Предисловие
Федерального агентства по образованию

 

Система профессионального образования в Российской Федерации является одной из значимых и признанных образовательных систем в мировом сообществе. В 2003 году сеть государственных организаций системы образования включала в себя 654 учреждения высшего профессионального образования с 1680 филиалами, 2628 учреждений среднего профессионального образования, 3789 учреждений начального профессионального образования, 63 учреждения дополнительного профессионального образования. Общее количество студентов и учащихся, обучающихся на всех уровнях профессионального образования в России, составляет 10 млн. человек, в том числе 5 596 тыс. студентов вузов, 2 502 тыс. студентов ссузов, 1 650 тыс. учащихся системы начального образования. Численность студентов вузов на 10 000 населения составила в 2003 г. 391 чел., из них 202 чел. на 10 000 населения обучались за счет бюджетных средств. Негосударственный сектор образования значимо представлен только в системе высшего профессионального образования: удельный вес негосударственных вузов в общем их числе достиг 37,5%. Однако в негосударственных вузах обучается только 13% от численности всех студентов высших учебных заведений.

Проблема рационального использования средств, выделяемых на систему профессионального образования, является достаточно актуальной для российского государства. На содержание системы образования затрачивается каждый восьмой рубль консолидированного бюджета Российской Федерации. Вместе с тем в государственных вузах удельный вес студентов, обучаемых на платной основе (за счет полного возмещения затрат), превысил 46,8% от контингента, в учебных заведениях среднего профессионального образования – 35,2%.

В предыдущее 10-летие система профессионального образования выполняла социальный заказ на стабилизацию общества и обеспечение занятости молодежи при условии «развала» сектора реальной экономики. Система профессионального образования в этот период главным образом ориентировалась на удовлетворение потребностей  личности в образовании.

Модернизация образования остается главным приоритетом в дальнейшем развитии системы профессионального образования. Российское образование в ближайшее десятилетие надо «вмонтировать» в рыночную экономику. Регионализация социальной сферы является одним из механизмов, позволяющих достигнуть этого эффекта. В ее рамках финансирование 90% учреждений НПО и 10% учреждений СПО передано на региональный уровень. В федеральном перечне образовательных учреждений осталось 550 ссузов и 248 учреждений начального профессионального образования. Реформа бюджетного процесса, идущая в стране, направлена на максимально эффективное управление государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Ядро реформы – бюджет, ориентированный на результат, и, как следствие, расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования. В рамках бюджетной реформы и регионализации социальной сферы в разделе «Образование» федерального бюджета 2005 года произошли изменения. 24 млрд. рублей передано на региональный уровень для финансирования систем СПО и НПО. В проекте федерального бюджета запланировано 112,4 млрд рублей по статье «Образование», что соответствует относительному росту (19,8%) по сравнению с 2004 годом при общем росте федерального бюджета 14,3%.

В будущее 10-летие система профессионального образования, финансируемая за счет бюджетных средств, должна перестроиться на обеспечение потребностей экономики. Один из важных элементов государственной политики в области оптимизации расходов на образование связан с формированием и конкурсным размещением государственного задания на подготовку специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием.

При проведении оптимизации сети образовательных учреждений на федеральном и региональном уровнях исключительно важно знать потребности отраслей экономики в выпускниках различных уровней профессионального образования. Государственное задание на подготовку специалистов и его размещение на конкурсной основе будет являться инструментом, позволяющим найти баланс между спросом и предложением на рынке труда и рынке образовательных услуг.

Развитие и модернизация системы профессионального образования были и будут одними из основных приоритетов государственной политики России в долгосрочной перспективе.

 

 

Руководитель

Федерального агентства по образованию                            Г. А. Балыхин