Оценка использования трудовых ресурсов
на республиканском рынке труда и пути интеграции системы образования и занятости населения
в 2000-2003 годах

М. В. Анненков, Г. А. Заводовский, Е. Е. Фролова

Департамент федеральной государственной службы занятости населения
по Республике Карелия, г. Петрозаводск
depzan@onego.ru

Успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости определяются соответствием спроса и предложения рабочей силы. Однако современный республиканский рынок труда, сформированный в условиях социально-экономического кризиса 1990-х годов и реформирования экономики, оказался разбалансирован c точки зрения взаимосвязи рабочих мест и трудовых ресурсов.

За 10 лет реформ вследствие массового высвобождения работников, длительных и порой необратимых остановок производства, устаревания производственных технологий и оборудования, свертывания внутрифирменной подготовки и повышения квалификации произошло снижение общего уровня профессионализма рабочих кадров, доли высококвалифицированных рабочих, занятых в производстве. Одновременно с этим шел процесс старения кадров в основных отраслях экономики республики.

Начавшийся в 1999 г. подъем экономики республики обозначил одну из самых острых проблем, стоящих на пути дальнейшего экономического роста, – дефицит высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов.

Республиканский рынок образовательных услуг в значительной мере оказался не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке труда, и на сегодняшний день это обстоятельство является одной из причин того, что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется высокая квалификация.

Республика Карелия развивается в соответствии с принятым стратегическим планом – «Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия», разработанный на период до 2010 г. В 2002 г. республика вступила в стабилизационный период становления экономики, рассчитанный до 2006 г. Далее последует инновационный этап (2006 – 2010 гг.), предполагающий комплексное и сбалансированное развитие региона. Инновации будут связаны и с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, и с традиционными для республики производствами, базирующимися на местных ресурсах.

При переходе республики от стадии экстенсивного развития к инновационной экономике и информационному обществу ключевое значение приобретают хорошо подготовленные кадры, способные успешно решать актуальные задачи экономического и социального развития.

Эти важнейшие задачи могут быть успешно решены только в рамках совместной работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций, образовательных учреждений, службы занятости населения (далее – СЗН).

В сфере деятельности службы занятости населения находится только официальная часть открытого рынка труда. Для полной и объективной оценки состояния проблемы этих возможностей явно недостаточно. Однако анализ ситуации на регистрируемом рынке труда позволяет выявить ряд тенденций, характеризующих степень интеграции сферы образования в процесс формирования республиканского рынка труда.

В настоящее время спрос в официальном секторе открытого рынка труда представлен достаточно большим количеством вакантных рабочих мест (врм). В то же время предложение рабочей силы со стороны безработных граждан, зарегистрированных в органах СЗН, по своим количественным характеристикам способно удовлетворить потребность работодателей (рис. 1). Однако, несмотря на избыточное число безработных претендентов на рабочие места, заявленные в СЗН, спрос работодателей остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме несоответствия спроса и предложения по качественным параметрам.

 

Рис. 1. Численность безработных граждан и вакантных рабочих мест,
зарегистрированных в органах СЗН на конец периода

 

Традиционно основными партнерами службы занятости населения являются государственные предприятия, от которых поступает более половины всех заявленных вакантных рабочих мест.

Как и все другие, предприятия с государственной (муниципальной, федеральной) формой собственности испытывают в условиях оживления экономики растущую потребность в кадрах. Однако в условиях повышенного спроса на квалифицированные кадры они уступают другим работодателям, прежде всего, по уровню предлагаемой заработной платы (более половины вакансий с заработком ниже прожиточного минимума поступает именно из этого сектора) и имеют очень мало шансов привлечь высококвалифицированную рабочую силу. Не в состоянии самостоятельно решить свои кадровые проблемы, государственные предприятия чаще, чем частные фирмы, прибегают к посредничеству службы занятости населения.

