Лапина Татьяна Александровна писал(а):Здравствуйте, коллеги!
Вы пишите, что необходим обязательный учет менталитета российского общества для решения проблем инвестирования в человеческий капитал.
Поясните, пожалуйста, какие особенности менталитета населения России могут способствовать решению изучаемой Вами проблемы?
Спасибо
Уважаемая Татьяна Александровна и Владимир Валентинович!
Благодарим Вам за проявленный к нашему докладу интерес.
Поскольку оба ваших вопроса затрагивают одну и ту же тему: тему специфического российского менталитета в части образования, позволим себе предложить вам общий ответ.
Сегодня ни для кого не является секретом, что большая часть российского общества - вне зависимости от уровня доходов, места проживания, социального статуса и т.д.- ориентирована на получение высшего профессионального образования. И не только ориентирована умозрительно, но и делает все возможное для осуществления своих устремлений. Если обратиться к данным официальной статистики, то можно увидеть выраженную многолетнюю тенденцию резкого перераспределения обучающихся по различным образовательным уровням в пользу высшего профессионального образования. Соответственно, возникают перекосы и в плане инвестирования и в плане использования сформированного человеческого капитала. Как отмечает известный исследователь проблем человеческого капитала Р.И.Капелюшников: "Из-за постепенной девальвации высокой формальной подготовки ее обладателям придется во все больших масштабах перемещаться на рабочие места, которые не требуют высокой квалификации и которые до того занимали работники с более низкой формальной подготовкой. Еще опаснее, если значительная часть дипломированной рабочей силы окажется вообще вытесненной с рынка труда. В результате вместо высокопродуктивной экономики знаний в России может сформироваться экономика невостребованных знаний (или даже псевдознаний)".
Таким образом, становится очевидно, что инвестиции в образование, как ключевую составляющую человеческого капитала (по объему, направленности) напрямую связаны с государственной политикой в области образования, и именно в той ее части, которая должна отвечать за популяризацию и пропаганду рабочих профессий и специальной среднего технического уровня. Речь идет о мерах государственного воздействия на распределение потоков молодежи по уровням получаемого образования.
Что касается формилизации учета фактора менталитета, то, думается, что он вряд ли может быть подвержен таковой.
С уважением,
С.А.Иванов, Н.Н.Шестакова