Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Оргкомитет » 22 окт 2014, 15:21

Изображение
    Лапина Татьяна Александровна
    Город: Омск
    Организация: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
    Должность: доцент, канд. экон. наук
    E-mail: Lapinaomgu@gmail.com

Загрузить текст доклада [DOC]: http://labourmarket.ru/conf11/reports/lapina.doc
Загрузить текст доклада [PDF]: http://labourmarket.ru/conf11/reports/lapina.pdf
Оргкомитет
 
Сообщения: 109
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 10:05
Должность: Администратор Интернет-конференции
Организация: Петрозаводский государственный университет, Центр бюджетного мониторинга

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Борисова Алена Александровна » 29 окт 2014, 10:08

Добрый день, Татьяна Александровна. С интересом прочла Ваш доклад.
Выявленная негативная динамика снижения частоты вложений средств в программы дополнительного обучения наводит на размышления о причинах. Почему и организации, и сами сотрудники снижают свою активность в наращивании профессионального потенциала и своей стоимости на рынке труда? Связано ли это с низкой величиной отдачи вложенных ресурсов (т.е. практика не в полной мере использует приращенную величину профессионального потенциала) или доминантными оказывается влияние иных факторов? Вы говорите о постановочном исследовании и намерении его продолжить. Наверняка Вы в последующем коснетесь и этих вопросов. Но уже сейчас, каково Ваше мнение о причинах снижения активности носителей труда в обновлении своей квалификации?
Борисова Алена Александровна
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 08:51
Должность: доцент
Организация: НГТУ

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Руководители секции № 4 » 29 окт 2014, 10:12

Уважаемая Татьяна Александровна!

Приветствуем Вас на Одиннадцатой Всероссийской Интернет-конференции!
Благодарим Вас за доклад, представленный в нашу секцию. Надеемся, участие в конференции будет полезным и интересным для Вас.
Открытие конференции - в 10.30 утра по московскому времени.

С уважением,
руководители секции №4
С.В. Сигова,
М.А. Питухина,
Н.Ю. Гарифуллина.
Руководители секции № 4
 
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 09:56
Должность: ЦБМ ПетрГУ
Организация: ЦБМ ПетрГУ

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Лапина Татьяна Александровна » 29 окт 2014, 10:40

Здравствуйте, Алена Александровна. Рада видеть Вас на этой конференции. Спасибо за вопрос.
На самом деле причины, как мы предполагаем, следующие. 1. Отсутствие стабильности на рынках товаров и услуг, которое ведет к непониманию каким будет дальнейшее развитие компании и соответственно какие характеристики рабочей силы будут нужны. А раз нет ясности, то и вкладывать в обучение персонала не возникает желания.
2. Как продолжение тенденции из п. 1 проще взять готового специалиста на рынке в нужный момент, чем готовить внутри организации.
Это причины снижения спроса со стороны компаний.
Со стороны работников это, прежде всего, пассивная позиция, ориентация на текущий момент, желание сэкономить.
У нас двухгодичный грант с коллегами из Белоруссии и мы планируем это направление оценивать с помощью эконометрических моделей.
Плодотворной работы на конференции!

Борисова Алена Александровна писал(а):Добрый день, Татьяна Александровна. С интересом прочла Ваш доклад.
Выявленная негативная динамика снижения частоты вложений средств в программы дополнительного обучения наводит на размышления о причинах. Почему и организации, и сами сотрудники снижают свою активность в наращивании профессионального потенциала и своей стоимости на рынке труда? Связано ли это с низкой величиной отдачи вложенных ресурсов (т.е. практика не в полной мере использует приращенную величину профессионального потенциала) или доминантными оказывается влияние иных факторов? Вы говорите о постановочном исследовании и намерении его продолжить. Наверняка Вы в последующем коснетесь и этих вопросов. Но уже сейчас, каково Ваше мнение о причинах снижения активности носителей труда в обновлении своей квалификации?
Татьяна Александровна Лапина,
к.э.н., доцент кафедры Экономики и социологии труда
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
e-mail: Lapinaomgu@gmail.com
Лапина Татьяна Александровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 11:10
Должность: Доцент кафедры Экономики и социологии труда
Организация: Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Мария Александровна Питухина » 29 окт 2014, 11:01

Уважаемая Татьяна Александровна!

С удовольствием ознакомилась с Вашим докладом на нашу секцию.
Подскажите, пожалуйста, какое ОУ участвует в проекте БРФФИ со стороны Беларуси? Реализовывались ли ранее Омским государственным университетом им. Ф.М.Достоевского проекты по анализу источников финансирования обучения персонала или это первый проект РГНФ-БРФФИ?

