Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России

Девятая Всероссийская научно-практическая конференция


Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Оргкомитет » 29 окт 2012, 17:27

Изображение
    Коричин Денис Александрович
    Город: Москва
    Организация: Агентство стратегических инициатив
    Должность: руководитель проектов развития
    E-mail: denak@yandex.ru
Изображение
    Лукша Павел Олегович
    Город: Москва
    Организация: МШУ СКОЛКОВО
    Должность: Директор корпоративных образовательных программ, к.э.н.
    E-mail: Pavel.luksha@gmail.com
Изображение
    Лявина Екатерина Борисовна
    Город: Москва
    Организация: МШУ СКОЛКОВО
    Должность: «Форсайт Компетенций 2030»
    E-mail: Lumen.interius@gmail.com

Загрузить текст доклада: http://labourmarket.ru/conf9/reports/korichin_luksha_ljavina.doc
Оргкомитет
 
Сообщения: 110
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 16:03
Должность:

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Руководители секции №4 » 30 окт 2012, 11:38

Уважаемые Денис Александрович, Павел Олегович и Екатерина Борисовна!

Приветствуем Вас накануне начала IX Всероссийской Интернет-конференции. Благодарим Вас за интересный доклад
Мы надеемся на деловой и взаимный разговор в виртуальном конференц-зале.
Желаем, чтобы Вы, уважаемые докладчики, хорошо подготовились для обмена мнений заранее.

Наша 4 секция «Формирование профессиональных компетенций выпускников и разработка рекомендаций по корректировке образовательных программ подготовки специалистов в системе профессионального образования» представляет большой интерес как для теоретиков, так и для практиков. Подключайтесь к разговору в нашей Интернет-аудитории.

Открытие конференции - 31 октября в 10.30 утра по московскому времени.

Ваше участие очень важно для нас.

С уважением,
руководители секции №4
С.В. Сигова,
М.А. Питухина,
Н.Ю. Гарифуллина.
Руководители секции №4
 
Сообщения: 28
Зарегистрирован: 29 окт 2012, 14:22
Должность: сотрудники Центра бюджетного мониторинга
Организация: Петрозаводский государственный университет

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Сигова Светлана » 31 окт 2012, 10:50

Коллеги, добрый день!

Большое спасибо за представленные материалы.
Новые результаты всегда интересны. По результатам форсайта вами выявлены новые кластеры компетенций.
Каким вы видите дальнейший путь их интеграции в систему профобразования?
По каким группам специальностей должно осуществляться обучение интеграторов/адаптаторов и др.?
Кто будет формировать образовательные программы?

Спасибо.
С уважением,
С.Сигова.
Сигова Светлана
 
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 31 окт 2012, 10:34
Должность: гл.н.с., д.э.н.
Организация: ПетрГУ

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Питухина Мария Александровна » 31 окт 2012, 11:55

Коллеги, добрый день,

было интересно ознакомиться с компетенционными кластерами, полученными по итогам проведенных форсайт-сессий.
Уточните, пожалуйста, в контексте того, что вами термин "компетенции" понимается, как знания, умения, навыки. В чем отличие тогда умений от навыков? Приведите, пожалуйста, пример навыков и умений применительно к какому-нибудь высокотехнологичному кластеру компетенций.
П.С. Термин компетенции понимается ПетрГУ и многими другими акторами в разрезе знаний, умений и личностного опыта.

С уважением,

М.А.Питухина,
руководитель секции №4
Питухина Мария Александровна
 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 30 окт 2012, 14:10
Должность: с.н.с., к.полит.н.
Организация: ПетрГУ

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Кекконен Александра Леонидовна » 31 окт 2012, 12:58

Уважаемые авторы,

Спасибо за интересный доклад.

Не могли бы вы назвать примеры стран/исследований, рассматривающих вопрос спроса на компетенции в высокотехнологичных отраслях, кроме России?

Возможно ли внедрение компетентностной модели североевропейских стран в России, и как на Ваш взгляд необходимо этот опыт адаптировать для нашей страны, какие изменения внести в систему образования?

Спасибо
Кекконен Александра Леонидовна
 
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 31 окт 2012, 12:51
Должность: м.н.с.
Организация: Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Коричин Денис Александрович » 01 ноя 2012, 13:08

Благодарю за исключительно важные вопросы.

Кекконен Александра Леонидовна писал(а):Не могли бы вы назвать примеры стран/исследований, рассматривающих вопрос спроса на компетенции в высокотехнологичных отраслях, кроме России?


Наиболее системным и учитывающим качественные изменения является исследование прогноза ожидаемой потребности в новых компетенциях, выполняемое Международной организацией труда (МОТ). Проект МОТ предполагает исследование возможных изменений в потребностях работодателей в приоритетных отраслях – в частности, в области т.н. «зеленой экономики» (секторов экологического строительства и возобновляемой энергетики), которая является приоритетом развития Организации объединенных наций. Проект выполняется на выборке 21 страны (каких развитых, так и быстрорастущих экономик) с привлечением региональных отделений МОТ и Министерств труда соответствующих стран – что позволяет получить более целостный образ потребности в будущих навыках. Конечной целью проекта является разработка рекомендаций по изменению системы подготовки кадров в этих странах под новые требования экономики и по созданию механизмов координации целей работодателей, работников и образовательной системы.
В качестве конкретных страновых примеров можно привести национальные исследования Канады, основанные на макроэкономических прогнозах, и исследования потребности в будущих кадрах для рынков труда Ирландии.

