Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Оргкомитет » 30 окт 2013, 11:31

Изображение
    Арсентьева Нина Михайловна
    Город: Новосибирск
    Организация: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук
    Должность: научный сотрудник
    E-mail: ars@ieie.nsc.ru
Изображение
    Харченко Ирина Игоревна
    Город: Новосибирск
    Организация: Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук,
    Должность: старший научный сотрудник, кандидат социологических наук
    E-mail: kharchen@ieie.nsc.ru

Загрузить текст доклада: http://labourmarket.ru/conf10/reports/arsentjeva_harchenko.doc
Оргкомитет
 
Сообщения: 100
Зарегистрирован: 15 окт 2013, 12:08
Должность: Администратор Интернет-конференции
Организация: Петрозаводский государственный университет, Центр бюджетного мониторинга

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М.- гл. специалист Минтруда » 30 окт 2013, 15:58

Нина Михайловна и Ирина Игоревна, спасибо за предоставленные материалы.

Уважаемые коллеги, Вы пишите в статье, что система профессионального образования, обслуживая запросы населения, вносит свой вклад в сохранение существующих диспропорций. В чем это выражается. В том, что подготовка кадров идет в отрыве от потребностей экономики. Или в чем-то другом (неудовлетворительная профориентационная работа, слабая аналитическая и мониторинговая деятельность). Поясните, пожалуйста.
Шумилова Т.М.- гл. специалист Минтруда
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М. » 30 окт 2013, 21:52

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, в связи с тем, что население уже сделало свой выбор в пользу наиболее доходных (с его точки зрения) профессий и занятий, адресуя свой «заказ» системе профессионального образования, как вы считаете, какие ожидания у населения могут быть в будущем, скажем к 2020 году.
Шумилова Т.М.
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М. » 30 окт 2013, 22:00

Уважаемые коллеги, еще раз здравствуйте. То, что доля вузов в общей численности обучающихся в системе профессионального образования (все формы обучения в государственном и негосударственном секторе) увеличилась с 63,0% до 73,3%, объясняется необходимостью в условиях рынка быть конкурентоспособным, т.е. соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Как Вы считаете в среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, или динамика стабилизируется? Спасибо.
Шумилова Т.М.
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М. » 30 окт 2013, 22:05

Уважаемые Нина Михайловна и Ирина Игоревна, коллеги, в статье вы пишите, что отечественная экономика, находится на рельсах не только модернизации, но и реиндустриализации. В чем, в каких секторах и видах деятельности это наблюдается. Какие профессиональные ниши этот процесс затрагивает?
Шумилова Т.М.
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М. » 30 окт 2013, 22:14

Уважаемые Нина Михайловна и Ирина Игоревна, хочу спросить вас вот о чем. Как так получается, что население сделав выбор в пользу наиболее доходных (с его точки зрения) профессий и занятий, все-таки идет учиться по профессиям, по которым нет спроса или он ограничен. Так, вы пишите, что среди обратившихся в службу занятости выпускников вузов преобладали представители гуманитарных, социальных, экономических и управленческих специальностей; заметим, что суммарный прием в вузы на эти специальности (включая «образование») продолжает превалировать в общем приеме (54,6% от приема на все формы обучения в государственные вузы в 2012 г.), и составляет весьма многочисленную группу среди принятых на дневные отделения (соответственно 43,8% приема на дневные отделения вузов).
Шумилова Т.М.
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Шумилова Т.М. » 30 окт 2013, 22:20

Уважаемые Нина Михайловна и Ирина Игоревна, хочу вас поблагодарить за отличный материал, который может использоваться профконсультантами и педагогами для объяснения молодежи, в т.ч.выпускникам, перспектив на рынке труда и образовательных услуг.

С наилучшими пожеланиями успехов, Шумилова Т.М.
Шумилова Т.М.
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Васильева Ирина Валерьевна » 30 окт 2013, 23:21

Уважаемые коллеги, большое Вам спасибо за статью. Очень понравилась.Однако, Вы критикуете создаваемые ресурсные центры по подготовке рабочих кадров. Считаю, что такие центры имеют современное оборудование, технологии и программы. Разве они не являются альтернативой учреждений профессионального образования, где старая материально-техническая база, и где преподавательский состав иногда по количеству больше, чем ученический?
Васильева Ирина Валерьевна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 окт 2013, 09:54
Должность: главный специалист
Организация: министерство труда, занятости и кадровой политики Калужской области

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Харченко Ирина Игоревна » 31 окт 2013, 13:35

Шумилова Т.М. писал(а):Уважаемые коллеги, еще раз здравствуйте. То, что доля вузов в общей численности обучающихся в системе профессионального образования (все формы обучения в государственном и негосударственном секторе) увеличилась с 63,0% до 73,3%, объясняется необходимостью в условиях рынка быть конкурентоспособным, т.е. соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Как Вы считаете в среднесрочной перспективе эта тенденция сохранится, или динамика стабилизируется? Спасибо.


