Сообщение Иванов Сергей Анатольевич » 29 окт 2015, 13:22
Уважаемая татьяна Михайловна, по поводу вопроса о том, как быть регионам в условиях продолжающегося оттока человеческого капитала/специалистов и относительно невысокого качества выпускников вузов, системы среднего профессионального образования, далеко не всегда удовлетворяющих запросы работодателей, могу сказать, что есть только один рецепт: развитие связей образовательных учреждений с работодателями и взаимный учет интересов и потребностей. Сегодня, несмотря на все принимаемые меры (на всех уровнях), мы так и не решили эту проблему. Согласитесь: вузы, колледжи бьются, чтобы получить от работодателей перечень того, что им надо от выпускника, пытаются выяснить - чтобы они хотели - какими компетенциями должен владеть выпускник. Работодатели вроде бы везде участвуют в советах, ГАКах и пр., но.... зачастую формально. Не везде, конечно, но, как правило. Есть, конечно, интересный опыт целевой подготовки на базе государственных образовательных учреждений с созданием за счет работодателя что-то наподобие ресурсного центра. Такие центры есть в Татрастане, Санкт-Петребурге, Самаре, Екатеринбурге и пр. Но это единицы и, как правило, они созданы нашими крупными корпорациями или представительствами иностранных компаний. Для того, чтобы "массовый" работодатель пошел в систему образования, нужно, по крайней мере две вещи: во-первых, работодатель должен уверенно глядеть в будущее (видеть свою перспективу на 5 и более лет), во-вторых, иметь средстваи мотивацию (или, лучше сказать, не чувствовать препятствий). По поводу первого - понятно, а, что касается мотивации, то, Вы же знаете, сколько лет мы бьемся, чтобы помощь (любая) образовательным учреждениям со стороны работодателя не попадала под налог (условно говоря, не наказывалась). Почему, работодатель, платая налоги в бюджет (из которых часть идет и на образование) не может (как это сделано в некоторых странах) часть этого налога (который все-равно уплачивается) направить конкретному вузу, коледжу. Налогооблагаемая база у него при этом не увеличивается, но целевой характер перечисления налога повышает заинтересованность работодателя в отдаче от уплаченного налога, а уж как это мотивирует образовательное учреждение учитывать интересы работодателя, и говорить не приходится. Но, хорошо, это все пожаления, что же делать в наших реальных условиях в регионах, где не так много богатых (и мотивированных) работодателей. Мне кажется, что, альтернативы сближения все-равно нет. В зависимости от условий, надо искать и находить подходящте модели сотрудничества. Образовательным учреждениям надо "толкаться" к работодателям, привлекать их в управленческие и попечительские советы, самим входить в советы при ТПП, союзах работодателей и пр. В конечном итоге от этого зависит качество образования, уровень подготовки выпускников - а это уже и социальная задача. Со своей стороны работодателям, если они разрознены не в состоянии по одному вносить вклад в развитие образовательных учреждений, надо помочь объединиться (м.б. при содействии местной власти и пр.) в ассоциации и т.п. Мне кажестся, что именно в Республике Карелия есть очень хороший опыт в этом вопросе. Например, именно в Карелии был создан первый в России Координационный совет по непрерывному образованию (где-то в конце 80-х гг.). есть идругой интересный опыт. Так, что спасибо за вопрос, а, пользуясь случаем, выражаю благодарность и за Ваши интересные доклады на этой конференции.
Спасибо!
С уважением,
С.Иванов
д.э.н.. зав. лаб. ИПРЭ РАН (СПб)