Успешное функционирование рынка труда, благоприятная ситуация в сфере занятости
определяются соответствием спроса и предложения рабочей силы. Однако современный
республиканский рынок труда, сформированный в условиях социально-экономического
кризиса 1990-х годов и реформирования экономики, оказался разбалансирован c точки зрения взаимосвязи рабочих мест и
трудовых ресурсов.
За 10 лет реформ вследствие массового высвобождения работников, длительных
и порой необратимых остановок производства, устаревания производственных
технологий и оборудования, свертывания внутрифирменной подготовки и повышения
квалификации произошло снижение общего уровня профессионализма рабочих кадров,
доли высококвалифицированных рабочих, занятых в производстве. Одновременно с
этим шел процесс старения кадров в основных отраслях экономики республики.
Начавшийся в 1999 г. подъем экономики республики обозначил одну из
самых острых проблем, стоящих на пути дальнейшего экономического роста, – дефицит
высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов.
Республиканский рынок образовательных услуг в значительной мере оказался
не готов оперативно реагировать на качественные изменения спроса на рынке
труда, и на сегодняшний день это обстоятельство является одной из причин того,
что сформировавшийся спрос на труд превышает предложение там, где требуется
высокая квалификация.
Республика Карелия развивается в соответствии с принятым стратегическим
планом – «Концепцией социально-экономического развития Республики Карелия»,
разработанный на период до 2010 г. В 2002 г. республика вступила в
стабилизационный период становления экономики, рассчитанный до 2006 г. Далее
последует инновационный этап (2006 – 2010 гг.), предполагающий комплексное и
сбалансированное развитие региона. Инновации будут связаны и с новыми
высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, и с традиционными для республики
производствами, базирующимися на местных ресурсах.
При переходе республики от стадии экстенсивного развития к инновационной
экономике и информационному обществу ключевое значение приобретают хорошо
подготовленные кадры, способные успешно решать актуальные задачи экономического
и социального развития.
Эти важнейшие задачи могут быть успешно решены только в рамках совместной
работы всех заинтересованных сторон: органов исполнительной власти республики,
органов местного самоуправления, учреждений науки, занимающихся разработками в
области кадрового обеспечения экономики, предприятий и организаций,
образовательных учреждений, службы занятости населения (далее – СЗН).
В сфере деятельности службы занятости населения находится только официальная
часть открытого рынка труда. Для полной и объективной оценки состояния проблемы
этих возможностей явно недостаточно. Однако анализ ситуации на регистрируемом
рынке труда позволяет выявить ряд тенденций, характеризующих степень интеграции
сферы образования в процесс формирования республиканского рынка труда.
В настоящее время спрос в официальном секторе открытого рынка труда
представлен достаточно большим количеством вакантных рабочих мест (врм). В то
же время предложение рабочей силы со стороны безработных граждан,
зарегистрированных в органах СЗН, по своим количественным характеристикам
способно удовлетворить потребность работодателей (рис. 1). Однако, несмотря на
избыточное число безработных претендентов на рабочие места, заявленные в СЗН,
спрос работодателей остается неудовлетворенным, что свидетельствует о проблеме
несоответствия спроса и предложения по качественным параметрам.
Рис. 1. Численность
безработных граждан и вакантных рабочих мест,
зарегистрированных в органах СЗН на конец периода
Традиционно основными партнерами службы занятости населения являются государственные предприятия, от которых поступает более половины всех заявленных вакантных рабочих мест.
Как и все другие, предприятия с государственной (муниципальной, федеральной) формой собственности испытывают в условиях оживления экономики растущую потребность в кадрах. Однако в условиях повышенного спроса на квалифицированные кадры они уступают другим работодателям, прежде всего, по уровню предлагаемой заработной платы (более половины вакансий с заработком ниже прожиточного минимума поступает именно из этого сектора) и имеют очень мало шансов привлечь высококвалифицированную рабочую силу. Не в состоянии самостоятельно решить свои кадровые проблемы, государственные предприятия чаще, чем частные фирмы, прибегают к посредничеству службы занятости населения.