Кекконен Александра Леонидовна писал(а):Возможно ли внедрение компетентностной модели североевропейских стран в России, и как на Ваш взгляд необходимо этот опыт адаптировать для нашей страны, какие изменения внести в систему образования?


Да, возможно. Но говорить о внедрении можно только после готовности регуляторов учитывать компетенционные модели кадрового спроса в системе профессионального образования. ФГОС 3-го поколения - это серьезный регуляторный шаг в эту сторону. К сожалению, нормативы всегда запаздывают (это их системное свойство), а реально действующие инструменты по выполнению нормативов запаздывают тем более, чем более сложным является системное изменение, заложенное в нормативах.
Коричин Денис Александрович
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 ноя 2012, 13:01
Должность: Руководитель проектов
Организация: МШУ Сколково

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Коричин Денис Александрович » 01 ноя 2012, 13:19

Благодарю за вопрос. Прояснение терминологии важно для эффективного общения.

Питухина Мария Александровна писал(а):Уточните, пожалуйста, в контексте того, что вами термин "компетенции" понимается, как знания, умения, навыки. В чем отличие тогда умений от навыков?


Знание предлагаю не определять - это может перерасти в священную войну о предмете. :)
Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма.
Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Полагаю, что в определении Умения понятие Компетенции дано в качестве потенциальной возможности (в английском языке наиболее близкий (аналогичный) нашему пониманию термин - capacity).

Питухина Мария Александровна писал(а):было интересно ознакомиться с компетенционными кластерами, полученными по итогам проведенных форсайт-сессий. .


Пример компетенционных кластеров в биотехнологической отрасли:

Биотрансдуктор. Специалист по замещению существующих небиотехнологических решений в разных отраслях новыми продуктами отрасли биотехнологий.
Архитектор живых систем. Специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов, включая микроорганизмы.
Биоинженер. Специалист по производству, внедрению и оптимизации биотехнологических компонентов и продуктов.

В каждом из представленных описаний фактически представлен комплекс рабочих задач, которые работодатель в состоянии предъявить как типовое требование к процессу (и составу) подготовки специалиста.
Коричин Денис Александрович
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 ноя 2012, 13:01
Должность: Руководитель проектов
Организация: МШУ Сколково

Re: Коричин Денис Александрович, Лукша Павел Олегович, Лявина Екатерина Борисовна, "Компетенционные кластеры, как новая форма требований рынка труда"

Сообщение Коричин Денис Александрович » 01 ноя 2012, 13:31

Благодарю за вопрос.

Сигова Светлана писал(а):
По результатам форсайта вами выявлены новые кластеры компетенций.
Каким вы видите дальнейший путь их интеграции в систему профобразования?


Предположительно, путей несколько. Если исходить из существующей нормативной образовательной базы и некритичных ее преобразований, то наиболее простым вариантом является внедрение "типовых" бакалаврских программ первых двух лет обучения по ряду специальностей, в ходе которых формируется критичная широкая база знаний, необходимая для продолжения специализации (по стандартной схеме "с третьего курса обучения).
Если возможны более серьезные трансформации, можно говорить об открытии целевых бакалаврских программ от отраслевых консорциумов. Варианты поддержи могут вестись, например, по пути налоговых перераспределений в направлении конкретных профпрограмм (открытии новых КЦП, определенных на основании требований работодателей). Это, на первый взгляд, более серьезные изменения, с другой стороны, при наличии прямого заказчика, платящего налоги, формирование бакалаврских квот, например, в регионе будет поддерживать развитие региона за счет опосредованного управления целевым финансированием образовательных институтов.


Сигова Светлана писал(а):По каким группам специальностей должно осуществляться обучение интеграторов/адаптаторов и др.?


Речь, прежде всего, идет о тех отраслях, в которых наработан ряд серьезных технологических прорывных решений (и замещающих технологий), которые из-за общего индустриального принципа организации производства продуктов и услуг не готов принимать эти технологические решения. Речь идет о материаловедении, биотехнологиях, ИТ - в первую очередь. Другие отрасли наверняка "подтянутся", как только решится проблема квалифицированных пользователей.

Сигова Светлана писал(а):Кто будет формировать образовательные программы?


Предположительно, это совместная работа. Интерес есть у нескольких игроков - регуляторы (министерства и агентства), главы регионов, руководители образовательных учреждений и, конечно, работодатели. Проблема в том, что на текущий момент большинство инструментов, которые применяются, имеет несистемный характер. Государственные программы (с обозначением интереса государства как наиболее крупного игрока-заказчика) и целевые бизнес-программы (со стороны крупного и среднего бизнеса), предъявленные вузам как операторам образования, могли бы решить проблему системно.
Коричин Денис Александрович
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 01 ноя 2012, 13:01
Должность: Руководитель проектов
Организация: МШУ Сколково


Вернуться в Секция 4: Формирование профессиональных компетенций выпускников и корректировка образовательных программ подготовки специалистов в системе профессионального образования с учетом требований работодателей

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron