Страница 1 из 1

Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 15 окт 2015, 12:05
Оргкомитет
Изображение
    Уколова Наталия Анатольевна
    Город: Чапаевск (Самарская область)
    Организация: Центр повышения квалификации «Ресурсный центр», Служба планирования профессиональной карьеры
    Должность: методист
    E-mail: otdel-sps@yandex.ru

Загрузить текст доклада: PDF DOC

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 27 окт 2015, 11:11
Руководители секции №2
Здравствуйте, уважаемая Наталия Анатольевна!

Приветствуем Вас на XII Всероссийской научно-практической Интернет-конференции!
Надеемся на Ваше активное участие в работе секции в нашем виртуальном конференц-зале.
Желаем Вам конструктивного диалога, интересных дискуссий и продуктивного обмена опытом по вопросам, связанных с трудоустройством выпускников образовательных организаций профессионального образования.

Благодарим Вас за участие!

С уважением,
руководители секции №2,
Серова Лариса Михайловна,
Кононова Ирина Витальевна.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 10:46
Глушанок Т.М.
Уважаемая Наталья Анатольевна! Спасибо за интересную статью. Так как вами эта тема глубоко проработана, может Вы сможете сформулировать предложения в рекомендации Интернет - конференции!? Это был бы действенный шаг в решении накопившихся проблем. Спасибо.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 10:53
Бузмакова Татьяна Николаевна
Уважаемая Наталия Анатольевна! Спасибо за доклад. Хорошее обобщение профориентационной работы, в которой применяются, в основном, традиционные методы. Если они всегда дают хороший результат, конечно, можно пользоваться только ими, ведь лучшее иногда бывает врагом хорошего. Единственное с чем я не очень согласно, так это в том, что мы должны всегда настраивать ребят только на то, что выбирать надо профессии с гарантированным трудоустройством. Наверное, не надо подрезать им крылья. Мы должны объяснять, что выбирать профессию (специальность), востребованную на рынке труда, - это определенная "подушка безопасности", и не более этого. Свою профессию надо любить, поэтому выбранная профессия прежде всего должна быть "для Вас и только для Вас". И вот здесь вводить существенное дополнение: если выбранная Вами профессия не востребована на рынке труда, то у Вас есть 2 выхода: 1 - получить ее, а потом переучиться (хотя это и не конструктивно!), 2 - постараться сделать так, чтобы уже к моменту окончания Вы получили и опыт работы по своей и смежной профессии, и достаточную квалификацию по ним (это трудно, но возможно), чтобы можно было не просто заинтересовать работодателя, но "сразить его наповал", чтобы он понял: если он не возьмет Вас на работу, его бизнес сильно проиграет. Мне кажется детям надо дать возможность выбора, просто объяснять последствия всех альтернативных путей. Спасибо, извините за многословие.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 11:19
Серова Лариса Михайловна
Уважаемая Наталья Анатольевна,

Благодарю за представленный опыт по профориентации населения в Самарской области. Судя по данным о высокой доле определившихся школьников с выбором профессией, приведенным в статье, ваша практика является очень успешной и может быть внедрена также и в другие регионы.
Не могли бы вы ответить на возникшие вопросы:
1) Профессиональная ориентация старшеклассников ведется в обязательном порядке для всех школ и охвачены при этом все старшеклассники?
2) Вы пишите, что "проводится мониторинг качества предоставления профориентационных услуг в образовательных организациях". Каким образом осуществляется профориентация в школах, для этого выделены специально классные часы, имеются ли педагоги-профориентаторы в школа или др. варианты?
3) Распространяется ли профориентация на школьников более младшего возраста ( например, как в Европе с 9 лет)? Проводится ли тестирование на выявление способностей к проф.деятельности?
4) Как вы считаете, нужны ли прогнозы о востребованных профессиях (которые будут востребованы через 5-10 лет) для информирования настоящих школьников и их родителей для выбора профессии?

С уважением,
Л.М.Серова.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 13:49
НАТАЛИЯ
Уважаемая Тамара Михайловна, уточните, пожалуйста, относительно чего необходимо дать рекомендации и предложения? По проведению Интернет-конференции?

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 14:26
НАТАЛИЯ
Уважаемая Татьяна Николаевна, я с Вами, безусловно, согласна. Возможно, я была не очень точна в выражении своих мыслей. Но я хотела сказать о том, что при проведении массовых профориентационных мероприятий мы стараемся сформировать у учащихся понимание прямой зависимости между выбором профессии и дальнейшим трудоустройством, тем самым, мы ориентируем учащихся на осознанный выбор профессии. Учащийся, имеющий устойчивый интерес (пусть даже к той профессии, которая вовсе не востребована на рынке труда) тоже получает результат на этом мероприятии - утверждается в своем выборе, понимая, что все рассматриваемые профессии, ему не подходят. Конечно же, решение о выборе профессии каждый ребенок принимает самостоятельно, а мы лишь информируем его о перспективных профессиях и рынке труда.
Спасибо за конструктивный подход к содержанию моего доклада.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 28 окт 2015, 15:28
Гость
Добрый день, Лариса Михайловна, постараюсь достаточно полно ответить на Ваши вопросы.

В каждой образовательной организации, подведомственной Юго-Западному управлению министерства образования и науки Самарской области, имеются педагоги, ответственные за организацию и проведение профориентационной работы, они назначаются директором. Кроме назначенных педагогов, профориентацией в школе занимаются классные руководители, библиотекари (в некоторых школах пассивно, а в некоторых очень активно), заместители по воспитательной работе, психологи (их очень мало в школах). Основное внимание уделяется профинформированию. Профориентационная работа проводится на классных часах, во внеурочное время (в т.ч кружковая деятельность), на уроках технологии, в рамках предпрофильных курсов. Педагоги имеют возможность использовать при проведении занятий, мероприятий как собственные разработки, так и готовые методические материалы (банк таких материалов сформирован на сайте ЦПО Самарской области, там же очень много и других полезных материалов). Психодиагностику проводят только психологи, выявлением способностей к профессиональной деятельности также занимаются служба планирования профессиональной карьеры и Центры занятости населения (по запросу учащегося).
О проведении областных акций в школы ежегодно направляются письма, участие в акциях по желанию, но, как показывает практика, у нас все школы принимают в них участие (все школы, но не все классы) и даже единицы детских садов. Для старшеклассников проводится большое количество массовых мероприятий городского, муниципального, областного уровня, поэтому, считаем, что наши старшеклассники информацией «насыщены» (конечно же, в отдаленных районах меньше).
На протяжении двух последних лет обращаем внимание на раннюю профессиональную ориентацию (не очень нравится это выражение, но другого как-то мы не подобрали), воспитатели проводят с детьми занятия, направленные на положительное отношение к разным видам труда. В этом году организуем конкурс методической продукции по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольной образовательной организации, его цель – создание банка методической продукции.

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 29 окт 2015, 07:36
Бузмакова Татьяна Николаевна
Благодарю за подробное объяснение! Теперь, действительно, стала понятна до конца проделанная Вами работа. Впечатляет! Вы - молодец! Кое-что возьму для себя. Успехов Вам и неиссякаемого творчества в такой нелегкой работе, как профориентация!!!!!

Re: Уколова Н.А. "Профориентация как система взаимодействия различных социальных институтов"

Добавлено: 29 окт 2015, 07:40
НАТАЛИЯ
Спасибо, Татьяна Николаевна, за теплые слова. Удачи в нелегкой, но творческой и интересной работе!