Официальная информация Конференц-зал Доклады Список докладчиков Помощь

Обсуждение проекта рекомендаций

Сообщение Оргкомитет » 23 окт 2009, 21:39

ПРОЕКТ
РЕКОМЕНДАЦИИ
Шестой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции
«СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЫНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИИ»

(Россия, Республика Карелия, г. Петрозаводск, 28 – 29 октября 2009 г.)

Шестая Всероссийская научно-практическая Интернет-конференция проходила в городе Петрозаводске под патронажем Федеральной службы по труду и занятости и Федерального агентства по образованию. Состав оргкомитета конференции представляли 20 человек – профессора и доценты, доктора экономических и физико-математических наук, кандидаты социологических, экономических, технических наук.
На конференции было представлено 68 докладов из 40 субъектов Федерации, в дискуссиях приняло участие… человек.
Мировой экономический кризис, разразившийся в 2008 году, внес существенные коррективы в среднесрочные планы развития Российской Федерации. Страна, после десяти лет активного развития, столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Положение усугубляется тем, что, по словам Президента РФ, перспективы восстановления положительного роста экономики в 2010 году остаются неопределенными.
Общая ситуация в экономике страны в 2009 году оценивается как сложная. В целях ослабления влияния мирового финансово-экономического кризиса Правительство России приняло антикризисную программу, в которой определены основные мероприятия по оздоровлению российской экономики. Осуществление антикризисных мер сопровождается выделением дополнительных финансовых ресурсов как на федеральном и региональном уровнях. Основные усилия сконцентрированы на наиболее значимых направлениях, в числе которых исполнение социальных обязательств с адресным характером помощи и перечнем государственных услуг для возможно большего числа граждан.
Следует отметить, что активные действия предпринимаются не только на уровне Федерации, но также и на уровне субъектов РФ. Принимаемые меры касаются как экономики в целом, так и рынка труда в частности. Для смягчения негативных социальных последствий, вызванных спадом производства, увольнениями работников и снижением доходов населения в 82 субъектах РФ приняты региональные антикризисные программы занятости. Кроме этого, в целях минимизации негативного влияния и кризисных проявлений принимаются меры, направленные на поддержку реального сектора экономики.
Таким образом, федеральный центр совместно с регионами начал реализацию программы содействия занятости. Будет создан почти миллион временных рабочих мест. Более чем 170 тыс. человек смогут переобучиться и получить новую профессию, востребованную рынком. 57 тыс. граждан получат содействие государства при открытии собственного дела. В конечном счете, эти программы направлены на сохранение трудового потенциала экономики, на то, чтобы не растерять опытных специалистов, а люди не «выпадали» бы из активной жизни.
Главный результат неотложных антикризисных мер – это то, что удалось избежать худшего сценария развития событий. Удары кризиса были смягчены, экономика доказала свою способность не просто выживать, но и развиваться в новых, менее благоприятных условиях.
Конференция отмечает тот факт, что в регионах России важнейшим направлением антикризисных мер является стабилизация ситуации на региональном рынке труда, постоянный контроль состояния занятости населения и безработицы.
Как показали представленные на конференцию доклады и их активное обсуждение во всех регионах страны, одной из наиболее эффективных мер предупреждения и снижения безработицы, поддержки и развития кадрового потенциала предприятий стало профессиональное обучение высвобождаемых работников и безработных граждан. Большинство участников конференции обсудили практический опыт работы в данном направлении и пути повышения эффективности партнерских отношений в решении возникших проблем.
Среди обсуждаемых проблем особое внимание было уделено:
- проблемам прогнозирования рынка труда в условиях нестабильной экономики;
- оказание услуг работодателям и гражданам в области опережающего профессионального обучения;
- повышению качественного содержания профессионального обучения;
- опыту конкретных форм социального партнерства.
Прошедшие дискуссии по докладам, представленным для обсуждения в рамках секций конференции, показали высокий содержательный уровень не только самих докладов, но и возросшую активность участников в конструктивном обсуждении проблем функционирования рынка труда в РФ, а также необходимость обмена опытом работы в данном направлении. Кроме того, прошедшая конференция показала, что происходит явный переход интересов участников от теоретических обсуждений в плоскость практической реализации.
Рассмотренные вопросы в рамках конференции являются актуальными и социально значимыми. Ввиду важности проблематики, предложенной организаторами интернет-конференции, шестая Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА И РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ РОССИИ» выработала рекомендации, важнейшими среди которых являются:
1. Федеральным органам законодательной власти:
• продолжить совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения с целью придания ему большей эффективности для преодоления издержек кризиса в сфере занятости населения и для создания современной политики кадрового обеспечения экономики;
• для повышения эффективности и результативности реализации программ поддержки занятости населения дать право правительствам субъектов Российской Федерации осуществлять в рамках реализации антикризисных программ занятости перераспределение средств между мероприятиями в зависимости от ситуации на региональном рынке труда.
• в целях обеспечения конституционных прав граждан на труд и социальной защиты от безработицы предлагается внести изменения в законодательство, регулирующее вопросы сферы занятости населения, а именно:
- в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в абзаце 6 пункта 2 ст. 5 и в абзаце 15 пункта 1 ст. 7.1 слова «граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые» заменить на слова «граждане в возрасте от 18 до 23 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые по полученной профессии (специальности)», что повысит возможности трудоустройства выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;
- в целях повышения социальной защищенности выпускников профессиональной школы внести изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части квотирования рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования и увеличения предельного возраста (до 25 лет) участников мероприятий по организации временного трудоустройства по программам, реализуемым службой занятости;
• пролонгировать действие Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 1089 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» на 2010 год и внести следующие изменения:
- увеличить размер средств на развитие малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан с учетом инфляции, а также количества создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
- предусмотреть возможность реализации в мероприятиях региональной программы дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда, организаций, имеющих задолженность по уплате налогов.