Постоянная и острая потребность в работниках в течение последних лет сохраняется в следующих отраслях (табл. 1):

Таблица 1

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего заявлено рабочих мест (100%)

18203

38307

35163

36347

Промышленность

15,5%

15,1%

19,5%

22,4%

Строительство

10,5%

7,8%

7,2%

8,4%

Торговля и общественное питание

11,8%

8,2%

10,2%

10,1%

Сельское хозяйство

10,8%

10,8%

8,5%

8,1%

Жилищно-коммунальное хозяйство

8,2%

8,1%

9,7%

12,2%

Транспорт и связь

5,1%

3,9%

4,0%

4,8%

Образование

9,2%

14,8%

9,2%

7,3%

Здравоохранение

6,3%

7,1%

5,8%

5,6%

 

Минимально заявлены или отсутствуют в банке данных службы занятости населения вакантные рабочие места от таких отраслей экономики, как железнодорожный транспорт, финансы, кредит, пенсионное обеспечение, управление, материально-техническое снабжение, информационно-вычислительное обслуживание.

Это вовсе не свидетельствует об отсутствии движения рабочей силы в данных отраслях, а говорит о том, что профессионалы, востребованные в указанных сферах деятельности, успешно трудоустраиваются, минуя службу занятости населения. В свою очередь, вакансии, наиболее привлекательные для соискателей, быстро заполняются без посредничества службы занятости.

Таким образом, служба занятости населения остается в стороне от движения рабочей силы на «элитарном» рынке труда, где вращаются высокопрофессиональные кадры и престижные, высокооплачиваемые вакансии.

Вакантные рабочие места, поступившие в центры занятости населения для заполнения в 2003 г. (заявлено 36347 врм), имели следующие качественные характеристики:

q     13,9% – рабочие места для женщин, 36,1% – для мужчин, 50% – без ограничений по полу (2002 г. – 14,1, 31,5, 54,4% соответственно);

q     42,1% – заработная плата не оговорена (2002 г. – 49,5%), 25% – предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума (величина прожиточного минимума на 1 чел. трудоспособного населения в 2003 г. в среднем составила 2490 руб.). В 2002 г. – 23,3% (1922 руб.) соответственно;

q     12,1% – свободные рабочие места для служащих (2002 г. – 14,4%);

q     87,9% – потребность в рабочих кадрах, в том числе 9,6% – по 4-6 разрядам (2002 г. – 85,6, 8,0% соответственно).

В общем обороте* вакансий, поступающих в органы службы занятости населения для их замещения, сохраняется высокая доля неквалифицированного или малоквалифицированного труда (в 2000 г. – 48,3%, в 2002 г. – 53,8%, в 2003 г. – 45%). Это разного рода рабочие, сторожа, дворники, санитары, мойщики посуды, уборщики помещений и территорий и т. д.

Тем не менее существует перечень профессий и специальностей, потребность в которых становится в республике все более ощутимой и возрастает при экономическом росте, однако не может быть удовлетворена в силу отсутствия на рынке труда достаточного количества работников, владеющих востребованными профессионально-квалификационными навыками.

По данным службы занятости населения, в республике продолжает сохраняться высокая потребность в специалистах рабочих профессий индустриального типа, строительного производства, сферы обслуживания, сельского хозяйства.

На протяжении трех исследуемых лет зарегистрирован устойчивый рост спроса специалистов по следующим специальностям:

·       электроэнергетика (энергетик, электромонтер, электрик, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования),

·       дерево- и камнеобработка (cтаночник деревообрабатывающих станков, токарь, фрезеровщик),

·       строительство (облицовщик-плиточник, плотник, столяр, каменщик, кровельщик, электрогазосварщик, печник, монтажник по монтажу стальных и ж/б конструкций, штукатур, маляр),

·       жилищно-коммунальное хозяйство (машинист (оператор) котельной, слесарь-сантехник, слесарь аварийно-восстановительных работ и по ремонту котельной),

·       транспорт (водитель автомобиля, водитель автобуса, водитель погрузчика, кондуктор),

·       железнодорожный транспорт (монтер пути),

·       лесозаготовительная отрасль (тракторист на трелевке и вывозке леса, вальщик леса, лесоруб),

·       сельское хозяйство (тракторист),

·       торговля, общественное питание, сфера обслуживания (продавец, повар, пекарь, официант (бармен), швея).

Не ослабевает спрос на специалистов сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения (учителя, воспитатели д/сада, врачи, медицинские сестры, социальные работники). Сохраняется достаточно высокая потребность в бухгалтерах, инженерах (рис. 2).