Постоянная и острая потребность в работниках в течение последних лет сохраняется в следующих отраслях (табл. 1):
Таблица 1
|
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
Всего заявлено
рабочих мест (100%) |
18203 |
38307 |
35163 |
36347 |
Промышленность |
15,5% |
15,1% |
19,5% |
22,4% |
Строительство |
10,5% |
7,8% |
7,2% |
8,4% |
Торговля и
общественное питание |
11,8% |
8,2% |
10,2% |
10,1% |
Сельское хозяйство |
10,8% |
10,8% |
8,5% |
8,1% |
Жилищно-коммунальное
хозяйство |
8,2% |
8,1% |
9,7% |
12,2% |
Транспорт и связь |
5,1% |
3,9% |
4,0% |
4,8% |
Образование |
9,2% |
14,8% |
9,2% |
7,3% |
Здравоохранение |
6,3% |
7,1% |
5,8% |
5,6% |
Минимально заявлены или
отсутствуют в банке данных службы занятости населения вакантные рабочие места
от таких отраслей экономики, как железнодорожный транспорт, финансы, кредит,
пенсионное обеспечение, управление, материально-техническое снабжение,
информационно-вычислительное обслуживание.
Это вовсе не свидетельствует об
отсутствии движения рабочей силы в данных отраслях, а говорит о том, что
профессионалы, востребованные в указанных сферах деятельности, успешно
трудоустраиваются, минуя службу занятости населения. В свою очередь, вакансии,
наиболее привлекательные для соискателей, быстро заполняются без посредничества
службы занятости.
Таким образом, служба занятости
населения остается в стороне от движения рабочей силы на «элитарном» рынке
труда, где вращаются высокопрофессиональные кадры и престижные,
высокооплачиваемые вакансии.
Вакантные рабочие места,
поступившие в центры занятости населения для заполнения в 2003 г. (заявлено
36347 врм), имели следующие качественные характеристики:
q 13,9% – рабочие места для женщин, 36,1% – для мужчин,
50% – без ограничений по полу (2002 г. – 14,1, 31,5, 54,4% соответственно);
q 42,1% – заработная плата не оговорена (2002 г. –
49,5%), 25% – предлагаемый заработок ниже прожиточного минимума (величина
прожиточного минимума на 1 чел. трудоспособного населения в 2003 г. в среднем составила
2490 руб.). В 2002 г. – 23,3% (1922 руб.) соответственно;
q 12,1% – свободные рабочие места для служащих (2002 г.
– 14,4%);
q 87,9% – потребность в рабочих кадрах, в том числе 9,6%
– по 4-6 разрядам (2002 г. – 85,6, 8,0% соответственно).
В общем обороте* вакансий, поступающих в органы службы занятости населения для их замещения, сохраняется высокая доля неквалифицированного или малоквалифицированного труда (в 2000 г. – 48,3%, в 2002 г. – 53,8%, в 2003 г. – 45%). Это разного рода рабочие, сторожа, дворники, санитары, мойщики посуды, уборщики помещений и территорий и т. д.
Тем не менее существует перечень профессий и специальностей, потребность в которых становится в республике все более ощутимой и возрастает при экономическом росте, однако не может быть удовлетворена в силу отсутствия на рынке труда достаточного количества работников, владеющих востребованными профессионально-квалификационными навыками.
По данным службы занятости населения, в республике продолжает сохраняться высокая потребность в специалистах рабочих профессий индустриального типа, строительного производства, сферы обслуживания, сельского хозяйства.
На протяжении трех исследуемых лет зарегистрирован устойчивый рост спроса специалистов по следующим специальностям:
· электроэнергетика (энергетик, электромонтер, электрик,
слесарь-электрик по ремонту электрооборудования),
· дерево- и камнеобработка (cтаночник
деревообрабатывающих станков, токарь, фрезеровщик),
· строительство (облицовщик-плиточник, плотник, столяр,
каменщик, кровельщик, электрогазосварщик, печник, монтажник по монтажу стальных
и ж/б конструкций, штукатур, маляр),
· жилищно-коммунальное хозяйство (машинист (оператор)
котельной, слесарь-сантехник, слесарь аварийно-восстановительных работ и по
ремонту котельной),
· транспорт (водитель автомобиля, водитель автобуса,
водитель погрузчика, кондуктор),
· железнодорожный транспорт (монтер пути),
· лесозаготовительная отрасль (тракторист на трелевке и
вывозке леса, вальщик леса, лесоруб),
· сельское хозяйство (тракторист),
· торговля, общественное питание, сфера обслуживания
(продавец, повар, пекарь, официант (бармен), швея).
Не ослабевает спрос на специалистов сферы образования, здравоохранения, социального обеспечения (учителя, воспитатели д/сада, врачи, медицинские сестры, социальные работники). Сохраняется достаточно высокая потребность в бухгалтерах, инженерах (рис. 2).
Рис. 2. Оборот
вакансий, заявленных в службу занятости населения
Республики Карелия в 2000, 2003 гг., по профессиям
Сравнительный анализ наличия свободных рабочих мест и состава безработных граждан показывает, что по большинству из перечисленных выше профессий предложение в несколько раз превышает спрос.