2. Федеральным органам исполнительной власти, в том числе Федеральному агентству по образованию, Федеральной службе по труду и занятости, осуществлять работу по следующим направлениям:
• совершенствовать концептуальные подходы, направленные на развитие государственной политики в области регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг в современных условиях;
• совершенствовать систему мониторинга рынка труда и систему прогнозирования его развития;
• осуществлять разработку и финансирование целевых программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда с учетом опыта их реализации в 2009 году в субъектах РФ;
• способствовать созданию условий, стимулирующих работодателей к организации более тесного партнерства с учреждениями профессионального образования, в организации подготовки и переподготовки кадров.
• разработать комплекс мер по государственной поддержке опережающей переподготовки кадров для инновационной экономики;
• гармонизировать действия по Программе содействия занятости населения Правительства РФ с мероприятиями, осуществляемыми субъектами Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета в рамках реализации делегированных полномочий.
• выработать четкие критерия «острого выражения кризисных явлений на региональных рынках труда» для оказания дополнительной поддержки субъектам Российской Федерации;
• стремиться к повышению эффективности существующих механизмов регулирования рынка труда, а также искать новые инструменты регулирования;
• содействовать формированию адекватной требованиям рынка структуры предложения труда и профессионального образования;
• совершенствовать систему мониторинга рынка труда;

Федеральному агентству по образованию –
• осуществлять опережающее развитие профессиональной школы для реализации следующих задач: ориентации обучения на использование получаемых знаний и навыков в процессе основной деятельности; способствование реализации стратегических и социально-экономических целей страны/региона посредством приобретения востребованной экономикой профессии/специальности; переобучение и переподготовка кадров для обеспечения посткризисного развития страны.
• осуществлять формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой профессиональной школы должна стать не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
• Совершенствовать нормативно-правовые и методические основы для функционирования системы дополнительного профессионального образования
• Ввести обязательный мониторинг трудоустройства выпускников для каждого уровня образования (ВПО, СПО, НПО).

Федеральной службе по труду и занятости в условиях кризисной ситуации на рынке труда осуществлять следующие мероприятия:
• психологическую подготовку безработных граждан; Организацию профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения; Социальную адаптацию безработных граждан на рынке труда; Информирование о положении на рынке труда в субъекте, включая организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест.