 

Рис. 2. Оборот вакансий, заявленных в службу занятости населения
Республики Карелия в 2000, 2003 гг., по профессиям

 

Сравнительный анализ наличия свободных рабочих мест и состава безработных граждан показывает, что по большинству из перечисленных выше профессий предложение в несколько раз превышает спрос.

Такое несоответствие обусловлено рядом причин. В одних случаях безработные претенденты, обладающие востребованными профессиями, не устраивают работодателей по квалификационным характеристикам, в частности, из-за отсутствия требуемого разряда или опыта работы (бухгалтеры, экономисты, инженеры, водители автомобиля, плотники, вальщики леса).

В других – предлагаемые в вакансиях условия (низкая заработная плата, отсутствие жилья, социальных гарантий, перспектив служебного роста) не привлекают ищущих работу граждан, что является основной причиной отказов от данных вакансий и ведет к неудовлетворенному спросу при наличии достаточного предложения (учителя, воспитатели д/сада, социальные работники).

Кроме того, можно выделить ряд профессий, спрос на которые не требует такого количества претендентов, которым в избытке представлено предложение (экономисты, менеджеры, повара, кондитеры, официанты, швеи, портные, парикмахеры).

Помимо того, что рынок труда перенасыщен некоторыми специалистами, их движение характеризуется сезонностью и высокой текучестью (продавцы, кассиры, маляры, штукатуры, машинисты (операторы) котельной установки, монтеры пути).

В то же время в центрах занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан, владеющих профессиями, спрос на которые минимальный или вовсе отсутствует (юрист, озеленитель, цветовод, проводник вагона, матрос, художник-оформитель, киномеханик, контролер сберегательного банка, телеграфист (телефонист), оператор связи, техник, животновод, зверовод, секретарь-машинистка, оператор ПЭВМ, делопроизводитель, горничная).

Одновременно с этим предприятия республики остро нуждаются и не могут удовлетворить потребность в таких специалистах, как слесарь-сантехник, токарь, фрезеровщик, облицовщик-плиточник, электрогазосварщик, каменщик, водитель автобуса, тракторист на трелевке и вывозке леса (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Количество вакансий и безработных граждан, зарегистрированных
в службе занятости населения Республики Карелия на 01.01.2004 г.

 

В условиях существенного изменения спроса на республиканском рынке труда в последние годы профессиональные учебные заведения республики оперативно не корректируют перечень профессий и количество выпускаемых специалистов в соответствии с потребностями экономики и продолжают готовить специалистов и рабочих, востребованность которых на рынке труда ограничена, одновременно сокращая объемы подготовки по дефицитным специальностям.

Как показывает анализ данных по объему выпуска рабочих и специалистов в 2000–2003 гг. учреждениями профессионального образования Республики Карелия, доля выпуска рабочих в общих объемах снизилась на 9%, специалистов с высшим образованием возросла на 8%. Доля выпуска специалистов со средним профессиональным образованием практически не изменилась, хотя общий объем подготовки увеличился на 19,5% по сравнению с 2000 г.

Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов никак не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников с начальным профессиональным образованием происходит на фоне возрастающей потребности экономики региона именно в этих специалистах (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Динамика заявленных в службу занятости населения
вакантных рабочих мест по уровню требуемого образования

 

Данные о выпускниках учебных заведений профессионального образования, обратившихся в СЗН в 2000 – 2003 гг., приведены в таблице 2.

За 3 года число обращений выпускников учреждений профессионального образования в центры занятости населения с целью поиска работы возросло по учреждениям: начального профессионального образования (далее – НПО) в 1,7 раза, среднего профессионального образования (СПО) – в 2 раза, высшего профессионального образования (ВПО) – в 3,5 раза.

Наибольший рост обращений по НПО зарегистрирован среди выпускников, получивших профессии промышленной сферы деятельности, строительства. Одна из главных причин сложности с их трудоустройством заключается в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров.

Значительную долю (24%) от общего числа обращений выпускников учреждений НПО составляет молодежь, получившая профессии и специальности, которые по классификации категорий должностей относятся к «другим служащим». Это, например, агент страховой, контролер сбербанка, секретарь-машинистка, секретарь суда и др.