С уважением,
Мария Александровна Питухина,
руководитель секции №4
Мария Александровна Питухина
 
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 10:34
Должность: старший научный сотрудник
Организация: Центр бюджетного мониторинга

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Портнягина Наталья Владимировна » 29 окт 2014, 11:59

Добрый день!
С интересом прочла ваш доклад. Согласно с вашим утверждением, что при обучении «за свой счет» работники предпочитают оплачивать получение образования отличного от имеющейся специальности. Являясь работником образования, считаю, что работадатель должен быть заинтересован в повышении квалификации своих работников, в переподготовке кадров. Считаю, что переквалификация должна происходить в условиях финансирования "пополам" . Благодарю вас за доклад!
Портнягина Наталья Владимировна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 10:43
Должность: преподаватель
Организация: ГБПОУ НСО "НКЭ и ВТ"

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Лапина Татьяна Александровна » 29 окт 2014, 12:19

Здравствуйте, Мария Александровна,
от белорусской стороны участвует Могилевский государственный университет им. Кулешова, руководитель белорусской группы д.э.н. Наталья Владимировна Маковская. Мы с ними уже сотрудничали два года назад, но по другой теме. У нас был совместный грант также через РГНФ-БРФФИ по сравнительному анализу реакций внутрифирменных систем оплаты труда на изменение экономической ситуации. У нас даже вышла монография по этой теме. Ну а теперь работаем по сравнительному анализу ДПО.
Последний раз редактировалось Лапина Татьяна Александровна 29 окт 2014, 12:21, всего редактировалось 1 раз.
Татьяна Александровна Лапина,
к.э.н., доцент кафедры Экономики и социологии труда
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
e-mail: Lapinaomgu@gmail.com
Лапина Татьяна Александровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 11:10
Должность: Доцент кафедры Экономики и социологии труда
Организация: Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Лапина Татьяна Александровна » 29 окт 2014, 12:20

Спасибо, Наталья Владимировна, за комментарии и интерес к докладу
Татьяна Александровна Лапина,
к.э.н., доцент кафедры Экономики и социологии труда
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
e-mail: Lapinaomgu@gmail.com
Лапина Татьяна Александровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 11:10
Должность: Доцент кафедры Экономики и социологии труда
Организация: Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Гость » 29 окт 2014, 14:03

Уважаемая Татьяна Александровна!

Согласно Таблице 1 в Вашем докладе, распределение средств на работников, прошедших обучение за счет определенных источников финансирования, распределяются следующим образом - предприятия составляют 70,8% , личные средства 21.9%. В Италии финансирование на обучение персонала распределяется следующим образом - 2/3 оплачивается государством, 1/3 - предприятиями. Какая формула, на Ваш взгляд, является более эффективной? Почему такое низкое участие государства в финансировании обучения персонала?

С уважением,
Мария Александровна Питухина,
руководитель секции №4
Гость
 

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Лапина Татьяна Александровна » 29 окт 2014, 14:30

Спасибо за вопрос, Мария Александровна,
на мой взгляд, соотношение источников финансирования - это вопрос особенностей политики регулирования рынка труда. Поэтому говорить о том, какое соотношение источников является оптимальным или более эффективным, очень сложно - везде свои особенности, в том числе и особенности менталитета и задач, стоящих перед разными уровнями образования.
А низкое участие государства можно объяснить небольшим числом целевых программ, связанных с обучением персонала.

Гость писал(а):Уважаемая Татьяна Александровна!

Согласно Таблице 1 в Вашем докладе, распределение средств на работников, прошедших обучение за счет определенных источников финансирования, распределяются следующим образом - предприятия составляют 70,8% , личные средства 21.9%. В Италии финансирование на обучение персонала распределяется следующим образом - 2/3 оплачивается государством, 1/3 - предприятиями. Какая формула, на Ваш взгляд, является более эффективной? Почему такое низкое участие государства в финансировании обучения персонала?

С уважением,
Мария Александровна Питухина,
руководитель секции №4
Татьяна Александровна Лапина,
к.э.н., доцент кафедры Экономики и социологии труда
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
e-mail: Lapinaomgu@gmail.com
Лапина Татьяна Александровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 11:10
Должность: Доцент кафедры Экономики и социологии труда
Организация: Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Устинова Галина Борисовна » 29 окт 2014, 14:40

