АКТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ :: НОВОСТИ
[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]







Новости

Вступительное слово Владимира Владимировича Путина на встрече с членами Совета законодателей

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня наш разговор, как сказал Сергей Михайлович [Миронов], – о законодательном обеспечении подготовки и переподготовки специалистов для нужд российской экономики, для государственной службы.

Значение этого направления вашей законодательной работы в последнее время серьезно возросло. И, надо отметить, многое, конечно, нами сделано.

Так, в сжатые сроки создана правовая база участия в нацпроекте «Образование» инновационных вузов, техникумов, училищ, других учреждений. Более эффективных правовых решений потребовала модернизация самой системы образования. Законодательно установлена обязательность среднего (полного) общего образования.

И тем не менее главные, первостепенные задачи по подготовке специалистов связаны с требованиями рынка труда. И стабильно растущая российская экономика сегодня прежде всего нуждается в кадрах инженерно-технических, рабочих специальностей.

Их дефицит уже остро ощущается в стройиндустрии, инфраструктурном комплексе, некоторых других сферах. Кроме того, спрос на квалифицированные рабочие руки растет в машиностроении и металлообработке, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальной сфере.

При этом экономика предъявляет все более высокие требования к качеству подготовки специалистов. По мнению работодателей, выпускники профучилищ, лицеев, колледжей и техникумов далеко не в полной мере удовлетворяют современным профессиональным требованиям. И неудивительно, что условием приема на работу часто становится не образование как таковое, не диплом и не набор знаний, а прежде всего стаж работы по специальности, стаж практической деятельности. В такой ситуации молодым выпускникам довольно тяжело трудоустроиться. И рабочих рук не хватает, и люди попадают в трудную ситуацию.

Эти проблемы уже обсуждались на заседаниях Совета по нацпроектам, на встречах с представителями бизнес-сообщества, в других форматах. И, как вы знаете, были предложены варианты их законодательного решения.

Теперь региональные законодательные собрания должны самым активным образом включиться в эту работу. Очень вас об этом прошу. Ведь предоставление начального и среднего профобразования (за некоторыми исключениями, о которых вы знаете) отнесено к ведению регионов еще в 2003 году. В этой связи хотел бы привлечь ваше внимание к ряду узловых, как мне кажется, моментов.

Во-первых, сама система подготовки кадров – структура ее направлений, специальностей и профессий – должна отвечать современным потребностям рынка труда.

Одновременно с этим вся система профобразования должна становиться более вариативной, более гибкой, мобильной. Она должна быть готова к тому, чтобы своевременно отвечать на меняющиеся запросы рынка и экономики.

В этом, прежде всего, поможет переход на подушевое финансирование – не единственный способ улучшения ситуации, но достаточно эффективное сегодня средство улучшения ситуации в этой сфере. Учреждения должны конкурировать за привлечение учащихся, а значит, стремиться к повышению качества образовательных услуг. И потому региональные программы профобразования нужно ориентировать именно на эти – экономические – принципы.

Во-вторых, надо повышать привлекательность отдельных специальностей и делать доступным обучение по дефицитным в ваших территориях профессиям. Здесь можно подумать о повышенных стипендиях и иных формах доплат из бюджетов регионов.

В-третьих, нужно адаптировать к требованиям производства стандарты профессионального образования: начального, среднего и высшего – и повысить самостоятельность учреждений в выработке образовательных программ. Я просто знаю по очень многим учебным заведениям, административные структуры без большого энтузиазма часто отдают свои полномочия на уровень учебных заведений. Я прошу вас обратить на это внимание. Это требует того, чтобы подталкивать движение в нужном направлении.

И, конечно, надо поднять требования и к качеству подготовки управленческих кадров. Вы знаете, в России уже создаются бизнес-школы мирового уровня. В настоящее время они учреждены в Москве и Санкт-Петербурге. Но управленцев высокого уровня надо готовить не только в центре, не только в столичных городах – необходимо поддержать это направление и в регионах.

По всем направлениям обучения следует активно использовать и передовой зарубежный опыт, образовательные технологии, в том числе не бояться приглашать на работу в наши образовательные учреждения и ведущих зарубежных преподавателей, и специалистов. Но, конечно, это потребует финансового обеспечения. Это не те деньги, которые мы должны жалеть на решение таких масштабных задач. Они принесут свою отдачу. Но, разумеется, это должны быть классные специалисты. Если уж платить им, то надо знать, за что.

Сегодня многое в подготовке специалистов зависит от бизнеса. Это основной заказчик кадров. И дальнейшее развитие системы профобразования в немалой степени определяется эффективностью частно-государственного партнерства. И задача законодательных собраний регионов – помочь сформировать его правовую базу. В частности, правовые нормы регионального уровня нужны для участия работодателей в прогнозировании и мониторинге потребностей рынка труда.

Надо укреплять и правовую базу участия работодателей в попечительских советах, а также в разработке рейтингов и других форм независимой оценки образовательных учреждений. Это очень важное направление. Нужна независимая экспертиза того качества, которое предъявляют учебные заведения на рынок.

Кроме того, важно найти действенные правовые стимулы для привлечения частных инвестиций в развитие материально-технической базы учреждений. Вы знаете, в рамках нацпроекта «Образование», о котором я упоминал неоднократно сегодня, господдержку уже получили инновационные училища, лицеи, техникумы и колледжи. Для модернизации всей системы подготовки и переподготовки специалистов надо оснащать и другие образовательные центры – те, которые готовят кадры по востребованным в регионах специальностям.

Сегодня следует шире привлекать предприятия и работодателей к организации производственной практики. Было бы неплохо вспомнить о хорошо забытом, старом способе обучения специалистов непосредственно на предприятиях, в том числе и за счет государства. При этом заказчиком специалистов могло бы выступить и само предприятие. Такой опыт есть, и в некоторых странах уже именно так обучают молодых людей.

В завершение хотел бы затронуть еще одну важную тему. В подготовленных специалистах остро нуждается не только экономика, но и в не меньшей степени наши государственные органы, муниципалитеты, особенно после или в ходе проведения соответствующих реформ на муниципальном уровне. Определенные шаги на этом направлении сделаны. Так, начиная с 2008 года, переподготовка федеральных гражданских служащих будет идти на основе государственного заказа. А в перспективе нужно ставить задачу формирования целостной и постоянно действующей системы подготовки кадров для государственной и муниципальной службы. Рассчитываю, что ваш Совет уделит самое пристальное внимание вопросам создания правовой базы подготовки в стране современных служащих.

Это все, что я хотел бы сказать вначале. Я с большим интересом и вниманием послушаю ваши выступления и в завершение скажу несколько слов.

Спасибо вам большое за внимание.

В. ПУТИН

9 октября 2007 года, Москва, Совет Федерации