3. Союзу промышленников и предпринимателей России, работодателям активнее участвовать в решении проблемы смягчения напряженности на рынке труда. В этих целях:
• формировать политику, способствующую созданию инновационной экономики;
• осуществлять меры, направленные на повышение заинтересованности работодателей к профессиональному обучению и переподготовке кадров, улучшению условий труда, условий его оплаты.
• реализовывать принцип приоритетного трудоустройства высвобождаемых в результате кризиса граждан РФ по сравнению с зарубежными трудовыми мигрантами;
• разрешить участие в стажировке выпускникам учреждений профессионального образования независимо от имеющегося опыта работы в период до 12 месяцев с момента окончания учебного заведения (существующее положение об участии в стажировке граждан, не имеющих опыта работы к периоду завершения обучения, не способствует повышению мотивации к труду у студентов и учащихся во время учебы и в летний период).
• рассмотреть возможность введения оплачиваемой производственной практики для студентов старших курсов, так как пребывание на законной основе будущего молодого специалиста в трудовом коллективе позволит понизить психологический барьер для вступающего в самостоятельную трудовую деятельность молодого человека, а также закрепить на практике полученные теоретические знания.

4. Руководителям учреждений профессионального образования –
• рекомендовать разрабатывать планы основных мероприятий содействия трудоустройству выпускников;
• в целях координации деятельности по обеспечению занятости выпускников учреждения профессионального образования заключать соответствующие соглашения со службами занятости населения.

5. Органам власти субъектов Российской Федерации:
• осуществлять принятие и реализацию в субъектах РФ региональных антикризисных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда субъекта в 2010 году, которые должны разрабатываться с учетом опыта и востребованности дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда;
• повысить исполнительскую дисциплину по реализации антикризисных мер на рынке труда;
• повысить информированность работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в субъекте Российской Федерации;
• создать систему прогнозирования рынка труда на основе существующих и перспективных тенденций социально-экономического развития с целью осуществления опережающей подготовки персонала;
• предусмотреть возможность участия в мероприятиях региональной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, организаций, имеющих задолженность по уплате налогов;
• на основе долгосрочных и среднесрочных прогнозов экономического и социального развития территорий разработать программу государственного (регионального) заказа учебным заведениям на подготовку специалистов и увязать ее с программой по созданию условий для развития привлекательных для молодежи рабочих мест;
• совершенствовать систему рационального использования трудовых ресурсов в регионе;
• осуществлять разработку и финансирование целевых программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих формированию структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда;
• повышать качество профориентации молодежи для достижения более высокого уровня трудоустройства выпускников образовательных учреждений по полученной специальности и обеспеченности экономики необходимыми кадровыми ресурсами;
• создавать условия для повышения мобильности рабочей силы;
• осуществлять информационную подготовку широкой общественности (работодателей, абитуриентов, их родителей, службы занятости и т.д.) в связи с поступлением на рынок труда выпускников с дипломами бакалавров и магистров;
• сформировать правовые нормы регионального уровня для участия работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда, источниках их покрытия;
• укреплять правовую базу участия работодателей в попечительских советах, а также в разработке рейтингов и других форм независимой оценки образовательных учреждений и их структурных подразделений в разрезе специальностей;
• развивать систему профобразования с использованием в большей мере эффективного механизма частно-государственного партнерства;

6. Оргкомитету конференции в срок до 20 ноября 2009 года обобщить материалы Шестой Интернет-конференции и довести указанные материалы до сведения участников конференции, федеральных и региональных органов исполнительной власти.
7. Считать целесообразным дальнейшее проведение ежегодных конференций по тематике рынка труда и рынка образовательных услуг с целью дальнейшего сотрудничества, обмена мнениями и информацией для практического решения проблем подготовки и эффективного использования кадров. Обеспечить в последующих конференциях участие представителей работодателей для получения всесторонней и комплексной оценки ситуации, складывающейся на рынке труда.








Здесь можно высказывать предложения по проекту рекомендаций Интернет-конференции.
Оргкомитет
 

Сообщение Питухин Е.А., Глушанок Т.М. » 28 окт 2009, 13:02

Дополнить п 7 "следующей фразой:
" В рамках секции "Мониторинг, анализ и прогнозирование потребности ..." 7 Интернет-конференции организовать и апробировать новую форму дистанционного взаимодействия участников конференции - "виртуальный круглый стол" по экспертной оценке всех ранее предложенных подходов к определению потребностей экономики в квалифицированных кадрах.
Для реализации этого предложения использовать механизм авторизации участников "виртуального круглого стола".
Питухин Е.А., Глушанок Т.М.
 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1