Такое несоответствие обусловлено рядом причин. В одних случаях безработные претенденты, обладающие востребованными профессиями, не устраивают работодателей по квалификационным характеристикам, в частности, из-за отсутствия требуемого разряда или опыта работы (бухгалтеры, экономисты, инженеры, водители автомобиля, плотники, вальщики леса).
В других – предлагаемые в вакансиях условия (низкая заработная плата, отсутствие жилья, социальных гарантий, перспектив служебного роста) не привлекают ищущих работу граждан, что является основной причиной отказов от данных вакансий и ведет к неудовлетворенному спросу при наличии достаточного предложения (учителя, воспитатели д/сада, социальные работники).
Кроме того, можно выделить ряд профессий, спрос на которые не требует такого количества претендентов, которым в избытке представлено предложение (экономисты, менеджеры, повара, кондитеры, официанты, швеи, портные, парикмахеры).
Помимо того, что рынок труда перенасыщен некоторыми специалистами, их движение характеризуется сезонностью и высокой текучестью (продавцы, кассиры, маляры, штукатуры, машинисты (операторы) котельной установки, монтеры пути).
В то же время в центрах занятости населения зарегистрировано достаточно большое количество безработных граждан, владеющих профессиями, спрос на которые минимальный или вовсе отсутствует (юрист, озеленитель, цветовод, проводник вагона, матрос, художник-оформитель, киномеханик, контролер сберегательного банка, телеграфист (телефонист), оператор связи, техник, животновод, зверовод, секретарь-машинистка, оператор ПЭВМ, делопроизводитель, горничная).
Одновременно с этим предприятия республики остро нуждаются и не могут удовлетворить потребность в таких специалистах, как слесарь-сантехник, токарь, фрезеровщик, облицовщик-плиточник, электрогазосварщик, каменщик, водитель автобуса, тракторист на трелевке и вывозке леса (рис. 3).
Рис. 3. Количество
вакансий и безработных граждан, зарегистрированных
в службе занятости населения Республики Карелия на 01.01.2004 г.
В условиях существенного изменения спроса на республиканском рынке труда в последние годы профессиональные учебные заведения республики оперативно не корректируют перечень профессий и количество выпускаемых специалистов в соответствии с потребностями экономики и продолжают готовить специалистов и рабочих, востребованность которых на рынке труда ограничена, одновременно сокращая объемы подготовки по дефицитным специальностям.
Как показывает анализ данных по объему выпуска рабочих и специалистов в 2000–2003 гг. учреждениями профессионального образования Республики Карелия, доля выпуска рабочих в общих объемах снизилась на 9%, специалистов с высшим образованием возросла на 8%. Доля выпуска специалистов со средним профессиональным образованием практически не изменилась, хотя общий объем подготовки увеличился на 19,5% по сравнению с 2000 г.
Тенденция изменений объемов выпуска рабочих и специалистов никак не согласуется с потребностями рынка труда. Снижение доли выпускников с начальным профессиональным образованием происходит на фоне возрастающей потребности экономики региона именно в этих специалистах (рис. 4).
Рис. 4. Динамика
заявленных в службу занятости населения
вакантных рабочих мест по уровню требуемого образования
Данные о выпускниках учебных заведений профессионального образования, обратившихся в СЗН в 2000 – 2003 гг., приведены в таблице 2.
За 3 года число обращений выпускников учреждений профессионального образования в центры занятости населения с целью поиска работы возросло по учреждениям: начального профессионального образования (далее – НПО) в 1,7 раза, среднего профессионального образования (СПО) – в 2 раза, высшего профессионального образования (ВПО) – в 3,5 раза.
Наибольший рост обращений по НПО зарегистрирован среди выпускников, получивших профессии промышленной сферы деятельности, строительства. Одна из главных причин сложности с их трудоустройством заключается в том, что работодатели предъявляют высокие требования к уровню квалификации и опыту работы нанимаемых кадров.
Значительную долю (24%) от общего числа обращений выпускников учреждений НПО составляет молодежь, получившая профессии и специальности, которые по классификации категорий должностей относятся к «другим служащим». Это, например, агент страховой, контролер сбербанка, секретарь-машинистка, секретарь суда и др.
Таблица 2
Сводные
сведения о выпускниках
начального, среднего и высшего профессионального образования 2000-2003 гг.,
обратившихся в службу занятости
Человек
Отрасли |
ВПО |
СПО |
НПО |
|||||||||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Промышленность |
7 |
16 |
14 |
28 |
24 |
47 |
46 |
47 |
48 |
101 |
134 |
77 |
Строительство |
2 |
5 |
9 |
6 |
25 |
24 |
47 |
20 |
59 |
87 |
114 |
99 |
Сельское |
4 |
6 |
3 |
6 |
15 |
18 |
18 |
29 |
12 |
13 |
20 |
26 |
Транспорт и связь |
0 |
0 |
0 |
0 |
23 |
26 |
12 |
31 |
51 |
55 |
73 |
89 |
Управление, |
11 |
33 |
27 |
47 |
30 |
52 |
66 |
113 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Социальная сфера |
25 |
79 |
99 |
136 |
20 |
27 |
42 |
42 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Торговля и общественное питание |
0 |
0 |
0 |
0 |
14 |
19 |
21 |
37 |
34 |
64 |
111 |
88 |
ЖКХ |
0 |
0 |
0 |
0 |
24 |
48 |
63 |
24 |
2 |
13 |
16 |
18 |
Непроизводственные виды бытового обслуживания |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
71 |
92 |
97 |
95 |
Другие |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
5 |
107 |
156 |
219 |
154 |
Общий итог |
49 |
140 |
153 |
225 |
175 |
261 |
315 |
348 |
384 |
581 |
784 |
646 |
Среди выпускников учреждений СПО за 3 года наибольший рост числа обращений в центры занятости населения отмечен среди специалистов отрасли управления и экономики – в 3,8 раза, социальной сферы – в 2,1 раза, промышленности – в 2 раза. По многим отраслям значительно число обращений специалистов по бухучету и экономистов, выпуск которых в учреждениях СПО ведется в узкой отраслевой специализации.
Число обращений выпускников учебных заведений ВПО по специальностям социальной сферы выросло в 5,4 раза, управления и экономики – в 4,3 раза, промышленности – в 4 раза.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что подготовка специалистов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования для отраслей социальной сферы, экономики и управления ведется без учета спроса этих специальностей на рынке труда, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и средств граждан через платное обучение. Следует также иметь в виду, что значительная часть молодежи трудоустраивается не по приобретенной специальности. В 2003 г. лишь 16,1% выпускников, обратившихся в службу занятости населения, удалось найти работу в соответствии с полученными в процессе обучения профессиональными навыками (2000 г. – 9,7%, 2001 г. – 15,7%, 2002 г. – 14,0% соответственно).
Профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка и стажировка (профессиональное обучение) безработных граждан являются одними из самых действенных средств содействия их трудоустройству и могут рассматриваться как эффективный инструмент гибкого и оперативного реагирования на срочный спрос.
Численность лиц, направленных на профессиональное обучение, возросло с 5,1% в 2000 г. до 7,7% в 2003 г. от общего числа безработных граждан, состоявших на учете в СЗН. Ежегодно обучение осуществляется по 50 – 60 профессиям, специальностям, курсам. Всего в течение трех лет велось обучение по 85 профессиям, специальностям, курсам, из которых 80% – рабочие профессии.
В 2,3 раза возросли объемы профессионального
обучения специальностям, которые по категориям должностей относятся к
«служащим». При этом появились новые направления обучения, такие как «менеджер
по туризму», «менеджер по управлению кадрами», «менеджер по маркетингу и
сбыту». Увеличилось число обученных специальностям, связанным с бухгалтерским
учетом, хотя доля их в объемах обучения специальностям, отнесенным к отрасли
«другие», снизилась с 41,5% в 2000 г. до 11,8% в 2003 г. При этом обучение
ведется по направлению деятельности малых предприятий, бюджетных организаций и
повышения квалификации. Почти в 3 раза выросли объемы обучения безработных
граждан по курсу повышения квалификации «пользователь ПЭВМ», в 2 раза – по
отрасли «торговля и организация питания».
Таким образом, профессиональное обучение безработных граждан частично восполняет недостаток подготовки рабочих и специалистов по некоторым профессиям и специальностям в учебных заведениях, расширяет возможности применения ими имеющихся профессий и специальностей.
Подводя итог, можно констатировать, что работодатели испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих, однако сложившаяся в республике система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу. В результате рынок труда со стороны квалификационной составляющей рабочей силы значительно отстает от спроса. Республика Карелия располагает достаточно развитой сетью учреждений профобразования. Однако структура и качество подготовки специалистов в основном подчинены интересам исключительно образовательных учреждений, не всегда отвечающим потребностям рынка труда.