Таблица 2

Сводные сведения о выпускниках
начального, среднего и высшего профессионального образования 2000-2003 гг.,
обратившихся в службу занятости

Человек

Отрасли

ВПО

СПО

НПО

2000

2001

2002

2003

2000

2001

2002

2003

2000

2001

2002

2003

Промышленность

7

16

14

28

24

47

46

47

48

101

134

77

Строительство

2

5

9

6

25

24

47

20

59

87

114

99

Сельское
хозяйство

4

6

3

6

15

18

18

29

12

13

20

26

Транспорт и связь

0

0

0

0

23

26

12

31

51

55

73

89

Управление,
экономика

11

33

27

47

30

52

66

113

0

0

0

0

Социальная сфера

25

79

99

136

20

27

42

42

0

0

0

0

Торговля и общественное питание

0

0

0

0

14

19

21

37

34

64

111

88

ЖКХ

0

0

0

0

24

48

63

24

2

13

16

18

Непроизводственные виды бытового обслуживания

0

0

0

0

0

0

0

0

71

92

97

95

Другие

0

1

1

2

0

0

0

5

107

156

219

154

Общий итог

49

140

153

225

175

261

315

348

384

581

784

646

 

Среди выпускников учреждений СПО за 3 года наибольший рост числа обращений в центры занятости населения отмечен среди специалистов отрасли управления и экономики – в 3,8 раза, социальной сферы – в 2,1 раза, промышленности – в 2 раза. По многим отраслям значительно число обращений специалистов по бухучету и экономистов, выпуск которых в учреждениях СПО ведется в узкой отраслевой специализации.

Число обращений выпускников учебных заведений ВПО по специальностям социальной сферы выросло в 5,4 раза, управления и экономики – в 4,3 раза, промышленности – в 4 раза.

Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что подготовка специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования для отраслей социальной сферы, экономики и управления ведется без учета спроса этих специальностей на рынке труда, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и средств граждан через платное обучение. Следует также иметь в виду, что значительная часть молодежи трудоустраивается не по приобретенной специальности. В 2003 г. лишь 16,1% выпускников, обратившихся в службу занятости населения, удалось найти работу в соответствии с полученными в процессе обучения профессиональными навыками (2000 г. – 9,7%, 2001 г. – 15,7%, 2002 г. – 14,0% соответственно).

Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одними из самых действенных средств содействия их трудоустройству и могут рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос.

Численность лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло с 5,1% в 2000 г. до 7,7% в 2003 г. от общего числа безработных граждан, состоявших на учете в СЗН. Ежегодно обучение осуществляется по 50 – 60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение трех лет велось обучение по 85 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – рабочие профессии.

В 2,3 раза возросли объемы профессионального обучения специальностям, которые по категориям должностей относятся к «служащим». При этом появились новые направления обучения, такие как «менеджер по туризму», «менеджер по управлению кадрами», «менеджер по маркетингу и сбыту». Увеличилось число обученных специальностям, связанным с бухгалтерским учетом, хотя доля их в объемах обучения специальностям, отнесенным к отрасли «другие», снизилась с 41,5% в 2000 г. до 11,8% в 2003 г. При этом обучение ведется по направлению деятельности малых предприятий, бюджетных организаций и повышения квалификации. Почти в 3 раза выросли объемы обучения безработных граждан по курсу повышения квалификации «пользователь ПЭВМ», в 2 раза – по отрасли «торговля и организация питания».

Таким образом, профессиональное обучение безработных граждан частично восполняет недостаток подготовки рабочих и специалистов по некоторым профессиям и специальностям в учебных заведениях, расширяет возможности применения ими имеющихся профессий и специальностей.

Подводя итог, можно констатировать, что работодатели испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих, однако сложившаяся в республике система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу. В результате рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстает от спроса. Республика Карелия располагает достаточно развитой сетью учреждений профобразования. Однако структура и качество подготовки специалистов в основном подчинены интересам исключительно образовательных учреждений, не всегда отвечающим потребностям рынка труда.