Уважаемая Татьяна Михайловна, большое Вам спасибо за вопрос.
Я с Вами согласна, что доля вузов в структуре всех студентов и учащихся системы профессионального образования уже сейчас выглядит вопиюще (хотя мы привели в статье данные только по Новосибирской области). В чем причины? Во-первых, это отголоски мировой тенденции массовизации высшего образования, хотя в странах старого света эта тенденции не означает практически 90% ориентации выпускников 11-х классов на вузы (как у нас), там образовательные траектории молодежи более растянуты во времени. Во-вторых, такая ситуация в России обусловлена конечно во многом внутренними причинами: 1) прибавился еще один год обучения в вузе за счет магистратуры (хотя убавился 1 год для бакалавров), соответственно в случае расширения магистратуры увеличится и доля студентов вузов. Демографический спад численности основной когорты молодежи студенческого возраста заставит вузы искать новые формы привлечения людей на второе высшее образование и лиц с СПО или НПО на первое высшее. По моему мнению вузы менее всего пострадают от демографического спада. Более пострадают учреждения СПО и НПО поскольку наряду с объективными демографическими причинами на них осуществляется большое давление Системы ("оптимизация", подушевое финансирование, снижение их "рейтинга" с федерального на региональный, др.). Кроме того, вузы начинают "играть на чужом поле", открывают свои отделения СПО и даже НПО. Делать точный прогноз я не берусь, но,по-видимому, доля вузов в структуре будет продолжать расти (в общей численности студентов, приеме, выпуске). 2) другой фактор - информатизация общества, делающая высшее образование еще более привлекательным и "гибким", несмотря на то, что есть серьезные проблемы трудоустройства по профессии. Напротив, для привлекательности СПО и НПО за последние 20 лет реформ на федералном уровне не сделано ничего (данная задача переложена полностью на плечи персонала этих учебных заведений). Экономическая ситуация также не способствует тому, чтобы молодежь выбирала рабочие и технические специальности средней квалификации (до сих многие предприятия предлагают выпускникам после ПУ или колледжа МРОТ или отраслевой минимальный тариф). Харченко Ирина Игоревна.
Харченко Ирина Игоревна
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 30 окт 2013, 11:46
Должность: старший научный сотрудник
Организация: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Гость » 31 окт 2013, 13:50

Шумилова Т.М. писал(а):Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, в связи с тем, что население уже сделало свой выбор в пользу наиболее доходных (с его точки зрения) профессий и занятий, адресуя свой «заказ» системе профессионального образования, как вы считаете, какие ожидания у населения могут быть в будущем, скажем к 2020 году.

Надеюсь, что в при ответе на предыдущий вопрос я уже дала ответ на этот
Гость
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Гость » 31 окт 2013, 15:01

Шумилова Т.М. писал(а):Уважаемые Нина Михайловна и Ирина Игоревна, хочу спросить вас вот о чем. Как так получается, что население сделав выбор в пользу наиболее доходных (с его точки зрения) профессий и занятий, все-таки идет учиться по профессиям, по которым нет спроса или он ограничен. Так, вы пишите, что среди обратившихся в службу занятости выпускников вузов преобладали представители гуманитарных, социальных, экономических и управленческих специальностей; заметим, что суммарный прием в вузы на эти специальности (включая «образование») продолжает превалировать в общем приеме (54,6% от приема на все формы обучения в государственные вузы в 2012 г.), и составляет весьма многочисленную группу среди принятых на дневные отделения (соответственно 43,8% приема на дневные отделения вузов).

,
Уважаемая Татьяна Михайловна, пойти учиться не напрестижную(недоходную) профессию - не означает дальнейшую работу по ней. Согласитесь, в 21 веке остаться без професии вообще не мыслимо, это не в русле мировых трендов. К тому же многие вузы обещают дать паралелльно к профессии, скажем инженера-механика. еще и профессию какого-нибудь менеджера ( нередко обманывая в этом). Непрестижные факультеты, конечно, подбирают. условно говоря, "остатки с барского стола"(ради бога, без всяких обид!) - тех абитуриентов, которые не прошли на другие профессии. По нашему мнению именно на этой основе и формируется тот значительный контингент, который никогда не работал по приоблетенной профессии
Гость
 

Re: Арсентьева Н.М., Харченко И.И. "«Вклад» системы профессионального образования в диспропорции на региональном рынке труда: тенденции последних лет"

Сообщение Гость » 31 окт 2013, 15:32

Васильева Ирина Валерьевна писал(а):Уважаемые коллеги, большое Вам спасибо за статью. Очень понравилась.Однако, Вы критикуете создаваемые ресурсные центры по подготовке рабочих кадров. Считаю, что такие центры имеют современное оборудование, технологии и программы. Разве они не являются альтернативой учреждений профессионального образования, где старая материально-техническая база, и где преподавательский состав иногда по количеству больше, чем ученический?


Уважаемая Ирина Валерьевна, современное оборудование - это,конечно, прекрасно. Но сейчас в эти ресурсные центры принимают сразу после школы готовят т.называемые квалифицированные кадры. В то же время школа не дает необходимых теоретических знаний по материаловедению,электротехнике, физике, технике безопасности и др. Без этого достичь требуемой (или заявленной) квалификации в столь короткие сроки не поможет никакое оборудование.По крайней мере, так утверждают сами директора (некоторые из них) тех самых ресурсных центров. Насчет старой материально=технической базы ПУ согласна. Ведь квалификация - это умение, набиремое на практике, причем в прямой зависимости от времени этой практики. А здесь такие короткие сроки! Первичная специализация -1-5 мес.(это весь срок обучения! включая практику!), переподготовка -1,5 мес. (до 4-го разряда), вторичная переподготовка - 2 недели (до 6-го разряда). Большие у нас сомнения относительно уровня квалификации.
Гость
 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

 
 
cron