Экономика России, если учитывать позитивную динамику ряда важных социально-экономических
ее показателей, перешла, по-видимому, к новой стадии развития – экономическому
росту.
Нынешнее положение на российском рынке труда характеризуется как устойчивое.
Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о
положительной динамике трудовых
процессов. В результате активного вмешательства службы занятости населения и
других социальных партнеров в регулирование
рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась
активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости,
сформировавшиеся в период восстановительного роста экономики.
Общая численность
безработных (определенная в соответствии с методологией МОТ) за восемь месяцев 2004 г. в среднем составила
5,5 млн. человек (7,4% экономически активного населения). Занятых экономической
деятельностью на январь-август 2004 года насчитывалось 68,0 млн. чел.
Преобладающая часть занятого населения (57,5%) сосредоточена на крупных и
средних предприятиях.
Оборот
рабочей силы (прием и увольнение работников) продолжал оказывать существенное
влияние на отраслевую структуру занятости. Как и прежде, немалую часть среди
выбывших составляли работники, уволившиеся с предприятий и организаций по
собственной инициативе.
Рост
регистрируемой безработицы обусловлен востребованностью в услугах службы
занятости населения по выполнению государственных гарантий. Численность
регистрируемых безработных составила в среднем за 8 месяцев текущего года 1,6
млн. человек, при этом ее уровень стабилизировался на отметке – 2,3 %. Сегодня
сохраняется значительная дифференциация
территорий Российской Федерации по уровню безработицы.
Совершенно очевидно, что без прогнозирования
потребностей государства в необходимых для экономики страны специалистах процессами на рынке труда управлять сложно и
неэффективно. Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Объясняется
это тем, что профессиональное образование не имеет устойчивой связи с рынком
труда. Рынок образовательных услуг оказался не готов оперативно реагировать на
изменения спроса. Даже при обучении и переквалификации безработных граждан их
интеграция в трудовую жизнь может быть затруднена.
Принятая концепция действий
на рынке труда на 2003-2005 гг., в числе основных направлений определяет
совершенствование системы управления сферой занятости.
Очень важный момент – решение
проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидация диспропорций
спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда. Понятно, что без
этих мер не достичь повышения эффективности занятости населения в качественно
новых экономических условиях.
Возможность придать рынку
труда большую гибкость должна быть реальной. Поэтому
проводимое по инициативе Петрозаводского государственного университета и
Территориального органа Роструда по вопросам занятости населения по Республике
Карелия обсуждение проблем совершенствования рынка труда и образовательных
услуг в рамках научно-практической интернет-конференции должно быть полезным и
весьма продуктивным.
Главное, чтобы опыт, которым
поделятся специалисты ряда регионов, анализируя положительные и отрицательные
его аспекты, был бы востребован другими российскими территориями. Мы должны в
конструктивном плане сделать попытку сблизить мнения разных сторон, выработать
единый подход к проблеме, чтобы в рамках социального партнерства во
взаимодействии друг с другом решать непростые задачи.
В положении о Федеральной службе по труду и
занятости определено, что служба по-прежнему будет участвовать в реализации
территориальных программ содействия занятости населения, отсюда вытекает, что
значение прогнозирования и оценки рынка труда в условиях происходящих качественных
структурных преобразований в экономике многократно возрастает. Инструмент
прогноза и анализа, применявшийся на практике в годы становления рынка труда,
вряд ли сможет использоваться на нынешнем этапе реформ в регулировании
занятости населения. Разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах
по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической
деятельности и отдельным регионам, увязка потребности с объемами подготовки
кадров в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности
профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на
региональных рынках труда – процесс весьма сложный.
Поэтому создание еще одного информационного ресурса – объединенного
портала «Рынок труда», где будет возможно всем желающим получить новостную и
аналитическую информацию, обменяться опытом с коллегами весьма своевременно и
необходимо.
Думаю, что создаваемая инфраструктура рынка труда,
развитие информационных ресурсов помогут Федеральной службе по труду и
занятости выйти на новый уровень управления, расширить поле посреднических
услуг и возможностей трудоустройства, обновить методы и формы работы с
незанятыми гражданами, снизить остроту проблемы с безработицей в регионах
России.
Руководитель
Федеральной службы по труду и занятости М.
А. Топилин