Проблема совершенствования системы профессионального образования в Республике Карелия неоднократно обсуждалась на различных уровнях. Выявляются следующие основные подходы к решению указанной проблемы.
q Система профессионального образования должна иметь устойчивую связь с рынком труда.
q Профессиональная ориентация, психологическая поддержка молодежи должны стать основным инструментом подготовки к жизни и выбору профессиональной карьеры. Выпускников школ необходимо максимально ориентировать на выбор профессии (специальности) в соответствии с потребностями рынка труда и с учетом приоритетов развития региональной экономики.
q Система профессионального образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров требует обновления, перехода к вариативному, разноуровневому, многопрофильному обучению в республике.
q
Целевая
контрактная подготовка должна максимально охватывать все уровни
профессионального образования (начальное, среднее, высшее) и формироваться, в
основном, по принципу отраслевого заказа (социальная сфера, лесной,
горнорудный, строительный комплексы) с целью социального, профессионального сопровождения
обучаемого и его последующего трудоустройства.
q Необходимо создание республиканского кадрового центра, который вел бы базу данных выпускников профессиональных образовательных учреждений, определял для выпускника психологические, управленческие, профессиональные требования, обеспечивал систему оценки качества подготовки рабочей силы.
q В республиканское трехстороннее Соглашение следует внести раздел о внутрифирменном обучении, о повышении квалификации работников, о квотировании рабочих мест для молодых специалистов и их социальной поддержке, в том числе инвалидов.
Одной из наиболее важных задач развития образовательной системы является ее регионализация, т.е. соответствие уровня и качества подготовки специалистов профессиональным требованиям, выдвигаемым сообществом работодателей республики. Это требует организации системы социального партнерства между учебными заведениями и работодателями, которые будут трудоустраивать выпускников. Только такой механизм взаимодействия позволит преодолеть изоляцию подготовки кадров от их последующего использования по специальности.
Заинтересовать работодателей в сотрудничестве с учебными заведениями, особенно в создании современной учебной базы, без которой невозможна подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, можно, установив законодательным путем систему льгот и гарантий для предприятий, предоставляющих оборудование и оказывающих финансовую поддержку учебным заведениям.
Представляется, что первым стратегическим шагом на пути интеграции системы образования и занятости населения в Республике Карелия должна стать разработка долгосрочного прогноза потребности ведущих отраслей экономики республики в кадрах рабочих и специалистов, который могут подготовить соответствующие научные центры по заказу Правительства Республики Карелия. Под эту потребность необходимо сформировать государственный заказ учебным заведениям, расположенным как в республике, так и за ее пределами.
Параллельно с этим необходимо выработать систему оценки качества профессиональной подготовки выпускников учебных заведений профессионального звена с точки зрения востребованности молодых специалистов на республиканском рынке труда. На ее основе следует провести анализ кадрового потенциала учреждений профессионального образования и создать с участием вузов целевую региональную программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для профессиональных учебных заведений. Требуются инвентаризация учебно-производственной базы, в первую очередь учреждений начального профессионального образования, разработка и реализация совместно с ведущими предприятиями программы модернизации существующей учебно-производственной базы.
Необходимо ввести механизм согласования образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования (независимо от их ведомственной принадлежности и форм финансирования) со специально определенным для этой цели республиканским министерством или ведомством планов набора студентов и учащихся.
Реализация указанных выше направлений работы займет сравнительно длительное время и потребует значительных затрат, но без решения этих ключевых вопросов республика будет нести все возрастающие экономические, технические и финансовые потери, связанные с низким качеством профессионального образования и, как следствие, низким уровнем квалификации кадрового потенциала, неспособного обеспечить формирование и функционирование современной экономики республики.
Список литературы
1. Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 годы. Одобрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. № 568-р.
2. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 2002-2006-2010 гг. Разработана в соответствии с Распоряжением председателя Правительства Республики Карелия от 18 сентября 2002 г. № 233-р, в редакции 2003 г.
3. Информационно-аналитический бюллетень “Выпускники учреждений профессионального образования 2003 г. на рынке труда Республики Карелия” // Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Карелия. Петрозаводск, 2004.
4. Грибанова Н. А. Интеграционные процессы в профессиональном образовании Карелии / Н. А. Грибанова // Рынок труда и рынок образовательных услуг в Республике Карелия: Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2003.
5.
Гуртов В. А. Прогнозирование потребностей региональных
экономик в выпускниках системы высшего профессионального образования /
В. А. Гуртов, А. Г. Мезенцев, Е. А. Питухин // Рынок труда и рынок образовательных
услуг в Республике Карелия. Сб. науч. ст. Петрозаводск, 2003.