Проблема совершенствования системы профессионального образования в Республике Карелия неоднократно обсуждалась на различных уровнях. Выявляются следующие основные подходы к решению указанной проблемы.

q       Система профессионального образования должна иметь устойчивую связь с рынком труда.

q       Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи должны стать основным инструментом подготовки к жизни и выбору профессиональной карьеры. Выпускников школ необходимо максимально ориентировать на выбор профессии (специальности) в соответствии с потребностями рынка труда и с учетом приоритетов развития региональной экономики.

q       Система профессионального образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров требует обновления, перехода к вариативному, разноуровневому, многопрофильному обучению в республике.

q       Целевая контрактная подготовка должна максимально охватывать все уровни профессионального образования (начальное, среднее, высшее) и формироваться, в основном, по принципу отраслевого заказа (социальная сфера, лесной, горнорудный, строительный комплексы) с целью социального, профессионального сопровождения обучаемого и его последующего трудоустройства.

q       Необходимо создание республиканского кадрового центра, который вел бы базу данных выпускников профессиональных образовательных учреждений, определял для выпускника психологические, управленческие, профессиональные требования, обеспечивал систему оценки качества подготовки рабочей силы.

q       В республиканское трехстороннее Соглашение следует внести раздел о внутрифирменном обучении, о повышении квалификации работников, о квотировании рабочих мест для молодых специалистов и их социальной поддержке, в том числе инвалидов.

Одной из наиболее важных задач развития образовательной системы является ее регионализация, т.е. соответствие уровня и качества подготовки специалистов профессиональным требованиям, выдвигаемым сообществом работодателей республики. Это требует организации системы социального партнерства между учебными заведениями и работодателями, которые будут трудоустраивать выпускников. Только такой механизм взаимодействия позволит преодолеть изоляцию подготовки кадров от их последующего использования по специальности.

Заинтересовать работодателей в сотрудничестве с учебными заведениями, особенно в создании современной учебной базы, без которой невозможна подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, можно, установив законодательным путем систему льгот и гарантий для предприятий, предоставляющих оборудование и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям.

Представляется, что первым стратегическим шагом на пути интеграции системы образования и занятости населения в Республике Карелия должна стать разработка долгосрочного прогноза потребности ведущих отраслей экономики республики в кадрах рабочих и специалистов, который могут подготовить соответствующие научные центры по заказу Правительства Республики Карелия. Под эту потребность необходимо сформировать государственный заказ учебным заведениям, расположенным как в республике, так и за ее пределами.

Параллельно с этим необходимо выработать систему оценки качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений профессионального звена с точки зрения востребованности молодых специалистов на республиканском рынке труда. На ее основе следует провести анализ кадрового потенциала учреждений профессионального образования и создать с участием вузов целевую региональную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для профессиональных учебных заведений. Требуются инвентаризация учебно-производственной базы, в первую очередь учреждений начального профессионального образования, разработка и реализация совместно с ведущими предприятиями программы модернизации существующей учебно-производственной базы.

Необходимо ввести механизм согласования образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования (независимо от их ведомственной принадлежности и форм финансирования) со специально определенным для этой цели республиканским министерством или ведомством планов набора студентов и учащихся.

Реализация указанных выше направлений работы займет сравнительно длительное время и потребует значительных затрат, но без решения этих ключевых вопросов республика будет нести все возрастающие экономические, технические и финансовые потери, связанные с низким качеством профессионального образования и, как следствие, низким уровнем квалификации кадрового потенциала, неспособного обеспечить формирование и функционирование современной экономики республики.

 

Список литературы

 

1.     Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р.

2.     Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 гг. Разработана в соответствии с Распоряжением председателя Правительства Республики Карелия от 18 сентября 2002 г. № 233-р, в редакции 2003 г.

3.     Информационно-аналитический бюллетень “Выпускники учреждений профессионального образования 2003 г. на рынке труда Республики Карелия” // Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Петрозаводск, 2004.

4.     Грибанова Н. А. Интеграционные процессы в профессиональном образовании Карелии / Н. А. Грибанова // Рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Карелия: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2003.

5.     Гуртов В. А. Прогнозирование потребностей региональных экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования /
В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин // Рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Карелия. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2003.

 



* Вакансии, открытые на начало периода, плюс вакансии, заявленные в течение периода.