Уважаемая Татьяна Александровна!
В ходе Вашего исследования определялась ли средняя стоимость обучения? На мой взгляд, анализ средней стоимости обучения и за счет средств предприятия, и за счет личных средств работников, в том числе по отраслям экономики, дало бы очень много информации для понимания происходящих процессов.
Например, в 2006 году средняя стоимость профессионального обучения безработных граждан в нашей области составила 2,9 тысяч рублей (за 2003 год данных у меня, к сожалению, нет), а в 2013 году – 13,7 тыс. рублей. В то же время средняя заработная плата в 2006 году составляла 10,63 тысячи рублей (данные из Интернета), а в 2013 году – 29,94 тысячи рублей. Т.о. в среднем размере заработной платы доля затрат на обучение выросла с 27% до 46%. Следовательно уменьшение доли работников, обучающихся за счет собственных средств по профилю своей профессиональной деятельности, совершенно закономерно. Тем более, если работодатель не гарантирует по результатам такого обучения повышения заработной платы.
Конечно, интересно было бы сравнить, как за это время изменилась средняя доля затрат на обучение работников в составе расходов предприятий. Полагаю, что, несмотря на указанный в статье рост доли работников, обучавшихся за счет средств предприятия, доля затрат на такое обучение в общих расходах предприятий все-таки снижается.
Также хочу заметить, что, как правило, готового специалиста с хорошей профессиональной подготовкой и уровнем квалификации по востребованной специальности просто так на рынке труда «взять» нельзя, тем более «в нужный момент». Его можно либо вырастить в собственном трудовом коллективе, либо «переманить» с другого предприятия, что тоже проблематично. И решение этой проблемы всецело зависит от качества управления персоналом на конкретном предприятии.
И еще одно замечание. Исследование не учитывает, что до поступления на работу будущим работникам часто приходится сначала приобретать знания и навыки, которые необходимы им для трудоустройства. В этом случае личные средства на обучение тратятся гораздо более охотно. Кроме того, огромные бюджетные средства расходуются на прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по направлению органов службы занятости. Это и есть финансирование обучения тех самых «готовых специалистов», которых работодатели должны «взять на рынке в нужный момент».
Устинова Галина Борисовна
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 11:19
Должность: начальник отдела профориентации и профессионального обучения
Организация: Главное управление по труду и занятости населения Тверской области

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Лапина Татьяна Александровна » 29 окт 2014, 14:50

Здравствуйте, Галина Борисовна,
спасибо за вопрос и замечания.
К сожалению, данных по стоимости обучения в массиве РМЭЗ нет, так как опрашиваются работники, а они, как правило, не знают сколько стоит тот или иной курс, оплаченный работодателем. Я абсолютно согласна, что стоимость образовательных услуг напрямую влияет на величину спроса со стороны работников.

Устинова Галина Борисовна писал(а):Уважаемая Татьяна Александровна!
В ходе Вашего исследования определялась ли средняя стоимость обучения? На мой взгляд, анализ средней стоимости обучения и за счет средств предприятия, и за счет личных средств работников, в том числе по отраслям экономики, дало бы очень много информации для понимания происходящих процессов.
Например, в 2006 году средняя стоимость профессионального обучения безработных граждан в нашей области составила 2,9 тысяч рублей (за 2003 год данных у меня, к сожалению, нет), а в 2013 году – 13,7 тыс. рублей. В то же время средняя заработная плата в 2006 году составляла 10,63 тысячи рублей (данные из Интернета), а в 2013 году – 29,94 тысячи рублей. Т.о. в среднем размере заработной платы доля затрат на обучение выросла с 27% до 46%. Следовательно уменьшение доли работников, обучающихся за счет собственных средств по профилю своей профессиональной деятельности, совершенно закономерно. Тем более, если работодатель не гарантирует по результатам такого обучения повышения заработной платы.
Конечно, интересно было бы сравнить, как за это время изменилась средняя доля затрат на обучение работников в составе расходов предприятий. Полагаю, что, несмотря на указанный в статье рост доли работников, обучавшихся за счет средств предприятия, доля затрат на такое обучение в общих расходах предприятий все-таки снижается.
Также хочу заметить, что, как правило, готового специалиста с хорошей профессиональной подготовкой и уровнем квалификации по востребованной специальности просто так на рынке труда «взять» нельзя, тем более «в нужный момент». Его можно либо вырастить в собственном трудовом коллективе, либо «переманить» с другого предприятия, что тоже проблематично. И решение этой проблемы всецело зависит от качества управления персоналом на конкретном предприятии.
И еще одно замечание. Исследование не учитывает, что до поступления на работу будущим работникам часто приходится сначала приобретать знания и навыки, которые необходимы им для трудоустройства. В этом случае личные средства на обучение тратятся гораздо более охотно. Кроме того, огромные бюджетные средства расходуются на прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан по направлению органов службы занятости. Это и есть финансирование обучения тех самых «готовых специалистов», которых работодатели должны «взять на рынке в нужный момент».
Татьяна Александровна Лапина,
к.э.н., доцент кафедры Экономики и социологии труда
Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского
e-mail: Lapinaomgu@gmail.com
Лапина Татьяна Александровна
 
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 28 окт 2014, 11:10
Должность: Доцент кафедры Экономики и социологии труда
Организация: Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Re: Лапина Т.А. "Анализ источников финансирования обучения персонала"

Сообщение Борисова Алена » 30 окт 2014, 06:20

Спасибо, Татьяна Александровна, за ответ.
Борисова Алена
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 29 окт 2014, 18:49
Должность: доцент
Организация: НГТУ


cron