Предисловие
Федеральной службы по труду и занятости

 

Экономика России, если учитывать позитивную динамику ряда важных социально-экономических ее показателей, перешла, по-видимому, к новой стадии развития – экономическому росту.

Нынешнее положение на российском рынке труда характеризуется как устойчивое. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной  динамике трудовых процессов. В результате активного вмешательства службы занятости населения и других социальных партнеров в регулирование  рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период восстановительного роста экономики.

Общая численность безработных (определенная в соответствии с методологией МОТ)  за восемь месяцев 2004 г. в среднем составила 5,5 млн. человек (7,4% экономически активного населения). Занятых экономической деятельностью на январь-август 2004 года насчитывалось 68,0 млн. чел. Преобладающая часть занятого населения (57,5%) сосредоточена на крупных и средних предприятиях.

Оборот рабочей силы (прием и увольнение работников) продолжал оказывать существенное влияние на отраслевую структуру занятости. Как и прежде, немалую часть среди выбывших составляли работники, уволившиеся с предприятий и организаций по собственной инициативе.

Рост регистрируемой безработицы обусловлен востребованностью в услугах службы занятости населения по выполнению государственных гарантий. Численность регистрируемых безработных составила в среднем за 8 месяцев текущего года 1,6 млн. человек, при этом ее уровень стабилизировался на отметке – 2,3 %. Сегодня сохраняется  значительная дифференциация территорий Российской Федерации по уровню безработицы.

Совершенно очевидно, что без прогнозирования потребностей государства в необходимых для экономики страны специалистах  процессами на рынке труда управлять сложно и неэффективно. Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Объясняется это тем, что профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком труда. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на изменения спроса. Даже при обучении и переквалификации безработных граждан их интеграция в трудовую жизнь может быть затруднена.

Принятая концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг., в числе основных направлений определяет совершенствование системы управления сферой занятости.

Очень важный момент – решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидация диспропорций спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда. Понятно, что без этих мер не достичь повышения эффективности занятости населения в качественно новых экономических условиях.

Возможность придать рынку труда большую гибкость должна быть реальной. Поэтому проводимое по инициативе Петрозаводского государственного университета и Территориального органа Роструда по вопросам занятости населения по Республике Карелия обсуждение проблем совершенствования рынка труда и образовательных услуг в рамках научно-практической интернет-конференции должно быть полезным и весьма продуктивным.

Главное, чтобы опыт, которым поделятся специалисты ряда регионов, анализируя положительные и отрицательные его аспекты, был бы востребован другими российскими территориями. Мы должны в конструктивном плане сделать попытку сблизить мнения разных сторон, выработать единый подход к проблеме, чтобы в рамках социального партнерства во взаимодействии друг с другом решать непростые задачи.

В положении о Федеральной службе по труду и занятости определено, что служба по-прежнему будет участвовать в реализации территориальных программ содействия занятости населения, отсюда вытекает, что значение прогнозирования и оценки рынка труда в условиях происходящих качественных структурных преобразований в экономике многократно возрастает. Инструмент прогноза и анализа, применявшийся на практике в годы становления рынка труда, вряд ли сможет использоваться на нынешнем этапе реформ в регулировании занятости населения. Разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам, увязка потребности с объемами подготовки кадров в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на региональных рынках труда – процесс весьма сложный.

Поэтому создание еще одного информационного ресурса – объединенного портала «Рынок труда», где будет возможно всем желающим получить новостную и аналитическую информацию, обменяться опытом с коллегами весьма своевременно и необходимо.

Думаю, что создаваемая инфраструктура рынка труда, развитие информационных ресурсов помогут Федеральной службе по труду и занятости выйти на новый уровень управления, расширить поле посреднических услуг и возможностей трудоустройства, обновить методы и формы работы с незанятыми гражданами, снизить остроту проблемы с безработицей в регионах России.

 

Руководитель
Федеральной службы по труду и занятости                 М. А. Топилин