 

 

Бухгалтерами

1

1

 

3

3

Продавцами

 

1

 

 

1

Учетчиками

1

1

 

 

1

Строителями

 

1

 

 

 

Сторожами

 

 

 

3

 

Осеминаторами

 

 

 

1

 

Диспетчерами

 

 

 

 

1

Швеями

 

 

 

 

1

Агрономами

1

 

 

3

1

Страховыми агентами

 

 

 

 

 

Ветеринарами

 

 

 

 

1

*2000 г. – 1-е полугодие

 

Служба занятости проводит работу с несколькими категориями социально незащищенных граждан. Например, в 2001 г. из семей, утвержденных на переселение, 12 семей в составе 41 чел. (25 трудоспособных) из числа безработных были расселены в Большеигнатовском, Ичалковском, Краснослободском, Лямбирском, Рузаевском и Старошайговском районах, 6 семей в составе 19 чел. (13 трудоспособных) из числа вынужденных переселенцев (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан) были расселены в Ардатовском, Инсарском, Ковылкинском, Кочкуровском и Чамзинском районах, 2 семьи в составе 5 чел.
(4 трудоспособных) из числа уволенных с военной службы расселены в Ардатовском и Рузаевском районах.

В 2002 г. повысилась заинтересованность руководителей сельскохозяйственных предприятий республики в приеме на работу переселенческих семей. Как правило, при приеме на работу и последующей закрепляемости переселенческих семей для их проживания и обустройства покупались дома частного сектора (в Краснослободском районе – СХПК «Селищинский», СХПК «Дубровки», СХПК «Прогресс»; в Старошайговском районе – СПК «Рязановский»; в Темниковском районе – СХПК им.Тимирязева). В Ичалковском районе руководители сельхозпредприятий СХПК «Родина», СХПК «Новый путь» для постройки частного дома предоставляли переселенцам беспроцентную ссуду.

В соответствии с Программой содействия занятости населения Республики Мордовия на 2002 г. службой занятости населения республики была проведена работа по содействию в трудоустройстве и обустройстве в сельской местности граждан и членов их семей, обратившихся в центры занятости населения. В течение 2002 г. направлено для трудоустройства и обустройства в сельскую местность 30 семей в количестве 100 чел., в том числе в трудоспособном возрасте – 65 чел. Всем членам семей, утвержденных на переселение, выплачено единовременное денежное пособие.

Оптимизация процессов трудовой миграции в Республике Мордовия может быть достигнута при реализации ряда мероприятий, таких как создание единой системы социологического и статистического мониторинга, формирование единого банка информации по миграции населения с публикацией данных в СМИ; привлечение иностранных граждан для работы в республике, обеспечивающее сбалансированность потоков внешней и внутренней трудовой миграции населения; разработка концепции регулирования внутриреспубликанских трудовых миграционных потоков с учетом интересов социально-экономического развития районов республики, обеспечивающая территориально сбалансированную и экономическую занятость населения; разработка республиканской Программы привлечения молодых специалистов на село; интенсификация процессов сельскохозяйственного переселения (гарантированная государством зарплата, занятость, кредиты на жилье, отсрочка военной обязанности) за счет средств бюджетов всех уровней, а также сельскохозяйственных предприятий; привлечение в республику квалифицированных мигрантов из других регионов России и стран СНГ; обсуждение проблем на Координационном совете по миграционной политике при Главе РМ.

 

Список литературы

 

1.    Трудовая миграция в России. М., 2001.

2.    Трудовая миграция в СНГ: социальные и экономические эффекты / Отв. ред. Ж.А. Зайончковская. М., 2003.

3.    Основные тенденции развития рынка труда Республики Мордовия: Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия / НИИ регионологии. Саранск 2004. № 5.

4.    Миграция населения Республики Мордовия: Бюллетень Научного центра социально-экономического мониторинга Республики Мордовия / НИИ регионологии. Саранск 2003. № 4.